В археологии, рок - искусство является антропогенными маркировками, размещенных на естественных поверхностях, обычно вертикальные каменные поверхности. Большая часть сохранившихся исторических и доисторических наскальных изображений находится в пещерах или частично закрытых каменных убежищах ; этот вид также можно назвать наскальным искусством или теменным искусством. Наскальное искусство является глобальным явлением и встречается во многих регионах мира с разнообразными культурными особенностями. Он создавался во многих контекстах на протяжении всей истории человечества. В техническом отношении к основным группам относятся: петроглифы, вырезанные или вырезанные на поверхности скал, наскальные рисунки и скульптурные наскальные рельефы. Другая техника создает геоглифы, которые формируются на земле. Самые старые известные наскальные изображения датируются периодом верхнего палеолита и были обнаружены в Европе, Австралии, Азии и Африке. Антропологи, изучающие эти произведения искусства, полагают, что они, вероятно, имели магико-религиозное значение.
Археологическая субдисциплина изучения наскального искусства впервые возникла в конце XIX века среди франкоязычных ученых, изучающих наскальное искусство верхнего палеолита, обнаруженное в пещерных системах некоторых частей Западной Европы. Наскальное искусство по-прежнему имеет значение для коренных народов в различных частях мира, которые рассматривают их как священные предметы и как важные компоненты своего культурного наследия. Такие археологические памятники могут стать важным источником культурного туризма и использоваться в популярной культуре из-за своих эстетических качеств.
Буддийская резьба по камню на реке Или, КазахстанТеменное искусство - это термин для искусства в пещерах, определение обычно распространяется на искусство в каменных убежищах под выступами скал. В народе это называется «наскальное искусство» и является подмножеством более широкого термина, наскального искусства. Это в основном на каменных стенах, но может быть на потолках и полах. При его создании использовались самые разные техники. Этот термин обычно применяется только к доисторическому искусству, но его можно использовать для искусства любой даты. Защищенное теменное искусство имело гораздо больше шансов выжить в течение очень долгих периодов, и то, что сохранилось сейчас, может представлять лишь очень небольшую часть того, что было создано.
И париетальное, и наскальное искусство относятся к наскальным рисункам, рисункам, гравюрам, резьбе и клювым произведениям искусства внутри пещер и каменных убежищ. Как правило, они либо выгравированы (по сути, это означает поцарапаны), либо окрашены, либо они созданы с использованием комбинации двух техник. Теменное искусство очень широко встречается во всем мире, и во многих местах обнаруживаются новые образцы.
Отличительной чертой наскального искусства является то, что оно помещено на естественные каменные поверхности; этим он отличается от произведений искусства, размещенных на построенных стенах, или отдельно стоящей скульптуры. Таким образом, наскальное искусство является формой ландшафтного искусства и включает в себя рисунки, размещенные на гранях валунов и утесов, стенах и потолках пещер, а также на поверхности земли. Наскальное искусство - это глобальное явление, которое можно найти во многих различных регионах мира. Есть разные формы наскального искусства. Некоторые археологи также считают ямы и бороздки в скале, известные как купулы, чашки или кольца, формой наскального искусства.
Хотя есть исключения, большая часть наскальных изображений, создание которых было зарегистрировано этнографами, была создана во время ритуалов. Таким образом, изучение наскального искусства является составной частью археологии религии.
В современном мире наскальное искусство служит множеству целей. В некоторых регионах он остается духовно важным для коренных народов, которые рассматривают его как важный компонент своего культурного наследия. Он также служит важным источником культурного туризма и, следовательно, источником экономического дохода в некоторых частях мира. Таким образом, изображения, взятые из наскальных рисунков, появились на памятных вещах и других артефактах, проданных в рамках туристической индустрии.
В большинстве климатических случаев только картины в защищенных местах, особенно в пещерах, сохранились в течение длительного времени. Поэтому их обычно называют «наскальными рисунками», хотя многие из них выживают в «каменных убежищах» или на скалах под нависанием. В доисторические времена они часто были популярными местами для различных целей человека, обеспечивая укрытие от непогоды, а также света. Возможно, на более открытых участках было гораздо больше картин, которые сейчас утеряны. Пиктограммы - это картины или рисунки, размещенные на скале. Такие произведения искусства обычно создавались с использованием минеральных земель и других природных соединений, встречающихся в большей части мира. Преимущественно используемые цвета - красный, черный и белый. Красная краска обычно получается с помощью молотой охры, а черная краска обычно состоит из древесного угля или иногда из минералов, таких как марганец. Белая краска обычно создается из натурального мела, каолинитовой глины или диатомита. После получения пигментов их измельчали и смешивали с жидкостью, такой как вода, кровь, моча или яичный желток, а затем наносили на камень в виде краски с помощью кисти, пальцев или штампа. В качестве альтернативы пигмент можно было нанести сухим способом, например, углем. В некоторых обществах сама краска имеет символическое и религиозное значение; например, среди групп охотников-собирателей в Калифорнии краской разрешалось продавать только групповым шаманам, тогда как в других частях Северной Америки слово «краска» было таким же, как слово «сверхъестественный дух».
Одна из распространенных форм пиктограмм, которая встречается во многих, хотя и не во всех культурах, производящих наскальное искусство, - это отпечаток руки. Есть три формы этого; Первый включает в себя покрытие руки влажной краской, а затем нанесение ее на камень. Во втором случае на руку наносится рисунок, который затем, в свою очередь, наносится на поверхность. Третий метод заключается в том, что сначала руку прикладывают к панели, а затем на нее через трубку обдувают сухую краску, что схоже с нанесением краски с помощью аэрографа или окраски распылением. Получившееся изображение представляет собой негативный отпечаток руки, который в австралийской археологии иногда называют « трафаретом ». Миниатюрные картины с трафаретами были найдены в двух местах в Австралии и в одном в Индонезии.
Петроглифы - это гравюры или вырезанные на скале, оставленные на месте. Они могут быть созданы с помощью различных техник царапания, гравировки или резьбы, часто с использованием твердого отбойного камня, который бьет по поверхности камня. В некоторых обществах выбор молоткового камня сам по себе имеет религиозное значение. В других случаях наскальные рисунки выклевываются непрямыми ударами, поскольку второй камень используется как долото между отбойным молотком и панелью. Третья, более редкая форма гравировки наскального искусства заключалась в надрезании или царапании поверхности камня каменным отщепом или металлическим лезвием. Мотивы, созданные с помощью этой техники, имеют тонкие линии и часто трудноразличимы.
Обычно встречающийся в грамотных культурах, каменный рельеф или высеченный в скале рельеф - это рельефная скульптура, вырезанная на твердой или «живой скале», такой как скала, а не на отдельном куске камня. Они относятся к категории наскального искусства и иногда встречаются в сочетании с высеченной в скалах архитектурой. Однако они, как правило, опускаются в большинстве работ по наскальному искусству, которые сосредоточены на гравюрах и картинах доисторических народов. Некоторые из таких работ используют естественные контуры скалы и используют их для определения изображения, но они не представляют собой рукотворных рельефов. Наскальные рельефы создавались во многих культурах и имели особенно важное значение в искусстве Древнего Ближнего Востока. Рельефы скал, как правило, довольно большие, так как они должны быть впечатляющими на открытом воздухе. У большинства из них фигуры больше натурального размера, а у многих цифры кратны натуральному размеру.
Стилистически они обычно связаны с другими типами скульптуры из соответствующей культуры и периода, и, за исключением хеттских и персидских примеров, они обычно обсуждаются как часть этой более широкой темы. Вертикальный рельеф является наиболее распространенным, но встречаются и рельефы по существу на горизонтальных поверхностях. Этот термин обычно исключает рельефные рисунки внутри пещер, естественные или созданные руками человека, которые особенно встречаются в Индии. Природные скальные образования, превращенные в статуи или другие круглые скульптуры, наиболее известные из них на Великом Сфинксе в Гизе, также обычно исключаются. Рельефы на больших валунах, оставленных на их естественном месте, такие как рельеф хеттов Имамкуллу, вероятно, будут включены, но более мелкие валуны могут называться стелами или резными ортостатами.
Фигуры Земли - это крупные узоры и мотивы, созданные на поверхности камня. Их можно классифицировать по способу изготовления. Инталии создаются путем соскабливания тротуаров пустыни (галька, покрывающая землю), чтобы выявить негативное изображение на скальной породе внизу. Самый известный пример такого глубокого наскального искусства - линии Наска в Перу. Напротив, геоглифы - это позитивные изображения, которые создаются путем нагромождения камней на поверхности земли, что приводит к появлению видимого мотива или рисунка.
Традиционно отдельные надписи называются мотивами, а группы мотивов - панелями. Последовательности панелей рассматриваются как археологические памятники. Однако этот метод классификации наскального искусства стал менее популярным, поскольку навязываемая структура вряд ли имела какое-либо отношение к создателям искусства. Даже слово «искусство» несет в себе множество современных предубеждений относительно назначения этих элементов.
Наскальное искусство можно найти в широком географическом и временном пространстве культур, возможно, для обозначения территории, для записи исторических событий или историй или для помощи в проведении ритуалов. Некоторые виды искусства, кажется, изображают реальные события, в то время как многие другие примеры кажутся полностью абстрактными.
Доисторические наскальные изображения не были чисто описательными. Каждый мотив и рисунок имели «глубокое значение», которое не всегда понятно современным ученым.
Во многих случаях создание наскального искусства само по себе было ритуальным актом.
В эпоху верхнего палеолита Европы наскальные изображения создавались внутри пещерных систем народами охотников-собирателей, населявших континент. Самый старый известный пример - пещера Шове во Франции, хотя были обнаружены и другие пещеры, в том числе Ласко во Франции, Альта Мира в Испании и скалы Кресвелл в Великобритании и Гротта дель Дженовезе на Сицилии.
Постпалеолитические наскальные рисунки Балма-дей-Черви (итальянские западные Альпы): антропоморфные фигуры и точки (усилено DStretch)Позднее доисторическое наскальное искусство Европы было разделено археологами на три региона. В Атлантической Европе, прибрежном побережье на западе континента, которое простирается от Иберии до Франции и охватывает Британские острова, от неолита до позднего бронзового века создавалось множество различных наскальных рисунков. Второй областью континента, где сохранилась значительная традиция наскального искусства, была альпийская Европа, где большинство произведений искусства было сосредоточено на южных склонах горного региона, на территории нынешней юго-восточной Франции и северной Италии.
Наскальные рисунки встречаются во всех частях Южной Африки, где есть скальные выступы с гладкой поверхностью. Среди этих мест - пещерный песчаник Натала, Фри-Стейт Орандж и Северо-Восточный Кейп, гранит и песчаник Ватерберг в Северном Трансваале и песчаник Столовой горы в Южном и Западном Кейптауне.
Самый старый достоверно датированный наскальный рисунок в Америке известен как «Возбужденный маленький человек». Это петроглиф, изображающий фигурку с огромным фаллосом, вырезанный в Лапа-ду-Санту, пещере в центрально-восточной части Бразилии. Самым важным местом является национальный парк Серра-да-Капивара в штате Пиауи. Это объект всемирного наследия ЮНЕСКО с самой большой коллекцией на американском континенте и одной из самых изученных.
Наскальные рисунки или пиктограммы расположены во многих районах Канады. Существует более 400 памятников оджибвея от северного Саскачевана до реки Оттава.
Искусство коренных народов Австралии представляет собой старейшую непрерывную традицию искусства в мире. В Австралии более 100 000 зарегистрированных мест наскального искусства.
Самая старая твердо датированная картина наскального искусства в Австралии - это рисунок углем на фрагменте скалы, найденный во время раскопок скального убежища Наварла Габарнманг на юго-западе Арнемленда в Северной территории. Датируемый 28000 лет, он является одним из старейших известных произведений наскального искусства на Земле с подтвержденной датой. Наварла Габарнманг считается одной из самых обширных коллекций наскального искусства в мире и предшествует пещерному искусству Ласко и Шове - самому раннему известному искусству в Европе - как минимум на 10 000 лет.
В 2008 году на северо-западном побережье Кимберли были обнаружены наскальные изображения того, что считается тилаколеем. Поскольку считается, что Thylacoleo вымерли 45 000–46 000 лет назад (Roberts et al. 2001) (Gillespie 2004), это предполагает аналогичный возраст связанных с ними наскальных рисунков Брэдшоу. Однако археолог Ким Акерман полагает, что мегафауна могла существовать позже в рефугиумах (более влажных областях континента), как предполагал Уэллс (1985: 228), и предположил, что это гораздо более молодой возраст картин. Пигменты с «картин Брэдшоу» в Кимберли настолько стары, что стали частью самой породы, что делает невозможным определение углерода. Некоторые эксперты предполагают, что этим картинам около 50 000 лет и они могут даже предшествовать поселению аборигенов.
Наскальные рисунки Брэдшоу в регионе Кимберли в Западной АвстралииМиниатюрные наскальные рисунки, выполненные по трафарету в каменном убежище, известном как Йилбилинджи, в национальном парке Лиммен на Северной территории, являются одним из трех известных примеров такого искусства. Обычно трафаретное искусство в натуральную величину, с использованием частей тела в качестве трафарета, но 17 изображений рисунков человеческих фигур, бумерангов, животных, таких как крабы и длинношеие черепахи, волнистые линии и геометрические формы очень редки. Найденные в 2017 году археологами, единственные другие зарегистрированные образцы находятся в ручье Нильсона в Новом Южном Уэльсе и на острове Кисар в Индонезии. Считается, что рисунки могли быть созданы с помощью трафаретов из пчелиного воска.
В Новой Зеландии в Северном Отаго и Южном Кентербери есть богатый выбор наскального искусства ранних маори.
Археологическая суб-дисциплина, посвященная исследованию наскального искусства, известна как «исследования наскального искусства». Специалист по наскальному искусству Дэвид С. Уитли отметил, что исследования в этой области требуют «комплексных усилий», которые объединяют археологическую теорию, метод, полевые исследования, аналитические методы и интерпретацию.
Хотя французские археологи провели много исследований наскального искусства, англоязычная археология на протяжении десятилетий игнорировала эту тему.
Дисциплина изучения наскального искусства стала свидетелем того, что Уитли назвал «революцией» в течение 1980-х и 1990-х годов, когда все большее число археологов в англоязычном мире и Латинской Америке обратили свое внимание на эту тему. При этом они признали, что наскальное искусство можно использовать для понимания символических и религиозных систем, гендерных отношений, культурных границ, культурных изменений и происхождения искусства и верований. Одной из самых значительных фигур в этом движении был южноафриканский археолог Дэвид Льюис-Уильямс, который опубликовал свои исследования наскального искусства сан из южной части Африки, в котором он объединил этнографические данные, чтобы выявить первоначальную цель произведений искусства. Льюиса-Уильямса хвалили за то, что он поднял исследования наскального искусства в «теоретически сложную исследовательскую область» Уитли. Тем не менее, изучение наскального искусства во всем мире отличается значительными различиями во мнениях относительно уместности различных методов и наиболее актуальной и обоснованной теоретической основы.
Термин наскальное искусство появился в опубликованной литературе еще в 1940-х годах. Его также называют «наскальными рисунками», «наскальными рисунками», «наскальными рисунками», «наскальными надписями», «наскальными рисунками», «наскальными рисунками», «наскальными пластинами», «наскальными скульптурами».
Рабочая группа Всемирного архива наскального искусства ЮНЕСКО встретилась в 2011 году, чтобы обсудить базовую модель Всемирного архива наскального искусства. Хотя на сегодняшний день официальных результатов не было, различные проекты по всему миру, такие как, например, The Global Rock Art Database, направлены на то, чтобы сделать информацию о наследии наскального искусства более доступной и более заметной, чтобы помочь в осведомленности о наскальном искусстве, вопросах сохранения и сохранения.