Всего населения | |
---|---|
~ 735 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Танзания | 731 000 |
Кения | 4 400 |
Языки | |
Диалекты Паре (Асу / Часу) и Гвено : Часу, связанный с Таитой ; Gweno связанные с Taveta и чага ; Мбугу, смешанный язык кушитов и паре. | |
Религия | |
Христианин, ислам, религия коренных народов Африки | |
Родственные этнические группы | |
Люди коридора Килиманджаро |
Народ паре (произносится как «пахрай») - представители этнической группы, коренной в горах Паре на севере Танзании, части региона Килиманджаро. Исторически Пареланд был также известен своим жителям как Вуасу (Южный Паре) и Вугхону (Северный Паре). Отель расположен на одном из северных маршрутов исторической междугородней торговли Восточной Африки, соединяющего внутренние районы с побережьем Индийского океана.
Жители Вуасу ( коренное слово Асу) называются Ваасу, и они говорят на языке, известном как Часу или Ату. Жители Вугону ( Угвено на суахили ) называются Вагхону ( Вагвено на суахили ), и они говорят на языке, известном как Кигхону ( Гвено на суахили ).
Хотя когда-то составлял единую большую область Вугхону ; Нынешние жители северного Паре выделяют две подобласти, основанные на этнолингвистических различиях: говорящий на гвено на Угвено на севере и на Часу, на говорящем на Усанги на юге. Общее взаимодействие людей Паре с Ma'a ( Va-ma'a) или Mbugu людьми (этническая группа с Кушитскими происхождениями) также привела к одному из немногих действительно смешанных языков, по общему мнению, комбинируя Chasu (банту) грамматику Кушитская лексика (т.е. язык мбугу ).
Паре были основными производителями железа, на которое имелся значительный спрос со стороны народа чага и масаи, а также других соседних народов. Известные кузнецы Паре включают клан Шана ( Шана, что означает кузнец), которые сохранили эту традицию по сей день.
Паре традиционно высокоорганизованы с точки зрения обязательной общественной работы в направлении устойчивого и инклюзивного развития посредством философии, называемой мсарагамбо.
Usangi Королевство между Ugweno к северу и Mgagao на юге правили Mfumwa Sangiwa I ( Mfumwa, означающий Chief), который умер в 1923 году, Mfumwa Koshuma Sangiwa до 1928, Mfumwa Сабунь и, наконец, Mfumwa Шабан Мтенгети Sangiwa до отмены традиционное правление после обретения Танганьикой независимости.
В Угвено вождя называли манги, этот термин также использовали чага. На пике своего могущества государство Угвено возглавляло манги Мрве (верховный / верховный вождь), которому помогали управляющие советы, министры и главы округов.
Паре были также известны как создатели дождя, одним из ярких представителей которых был Мфумва Мухаммад Кибача Синго, местный правитель Саме, который умер в январе 1981 года. часто использовались те, которые были художественно вылеплены из глины или дерева и обернуты тканью и / или кожей. Недавний интерес к таким артефактам со стороны коллекционеров и исследователей обнаружил их по всему западному миру.
В этом регионе исторически проживало большое количество людей из региона Таита на территории современной Кении. Область Паре также была заселена кушитскими группами, такими как мбугу в Угвено, которые в конечном итоге ассимилировались в общины Паре. Кроме того, жители показывают, что миграция происходила взад и вперед по всему региону, и людей паре следует рассматривать как часть большей части населения, населяющей весь коридор Килиманджаро.
Эту эпоху можно охарактеризовать как «век навыков» для общин Северной Паре. Хотя об этой эпохе осталось мало свидетельств из-за «великого разрушения Шаны », записи показывают, что область Угвено (или Вугхону) была известна во всем регионе. Он находился под властью клана Шана на протяжении веков и стал известен как «Горы Мгхону » в честь раннего известного правителя Шана, в честь которого он получил свое название.
Именно мастерство кузнецов и ценные изделия из железа сделали этот район популярным, что в конечном итоге привело к притоку иностранных групп. Археологические свидетельства кузнечного дела включают предметы, собранные Гансом Фуксом в начале двадцатого века в Северном Паре и хранящиеся в этнографических коллекциях музея Напрстек в Праге - см. Ссылку: Изделия для кузнечного дела.
Кроме того, сохранились остатки специализированной ирригационной системы, обнажающие сотни оросительных водозаборов и борозд, построенных в то время. Только когда ответственность за управление ирригацией перешла от патрилиней к комитетам на уровне деревень (после обретения независимости), эти системы оказали негативное влияние на близость к краху.
Именно нарушение правила Шаны привело к недопониманию истории в современных общинах и неверному толкованию региона и его жителей ранними европейскими авантюристами и историками. В частности, в характеристике мастерства железных кузнецов на основе сообществ, переживших «гражданскую войну».
Эту эпоху можно охарактеризовать как «эпоху дисциплины и расширения» сообществ Северной Паре. Suya свергла Шану и ввела ряд реформ, которые включали строгую систему инициации и «одним из величайших централизованных систем политического управления» для коренных общин в Танзании. Это позволило королевству Угвено на севере Паре расшириться и стать самостоятельным вплоть до 19 века.
В Южном Паре, где засушливые предгорья и равнины были заселены кушитскими народами и небольшими группами, говорящими на банту, до 1700-х годов наблюдался приток иммигрантов из соседних общин, включая людей таита, а также тех, кто бежал от гражданской войны из Северного Паре. В этом регионе было отдельное правление от севера и собственная эволюция политических систем.
Немцы установили административное правление над этим районом (1881-1919), затем британская колониальная эпоха (в этом районе) продолжалась до 1963 года, когда вождество было отменено независимым правительством Танганьики.
В начале 20-го века население Южного Паре (ныне известного как Тот же Район ) оценивалось в 22 000 человек, составлявших этническую группу под названием асу или паре, говорящую на языке часу или паре. Они принадлежат к отцовской линии и в нескольких областях были организованы в небольшие вождества.
Союз Паре, образованный в 1946 году, был одним из первых этнических националистических движений Танзании, которые начали активную деятельность против колониальной системы. Среди многих жалоб была эксплуатация через производство экспортных культур, в частности сизаля и кофе. Как и многие другие этнические политические группы в Танганьике, Pare Union затем стал частью Африканской ассоциации Танганьики (TAA), которая позже в 1954 году стала Африканским национальным союзом Танганьики (TANU). партии этнической ориентации.
Моисей Синарин пишет о вкладе женщин Паре в борьбу: «Восстание женщин Паре на северо-западе Шамбаи, Танзания, произошло в начале января 1945 года и продолжалось демонстрациями до 1946 года, в которых участвовали тысячи женщин. Все началось в Усанги, одном из вождеств, когда районный комиссар прибыл для обсуждения с местным вождем. Появилась толпа из сотен (если не тысяч) женщин, требующих объяснения мбиру, системы дифференцированного налогообложения. Когда комиссар попытался уйти, не обращаясь к женщинам, они пришли в ярость и окружили собравшихся чиновников. Двумя днями позже женщины окружили дом вождя с песнями, забросали камнями чиновников и вступили в бой с полицией ». Mbiru протест народа Паре, отказывающихся платить колониальный налог в конце концов во главе с Пауло Kajiru из Мамбы. Паре в конечном итоге удалось победить эту налоговую систему и вернуться к фиксированной ставке налога в 1947 году. Это остается важным историческим событием в Танзании.
Нарушение традиций коренных народов, основанных на исторических знаниях, в эпоху колонизации не позволило оценить культурную устойчивость общин Паре. Как указано в архивных источниках и устных рассказах, изменение постколониального землепользования в горах Северного Паре повлияло на условия окружающей среды. От политики колониального лесопользования и водоснабжения отказались, что повлияло на сельских жителей во многих аспектах, включая ухудшение состояния окружающей среды и снижение управленческого потенциала. Утверждалось, что символическое значение культурных практик, например, управления деревьями, более чем укоренено в местных верованиях. Но они также имели более широкое политическое и экономическое влияние, а также распространение знаний для сохранения культуры.
С 1940-х годов Пареленды процветали благодаря росту кофейной экономики. Следовательно, современные Пареленды по танзанийским стандартам довольно процветающие, о чем свидетельствует его инфраструктура дорог, электричества, телефонов и водопровода. Главные продукты этого района - чай, кофе, сизаль и хина. Рис выращивают на заболоченных равнинах.
Старая инфраструктура, состоящая из оросительных борозд, террас, выложенных камнем, и священных лесов, находится рядом с этими новыми технологиями и показывает, что ландшафт Паре тщательно управлялся на протяжении веков. В 1890 году, например, немецкий географ похвалил каменные террасы этого района как сходные с европейскими виноградниками и заявил, что ирригационная система North Pare была «поистине великолепным достижением для первобытных людей». Утверждалось, что создание и управление Система ирригационной инфраструктуры зависела от институтов, которые могли внести свой вклад в развитие орошаемого земледелия.
Маканде - типичное блюдо племени паре, популярное во всей Танзании. Блюдо представляет собой рагу из кукурузы, красной фасоли, лука, чеснока, помидоров и куриного бульона, и обычно оно готовится в пятницу и длится до вечера воскресенья, что дает людям больше времени для общения в выходные, не беспокоясь о готовке - еда хранится в большом глиняном горшке на влажной земле, чтобы он оставался прохладным.
Кишумба - это традиционное блюдо Паре из бананов, приготовленных с красной фасолью и измельченных для получения твердой каши.
Вугаи - это традиционное блюдо паре из твердой каши, приготовленной из банана, маниоки или кукурузной муки (или их смеси). Подается с овощами, фасолью или тушеным мясом / рыбой / курицей (или с обоими, если есть). Подается с мясом / курицей и считается гостеприимным блюдом.
Женщинам после родов также дают специальную пищу для быстрого выздоровления.
До появления западной медицины были некоторые болезни, которые лечили с помощью традиционной медицины. Когда лютеранские миссионеры активно внедряли христианство и западную медицину в северном Паре, а затем и в южном Паре с начала 1900-х годов, было признано: «Люди Паре не приняли современные институты, введенные миссионерами, с такой же готовностью, как чага. Более сильная позиция местных целителей означала, что традиционная медицина никогда не отвергалась как низшая или отсталая традиция… ».
Раньше дети страдали винту ( язвой во рту) - грибковым заболеванием, которое, как считается, исходило от материнской груди. Лечили, давая ребенку овечье молоко вместо грудного.
Кируму, кируту и киньока (глазная инфекция новорожденного). Это может быть неонатальный конъюнктивит. Сок листьев растения, называемого мворе, использовался как лекарство.
Мторо (понос) сделал «ребенка худым, как дрова». Зола корня дикого банана применялась перорально в качестве лекарства.
Самым распространенным традиционным верованием в общине Паре было то, что молочные зубы ребенка вырастали из верхней челюсти; они считали, что это проклятие для общества, и поэтому убили ребенка, сбросив его с большого камня с крутым склоном, обращенным к горе.
Известно, что у жителей Паре есть множество лекарств от всех видов болезней, чему в значительной степени способствуют плодородные земли с естественной растительностью и незагрязненные земли с небольшим количеством людей.
Традиционно Вагхону отмечен черной полосой, идущей от середины лба к носу. Холостых воинов характеризовали как мускулистых, а их тела были покрыты жиром и красной глиной. У них были разные прически - полностью выбриты, подстрижены на макушке, покрыты соломой, свисающей с шеи, и закручены в тонкие дреды (наиболее распространенные). Мужчины несли копья и щиты, а на груди у них свисали кусок ткани или шкуры.
В соседнем Шигхатини миссионерам удалось сфотографировать (в 1902 году) мужчин Паре в традиционной одежде, см. Ссылку: Мужчины Паре в традиционной одежде.
Женщины носили кожаную одежду, завязанную вокруг талии. У них были спирали из железной проволоки в качестве украшений для рук и ног. Также они носили большие серьги из бус, толстые ожерелья из латуни и деревянные ушные носилки, украшенные железом.
Паре построили два типа круглых домов: (1) они использовали деревянный каркас для создания дома в форме конуса, который, вероятно, был закреплен веревками из стволов деревьев, с скатной крышей из растительного волокна, простирающейся до земли. См. Ссылку: Круглый дом 1 (2) Деревянный каркас, покрытый листьями, используется только в качестве крыши во второй модели, но каркас покрыт цементным грунтом, доступным в горах Паре, для создания круглых стен. См. Ссылку: Круглый дом 2.
Происхождение клана можно проследить по местонахождению их священных мест. Например, несмотря на то, что шана мигрировали в другие части Парленда, их священные места остаются в Угвено, что означает место их происхождения. Священные места могут называться Мпунги (для родословных), Мшиту / Мтиру (для кланов) и Ква Мригха или Ква Кивиа (для предков). В этих местах проводились различные племенные обряды, обычаи и / или посвящения.
В Танзании называть кого-то «Pare» является синонимом «скупого» или «дешевого». Даже в период экономических трудностей Танзании, Паре верил, что сводит концы с концами, принимая строгие бюджетные планы, хотя и не имея достаточных средств. Учитывая их честный и прямой характер в отношении их экономического положения, это было неправильно истолковано и стереотипно на национальном уровне. Однако в культурном отношении Паре просто стремятся быть открытыми и справедливыми, поэтому отсутствие лицемерия в объявлении своих финансов скромными и неподкупными (несмотря на все трудности) считается правильным поступком.