Параллельная вселенная, известная также как параллельное измерение, альтернативная вселенная, или альтернативная реальность, является гипотетической самодостаточной плоскостью существования, сосуществующий с одной собственных. Сумму всех потенциальных параллельных вселенных, составляющих реальность, часто называют « мультивселенной ».
Хотя эти четыре термина обычно являются синонимами и в большинстве случаев могут использоваться взаимозаменяемо, иногда термин «альтернативная вселенная / реальность» подразумевает дополнительную коннотацию, которая подразумевает, что реальность является нашим собственным вариантом, с некоторым совпадением с аналогичным по имени альтернативная история. Термин «параллельная вселенная» является более общим, не подразумевая отношения или отсутствия отношений с нашей собственной вселенной. Вселенная, в которой сами законы природы различны - например, та, в которой нет Законов движения - в целом будет считаться параллельной вселенной, но не альтернативной реальностью и концепцией между миром фантазий и Землей.
Художественная литература давно заимствовала идею «другого мира» из мифов, легенд и религии. Небеса, Ад, Олимп и Валгалла - все это «альтернативные вселенные», отличные от привычного материального царства. Платон глубоко размышлял о параллельных реальностях, что привело к Платонизму, в котором верхняя реальность совершенна, а нижняя земная реальность - несовершенная тень небесного. Нижняя реальность похожа, но с недостатками.
Эта концепция также встречается в древней индуистской мифологии, в таких текстах, как Пураны, которые выражают бесконечное количество вселенных, каждая со своими собственными богами. Точно так же в персидской литературе «Приключения Булукии», рассказ из «Тысячи и одной ночи», описывает, как главный герой Булукия изучает альтернативные миры / вселенные, которые похожи на его собственный, но все же отличаются от него.
Одним из первых примеров научной фантастики является книга Мюррея Лейнстера « Боковая сторона во времени », в которой части альтернативных вселенных заменяют соответствующие географические регионы в этой вселенной. «По бокам во времени» описывает это так, как если бы для обозначения вашего местоположения на Земле требовались координаты долготы и широты, как и время: путешествие по широте сродни путешествию во времени, перемещающемуся через прошлое, настоящее и будущее, в то время как Путешествие по долготе - это путешествие перпендикулярно времени и другим реальностям, отсюда и название рассказа. Таким образом, еще один общий термин для параллельной вселенной - «другое измерение», происходящий из идеи, что если 4-е измерение - это время, то 5-е измерение - направление под прямым углом к четвертому - являются альтернативными реальностями. Кроме того, другая идея заключается в том, что параллельная вселенная имеет свою собственную уникальность, когда то, что могло бы случиться, если бы простая материя или энергия человека были направлены другим курсом или направлением, таким образом, параллельная вселенная создает другую реальность того, что могло бы произойти.
В современной литературе параллельную вселенную можно условно разделить на две категории: чтобы разрешить истории, в которых элементы, которые обычно нарушают законы природы ; и служить отправной точкой для спекулятивной фантастики, задавая себе вопрос: «Что, если [событие] обернулось по-другому ?». Примеры первого включают Терри Пратчетт «s Discworld и CS Lewis » S Хроники Нарнии, в то время как примеры последнего включают Тертлдав «s серии мировойвойны.
Параллельная вселенная - или, точнее, продолжающееся взаимодействие между параллельной вселенной и нашей собственной - может служить центральной точкой сюжета, или ее можно просто упомянуть и быстро отбросить, выполнив свою задачу по созданию царства, не ограниченного реализмом. Вышеупомянутый Плоский мир, например, очень редко упоминает наш мир или какие-либо другие миры, поскольку размещение книг в параллельной вселенной вместо «нашей» реальности означает возможность магии на Диске. Хроники Нарнии также используют это в меньшей степени - идея параллельных вселенных поднимается, но лишь кратко упоминается во введении и финале, ее основная цель - вывести главного героя из «нашей» реальности в сеттинг книг.
Хотя это технически некорректно и отвергается фанатами и авторами научной фантастики, идея другого « измерения » стала синонимом термина «параллельная вселенная». Это использование особенно распространено в фильмах, на телевидении и в комиксах и гораздо реже в современной прозе научной фантастики. Идея параллельного мира была популяризирована в комиксах с публикацией The Flash # 123, « Flash of Two Worlds » в 1961 году.
В письменной научной фантастике «новое измерение» чаще - и точнее - относится к дополнительным координатным осям, выходящим за пределы трех пространственных осей, с которыми мы знакомы. Предлагая путешествие вдоль этих дополнительных осей, которые не являются обычно ощутимы, путешественник может достигнуть миров, которые иначе недостижимы и невидимы.
« Флэтлэнд» Эдвина А. Эбботта разворачивается в двухмерном мире.В 1884 году Эдвин А. Эбботт написал основополагающий роман, исследующий эту концепцию, под названием « Флатландия: многогранный роман». Он описывает двухмерный мир, населенный живыми квадратами, треугольниками и кругами, называемый Flatland, а также Pointland (0 измерений), Lineland (1 измерение) и Spaceland (три измерения) и, наконец, устанавливает возможности еще больших измерений.. Айзек Азимов в своем предисловии к изданию Signet Classics 1984 года охарактеризовал Флатландию как «лучшее введение в способ восприятия измерений».
В 1895 годе Машина времени по Уэллсу использовала время в качестве дополнительных «измерений» в этом смысле, принимая четырехмерный модель классической физики и интерпретацию времени как пространства-как измерение, в котором люди могли бы путешествовать с правильным оборудованием. Уэллс также использовал концепцию параллельных вселенных как следствия времени как четвертого измерения в таких историях, как «Чудесный визит» и « Люди, подобные богам», идея, предложенная астрономом Саймоном Ньюкомбом, который говорил как о времени, так и о параллельных вселенных; «Добавьте к пространству четвертое измерение, и появится место для неопределенного числа вселенных, расположенных рядом друг с другом, как для неопределенного числа листов бумаги, когда мы складываем их друг на друга».
Есть много примеров, когда авторы явно создавали дополнительные пространственные измерения, в которых их персонажи могли путешествовать и достигать параллельных вселенных. В « Докторе Кто» Доктор случайно попадает в параллельную вселенную, пытаясь отремонтировать консоль ТАРДИС в « Инферно ». Дуглас Адамс, в последней книге Автостопом по Галактике серии, основном безвредна, использует идею вероятности в качестве дополнительной оси в дополнение к классическим четырем измерениям пространства и времени, аналогичных интерпретации многих миров в квантовой физике, хотя, согласно роману, они были скорее моделью, отражающей непрерывность пространства, времени и вероятности. Роберт А. Хайнлайн в своей книге «Число зверя» постулировал шестимерную вселенную. В дополнение к трем пространственным измерениям он применил симметрию, чтобы добавить два новых временных измерения, так что будет два набора из трех. Подобно четвертому измерению «Путешественника во времени» Г. Уэллса, эти дополнительные измерения могут перемещаться людьми, использующими подходящее оборудование.
Возможно, наиболее распространенное использование концепции параллельной вселенной в научной фантастике - это концепция гиперпространства. Используется в научной фантастике, понятие «гиперпространства» часто относится к параллельной вселенной, которая может быть использована как быстрее, чем света ярлык для межзвездных путешествий. Обоснование этой формы гиперпространства варьируется от работы к работе, но есть два общих элемента:
Иногда «гиперпространство» используется для обозначения концепции дополнительных осей координат. В этой модели вселенная считается «скомканной» в каком-то более высоком пространственном измерении, и, путешествуя в этом более высоком пространственном измерении, корабль может перемещаться на огромные расстояния в обычных пространственных измерениях. Аналогия: скомкайте газету в клубок и воткните иглу прямо насквозь: игла проделает широко расставленные отверстия в двумерной поверхности бумаги. Хотя эта идея призывает к «новому измерению», это не пример параллельной вселенной. Это является более научно правдоподобно использование гиперпространство. (См. Червоточину. )
Хотя использование гиперпространства является обычным явлением, оно в основном используется в качестве сюжетного устройства и, следовательно, имеет второстепенное значение. В то время как параллельная вселенная может быть вызвана этой концепцией, природа вселенной не часто исследуется. Итак, хотя рассказы о гиперпространстве могут быть наиболее частым использованием концепции параллельной вселенной в художественной литературе, это не самый распространенный источник художественной литературы о параллельных вселенных.
Технически альтернативные истории в результате путешествий во времени не являются параллельными вселенными: в то время как несколько параллельных вселенных могут сосуществовать одновременно, в любой момент может существовать только одна история или альтернативная история, поскольку альтернативная история обычно включает, по сути, отмену исходной. график с новым. В результате перемещение между альтернативными историями невозможно без возврата временной шкалы к исходной.
Есть исключения из вышеперечисленного, и альтернативная история не обязательно перезаписывает старую. На этот счет нет никаких правил, высеченных на камне. Современные идеи путешествий во времени, такие как перезагрузка « Звездного пути» 2009 года и « Мстители: Финал», предполагают идею разветвления временных линий. Технически, если временная шкала явно не указана как стертая, она все еще существует.
Параллельные вселенные в результате путешествий во времени могут служить просто фоном или центральной точкой сюжета. «Оружие юга » Гарри Тертледова, где Конфедеративная армия получает тысячи автоматов АК-47 и в конечном итоге выигрывает Гражданскую войну в США, является хорошим примером первого, в то время как роман Фрица Лейбера « Большое время, где идет война». между двумя альтернативными вариантами будущего, манипулирующими историей, чтобы создать временную шкалу, которая приводит или реализует их собственный мир, является хорошим примером последнего.
Подчиняясь многомировой интерпретации квантовой физики, альтернативные истории в художественной литературе могут возникать как естественное явление Вселенной. В этих работах идея состоит в том, что каждый выбор, который делает каждый человек, каждый приводит к разному результату, происходит и то, и другое, поэтому, когда человек выбирает между джемом или маслом для тостов, создаются две вселенные: одна, в которой этот человек выбрал джем, и другой, где этот человек выбрал масло. Концепция «бокового» путешествия во времени, термин, взятый из « Боковой стороны во времени » Мюррея Лейнстера, используется для того, чтобы позволить персонажам проходить через множество различных альтернативных историй, все из которых происходят от некоторой общей точки ветвления.
Часто миры, которые более похожи друг на друга, считаются более близкими друг к другу с точки зрения этого бокового путешествия. Например, вселенная, в которой Вторая мировая война закончилась иначе, будет «ближе» для нас, чем та, в которой Имперский Китай колонизировал Новый Свет в 15 веке. Х. Бим Пайпер использовал эту концепцию, назвав ее «паратайм» и написав серию рассказов с участием полиции Паратайма, которая регулировала поездки между этими альтернативными реальностями, а также технологии для этого. Кейт Лаумер использовал ту же концепцию «бокового» путешествия во времени в своем романе « Миры Империума» 1962 года. Совсем недавно, романы, такие как Frederik Pohl «S Пришествие Quantum Кошки и Neal Stephenson » s Anathem изучение человеческого масштаба показания „многие миров“ интерпретация, постулировать, что исторические события или нерестится сознание человека или позволяют „путешествовать“ среди альтернативного вселенные.
Вселенной «типов» часто разведанные в бочком и альтернативных работ по истории включают в себя миры, чьи нацисты выиграли Вторую мировую войну, как в Человек в высоком замке по Филипа К. Дика, SS-GB по Лен Дейтон и Отечеству по Роберта Харриса, и миры которых Римская империя никогда не опускался, как в цыганской Eterna по Силверберг. Романитас по Sophia МакДугалл и Warlords Утопии по Лэнс Паркин.
Концепция Противоземли может показаться похожей на параллельную вселенную, но на самом деле это отдельная идея. Противоземля - это планета, которая находится на одной орбите с Землей, но находится в оппозиции, поэтому ее нельзя увидеть с Земли. Не было бы необходимости, чтобы такая планета была чем-то похожа на Землю, хотя обычно в художественной литературе она практически идентична Земле. Поскольку Противоземля находится не только в нашей Вселенной, но и в нашей Солнечной системе, ее можно достичь с помощью обычных космических путешествий.
Джерри и Сильвия Андерсон использовали эту концепцию в своем фильме 1969 года « Доппельгангер» (выпущенном за пределами Европы под названием « Путешествие на обратную сторону Солнца»), в котором астрономы обнаруживают Контр-Землю и в пилотируемой миссии, запущенной американо-европейским космическим консорциумом для исследуйте это.
Хотя это и не невозможно, идея довольно неправдоподобна - поскольку ни у одной из других планет Солнечной системы нет такого «близнеца», разделяющего свою орбиту. В течение длительного периода времени гравитационные воздействия могут сделать такую орбиту нестабильной, что приведет к столкновению или отталкиванию двух планет.
Герберт Уэллс поместил мир своей современной утопии 1903 года в нашу собственную вселенную, но гораздо дальше:
За пределами Сириуса, далеко в глубинах космоса, за пределами полета пушечного ядра, летящего в течение миллиарда лет, за пределами досягаемости невооруженного зрения, пылает звезда, которая является солнцем нашей Утопии. Для тех, кто знает, куда смотреть, с хорошим оперным стеклом, способствующим хорошему зрению, он и три человека, которые кажутся с ним в скоплении - хотя они невероятно на миллиарды миль ближе - создают лишь малейшее пятнышко света. О нем ходят планеты, как и наши планеты, но плетут другую судьбу, и на ее месте среди них находится Утопия со своей сестрой - Луной. Это планета, такая же, как наша планета, те же континенты, те же острова, те же океаны и моря, другая Фудзи-Яма прекрасна там, возвышаясь над другой Йокогамой, - а другой Маттерхорн выходит из-под ледяного беспорядка другого Теодула. Это так похоже на нашу планету, что наземный ботаник мог бы найти там все свои виды, даже самый злобный водоросль или самый отдаленный альпийский цветок... не найти его трактир!
Однако Уэллс не объяснил, как могло произойти такое точное дублирование нашего мира, и как человек может быть внезапно перенесен в мгновение ока из нашего мира в точное эквивалентное место в этом другом мире.
Конвергентная эволюция - это биологическая концепция, согласно которой неродственные виды приобретают сходные черты, потому что они адаптировались к сходной среде и / или играли сходные роли в своих экосистемах. В художественной литературе концепция расширяется, посредством чего похожие планеты приводят к расам со схожими культурами и / или историями.
Опять же, это не настоящая параллельная вселенная, поскольку такие планеты существуют в той же вселенной, что и наша собственная, но истории в некоторых отношениях схожи. Star Trek часто исследовал такие миры:
Аналогичное понятие в биологии - поток генов. В этом случае планета может начинаться иначе, чем Земля, но из-за влияния культуры Земли планета в некотором роде становится похожей на Землю. Звездный путь также часто использовал эту теорию: в « Образцах силы » обнаруживается, что планета очень похожа на нацистскую Германию из-за влияния приехавшего туда историка, который считал, что нацистский фашизм сам по себе не был злое и под доброжелательным руководством могло бы стать «хорошим правительством»; в то время как в « Части действия » команда « Энтерпрайза » посещает планету, которая, спустя 100 лет после выхода книги « Чикагские толпы двадцатых», оставленных предыдущими земными кораблями, их общество напоминает города, управляемые бандитами эпохи сухого закона США..
Смоделированные реальности - это цифровые конструкции, представленные в научной фантастике, такой как Матрица.
В 1954 году докторант Принстонского университета Хью Эверетт III предположил, что параллельные вселенные сосуществуют с нашей собственной вселенной и расходятся с ней. Теория многомиров Эверетта, как ее стали называть, была его попыткой ответить на некоторые оставшиеся без ответа вопросы, возникшие в развивающейся области квантовой материальной науки.
В фэнтези авторы часто находят способы перенести главного героя из «нашего» мира в мир фэнтези. До середины 20 века это чаще всего делалось путем сокрытия фантастических миров в неизвестных, далеких местах на Земле; крестьяне, которые редко, если вообще когда-либо, уезжали далеко от своих деревень, не могли окончательно сказать, что невозможно, чтобы людоед или другие фантастические существа могли жить в часе езды от них. Персонажи из мира автора могли сесть на корабль и оказаться на фантастическом острове, как это делает Джонатан Свифт в « Путешествиях Гулливера» или в романе « Сильверлок» 1949 года Джона Майерса Майерса, или быть затянутыми в торнадо и приземлиться в Оз. Эти истории о « затерянном мире » можно рассматривать как географические эквиваленты «параллельной вселенной», поскольку изображенные миры отделены от нашего собственного и скрыты от всех, кроме тех, кто отправляется туда в трудное путешествие. Географический «затерянный мир» может размыться в более явную «параллельную вселенную», когда фантастическое царство перекрывает часть «реального» мира, но гораздо больше внутри, чем снаружи, как в романе Роберта Холдстока « Мифаго Вуд».
Однако рост географических знаний означал, что такие места должны были быть все дальше и дальше. Возможно, под влиянием идей из научной фантастики, многие работы выбрали сеттинг, который происходит в другой, отдельной реальности. Поскольку в настоящее время невозможно добраться до этих миров с помощью обычных путешествий, общий троп - это портал или артефакт, который соединяет наш мир и мир фантазий вместе, например, гардероб в « Льве, колдунье и волшебный шкаф» К.С. Льюиса или сигила в Кейбелл «S Крем от Jest.
В некоторых случаях физическое путешествие невозможно, и персонаж в нашей реальности путешествует во сне или другом измененном состоянии сознания. Примеры включают рассказы « Цикл снов» Л. П. Лавкрафта или рассказы « Томас Ковенант» Стивена Р. Дональдсона. Часто в рассказах этого типа главной темой является природа самой реальности, и ставится под вопрос, является ли мир сновидений таким же реальным, как мир бодрствования. Научная фантастика часто использует эту тему в идеях киберпространства и виртуальной реальности.
Как упоминалось выше, форма параллельной вселенной во многих историях используется для переноса персонажа из известного мира в мир фантазий, где происходит основная часть действия. Какой бы метод ни использовался, он перестает быть важным для большей части истории до самого конца, пока главные герои не вернутся в наш мир (если они это сделают).
Однако в некоторых случаях взаимодействие между мирами является важным элементом, поэтому основное внимание уделяется не только фантастическому миру, но и нашему. Иногда намерение состоит в том, чтобы позволить им смешаться и посмотреть, что будет происходить, например, введение компьютерного программиста в большую фантазии мир, как видно в Rick Cook «s Wizardry серии, а в других случаях попытки удержать их от смешения становится основной точкой сюжета, например, в « Док Сидхе » Аарона Оллстона наш «мрачный мир» параллелен «справедливому миру», где живут эльфы, а история перекликается с нашей, где основная часть сюжета имеет дело с предотвращением изменений во взаимодействии между мирами.
Идея мультивселенной является столь же плодотворной темой для фэнтези, как и для научной фантастики, учитывая эпические сеттинги и богоподобных главных героев. Одним из примеров эпической и далеко идущей фэнтезийной «мультивселенной» является пример Майкла Муркока, который фактически назвал эту концепцию в научно-фантастическом романе 1963 года «Расколотые миры». Как и многие авторы после него, Муркок был вдохновлен интерпретацией квантовой механики множеством миров, говоря: «Эта идея витала в воздухе, как и большинство из них, и я бы натолкнулся на ссылку на нее в New Scientist (один из моих лучших друзей был тогда редактором)... [или] друзья-физики говорили бы об этом... Иногда случается так, что вы представляете эти вещи в контексте художественной литературы, в то время как физики и математики представляют их в с точки зрения науки. Я подозреваю, что это романтическое воображение, работающее, как это часто бывает, совершенно эффективно как в искусствах, так и в науках ".
В отличии от многих интерпретаций научной фантастики, Муркок в Champion Eternal история выходит далеко за рамками альтернативной истории, чтобы включить мифическую и меч и колдовство настройки, а также миры более похожую на, или же, как наш собственные.
Термин «поликосмос» был придуман как альтернатива «мультивселенной» автором и редактором Полом ле Пейджем Барнеттом (также известным под псевдонимом Джон Грант) и основан на греческих, а не латинских морфемах. Он используется Барнеттом для описания концепции, связывающей воедино ряд его работ, ее природа означает, что «все персонажи, реальные или вымышленные [...] должны сосуществовать во всех возможных реальных, созданных или воображаемых мирах; [...] они играют совершенно разные роли в своих различных проявлениях, и отношения между ними могут сильно различаться, но суть их остается той же ».
Есть много примеров мета-вымышленной идеи о том, что созданная автором вселенная (или вселенная любого автора) поднялась до того же уровня «реальности», что и вселенная, с которой мы знакомы. Эта тема присутствует в таких разнообразных произведениях, как « Люди, подобные богам» Герберта Уэллса, Сильверлок Майерса и « Число зверя» Хайнлайна. Флетчер Прэтт и Л. Спрэг де Камп приняли главный герой Harold Shea серии через миры скандинавского мифа, Эдмунд Спенсер «s Королева фей, Ариоста » s Orlando Furioso и Калевала - никогда не вполне оседание создали ли авторы эти параллельные миры, написав эти произведения, или получили впечатления от миров и записали их. В интермедии, действие которой происходит в « Занаду », персонаж утверждает, что вселенная опасна, потому что стихотворение осталось незаконченным, но было ли это его заблуждение или нет, не установлено.
Некоторые художественные подходы окончательно устанавливают независимость параллельного мира, иногда за счет того, что мир отличается от описания в книге; другие подходы имеют произведения художественной литературы создают и влияют на параллельный мир: Л. Спрэг де Камп «s Соломона камень, происходит на астральном плане, населена грез мирских людей, и Ребекка Lickiss » s Эксцентричные кругов, эльф благодарен Толкину за то, что он превратил эльфов из изящных маленьких существ. Эти рассказы часто ставят автора или авторов в целом в такое же положение, как и персонажи Желязного в «Эмбере». Вопрос в буквальном смысле, является ли письмо актом создания нового мира или актом открытия ранее существовавшего мира.
Иногда этот подход становится самореферентным, рассматривая литературный мир самого произведения как явно параллельный вселенной, в котором оно было создано. Стивен Кинг «s семитомном Dark Tower шарниров серии на существование множества параллельных миров, многие из которых являются собственные литературные произведения Кинга. В конечном итоге персонажи осознают, что они «настоящие» только в литературной вселенной Кинга (это можно обсудить как пример разрушения четвертой стены ), и даже дважды путешествуют в мир, в котором (опять же, в романе) они познакомьтесь со Стивеном Кингом и измените события в реальном мире Стивена Кинга за пределами книг. Ранний пример этого был в работах Гарднера Фокса для комиксов DC в 1960-х годах, в которых персонажи из Золотого века (который должен был быть серией комиксов во вселенной DC Comics) переходили в основные комиксы DC. Вселенная. В одном комиксе действительно объясняется, что вымышленная вселенная существует как параллельная вселенная. Параллельный мир действительно «существует» и резонирует с «реальным миром». Некоторые люди в «реальном мире» улавливают этот резонанс, получая информацию о параллельном мире, которую они затем используют для написания рассказов.
Роберт Хайнлайн, в поле Число Зверя, квантование множество параллельных вымышленные вселенные - в терминах fictons. Ряд вымышленных вселенных доступен вдоль одной из трех осей времени, к которым может получить доступ «Твистер времени» доктора Джейкоба Берроуза. Каждое изменение квантового уровня - фиктон - вдоль этой оси времени соответствует другой вселенной из одного из нескольких художественных произведений, известных всем четырем путешественникам в межуниверсальном, путешествующем во времени транспортном средстве Gay Deceiver. Хайнлайн также « ломает четвертую стену », заставляя «обоих Хайнлайнов» (Роберт и его жена Вирджиния ) посетить межуниверсальный съезд научной фантастики и фэнтези в последней главе книги. Съезд был созван в поместье персонажа Хайнлайна Лазаря Лонга на планете Тертиус, чтобы привлечь злых «Черных шляп», которые преследовали главных героев «Числа Зверя» в пространстве и времени, чтобы уничтожить доктора Берроуза и его изобретение. Хайнлайн продолжает это литературное тщеславие в «Кошке, который идет сквозь стены и плывет за закат», используя персонажей из всей своей научно-фантастической карьеры, взятых из собственных «фиктонов», чтобы объединиться в войне против «черных шляп».
Хайнлайн также написал самостоятельный роман « Работа: комедия правосудия», два главных героя которого падают из альтернативной вселенной в альтернативную вселенную (часто обнаженную), а после ряда таких приключений умирают и попадают в стереотипно фундаменталистские христианские небеса (со многими из них). его внутренние противоречия раскрыты в романе). Затем выясняется, что их мучительные приключения во вселенных были «испытанием на разрушение» их душ со стороны Локи, санкционированного Творцом, лицом христианского Бога ( Яхве ). Дьявол появляется как самый симпатичный из богов в истории, который выражает презрение к бесцеремонному обращению других богов с главными героями истории.
Таким образом, книга "Иов: комедия правосудия" звучит в теологическом измерении (хотя бы с целью высмеять евангелическое христианство) параллельных вселенных, что их существование может быть использовано Богом (или несколькими богами, Локи, похоже, сделал себя доступным). делать грязную работу Яхве в этом романе). Ему также удается иметь вымышленный ракурс мультивселенной, в котором делается отсылка к раннему научно- фантастическому рассказу Хайнлайна « Они », солипистическому рассказу, в котором реальность постоянно трансмогрифицируется за кулисами, чтобы бросить главного героя врасплох и удержать его. от видения реальности такой, какая она есть, действие которой происходило в той же вымышленной вселенной Хайнлайна, что и «Луна - суровая госпожа».
Эльфландия, или Фея, потусторонний дом не только эльфов и фей, но и гоблинов, троллей и других фольклорных существ, имеет неоднозначное выражение в фольклоре.
С одной стороны, земля часто кажется смежной с «обычной» землей. Томас Рифматор, будучи захвачен Королевой Фей, мог быть взят на путь, подобный дороге, ведущей в рай или ад.
Это касается не только английского или французского фольклора. В скандинавской мифологии Эльфландия ( Альфхейм ) также была названием того, что сегодня является шведской провинцией Бохуслен. В сагах говорилось, что люди этого маленького королевства были красивее, чем другие люди, поскольку они были родственниками эльфов, показывая, что не только территория была связана с эльфами, но и раса ее людей.
Хотя иногда кажется, что фольклор показывает вторжение фей в земли людей - « Там Лин » не показывает никаких потусторонних аспектов земли, в которой происходит противостояние - в других случаях потусторонние аспекты очевидны. Чаще всего для тех, кто попал в ловушку танца фей, время может течь иначе, чем в странах, откуда они родом; хотя, в дополнительном усложнении, это может быть только видимостью, поскольку многие возвращающиеся из Фэйри, такие как Оисин, обнаружили, что время «догоняет» их, как только они вступают в контакт с обычными землями.
Авторы фэнтези подхватили двусмысленность. Некоторые писатели изображают землю эльфов как полноценную параллельную вселенную с единственными входами в порталы - как в сериале Джозефа Шерман « Принц из серии Сидхе » или в « Защите эльфов Эстер Фриснер » - а другие изображают ее как следующую землю. более, возможно, трудно достичь магических причин - Миррлиз «s Люд-в-тумане или лорд Dunsany » s Дочь короля Эльфландии. В некоторых случаях граница между Эльфландией и более обычными землями не фиксируется. Не только жители, но и сама Фея могут влиться в более приземленные регионы. В серии « Плоский мир» Терри Пратчетта предполагается, что мир Эльфов - это «паразитическая» вселенная, которая перемещается между другими и цепляется за другие, такие как Плоский мир и наш собственный мир (называемый в романах «Круглый мир»). В юношеской книге Кэтрин Джеймс « Туман » эльфийский мир лежит через клочок тумана в лесу. Он был построен, когда эльфы были изгнаны из нашего мира. Знающие люди могут путешествовать туда и сюда, но это может иметь летальные последствия.
Исекай - это поджанр японских фэнтезийных легких романов, манги, аниме и видеоигр, в которых рассказывается о том, что нормальный человек попадает в параллельную вселенную или оказывается в ловушке в ней. Часто эта вселенная уже существует в мире главного героя как вымышленная вселенная, но она также может быть им неизвестна.
Самой известной трактовкой концепции альтернативной вселенной в кино можно считать «Волшебник из страны Оз», который изображает параллельный мир, классно отделяя волшебное царство Страны Оз от мирского мира, снимая его в цветном цвете во время съемок сцен, происходящих в Канзас в сепии. Время от времени альтернативные вселенные были показаны в небольших независимых постановках, таких как Кевин Браунлоу и Эндрю Молло « Это случилось здесь» (1964), в котором рассказывается об альтернативном Соединенном Королевстве, которое подверглось операции «Морской лев» в 1940 году и было побеждено и оккупировано нацистской Германией. В центре внимания были моральные вопросы, связанные с профессиональной этикой Полины, медсестры, вынужденной сотрудничать с нацистами.
Еще одно распространенное использование этой темы - это тюрьма для злодеев или демонов. Эта идея используется в первых двух фильмах о Супермене с Кристофером Ривом в главной роли, где криптонские злодеи были приговорены к Призрачной зоне, откуда они в конечном итоге сбежали. Практически параллельное использование этой идеи представлено в культовом фильме «Приключения Бакару Банзая в 8-м измерении», где «8-е измерение» - это, по сути, «фантомная зона», используемая для заключения злодейских красных лектроидов. В фильмах ужасов используется фильм 1986 года « Из-за пределов» (основанный на одноименной истории Лавкрафта ), где научный эксперимент побуждает экспериментаторов воспринимать инопланетян из параллельной вселенной с плохими результатами. Фильм Джона Карпентера 1987 года « Принц тьмы» основан на предположении, что сущность существа, описанного как Сатана, заключенного в стеклянную канистру и найденного в заброшенной церкви в Лос-Анджелесе, на самом деле является инопланетным существом, которое является «сыном» что-то еще более злое и могущественное, заключенное в ловушку другой вселенной. Главные герои случайно освобождают существо, которое затем пытается освободить своего «отца», протянув руку через зеркало.
В некоторых фильмах представлены параллельные реальности, которые на самом деле представляют собой разные контрастные версии самого повествования. Обычно этот мотив представлен в виде различных точек зрения вращается вокруг центральной (но иногда непознаваемым) «истина», семенную примером является Акира Куросавы «s Rashomon. И наоборот, часто в фильмах нуар и криминальных драмах альтернативное повествование - это выдумка, созданная центральным персонажем намеренно, как в «Обычных подозреваемых», или непреднамеренно, как в « Сердце ангела». Реже, альтернативные нарративы имеют равный вес в истории, что делает их по- настоящему альтернативные вселенные, такие как в немецком фильме Run Lola Run, недолговечной British West End музыкальный Наш дом и английские пленки Sliding Doors.
Более поздние фильмы, в которых подробно исследуются параллельные вселенные: фильм 2000 года «Семьянин», культовый фильм 2001 года « Донни Дарко», в котором говорится о том, что он называет «касательной вселенной», которая извергается из нашей собственной вселенной; В Super Mario Bros. (1993) одноименные герои переходят в параллельную вселенную, управляемую гуманоидами, которые произошли от динозавров; The One (2001) с Джет Ли в главной роли, в которой существует сложная система реальностей, в которой персонаж Джета Ли - полицейский в одной вселенной и серийный убийца в другой, который путешествует в другие вселенные, чтобы уничтожить свои версии, так что он может забрать их энергию; и FAQ: Часто задаваемые вопросы (2004), главный герой убегает от тоталитарного кошмара и попадает в альтернативную реальность кибер-загробной жизни. Действие текущих фильмов « Звездный путь» происходит в альтернативной вселенной, созданной злодеем первого фильма, путешествующим во времени, что позволяет перезапустить франшизу, не влияя на непрерывность любого другого фильма или шоу « Звездный путь». В научно-фантастическом триллере « Исходный код» 2011 года используются концепции квантовой реальности и параллельных вселенных. Персонажи «Парадокса Кловерфилда», третьей части франшизы, случайно создают рябь в пространственно-временном континууме и отправляются в альтернативную вселенную, где произошли монстр и события из первого фильма. Эта концепция также была пассивно изображена в представлении романтической пары в индийском тамильском фильме « Ирандам Улагам». В фильме 2000 года «Пляж» с Леонардо Ди Каприо в главной роли его персонаж Ричард, сидящий на пляже с любовным интересом, Франсуа (Вирджини Ледуайен) описывает их утопию, которую они нашли в Таиланде, как их собственную параллельную вселенную.
Marvel Cinematic Universe сильно отличает мультивселенной. Доктор Стрэндж представляет Темное Измерение, которым правят Дормамму и Мастера мистических искусств, орден, к которому принадлежит титульный Доктор Стрэндж, который черпает мистические энергии из других реальностей для защиты своей собственной. В финале к бесконечности Saga БУМ в, Мстители: Endgame, 2023 Мстители создать альтернативные временные рамки во время своей миссии по сбору мимо Бесконечности камней в обратном Привязать вызванные Танос в Мстители: Бесконечность войны и возродить половину всей жизни во Вселенной. Разветвления этих действий исследуются в серии четвертой фазы MCU, Локи, которая следует за вариантом Локи 2012 года, который сталкивается с властью временного отклонения. Это создает цепочку событий, в которой женский вариант Локи по имени Сильви убивает Того, Кто Остается, вдохновителя TVA, который также является вариантом главного антагониста Человека-муравья и Осы: Квантумания, Канга Завоевателя. Мультсериал « Что, если...?» следует за несколькими вариантами персонажей MCU и альтернативными версиями событий из Infinity Saga под руководством Наблюдателя. В грядущих фильмах « Человек-паук: Нет пути домой» и « Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия» также подтверждено, что в них будет представлена мультивселенная и персонажи из разных реальностей.
Идея параллельных вселенных рассматривалась в ряде телесериалов, обычно как отдельная история или эпизод в более общей сюжетной линии научной фантастики или фэнтези.
Иногда в телевизионных сериалах параллельные вселенные используются в качестве непрерывного сюжета. Star Trek: Deep Space Nine, Star Trek: Enterprise и Star Trek: Discovery разработаны на основе исходной вселенной «Зеркала» и разработали сюжетные арки из нескольких эпизодов, основанные на этой предпосылке. Другими примерами являются научно-фантастический сериал « Звездные врата SG-1», сериал в жанре фэнтези / ужастик « Баффи, истребительница вампиров», « Сверхъестественное» и роман / фэнтези « Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена».
Следуя прецеденту, установленному в « Звездном пути», эти сюжетные арки показывают альтернативные вселенные, которые оказались «хуже», чем «исходная» вселенная: в « Звездных вратах SG-1» в первых двух встречающихся параллельных реальностях Земля была захвачена неудержимым натиском Гоа'улдов. ; в « Баффи» два эпизода касаются временной шкалы, в которой Баффи приехала в Саннидейл слишком поздно, чтобы помешать вампирам взять под свой контроль; Лоис и Кларк неоднократно посещают альтернативную вселенную, где приемные родители Кларка Кента, Джонатан и Марта Кент, умерли, когда ему было десять лет, и Лоис Лейн, очевидно, также мертва. Кларк в конечном итоге становится Суперменом с помощью «оригинальной» Лоис Лейн, но он сразу же раскрывается как Кларк Кент, и поэтому у него нет собственной жизни.
Помимо следования примеру « Звездного пути», показ «злых» вариантов основной сюжетной линии дает сценаристам возможность показать, что поставлено на карту, изобразив худшее, что может случиться, и последствия, если главные герои проиграют, или важность присутствия персонажа..
Однажды в сказке часто говорится об альтернативных мирах или вселенных, в которых могут иметь место все различные формы магии и немагии, в зависимости от области. По словам Безумного Шляпника (Себастьян Стэн), они «касаются друг друга в длинной череде земель, каждая из которых так же реальна, как и предыдущая». Он назвал склонность нашего мира отрицать такие вещи высокомерными.
В сезон 1 финал The Flash,, то Reverse-Flash открывает особенность, которая соединяет его мир параллельной вселенной под названием Земля-2. Во втором сезоне Флэш начинает сталкиваться с злодеями с этой Земли, у которых также есть двойники на Земле-1, присланные Зумом. Множество злодеев с Земли-2 состоит из Атома Крушителя, Песочного Демона, Короля Акулы и Доктора Лайт ; Все они отправлены Зумом убить Флэша с уверенностью, что их заберут домой. Однако они не единственные, кто прибывает из сингулярности; это также включает в себя Вспышку Земли-2 после близкой смерти и потери скорости из-за конфронтации с Зумом. Когда Земля-2 Флэш (по имени Джей Гаррик) представляется Команде Флэша, Барри (Флэш) сначала не доверяет ему и помещает его в конвейер мета-человека в STAR Labs. Когда Флэшу становится трудно сражаться с Песчаным Демоном, он освобождает Джея, чтобы тот мог помочь ему, а также научить его скорости. С помощью нового трюка Джея Барри побеждает Песочного Демона. Позже Харрисон Уэллс, аналог Обратной вспышки с Земли-2, также прибывает на Землю-1. Он крадет оружие у Mercury Labs и спасает Барри от Королевской Акулы Земли-2. Когда Джей сталкивается и снова видит Уэллса, спор между ними разгорается, прежде чем Барри заступается.
В сериале «Подземелье изнасилования Альфа Стюарта», созданном художником мистером Дудлбургером, используются кадры из австралийского телешоу « Дома и в гостях», но с использованием умных наложенных звуковых дорожек один из главных героев сериала - давно действующий персонаж. Альф Стюарт в роли жестокого и жестокого персонажа в параллельной версии «Дома и в гостях». см. основную статью Alf Stewart Rape Dungeon Series
Было несколько серий, в которых параллельные вселенные занимали центральное место в самой серии.
Трилогия «Эхо времени» Брайана Дэвиса обращается к идее параллельных миров, поскольку она углубляется в сюжет, в котором главный герой путешествует между тремя разными «земными», каждая из которых движется с разной скоростью времени, так что одна земля находится на 20 лет назад, а другая находится на 10 минут в будущем по сравнению с землей, на которой существует персонаж.
Overstrike от CM Angus показывает высокофункциональных шизофреников, способных одновременно воспринимать несколько реальностей.
Параллельные вселенные в современных комиксах стали особенно богатыми и сложными, во многом из-за постоянной проблемы преемственности, с которой сталкиваются два основных издательства, Marvel Comics и DC Comics. Два издателя использовали концепцию мультивселенной, чтобы решить проблемы, возникающие из-за интеграции персонажей из других издателей в их собственный канон, а также из-за того, что главные серийные герои имеют непрерывную историю, длящуюся, как в случае с Суперменом, более 70 лет. Кроме того, оба издателя использовали новые альтернативные вселенные, чтобы заново представить своих персонажей. (См. « Мультивселенная» (комиксы DC) и « Мультивселенная» (комиксы Marvel) ) «Мультивселенная » Майкла Муркока из DC собрала 12 выпусков в 1999 году с введением Муркока, в котором содержится сложное описание его обоснования.
Комиксы DC открыли свою мультивселенную в начале 1960-х, с повторным введением супергероев Золотого Века - Общество Справедливости Америки, теперь находящееся на Земле-2, и вскоре после этого разработали сценарий «зеркальной вселенной» перевернутой морали и господства суперзлодеев на Земле-3. за несколько лет до того, как « Звездный путь» изобрел свою более мрачную альтернативную вселенную. Было затишье перед тем, как DC открыл дополнительные альтернативные вселенные в семидесятых, таких как Земля-X, где была победа Оси во Второй мировой войне, Земля-S, дом супергероев комиксов Фосетта сороковых и пятидесятых годов, таких как Капитан Марвел и Земля-Прайм, где супергерои существовали только в вымышленных формах.
Таким образом, комиксы, как правило, являются одним из немногих развлекательных средств, в которых концепция параллельных вселенных является основной и постоянной темой. DC, в частности, периодически пересматривает эту идею в основных сюжетных линиях кроссовера, таких как Кризис на Бесконечных Землях и Бесконечный Кризис, где у Marvel есть серия под названием « Что, если...», посвященная исследованию альтернативных реальностей, которые иногда влияют на непрерывность «основной» вселенной. Версия DC "Что, если..." - это отпечаток Elseworlds.
Серия DC Comics 52 знаменовала возвращение Мультивселенной. 52 был мега-кроссовером, связанным с Infinite Crisis, который стал продолжением кризиса 1980-х годов на бесконечных землях. Цель состояла в том, чтобы еще раз решить многие проблемы и недоразумения, вызванные Мультивселенной в DCU. Сейчас существует 52 Земли, в том числе некоторые сказки из другого мира, такие как Kingdom Come, отпечаток DC WildStorm и Земля, посвященная героям комиксов Чарльтона из DC. «Обратный отсчет» и « Обратный отсчет»: истории «Поиски Рэя Палмера» и « Рассказы о Мультивселенной» расширяют эту новую Мультивселенную.
У Marvel также было много крупных перекрестных событий, которые изображали альтернативную вселенную, многие из которых возникли из событий в книгах о Людях Икс, таких как Дни минувшего будущего 1981 года, Эпоха апокалипсиса 1995 года и сюжетная линия Дома М 2006 года и 2014 года с сюжетом Spider-Verse с участием альтернативные версии Человека-паука. Кроме того, Squadron Supreme - это вселенная Marvel, вдохновленная DC, которая использовалась несколько раз, часто переходя в основную вселенную в комиксе о Мстителях. Exiles - это ответвление франшизы X-Men, которая позволяет персонажам перепрыгивать из одной альтернативной реальности в другую, оставляя оригинальную главную вселенную Marvel нетронутой. Линия Marvel UK уже давно имеет истории мультивселенных, включая сюжетную линию Варпа Джасперса из первой серии Капитана Британии (именно здесь обозначение Земля-616 было впервые применено к основной вселенной Marvel ).
Marvel Comics, начиная с 2000 года, запустила свою самую популярную параллельную вселенную, Ultimate Universe. Это меньшая часть по сравнению с основными играми и включает в себя Ultimate Spider-Man, Ultimate X-Men, Ultimate Fantastic Four и Ultimates (их «Мстители»).
Действие графического романа « Хранители» происходит в альтернативной истории: в 1985 году, когда существуют супергерои, война во Вьетнаме была выиграна Соединенными Штатами, а Ричард Никсон находится на своем пятом сроке в качестве президента Соединенных Штатов. Советский Союз и Соединенные Штаты все еще охвачены нарастающей «холодной войной», как и в нашем собственном мире, но поскольку Советский Союз вторгается в Афганистан в этом мире и угрожает Пакистану, ядерная война может быть неминуемой.
В 1973 году Тэмми опубликовала «Часы и Клюни Джонс», где таинственные напольные часы бросают хулигана Клани Джонс в суровую альтернативную реальность, где она становится издевающейся. Эта история была переиздана в Misty Annual 1985 как « Дедушкины часы».
В 1978 году Мисти опубликовала «Стражей». Стражи были двумя полуразрушенными многоквартирными домами, которые соединили основной мир с альтернативной реальностью, когда Гитлер завоевал Великобританию в 1940 году.
В 1981 году Джинти опубликовал Worlds Apart. Шесть девушек попадают в альтернативные миры, в которых правят жадность, спортивная мания, тщеславие, преступность, интеллектуализм и страх. На самом деле это их миры мечты, которые становятся реальностью после того, как они были выбиты загадочным газом из танкера-химовоза, который врезался в их школу. В 1977 году Джинти также опубликовал « Землю без слез», в которой хромая девушка отправляется в мир будущего, где жестоко обращаются с людьми, у которых что-то не так, а эмоции запрещены.
Концепция параллельной вселенной также широко использовалась в серии комиксов Sonic the Hedgehog от Archie Comics. Первый и наиболее часто повторяющийся случай этого - еще одна «зеркальная вселенная», где Соник и его различные союзники злые или антигероические, в то время как двойник злого доктора Роботника - добрый. Еще одна повторяющаяся вселенная, представленная в сериале, - это перпендикулярное измерение, которое проходит через все остальные, известное как Без зоны. Обитатели этой вселенной следят за перемещениями между другими, часто вмешиваясь со своей полицией Zone Cop, чтобы наказать тех, кто путешествует без разрешения между мирами.
В последние годы комикс адаптировал альтернативное измерение из видеоигр Sonic Rush и Sonic Rush Adventure, где проживает союзник Соника Blaze the Cat. В преемственности видела в различных других франшизах Соника также существует в комиксе, особенно те, которые основан на мультсериале Соник метро и Sonic X. В течение нескольких лет был показан ряд других вселенных, пародирующих различные популярные франшизы, такие как Sailor Moon, Godzilla и различные названия из Marvel Comics. Арчи также использовал эту концепцию в качестве основы для кроссоверов между Sonic и другими изданиями, которые они публикуют, включая Sabrina the Teenage Witch и Mega Man.
В различных комиксах « Трансформеры» также представлена концепция параллельной вселенной и представлены различные непрерывности из разных ветвей франшизы как параллельные миры, которые время от времени контактируют друг с другом. Примечательно, что ежегодное собрание фанатов Botcon представило комическую сюжетную линию, в которой Клиффджампер, автобот из оригинальной серии «Трансформеры», попадает в альтернативную вселенную, где его собратья-автоботы злые, а десептиконы добрые. Эта вселенная известна как вселенная «Разбитое стекло», и после ее первого выпуска она продолжалась в комиксах и текстовых историях.