Панчо Владигеров

редактировать
Панчо Владигеров в 1928 году

Панчо Хараланов Владигеров (или Владигеров, Владигеров, Владигеров, Владигеров ; болгарский : Панчо Хараланов Владигеров [ˈPant͡ʃo xɐrɐˈɫanov vɫɐdiˈɡɛrof] ; 13 марта 1899 г. - 8 сентября 1978 г.) был болгарским композитором, педагогом и пианистом.

Владигеров, пожалуй, самый влиятельный болгарский композитор всех времен. Он был одним из первых, кто успешно сочетал идиомы болгарской народной музыки и классической музыки. Член так называемого болгарского композитора второго поколения, он был одним из основателей Болгарского общества современной музыки (1933), которое позже стало Союзом болгарских композиторов. Владигеров положил начало ряду жанров в болгарской музыке, включая сонату для скрипки и фортепианное трио. Он также был очень уважаемым педагогом; среди его учеников практически все известные болгарские композиторы следующего поколения, такие как Александр Райчев, Александр Йосифов., Стефан Ременков и многие другие, а также пианист Алексис Вайссенберг.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 Наследие
  • 3 Примечания
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

биография

Панчо Владигеров

Владигеров родился в Цюрихе, Швейцария, но жил в Шумене, Болгария. Его мать доктор Элиза Пастернак была русской еврейкой. Его отец доктор Харалан Владигеров был болгарским юристом и политиком. Панчо Владигеров играл на фортепиано и сочинял с ранних лет. В 1910 году, через два года после ранней смерти отца, Владигеров и остальные члены его семьи переехали в Софию, где Панчо начал изучать композицию у Добри Христова, самого выдающегося болгарского композитора его поколения.

Дед Панчо по материнской линии, Леон Пастернак, русский еврей, который покинул Одессу и поселился в Цюрихе за несколько лет до рождения Панчо, был очень влиятельной фигурой в музыкальном развитии Панчо и последующем успехе. Дедушка, математик по профессии, шахматист-любитель, музыкант и композитор, играл на скрипке с Панчо и его братом-близнецом Любеном. Основываясь на еврейской мелодии, которой научил его дед, Владигеров сочинил в 1951 году свою большую симфонию «Еврейская поэма», Opus 47. В 1952 году эта симфония была удостоена высшей награды, данной болгарским правительством художнику - Премией Димитрова. Ему восхищение коллег-музыкантов: «Такое произведение пишется только раз в сто лет», - восклицал Дмитрий Шостакович.

В 1912 году матери Владигерова удалось получить государственную стипендию для обучения своих детей в Берлине, где Панчо и его брат-близнец, скрипач Любен Владигеров, поступили в Государственную академию музыки для музыки (ныне часть Берлинского университета искусств )., который находился под эгидой Академии художеств. Панчо Владигеров изучал теорию музыки и композицию у Пола Юона и фортепиано у Карла Генриха Барта. В 1920 году окончил Академию, изучая фортепиано также у Леонида Крейцера, композицию у Фридриха Гернсхайма и Георга Шумана. Он дважды был лауреатом премии Мендельсона Академии (в 1918 и 1920 годах).

После его окончания Владигеров стал музыкальным руководителем Немецкого театра в Берлине и работал с известным театральным режиссером Максом Рейнхардтом. В 1932 году, после долгих колебаний, он решил вернуться в Софию, где был назначен профессором фортепиано, камерной музыки и композиции в Государственной музыкальной академии, которая теперь носит его имя.

Владигеров сочинил в разных жанрах оперу ( Царь Калоян, на либретто Николая Лилиева и Фани Попова-Мутафова ), балет, симфоническую музыку, пять фортепианных концертов, два скрипичных концерта, камерную музыку, включая струнный квартет, трио (скрипка, виолончель и фортепиано), произведения и переложения для скрипки и фортепиано и многочисленные опусы для фортепиано соло, 38 переложений инструментальных пьес для инструмента и фортепиано, 13 поздних переложений его ранних произведений для двух фортепиано, 50 аранжировок для концертов народных песен для голоса и фортепиано / оркестра, 20 песен для голоса и фортепиано, десять хоровых песен с фортепиано / оркестром, музыкальное сопровождение для спектаклей Немецкого театра в Берлине, театра in der Josefstadt в Вене и Национального театра в Софии.

Владигеров приобрел значительную известность в Европе в 1920-х годах, когда многие из его произведений были опубликованы в Universal Edition в Вене и выпущены на пластинках немецкой звукозаписывающей компании Deutsche Grammophon перед исполнением в Европе и США. Как пианист и композитор он гастролировал по большинству стран Европы, исполняя в основном свои произведения. В 1969 году он был удостоен Гердер премии в Университете Вены. Болгарская звукозаписывающая компания Balkanton выпустила издание его сценической и симфонической музыки в четырех наборах по семь пластинок в каждом; однако в настоящее время на компакт-дисках доступна лишь очень небольшая часть его работ.

Музыкой Владигерова восхищались такие разные личности, как Рихард Штраус, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян. Его исполняли такие артисты, как Алексис Вайссенберг, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Дреников и, совсем недавно, Марк-Андре Амлен ; однако его имя по-прежнему малоизвестно, за исключением его родной страны. Его сольная фортепианная музыка недавно несколько раз исполнялась на концертах в Великобритании пианисткой болгарского происхождения Валентиной Сефериновой, которая продолжает выступать за его музыку.

Самая исполненная и знаковая работа Владигерова, несомненно, - это « Вардарская рапсодия», также известная как « Болгарская рапсодия». Первоначально написанный для скрипки и фортепиано, позже он был оркестрован и аранжирован для различных инструментов. Пламенное патриотическое произведение стало, по словам восхищенного критика, «болгарским эквивалентом полонеза ля мажор Шопена ».

Панчо Владигеров скончался в 1978 году в Софии. Его сын Александр Владигеров (1933–1993) и внуки Панчо Владигеров-младший, Александр Владигеров и Константин Владигеров также стали уважаемыми музыкантами.

Наследие

Дом Панчо Владигерова на Якубице № 10 в Софии преобразован в музей.

Фонд « Интеллектуальное наследие Панчо Владигерова» был основан осенью 2006 года Панчо Владигеровым младшим. Его главная цель - сохранить, защитить и популяризировать материальное и нематериальное наследие Панчо Владигерова.

Имя Владигерова сохранилось и в дальнейшем.

Могила Панчо Владигерова на Центральном Софийском кладбище

Примечания

использованная литература

  • Павлов - Клостерман, Евгений. 2000. Панчо Владигеров. София: Музыка
  • Федотова Валерий, Некоторые тенденции болгарской музыки в контексте национального искусства первой половины ХХ века. // Болгарское искусство и литература. История и современность. SIAS. Москва, 2003. = Федотова В.Н. Некоторые тенденции болгарской музыки в контексте искусства первой половины ХХ века. // Болгарское искусство и литература. История и современность. Москва, ГИИ, 2003.
  • Федотова Валерий, Формы болгарской символики и болгарская музыка. // Современность и интеграционные процессы в европейской культуре. М., СИАС, 2004. = Федотова В.Н. Формы болгарского символизма и болгарская музыка. // Модерн и интеграционные процессы в европейской культуре. Москва, ГИИ, 2004.
  • Федотова Валерия, Опера П. Владигерова и Л. Пипкова в контексте болгарского искусства 1920-30-х годов. // Музыкальный театр ХХ века: события, проблемы, итоги, перспективы. М., СИАС, 2004. = Федотова В.Н. Оперы П.Владигерова и Л.Пипкова в контексте болгарского искусства 1920-30-х гг. // Музыкальный театр ХХ века: События, проблемы, итоги, перспективы. Москва, ГИИ, 2004.
  • Федотова Валерий, Болгарская музыка ХХ века в контексте национальной культуры. Москва, СИАН, 2012. ISBN   978-5-904082-11-6 = Федотова В.Н. Болгарская музыка ХХ века в контексте национальной художественной культуры. Москва, ГИИ, 2012. ISBN   978-5-904082-11-6

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-17 06:56:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте