Памирские языки | |
---|---|
(по этническому признаку) | |
Этническая принадлежность | Памир |
Географическое распространение | Памирские горы |
Лингвистическая классификация | Индоевропейский |
Glottolog | шуг1237 (Шугни-Язгулами) yidg1239 (Иджа-Мунджи) пела1316 (Санглечи-Ишкашим) wakh1245 (Вахи) |
В языках Памира являются площадной группой восточных иранских языков, на котором говорит многочисленными люди в горах Памира, в первую очередь вдоль реки Пяндж и ее притоки.
В XIX и начале XX веков западные ученые иногда называли памирскую языковую семью языками галча. Термин галча больше не используется для обозначения памирских языков или носителей этих языков.
Одним из самых плодовитых исследователей памирских языков был советский лингвист Иван Иванович Зарубин.
На памирских языках говорят в основном в провинции Бадахшан на северо-востоке Афганистана и в Горно-Бадахшанской автономной области на востоке Таджикистана.
На памирских языках также говорят в Синьцзяне, а на памирском языке Сариколи говорят за пределами Сариколского хребта на афгано -китайской границе и, таким образом, квалифицируются как самый восточный из сохранившихся иранских языков.
Общины вахи также встречаются в прилегающем районе Читрал, Хайбер-Пахтунхва, и в Годжале, Гилгит-Балтистан в Пакистане.
Единственный другой живущий член юго-восточной иранской группы - пушту.
Никаких черт, объединяющих памирские языки как единую подгруппу иранских, продемонстрировано не было. В « Этнологе» памирские языки вместе с пушту перечисляются как юго-восточные иранские, однако, согласно Encyclopedia Iranica, памирские языки и пушту принадлежат к северо-восточной иранской ветви.
Члены области памирском языка включают в себя четыре надежных группу: группа Shughni-Yazgulyam включая Shughni, Sarikoli и Yazgulyam ; Мунджи и Иджа ; Ишкашимский и родственные ему диалекты; и Вахи. У них синтаксическая типология субъект-объект-глагол.
Вацлав Блажек (2019) предполагает, что у памирских языков есть бурушаски- подобный субстрат. Хотя сегодня на бурушаски говорят в Пакистане к югу от памирской языковой области, раньше на бурушаски было гораздо более широкое географическое распространение, прежде чем он был ассимилирован индоевропейскими языками.
В Shughni, Sarikoli и Yazgulyam языки принадлежат к ветви Shughni-Yazgulami. Есть около 75 тысяч носителей языков в этой семье в Афганистане и Таджикистане (включая диалекты Rushani, Bartangi, Oroshori, Khufi и Shughni ). В 1982 году в Сариколской долине, расположенной в Ташкурганском Таджикском автономном округе в провинции Синьцзян, Китай, проживало около 20 000 человек, говорящих на языке сариколи. Шугни и Сариколи не взаимно понятны. В 1994 году на реке Язгулям в Таджикистане было 4000 носителей языка язгулям. Язгулям не пишется.
На ванджи говорили в долине реки Вандж Горно-Бадахшанской автономной области в Таджикистане, и он был связан с Язгулямом. В 19 веке регион был насильственно присоединен к Бухарскому эмирату, и была предпринята кампания насильственной ассимиляции. К концу 19 века язык ванджи исчез, его вытеснил таджикский персидский.
Большинство носителей языка и другие жители Таджикистана называют языки этой группы «памирскими» или «памирскими» (например, «я могу говорить на памире, ишкашеме и вахи»).
В Munji и Yidgha языки тесно связаны между собой. В долине Верхний Лотко, округ Читрал, Пакистан, около 6000 человек говорят на иджане, а в 1992 году на мунджи говорили около 2500 человек в долинах Мунджан и Мамалга в провинции Бадахшан на северо-востоке Афганистана. Мунджи-Иджа разделяет с Бактрианцем развитие * ðgt; / l /, отсутствующее в трех других памирских группах.
Есть около 2500 спикеров Sanglechi и Ishkashmi в Афганистане и Таджикистан (диалекты: Sanglechi, Ishkashmi, Zebaki ). Это не письменные языки.
Есть около 58000 говорящих на языке Wakhi в Афганистане, Таджикистане, Китая, Пакистана и России.
Подавляющее большинство памирцев в Таджикистане и Афганистане также используют таджикский (персидский) в качестве литературного языка, который, в отличие от языков памирской группы, является юго - западным иранским языком. Языковая группа находится под угрозой исчезновения, общее число носителей в 1990 году составляло около 100000 человек.