Носилки (транспортное средство)

редактировать
Безколесный автомобиль с двигателем для перевозки людей Корейский гама, ок. 1890 Способы передвижения по Китаю (сентябрь 1853 г., X, стр.102) Турецкий тахтыреван, 1893 г. Английский стул-седан (конец 18 века) в Итон-холл

209>туалеты - это класс безколесных транспортных средств, разновидность транспорта с человеческим двигателем, для перевозки людей. Носилки меньшего размера могут иметь форму открытых стульев или кроватей, переносимых двумя или более переносками, некоторые из которых закрываются для защиты от непогоды. Носилки большего размера, например носы китайских императоров, могут напоминать маленькие комнаты на помосте, которые несут на плечах дюжина или более человек. Чтобы максимально эффективно переносить носилки, носильщики либо размещают стойки для переноски непосредственно на плечах, либо используют хомут для переноса нагрузки с несущих стоек на плечи.

Содержание
  • 1 Определения
  • 2 Античность
  • 3 В Азии
    • 3,1 Индийский субконтинент
    • 3,2 Китай
    • 3,3 Корея
    • 3,4 Япония
    • 3,5 Вьетнам
    • 3,6 Таиланд
    • 3,7 Индонезия
    • 3,8 Филиппины
  • 4 В Африке
    • 4,1 Гана
    • 4,2 Ангола
  • 5 На Западе
    • 5,1 В Европе
    • 5,2 В Северной и Южной Америке
    • 5.3 Колониальная практика
    • 5.4 Конец традиции
    • 5.5 Путешествие по Латинской Америке
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
Определения
Самодельная праща Носилки типа Bataan Death March на Филиппинах в 1942 г.

Простые пометы состоят из петли, прикрепленной по всей длине к шестам или натянутой внутри рамы. Столбы или раму переносят носильщики спереди и сзади. Такие простые носилки распространены на полях сражений и в чрезвычайных ситуациях, когда местность не позволяет колесным машинам увозить убитых и раненых.

Также можно быстро создать подстилки, прикрепив шесты к стулу. Такие носилки, состоящие из простого тростникового кресла с зонтиком для защиты от непогоды и двух прочных бамбуковых шестов, все еще можно найти на китайских горных курортах, таких как горы Хуаншань, чтобы возить туристов по живописным тропам и просматривать позиции, недоступные для других видов транспорта.

Более роскошная версия состоит из кровати или дивана, иногда закрытых занавесками, на которых может лежать пассажир или пассажиры. Их переносят по крайней мере два носильщика в равном количестве спереди и сзади с помощью деревянных перил, проходящих через кронштейны по бокам дивана. Самые большие и тяжелые типы перевозились тягловыми животными.

Дама в носилках, которую несут ее рабы, провинция Сан-Паулу в Бразилии, ок. 1860

Другая форма, обычно называемая кресло-седан, состоит из кресла или кабины с окнами, подходящей для одного пассажира, которую также могут переносить как минимум двое. носильщики спереди и сзади, используя деревянные перила, которые проходят через кронштейны по бокам стула. Эти носильщики были известны в Лондоне как «председатели». Они были очень редки с XIX века, но такие закрытые переносные носилки использовались в качестве элитной формы транспорта на протяжении веков, особенно в культурах, где женщины содержатся в уединении.

Кресла-седаны, использовавшиеся до XIX века, ночью сопровождали мальчики-связисты, несшие факелы. По возможности, связисты сопровождали проезд до председателей, а затем пассажиров доставляли к дверям их квартир. В нескольких домах в Бате, Сомерсет, Англия до сих пор сохранились огнетушители на внешней стороне в форме негабаритных огнетушителей для свечей (фото ). В 1970-х предприниматель и житель Батвика Джон Кунингем на короткое время возродил бизнес по обслуживанию кресел-седанов.

Пассажирское транспортное средство, обычно для одного человека, состоящее из закрытых или коробчатых носилок, перевозимых с помощью средств передвижения. шестов на плечах нескольких мужчин.

Античность

В фараоне Египте и многих других местах, таких как Индия, Рим, и Китай, правитель и божества (в форме идола, такого как Господь Кришна ) часто перевозились на носилках публично, часто в процессии, как во время государственных церемоний или религиозных праздников..

Инструкции о том, как построить Ковчег Завета в Книге Исход, напоминают мусор.

В Древнем Риме на носилках, называемых lectica или "sella", часто находились члены императорской семьи, а также другие высокопоставленные лица и другие представители богатой элиты, когда они не были верхом на лошади..

Эта привычка, должно быть, оказалась весьма устойчивой, поскольку Третий собор в Браге в 675 году н.э. увидел необходимость приказать епископам, несущим мощи мучеников в процессии, идти к дьяконы, одетые в белое, не должны носить их в кресле или на носилках.

В католической церкви папы носили точно так же в Sedia gestatoria, который позже был заменен на Popemobile.

В Азии

Индийский субконтинент

Крытый седан, который несут восемь или девять мужчин, одетый в белое с разноцветными поясами и чалмами Паланкин деревенского производства в Варанаси, ок. 1895 Служба Doli в Сабаримала

A паланкин - это закрытые носилки, обычно для одного пассажира. Его несет четное число носителей (от двух до восьми, но чаще всего четыре) на плечах с помощью шеста, выступающего вперед и назад.

Слово происходит от санскритского «палянка», что означает кровать или диван. Малайская и яванская форма - палангки, а на хинди и бенгали - палки. Португальцы, очевидно, добавили к ним носовое окончание, чтобы получился паланхим. Английский заимствовал его от португальского как «паланкин».

Паланкины различаются по размеру и величию. Самая маленькая и простая, кроватка или рама, подвешенная за четыре угла к бамбуковому шесту и поддерживаемая двумя несущими, называется доли . Паланкины большего размера представляют собой прямоугольные деревянные ящики длиной восемь футов, шириной четыре фута и высотой четыре фута, с отверстиями с обеих сторон, закрытыми занавесками или ставнями. Интерьеры обставлены постельными принадлежностями и подушками. Орнамент отражает социальный статус путешественника. Самые богато украшенные паланкины имеют лаковую краску и литые бронзовые навершия на концах шестов. Дизайн включает листву, животных и геометрические узоры.

Ибн Батутта описывает их как «несут восемь человек двумя партиями по четыре человека, которые отдыхают и несут по очереди. В городе всегда есть несколько таких мужчины, стоящие на базарах, у ворот султана и у ворот других лиц по найму ». Те, что «женщины покрыты шелковыми занавесками».

Паланкины упоминаются в литературе еще в Рамаяне (около 250 г. до н.э.). Высокопоставленные индийские женщины всегда путешествовали на паланкинах. Транспортное средство оказалось популярным среди европейских жителей Индии и широко использовалось ими. Пьетро Делла Валле, итальянский путешественник 17 века, писал:

Мужчинам запрещено ходить в Паланчино на территориях Португалии в Индии, потому что это действительно слишком женственно, тем не менее, поскольку португальцы очень мало соблюдают свои собственные законы, их сначала начали терпеть по случаю дождя, а также из-за милостей или подарков, а затем они стали настолько обычными, что их использовали почти все в течение всего года.

Было приятно находиться в паланкине. Владеть им и держать его в руках сотрудников было роскошью, доступной даже низкооплачиваемым клеркам Ост-Индской компании. Обеспокоенный тем, что такая снисходительность привела к пренебрежению бизнесом в пользу «бессвязного поведения», в 1758 году суд компании запретил ее младшим клеркам покупать и содержать паланкины. Также во времена британцев в Индии доли служили военными машинами скорой помощи, использовавшимися для перевозки раненых с поля боя.

В начале 19-го века наиболее распространенным видом транспорта на большие расстояния для богатых были паланкин. Почтовое отделение может организовать, с уведомлением за несколько дней, ретрансляторы для перевозки паланкина путешественника между этапами или станциями. Расстояние между ними в правительственной системе (хинди : «почта») составляло в среднем около 10 миль (16 км), и его можно было преодолеть за три часа. Обычный состав эстафеты состоял из двух факелоносцев, двух носильщиков багажа и восьми носильщиков паланкинов, которые работали группами по четыре человека, хотя все восемь могли действовать на крутых участках. Пассажир мог проехать прямо через дорогу или прервать свой путь в бунгало dak, расположенных на определенных станциях.

До середины XIX века «большинство людей в Калькутте держали доску и набор носилок. ", но они потеряли популярность для дальних путешествий по мере развития пароходов, железных дорог и дорог, пригодных для колесного транспорта. К началу 20-го века они были почти «устаревшими среди лучшего класса европейцев». Рикши, представленные в 1930-х годах, вытеснили их для поездок по городу.

Современное использование паланкин ограничен церемониальными случаями. Доли несет невесту на традиционной свадьбе, и они могут использоваться для ношения религиозных изображений в индуистских процессиях.

Китай

Общественное кресло-седан в Гонконге, ок. 1870

В Ханьском Китае элита путешествовала на легких бамбуковых сиденьях, опирающихся на спину перевозчика, как рюкзак. В династии Северная Вэй, а также в Северной и Южной династии Сун деревянные повозки на шестах появляются в нарисованных пейзажных свитках.

Простолюдин использовал деревянный или бамбук гражданский мусор (китайский : 民 轎; пиньинь : min2 jiao4), в то время как класс мандарин использовал официальный помет (кит.: 官轎; пиньинь: guan1 jiao4), заключенный в шелковые занавески.

Стул, имеющий, пожалуй, наибольшее значение, был свадебным. Традиционную невесту несут на ее свадебную церемонию на "плечевой повозке" (китайский язык: 肩 輿; пиньинь: цзян юй), обычно нанимая. Они были покрыты лаком благоприятного оттенка красного, богато украшены и позолочены и снабжены красными шелковыми занавесками, чтобы скрыть невесту от посторонних.

Седанские кресла были когда-то единственный общественный транспорт в Гонконге, исполняющий роль такси. Стулья для стульев были найдены во всех гостиницах, на пристанях и на крупных перекрестках. Общественные кресла были лицензированы и оплачивались согласно тарифам, которые будут указаны внутри. Частные стулья были важным показателем статуса человека. Статус гражданских офицеров обозначался количеством носильщиков, прикрепленных к его креслу. До того, как гонконгский пиковый трамвай был введен в эксплуатацию в 1888 году, богатых жителей Пика возили на седанах кули вверх крутые тропинки к их резиденции, включая летний дом сэра Ричарда Макдоннелла (бывший губернатор Гонконга ) летний дом, где они могли воспользоваться преимуществами более прохладного климата. С 1975 года ежегодные гонки седанов на креслах-колясках проводятся в пользу Международной больницы Матильды и увековечивают традиции прежних дней.

Корея

В Корее королевских особ и аристократов возили в деревянных носилках, которые назывались гама . Гамы в основном использовались членами королевской семьи и правительственными чиновниками. Было шесть типов гаммы, каждая из которых была присвоена различным рейтингам государственных служащих. На традиционных свадьбах жениха и невесту проводят на церемонию в отдельных гамах. Из-за трудностей, создаваемых гористой местностью Корейского полуострова и отсутствием дорог с твердым покрытием, гамам было отдано предпочтение перед колесной техникой.

Япония

Каго на гравюре Кейсай Эйсена из Шестьдесят девять станций Кисо Кайдо

По мере того, как население Японии росло и все меньше и меньше земля оставалась доступной для выпаса животных, были наложены ограничения на использование лошадей в невоенных целях, в результате чего транспорт, приводимый в движение людьми, становился все более важным и в конечном итоге стал преобладать.

каго (иероглифы : 駕 籠, хирагана : か ご) часто использовались в Японии для перевозки не самураев. Норимоно использовались классом воинов и знати, наиболее широко в период Токугава, когда региональные самураи были обязаны проводить часть года в Эдо (Токио).) со своими семьями, что привело к ежегодным миграциям богатых и могущественных (Санкин-котай ) в столицу и обратно по центральной магистральной дороге Японии.

Внешне несколько схожи с каго переносные святилища, которые используются для хранения «тела бога» (госинтай ), центрального тотемного ядра, обычно встречающегося в самая священная область из синтоистских святилищ, во время экскурсии в храм и обратно во время некоторых религиозных фестивалей.

Вьетнам

Традиционная живопись Тонг Хо изображающая сатирическую «крысиную свадьбу» с невестой, которую несут в киу

В традиционном Вьетнаме использовались два разных типа пометов: чанг и киу. Cáng - это простой бамбуковый шест, на котором всадник откидывается в гамаке. Более продуманный cáng имел регулируемый тканый бамбуковый плафон, чтобы укрыть человека. У высокопоставленных лиц будет свита нести зонтики.

Kiu больше походил на кресло-седан, с неподвижной, искусно вырезанной крышей и дверьми. В то время как cáng устарел, kiu остается в некоторых традиционных ритуалах как часть храмовой религиозной процессии.

Таиланд

Утонченный королевский тайский Ву, "พระ วอ สีวิกา กา ญ จ น์" (Пхра Во Си Вика Кан)

В Таиланде королевские особи также перевозились в деревянных носилках под названием wo («พระ วอ» Phra Wo, буквально «Королевский седан») для больших церемоний. Во были искусно украшенными носилками, тонко вырезанными и раскрашенными сусальным золотом. Витражи также используются для украшения подстилок. В настоящее время Royal Wos и кареты используются только для королевских церемоний в Таиланде. Они выставлены в Национальном музее Бангкока.

Индонезия

Княжеские невеста и жених в помете в Санггау, Западный Калимантан, 1940-е годы

На традиционном яванском языке В обществе общий паланкин или джоли представлял собой плетеное кресло с балдахином, прикрепленное к двум шестам и несущееся на мужских плечах, и его мог взять напрокат любой платежеспособный покупатель. В качестве маркера статуса позолоченные троноподобные паланкины, или jempana, первоначально предназначались исключительно для королевской семьи, а затем были использованы голландцами в качестве маркера статуса: чем сложнее паланкин, тем выше статус владельца. Дзёоли перевозили либо наемные работники, либо дворяне-крестьяне, либо рабы.

Исторически паланкин яванского короля (раджа), принца (пангеран), лорда (раден мас) или другого дворянина (бангсаван) был известен как джемпана; более тронная версия называлась пангкем. Он всегда был частью большой военной процессии с желтым (яванский цвет для королевской семьи) квадратным балдахином. Церемониальный зонтик (пайунг) держали над паланкином, который нес сзади и по бокам стояли самые преданные телохранители, обычно около 12 человек, с пиками, саблями, копья, мушкеты, керис и множество замаскированных клинков. Напротив, навес паланкина Суматры имел овальную форму и задрапирован белой тканью; это было отражением большего культурного проникновения ислама. Иногда оружию или реликвии, например важному керису или томбаку, дарили собственный паланкин. В индуистской культуре Бали сегодня продолжается традиция использовать паланкины для создания благоприятных статуй, оружия или семейных реликвий, особенно для похорон; в более сложных ритуалах тело переносят в паланкин, который впоследствии кремируют вместе с умершим.

Филиппины

На доколониальных Филиппинах носилки были средством передвижения для элиты; Дату, или суверенные князья, и их жены используют санкайан или сакаян, деревянный или бамбуковый трон, названный с замысловатой резьбой, которую несут их слуги. Также среди их свиты были носители зонтов, чтобы защитить королевскую семью и знать от сильной жары.

Изгнанных из мира принцев или принцесс называли Бинукот или Бинокот («отделенные»). Этим людям, особому типу королевской семьи, запрещалось ходить по земле или находиться на виду у населения. Когда им нужно было куда-нибудь пойти, их накрывали вуалью и несли в гамаке или мусорных корзинах, похожих на птичьи гнезда, которые несли их рабы. Более длительные путешествия требовали, чтобы их переносили в больших, крытых паланкинах с шелковыми крышками, некоторые из которых имели форму миниатюрных хижин.

В Африке

Гана

Образный паланкин. Рисунок ганского художника Атаа Око.

В Южной Гане акан и Га-Дангме несут своих вождей и королей в паланкинах, когда они появляются в своем штате дурбары. При использовании в таких случаях эти паланкины можно рассматривать как замену государственной карете в Европе или лошади, используемой в Северной Гане. Вожди га (манцемей) в регионе Большой Аккры (Гана ) используют также фигуративные паланкины, которые построены после семейного символа или тотема вождя. Но в наши дни фигуративные паланкины используются очень редко. Они связаны с изобразительными гробами, которые стали очень популярными среди га за последние 50 лет. Поскольку эти фигурные гробы были показаны в 1989 году на выставке "Les magicians de la terre" в Центре Помпиду в Париже, они были показаны во многих художественных музеях по всему миру.

Ангола

с 15 до 19 века носилки различных типов, известные как типой, использовались в Королевстве Конго в качестве средства передвижения для элиты. Носилки-сиденья с единственной шестой вдоль спинки стула, которую несли двое мужчин (обычно рабов), были увенчаны зонтиком. Носилки в стиле лаундж в форме кровати использовались для перемещения одного-двух человек с носильщиками на каждом углу. Из-за тропического климата лошади не были местными для этого района и не могли выжить очень долго после того, как были завезены португальцами. Людские перевозки были единственным средством передвижения в регионе, и они стали хорошо разбираться в миссионерских отчетах, утверждающих, что перевозчики носилок могут двигаться со скоростью, «сравнимой с галопом почтовых лошадей».

На Западе

В Европе

Кресло-седан, спроектированное Робертом Адамом для королевы Шарлотты, 1775.

Португальские и испанские мореплаватели и колонизаторы встречали в пометы разных видов. Индия, Мексика и Перу. Такие новинки, импортированные в Испанию, распространились во Францию ​​, а затем в Великобританию. Все европейские названия этих устройств в конечном итоге происходят от корня sed-, как в латинском sedere, «сидеть», который дал начало seda («сиденье») и его уменьшительное sedula («сиденье»), последнее из которых был заключен контракт на sella, традиционное классическое латинское название стула, в том числе переносного стула.

Носилки для гамака с носильщиками на Мадейре, Португалия, 1821 г.

В Европе этот вид транспорта мгновенно стал успех. Генрих VIII Английский (годы правления 1509-1547) носился в кресле-седане - потребовалось четыре сильных председателя, чтобы довести его до конца жизни, - но выражение «кресло-седан» не появлялось в печатать до 1615 года. Тревор Фосетт отмечает (см. ссылку), что британские путешественники Файнс Морисон (в 1594 году) и Джон Эвелин (в 1644–165 годах) заметили сеггиоли в Неаполе. и Генуя, стулья для общественного проката, подвешенные на шестах и ​​несущиеся на плечах двух носильщиков.

Стул для переноски Козимо III Медичи, великого герцога Тосканы, с изогнутыми перекладинами, позволяющими подниматься на купол или спускаться с него. Экспонируется в Museo dell'Opera del Duomo (Флоренция).

С середины 17 века посетителей, принимающих воду в Bath, перевозили в кресле, закрытом занавесками из сукна, особенно если они приняли горячую ванну и сразу пошли спать, чтобы вспотеть. Шторы защищали от смертельного сквозняка. Это были неподходящие кресла типа «седан», «чтобы брать с собой лучших людей во время визитов, больных или ослабленных» (Селия Файнс ). В XVII и XVIII веках стулья стояли в главном зале хорошо обставленной городской резиденции, куда женщина могла войти и отнести к месту назначения, не ступая на грязную улицу. неоклассический стул-седан, сделанный для королевы Шарлотты (королева-консорт с 1761 по 1818), остается в Букингемском дворце.

A рококо кресло-седан прибывает на вечеринку в саду. Картина маслом XIX века Дж. Боргелли.

К середине 17 века аренда седанов стала обычным средством передвижения. В 1634 году в Лондоне были «стулья» для аренды, каждому из которых был присвоен номер, а председатели получили лицензию, потому что эта операция была монополией придворного короля Карла I. Кресла-седаны могли проезжать по улицам, слишком узким для проезда кареты, что помогало уменьшить скопление автобусов на улицах Лондона - один из первых случаев пробок на дорогах. Подобная система позже действовала в Шотландии. В 1738 году была установлена ​​система оплаты проезда для шотландских седанов, и правила, касающиеся председателей в Бате, напоминают правила современной Комиссии Такси. Поездка в пределах города стоила шесть пенсов, а дневная аренда - четыре шиллинга. Седан даже использовался в качестве машины скорой помощи в Королевской больнице Шотландии.

Председатели двигались как нельзя лучше. В Бате они имели преимущественное право проезда: пешеходы, слышавшие за ними «По твоему разрешению», знали, что они должны прижаться к стенам или перилам, когда председатели суетятся. Часто случались катастрофические аварии, расстроенные стулья и разбитые окна с разбитыми стеклами.

В Америке

Богатые также использовали кресла-седаны в городах колониальной Америки. И больной 81-летний Бенджамин Франклин ездил на собрания Конституционного съезда Соединенных Штатов в 1787 году в кресле-седане

Колониальная практика

В различных колониях пометы разных типов поддерживались в соответствии с местными традициями, но часто принимались колонизаторами в качестве новой правящей и / или социально-экономической элиты либо по практическим соображениям (часто удобный современный транспорт был недоступен, например, из-за отсутствия транспорта). достойные дороги) и / или как символ статуса. В течение 17-18 веков паланкины (см. Выше) были очень популярны среди европейских торговцев в Бенгалии, настолько, что в 1758 году был издан приказ, запрещающий их покупку некоторыми служащими более низкого ранга.

Конец традиции

В Великобритании в начале 19-го века общественное кресло-седан начало выходить из употребления, возможно, потому, что улицы были лучше вымощены, или, возможно, из-за роста популярности удобная, дружелюбная и доступная наемная коляска. В Глазго упадок кресел-седанов иллюстрируется регистрационными записями, в которых указано двадцать семь кресел-седанов в 1800 году, восемнадцать в 1817 году и десять в 1828 году. Глазго вырос до ста пятидесяти.

Путешествие на Силла по Латинской Америке

«Езда на Силле», Чьяпас, ок. 1840

Подобный, но более простой паланкин использовался элитой в некоторых частях 18-19 веков Латинской Америки. Часто называемый просто силла (по-испански сиденье или стул), он состоял из простого деревянного стула с прикрепленным тумбочкой. Пассажир сидел на стуле, который затем был прикреплен к спине единственного носильщика, при этом тумба поддерживалась его головой. Таким образом, пассажир во время движения смотрел назад. Этот стиль паланкина, вероятно, возник из-за крутой местности и неровных или узких дорог, не подходящих для кресел-седанов европейского стиля. Путешественники по силле обычно нанимали несколько носильщиков, которые по очереди несли пассажира. Носильщиков были известны как silleros, cargueros или silleteros (иногда переводимые как «седельные люди»).

Стул на спине носильщика, почти идентичный силле, используется в горах Китая для перевозки пожилых туристов и посетителей вверх и вниз по горным тропам. Одной из этих гор, где до сих пор используется силла, являются горы Хуаншань в провинции Аньхой в Восточном Китае.

См. Также
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Носилки (транспортное средство).
Ссылки
Дополнительная литература
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Помет.
Последняя правка сделана 2021-05-28 03:38:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте