Палестинский арабский | |
---|---|
اللهجة الفلسطينية | |
Родной для | Палестина |
Носитель языка | 5,1 миллиона (2014–2016) |
Языковая семья | Афро-азиатский
|
Диалекты |
|
Система письма | Арабский алфавит |
Коды языков | |
ISO 639-3 | ajp |
Glottolog | sout3123 |
Южный Левантин | |
Эта статья содержит фонетические символы IPA. Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы вместо символов Юникода. Вводное руководство по символам IPA см. В разделе Help: IPA. |
Палестинский арабский язык - это диалектный континуум взаимно понятных разновидностей левантийского арабского языка, на котором говорит большинство палестинцев в Палестине, Израиле и в палестинской диаспоре. Вместе с иорданским арабским языком он имеет код языка ISO 639-3 «ajp», известный как южно-левантийский арабский.
Палестинский арабский язык - самый близкий арабский диалект к современному стандартному арабскому языку.
В пределах Палестины можно выделить и другие диалекты, например, на северном Западном берегу, на котором говорят палестинцы в районе Хеврона, что похоже на арабский, на котором говорят потомки палестинских беженцев, живущих в Иордании и юго-западной Сирии.
Различия между диалектами, вероятно, отражают разные исторические этапы арабизации Палестины.
До принятия арабского языка, начиная с седьмого века, жители Палестины в основном говорили на еврейском палестинском арамейском (о чем свидетельствует, например, палестинская еврейская и палестинская христианская литература), а также на греческом (вероятно, на высшем или торговом языке). социальные классы), и некоторые оставшиеся следы иврита. В то время арабоязычные люди, жившие в пустыне Негев или в пустыне Иордан за Заркой, Амманом или Караком, не имели значительного влияния.
Арабоязычные люди, такие как набатейцы, как правило, принимали арамейский в качестве письменного языка, как показано в текстах на набатейском языке Петры. Евреи и набатеи жили бок о бок в Махозе и других деревнях, и их диалекты, которые они оба сочли бы «арамейскими», почти наверняка были бы взаимно понятными. Кроме того, случайные заимствования на арабском языке можно найти в еврейских арамейских документах Свитков Мертвого моря.
Принятие арабского языка среди местного населения произошло, скорее всего, в несколько волн. После того, как арабы взяли под свой контроль территорию, чтобы поддерживать свою обычную деятельность, высшие классы должны были быстро овладеть языком новых хозяев, которых, скорее всего, было немного. Преобладание северных левантийских черт в городских диалектах до начала 20 века, а также в диалекте самаритян в Наблусе (с систематической ималой / a: /), как правило, показывает, что первый слой арабизации городских высших классов может привели к тому, что сейчас является городским Левантином. Тогда главным явлением мог быть медленный переход деревень, говорящих на арамейском языке, на арабский язык под влиянием арабизированных элит, что привело к появлению сельских палестинских диалектов. Этот сценарий согласуется с несколькими фактами.
Диалекты, на которых говорят арабы Леванта - восточного побережья Средиземного моря - или левантийский арабский язык, образуют группу диалектов арабского языка. Учебники на арабском языке по «сирийскому диалекту» были выпущены в начале 20 века, а в 1909 году было опубликовано специальное пособие по «палестинскому арабскому языку».
Палестинские арабские диалекты являются разновидностями левантийского арабского языка, поскольку они демонстрируют следующие характерные левантийские черты:
Заметные различия между южными и северными формами левантийского арабского языка, такими как сирийский арабский и ливанский арабский язык, сильнее проявляются в диалектах за пределами города. Основные различия между палестинским и северным левантийским арабским языком заключаются в следующем:
Есть также типичные палестинские слова, которые в Леванте являются шибболетами.
Как это часто бывает в арабоязычных странах, диалект, на котором говорит человек, зависит как от региона, из которого он / она, так и от социальной группы, к которой он / она принадлежит.
Городские (мадани) диалекты очень напоминают арабские диалекты северного Леванта, то есть разговорные варианты западной Сирии и Ливана. Этот факт, который делает городские диалекты Леванта удивительно однородными, вероятно, связан с торговой сетью между городами Османского Леванта или с более старым арабским диалектным слоем, более близким к диалектам кельту, на которых все еще говорят в Верхней Месопотамии. Особое место занимает Наблус. На наблусском диалекте акценты расставлены на разных слогах слова. Почти каждый слог имеет ударный акцент, что придает диалекту медленный и вялый тон. Древний диалект Наблуса даже артикулирует каждый слог в одном и том же слове отдельно. Более того, окончания слов явно наклонены в соответствии с регламентированной системой. Например, вы можете произнести шарка со звуком [а:] в конце слова, чтобы обозначить восточную часть города, и гарбех со звуком [э] в конце слова, чтобы обозначить западную сторону города. город. Вы также можете описать цвет вашей сумки и произнести safra (желтый) со звуком [a:] в конце слова или sode (черный) со звуком [e] в конце слова. Нун и ха (н и з) всегда наклонены и заканчиваются звуком [э]; и они являются основой отличительного акцента Наблуси. Две буквы часто появляются в конце слов в виде неизбежных объективных местоимений. В древнем диалекте Наблуса букв tha ', thal, thaa' и qaf не существует. Диалект старого наблуса теперь можно встретить среди самаритян, которым удалось сохранить старый диалект в его чистом виде.
Городские диалекты характеризуются [ʔ] ( хамза ) произношением ق qaf, упрощением межзубных промежутков как dentals взрывными, то есть ث as [t], ذ as [d] и одновременно ض и ظ как [dˤ]. Однако обратите внимание, что в заимствованиях из современного стандартного арабского языка эти межзубные согласные реализуются как зубные шипящие, то есть ث как [s], ذ как [z] и ظ как [zˤ], но ض сохраняется как [dˤ]. У друзов есть диалект, который можно отнести к городскому, с той разницей, что они сохраняют увулярное произношение ق qaf как [q]. Городские диалекты также игнорируют различие между мужским и женским родами во множественном числе местоимений: انتو [ɪntu] одновременно означает «ты» (masc. Plur.) И «you» (fem. Plur.), И [«hʊmme] - то и другое». они '(маск.) и' они '(жен.)
Сельский или фермерский (« фаллахи ») сорт сохраняет межзубные согласные и тесно связан с сельскими диалектами южного Леванта и Ливана. Они сохраняют различие между местоимениями множественного числа мужского и женского рода, например, انتو ['ɪntu] - это «ты» (маск.), В то время как انتن [' ɪntɪn] - «ты» (жен.), А همه ['hʊmme] - «они»). (маск.), в то время как هنه ['hɪnne] - это «они» (жен.). Три сельские группы в регионе следующие:
Бедуины Южного Леванта используют два разных диалекта (« бадави ») в Галилее и Негеве. Бедуины из пустыни Негев, которые также проживают в Палестине и секторе Газа, используют диалект, тесно связанный с диалектом, на котором говорят в Хиджазе и на Синае. В отличие от них, бедуины Галилеи говорят на диалекте, близком к диалекту сирийской пустыни и Неджд, что указывает на то, что они прибыли в регион относительно недавно. Бедуины, проживающие в Палестине Негев, которые живут вокруг Хеврона и Иерусалима, имеют особый словарный запас, они поддерживают межзубные согласные, они не используют отрицательный суффикс ش - [- ʃ], они всегда понимают ك / k / как [k] и ق / q / as [g], и отличать множественное число мужского рода от множественного женского местоимения, но с разными формами, как у сельских носителей.
Что касается городских диалектов, то в настоящее время наблюдается тенденция к сближению городских диалектов с их сельскими соседями, что вносит определенную вариативность между городами Леванта. Например, Иерусалим в начале 20 века назывался Дамаск ['nɪħna] («мы») и [' hʊnne] («они»), и теперь это перешло в более сельские районы ['na] и [ 'хммм] в наши дни. Эта тенденция, вероятно, была инициирована разделом Леванта на несколько государств в течение ХХ века.
Приведенное выше описание сельской местности движется в настоящее время с двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, урбанизация придает сильное влияние городским диалектам. В результате жители деревни могут усыновить их хотя бы частично, а бедуины придерживаются практики двух диалектов. С другой стороны, индивидуализация, которая приходит с урбанизацией, заставляет людей чувствовать себя более свободными в выборе того, как они говорят, чем раньше, и так же, как некоторые будут использовать типичные египетские или ливанские черты, как [le:] для [le: ʃ] другие могут использовать типичные сельские черты, такие как сельское воплощение [kˤ] слова, в качестве реакции гордости против стигматизации этого произношения.
Губной | Межзубный | Стоматологический / Альвеолярный | Небный | Velar | Увулярный | Глотка | Glottal | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
простой | эмф. | простой | эмф. | простой | эмф. | простой | эмф. | ||||||
Носовой | м | мˤ | п | ||||||||||
Стоп | безмолвный | т | tˤ | ( t͡ʃ ) | k | kˤ | ʔ | ||||||
озвучен | б | bˤ | d | dˤ | d͡ʒ | ɡ | ( ɢ ) | ||||||
Fricative | безмолвный | ж | θ | s | sˤ | ʃ | χ | час | час | ||||
озвучен | ð | ðˤ | z | zˤ | ʒ | ʁ | ʕ | ||||||
Трель | ( г ) | р | |||||||||||
Приблизительный | л | lˤ | j | ш |
Передний | Центральная | Назад | |
---|---|---|---|
Закрывать | я я | ты ты | |
Середина | e eː | o oː | |
Открытым | а аː |
Поскольку на палестинском арабском языке говорят в глубинке семитских языков, в нем сохранилось много типичных семитских слов. По этой причине относительно легко догадаться, как современные стандартные арабские слова отображаются на палестинские арабские слова. Для этого можно использовать список (список Сводеша) основных слов палестинского арабского языка, доступный в Викисловаре (см. Внешние ссылки ниже). Однако некоторые слова не являются прозрачными отображениями из MSA и заслуживают описания. Это связано либо с изменениями значений арабского языка на протяжении веков - в то время как MSA сохраняет классические арабские значения - либо с принятием неарабских слов (см. Ниже). Обратите внимание, что в этом разделе основное внимание уделяется городским палестинцам, если не указано иное.
Предложные псевдоглаголы
Слова, используемые в палестинском языке для выражения основных глаголов «хотеть», «иметь», «есть / есть», называются предложными псевдоглаголами, потому что они имеют все черты глаголов, но состоят из предлога и суффиксного местоимения.
Человек | Хотеть | Иметь |
---|---|---|
я | بدي ['bɪdd-i] | عندي ['ʕɪnd-i] |
Ты (пой. Маск.) | بدك ['bɪdd-ak] | عندك ['ʕɪnd-ak] |
Ты (пой. Fem.) | بدك ['bɪdd-ɪk] | عندك ['ʕɪnd-ɪk] |
Он | بده ['bɪdd-o] | عنده ['ʕɪnd-o] |
Она | بدها ['bɪdd-ha] | عندها ['nd-ha] |
Мы | بدنا ['bɪdd-na] | عندنا ['ʕɪnd-na] |
Вы (мн. Ч.) | بدكم ['bɪdd-kʊm] | عندكم ['ʕɪnd-kʊm] |
Они | بدهم ['bɪdd-hʊm] | عندهم ['ʕɪnd-hʊm] |
В идеале им предшествует كان [ka: n], например, мы хотели ان بدنا [ka: n 'bɪddna].
Придаточное предложение
Как и в большинстве форм разговорного арабского языка, маркеры относительного предложения классического арабского языка (الذي ، التي ، اللذان ، اللتان ، الين и اللاتي) были упрощены до единой формы إللي ['lli].
Вопросительные местоимения
Основные палестинские вопросительные местоимения (с их современными стандартными арабскими аналогами) следующие.
Имея в виду | Палестинский арабский | MSA |
---|---|---|
Почему? | ليش [le: ʃ] | لماذا [лима: ða:] |
Какие? | ايش [ʔe: ʃ] или شو [ʃu] | ماذا [ma: ða:] |
Как? | كيف [ки: ф] | كيف [каɪфа] |
Когда? | إيمتى [ʔe: mta] или وينتى [we: nta] | متى [мата:] |
Где? | وين [мы: n] | اين [aɪna] |
Кто? | مين [mi: n] | من [мужчина] |
Обратите внимание, что заманчиво рассмотреть длинное [i:] в مين [mi: n] «кто?» как влияние древнееврейского מי [mi:] на классический арабский من [человек], но это также может быть аналогией с долгими гласными других вопросительных слов.
Маркировка косвенного объекта
В классическом арабском языке косвенный объект был отмечен частицей / li- / («для», «чтобы»). Например, «Я сказал ему» было قلت له ['qultu' lahu], а «Я написал ей» было كتبت لها [ka'tabtu la'ha:]. В палестинском арабском языке маркер косвенного объекта по-прежнему основан на согласном / l /, но с более сложными правилами и двумя разными голосовыми моделями. Основная форма перед местоимениями - это клитика [ɪll-], которая всегда несет ударение и к которой прикреплены местоимения человека. Основная форма перед существительными - [la]. Например
Заимствования
Палестинцы заимствовали слова из многих языков, с которыми они общались на протяжении всей истории. Например,
Палестинцы на палестинских территориях иногда называют своих братьев в Израиле «арабами-седерами» из-за того, что они приняли еврейское слово בְּסֵדֶר [beseder] для «ОК» (в то время как арабское ماشي [ма: ʃi]). Однако такие слова, как ramzor רַמְזוֹר «светофор» и maḥsom מַחְסוֹם «блокпост», стали частью общего палестинского языка.
В фильме 2009 года « Аджами» в основном говорят на палестинско-иврите на арабском языке.
Интерпретации «арабрю» часто окрашены неязыковыми политическими и культурными факторами, но то, как осуществляется контакт с ивритом, было изучено, было описано в лингвистических терминах и с точки зрения того, как он меняется. «Арабрю», как говорят палестинцы и в целом арабские граждане Израиля, описывается как классическая кодовая коммутация без особого структурного эффекта, в то время как кодовая коммутация большинства арабских или палестинских граждан Израиля, которые являются христианами или мусульманами с Севера или Треугольника, описывается как ограниченное, более интенсивное кодовое переключение наблюдается среди арабов, которые живут в поселениях с еврейским большинством, а также среди бедуинов (на юге), которые служат в армии, хотя это разнообразие все еще можно назвать кодовым переключением и не связано с какими-либо существенными структурными изменениями, отклоняющими от нееврейского повлияла норма. По большей части среди всех арабов-христиан и арабов-мусульман в Израиле влияние общения на иврите на палестинский арабский язык ограничивается заимствованием существительных, в основном для специальной лексики, а также несколькими маркерами дискурса. Однако это не относится к арабскому языку, на котором говорят израильские друзы, который, как было задокументировано, проявляет гораздо более интенсивные контактные эффекты, в том числе смесь арабских и ивритских слов в синтаксических предложениях, таких как использование еврейского предлога для арабского языка. элемент и наоборот, а также соблюдение гендерного и числового соглашения между арабскими и еврейскими элементами (т. е. притяжательное прилагательное на иврите должно совпадать с полом арабского существительного, которое оно описывает). В то время как определенные артикли на иврите могут использоваться только для существительных на иврите, определенные артикли на арабском языке используются для существительных на иврите и, по сути, являются наиболее распространенной структурой DP.
Наиболее часто приводимый пример гармонии гласных в палестинском арабском языке - это спряжение глаголов в настоящем времени. Если коренная гласная округляется, округлость распространяется на другие высокие гласные в префиксе. Гармония гласных в PA также встречается в номинальной глагольной области. Суффиксы невосприимчивы к гармонии округления, а гласные слева от ударного слога не имеют гармонии гласных.
В палестинском арабском языке существует регрессивная гармония гласных для этих спряжений настоящего времени: если основная гласная основы глагола - / u /, то гласная в префиксе также будет / u /, иначе гласная будет / i /. Это сравнивается со стандартным арабским языком (который может рассматриваться как представитель других арабских диалектов), где гласная в префиксе постоянно / a /.
Примеры:
Евангелие от Марка было опубликовано в палестинском арабском языке в 1940 году, с Евангелием от Матфея и Послания Иакова, опубликованной в 1946 году.