Карта территорий Пайпаи на севере Нижней Калифорнии | |
Всего населения | |
---|---|
Прибл. 1800 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Нижняя Калифорния ) | |
Языки | |
Пайпаи и испанский | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Килива, Кумейяай, Явапай |
Paipai ( Pai Пай, Pa'ipai, Akwa'ala, Yakakwal) являются коренными жителями Мексики, живущими в северной Калифорнии. Их традиционная территория лежит между Kiliwa на юге и Kumeyaay и Кокопа на севере и простирается от Сан - Висенте недалеко от побережья Тихого океана почти до реки Колорадо дельту «s на востоке. Сегодня они сосредоточены в основном в многонациональном сообществе Санта-Катарина в Сьерра-де-Хуарес в Нижней Калифорнии.
Мейгс предположил, что аборигенное население, связанное с миссиями в Сан-Висенте и Санта-Катарина, составляло соответственно 780 и 1000 человек. Хикс оценил 1800 коренного населения Пайпаи, или плотность 0,3 человека на квадратный километр. Оуэн утверждал, что эти оценки были существенно завышены. Однако некоторые исследования показывают, что осталось менее 200 носителей языка паипай, потому что новые поколения не считают необходимым изучать язык паипай.
Язык паипай был задокументирован Джудит Джоэль, которая опубликовала тексты и исследования по фонологии, морфологии и синтаксису. Маурисио Дж. Микско опубликовал расшифровки рассказов. Он очень близок к языку нагорья юман, на котором говорят явапаи, валапаи и хавасупай в западной Аризоне.
Средства к существованию аборигенов паипай основывались на охоте и собирании природных животных и растений, а не на сельском хозяйстве. В качестве пищевых ресурсов использовались многочисленные растения, в частности агава, юкка, мескит, опунция, желуди, кедровые орехи и ягоды можжевельника. Многие другие растения служили лекарствами, материалом для строительства или ремесленных изделий. Животные, используемые в пищу, включали оленей, вилорог, снежных баранов, кроликов, древесных крыс, различных других средних и мелких млекопитающих, перепелов, рыб и моллюсков. Растениеводство и животноводство были внедрены в исторический период.
Информация о культурных традициях преконтактного Пайпаи поступает из различных источников. К ним относятся отчеты о морской экспедиции под руководством Себастьяна Вискайно ; отчеты наблюдателей конца 18 - начала 19 века, таких как Луис Салес и Хосе Лонгинос Мартинес ; и исследования этнографов 20-го века, включая Эдварда В. Гиффорда, Роберта Х. Лоуи, Певерила Мейгса, Филипа Друкера, Уильяма Д. Хохенталя, Роджера К. Оуэна, Томаса Б. Хинтона, Фредерика Н. Хикса, Ральфа К. Микельсена, Майкл Уилкен-Робертсон и Джулия Бендимес Паттерсон.
Paipai традиционная материальная культура включены сооружения (прямоугольные дома с соломенной крышей, Рамадас, и, вероятно, sweathouses), оборудование для охоты и войн (луки, тростниковые стрелки, военные клубы, сети), технологическое оборудование (гончарные изделия, плетение, Manos и metates, минометы и пестики, веревки, каменные ножи, шила), одежду (халаты из кроличьей шкуры, сандалии из фибры; фартуки из оленьей кожи и шапочки для корзин для женщин) и люльки.
Родство основывалось на патрилинейных, патрилокальных шимулах. Неясно, в какой степени сообщества доисторически совпадали с симулами; в исторические времена членство в сообществе было довольно нестабильным. Некоторые отрицают существование каких-либо официальных лидеров сообщества; если они присутствовали, их авторитет, вероятно, был невысок.
Социальные развлечения включали в себя множество игр: shinny, гонки в кикбол, игру в кольцо и булавку, кости, пеон, стрельбу из лука, волчки, жонглирование и кошачью колыбель. Музыка создавалась пением и инструментами, в том числе флейтами, тыквенными погремушками и бубенчиками. Домашних животных держали.
Традиционные повествования условно классифицируются как мифы, легенды, сказки и устные рассказы. Устная литература, записанная для пайпаи, довольно ограничена, но включает рассказы, которые можно отнести к каждой из этих категорий. Рассказы пайпаи, такие как миф о сотворении мира, показывают их самое близкое родство с повествованиями кумеяай на севере.
Пайпаи впервые встретились с европейцами, когда экспедиция Себастьяна Вискайно нанесла на карту северо-западное побережье Нижней Калифорнии в 1602 году. Более интенсивные и устойчивые контакты начались в 1769 году, когда экспедиция по основанию испанских поселений в Калифорнии, возглавляемая Гаспаром де Портола и Хуниперо Серра, прошла через западные части.
Доминиканская миссия Сан - Висенте была основана около побережья на территории Paipai в 1780. Он стал ключевым центром испанской администрации и военного управления в регионе. В 1797 году Сан-Висенте был дополнен внутренней миссией в Санта-Катарине, недалеко от границы между территориями Пайпаи и Кумейай. Миссия Санта-Катарина была разрушена в 1840 году враждебными индийскими войсками, по всей видимости, включая Пайпаи.
Основное современное поселение Пайпаи находится в Санта-Катарине, сообществе, которое они разделяют с жителями Кумейая и Килива.