Пабло де Олавиде-и-Хауреги ( Лима, вице-королевство Перу, 25 января 1725 г. - Баеса, Испания, 25 февраля 1803 г.) был испанским политиком, юристом и писателем.
Он родился в богатой и влиятельной креольской семье басков Лиман и учился в университете Сан-Маркос в Лиме. Он получил докторскую степень в области теологии в 1740 году и степень в области права в 1742 году. Он был назначен помощником трибунала консульства и оидором (судьей) Аудитории Лимы. В 1746 году ему было предъявлено обвинение в растрате, и он должен был отправиться в Испанию, чтобы предстать перед Советом Индии в 1750 году. В 1754 году он был ненадолго заключен в тюрьму, но в 1757 году он был окончательно приговорен к временному отстранению от должности. В 1755 году он женился на богатой вдове и путешествовал по Италии и Франции. Он встретил самых выдающихся европейских просвещенных философов и писателей, таких как Вольтер (которого он назвал «мыслящим испанцем»), а его дом в Мадриде был одним из самых заметных мест встречи испанской просвещенной элиты.
Благодаря своим влиятельным друзьям и новому политическому климату после бунтов в Эскилаче (1766 г.) он возобновил свою бюрократическую и политическую карьеру. В 1767 году он был назначен директором Королевских хосписов Сан-Фернандо и Мадрид. Он с энтузиазмом следовал реформистской политике, проводимой Кампоманесом и Арандой. В том же году он был назначен intendent и asistente ( Коррегидор ) в Севилье, и он был первым начальником вновь созданного Nuevas Poblaciones (новых поселений) в Андалусии, которые были предназначены для использования обширных участков пахотных земель. Ему удалось основать сорок новых поселений. Как ассистент Севильи, он с энтузиазмом проводил просвещенную и реформистскую политику. Он улучшил городскую казну Севильи, общественное снабжение, урбанизм и общественные работы. Он реформировал и секуляризовал социальную помощь и спланировал реформу Севильского университета. Он написал отчет о проекте нового аграрного закона (1768 г.), который является одним из самых важных трудов испанских физиократов.
Его предполагаемая реформистская политика вызвала сопротивление наиболее консервативных взглядов. Это произошло из-за его отказа позволить немецкому монаху, отцу Ромаульду, построить монастырь в одном из андалузских поселений, «чтобы помочь (богатым) немецким поселенцам попасть на небеса». Завистливый отец Ромаулд дал понять, что Олавиде был участником грубого преступления в отношении испанского духовенства; обвиняя его в чтении запрещенных книг и непочтительном высказывании о католической религии. В 1775 году испанская инквизиция обвинила его в нечестии и ереси. Таким образом, он был изгнан из своих офисов, изгнан из Мадрида, королевских резиденций, из Севильи и даже из Лимы; заключен в тюрьму в 1776 году и приговорен к восьми годам затворничества в монастыре в 1778 году за то, что он верил в доктрины Энциклопедии и был в компании Вольтера и Руссо. Его суд и осуждение вызвали большой ужас среди испанских и европейских просвещенных мыслителей. Из-за проблем со здоровьем ему разрешили часто купаться на курортах. В 1780 году во время одной из таких остановок в Кальдес-де-Малавелья, недалеко от французской границы, он бежал во Францию. Он проживал в Париже, но не участвовал в политической жизни. Он наблюдал Французскую революцию с интересом и сочувствием, но ее радикализация обеспокоила его. В 1791 году он переехал в замок в Мен-сюр-Луар, но был арестован в 1794 году как подозрительный иностранец и находился в тюрьме до падения якобинцев. Опыт французского заключения был для него шокирующим, и он вернулся к религиозным обрядам и даже написал извинение за христианство, анонимно опубликованное в Валенсии в 1797 году: El Evangelio en Triunfo, o Historia de un filósofo desengañado (Евангелие триумфа или история разочарованный философ). Успех этой книги в антиреволюционной Испании был велик, и он смог вернуться в свою страну в 1798 году. Он был публично реабилитирован и получил ренту. Он удалился в Баэза.
В его честь назван университет Пабло де Олавиде в Севилье, основанный в 1997 году.