Пааво Берглунд в начале 1960-х
Пааво Аллан Энгельберт Берглунд ОБЕ (14 апреля 1929 - 25 января 2012) был финским дирижером и скрипачом.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Карьера
- 2 Отношения с музыкой Яна Сибелиуса
- 3 Последнее выступление
- 4 Смерть и наследие
- 5 Избранные инструменты
- 6 наград и наград
- 7 Избранная дискография
- 8 Избранные видеозаписи
- 9 Избранные опубликованные работы
- 10 избранных первых спектаклей
- 11 Источники
- 12 Внешние ссылки
Карьера
Берглунд родился в Хельсинки, в детстве учился игре на скрипке и играл на инструменте, сделанном его дедом. К 15 годам он выбрал музыку как свою карьеру, а к 18 уже играл в ресторанах.
Во время Второй мировой войны Берглунд работал на металлургических заводах в Биллнесе. Детей вывезли из Хельсинки во время тяжелых этапов войны. Его профессиональная карьера скрипача началась в 1946 году, когда он все лето играл в офицерской столовой (Upseerikasino) в Хельсинки. Он уже играл в танцевальных оркестрах в 1945 году. Формальное обучение проходило в Хельсинки в Академии Сибелиуса, в Вене и Зальцбурге. Он был скрипачом Симфонического оркестра Финского радио в 1949-58 годах в секции 1-й скрипки, уникальной среди инструменталистов тем, что он был приспособлен для сидения, потому что он играл на скрипке «левшой».
В радиоинтервью финской радиовещательной компании YLE в 2002 году Берглунд объясняет, как он услышал Венский филармонический оркестр во время их тура в Хельсинки с Вильгельмом Фуртвенглером и был очень впечатлен. Вскоре после этого он уехал учиться в Вену. У него было много друзей как в Венском филармоническом оркестре, так и в Симфоническом оркестре Венского радио, и он мог посещать репетиции и записи. Он помнит одну конкретную сессию звукозаписи, когда он присутствовал однажды вечером, когда Фуртвенглер записывал увертюру Манфреда Шумана и Die Moldau (Влтава) Сметаны в Musikverein в Вене. Еще одним дирижером, который произвел на него большое впечатление, был Ханс Кнаппертсбуш.
Дирижерская карьера Берглунда началась в 1949 году, когда он основал собственный камерный оркестр. В 1953 году Берглунд стал соучредителем Хельсинкского камерного оркестра (отчасти вдохновленного оркестром Бойда Нила ).
В 1955 году он был назначен младшим дирижером Симфонического оркестра Финского радио, а с 1962 по 71 год работал главным дирижером Симфонического оркестра Финского радио. Берглунд стал музыкальным руководителем Хельсинкского филармонического оркестра в 1975 году и занимал этот пост четыре сезона. Он был дирижером смешанного хора Студенческого союза Хельсинкского университета, Академического хорового общества (Akateeminen Laulu) с 1959 по 61 год.
Берглунд (справа) со скрипачом Хейкки Лоухивуори из Симфонического оркестра Финского радио
Берглунд получил известность как строгий приверженец оркестровой дисциплины благодаря своим безжалостным репетициям и преданности музыкальному совершенству. Как дирижер Берглунд часто выходил за рамки печатной партитуры в музыке Яна Сибелиуса и других, чтобы улучшить то, что он считал слабостями, особенно в оркестровке, цвете и балансе.
Большинство оркестров, которыми он дирижировал, хорошо откликались на его серьезный подход. Он неутомимо учился, готовился и репетировал. Он почти всегда приходил в оркестр со своими собственными исправлениями и поклоном. Затем он отмечал очень подробные инструкции в нотах каждого отдельного музыканта.
Берглунд, конечно, не всегда соглашался с композиторами; он чувствовал себя комфортно в разработке любых нюансов, которые он считал важными, но которые композиторы не выделили. Он верил в детали: «Я думаю, что мы уже насытились мягкими записями», - отметил Берглунд в интервью Finnish Music Quarterly (FMQ) в 1999 году.
В Великобритании Берглунд руководил концертами столетия Сибелиуса с Борнмутским симфоническим оркестром в 1965 году и стал их главным дирижером в 1972 году, завершив свое пребывание в Борнмуте в 1979 году. это для EMI в этот период. Он также был главным приглашенным дирижером Шотландского национального оркестра с 1981 по 1985 год.
Берглунд ушел из оркестров Хельсинки и Борнмута в 1979 году. В его родной Финляндии больше заметили тот факт, что он, казалось, оставил свои диктаторские пути. В 1996 году он сказал: «Повышение уровня финских оркестров было невероятным... молодые музыканты играют намного лучше, чем их предшественники».
В гостях он дирижировал всеми крупнейшими оркестрами Северной Америки и Европы, такими как Берлинский филармонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Дрезденская государственная капелла, Санкт-Петербургская и Московская филармонии, Лейпцигский Гевандхаус и Израильские филармонические оркестры.
Берглунд был членом дирижерской коллегии Российского национального оркестра.
Он дебютировал в Нью-Йорке в 1978 году с Американским симфоническим оркестром в Карнеги-холле в концерте Шостаковича и Сибелиуса. С 1990-х он стал постоянным приглашенным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра и Кливлендского оркестра.
Берглунд сделал более 100 записей. В интервью газете Helsingin Sanomat в 2009 году он сказал, когда его спросили о своих записях, что запись Smetana с Dresden Staatskapelle, вероятно, лучшая, поскольку это лучший из оркестров, с которыми он делал записи.
Берглунд несколько раз дирижировал оперой. Наиболее важными из его оперных проектов были « Фиделио » Бетховена с Финской национальной оперой в Хельсинки в 2000 году (с Каритой Маттила, Матти Салминен, Яакко Риханен ) и Маскарад Нильсена в Копенгагене.
Пааво Берглунд сказал в радиоинтервью дирижеру Атсо Алмила, сделанному по случаю 75-летнего юбилея Симфонического оркестра Финского радио в 2002 году, что с Йонасом Кокконеном (1921–1996) у него были самые близкие и дружеские отношения из современных финских композиторов. Сотрудничество было очень крепким. Он как можно больше отстаивал свою музыку, а также помогал ему в трудные времена в жизни. Он заказал многие работы Кокконена.
Берглунд был также первым дирижером в первые годы, наряду с Юккой-Пеккой Сарасте, для Финского камерного оркестра, основанного в 1990 году. Оркестр не служит для кого-либо основной работой, а скорее как инструмент, собирающий лучших музыкантов для совместной работы. в изысканном ансамбле, где искусство и качество превыше рутины.
Оркестр состоит из концертмейстеров и руководителей ведущих финских оркестров, таких как Симфонический оркестр Финского радио, Хельсинкский филармонический оркестр, Оркестр Финской национальной оперы, Tapiola Sinfonietta, Avanti! и симфонический оркестр Лахти. Берглунд также несколько раз дирижировал Симфоническим оркестром Академии Сибелиуса.
Отношения с музыкой Яна Сибелиуса
Берглунд был особенно связан с музыкой Сибелиуса, и он трижды записал полные симфонии Сибелиуса.
В середине 1950-х Жан Сибелиус услышал, как Берглунд дирижирует некоторыми симфониями и Сюитой Ракастава, и сказал Берглунду, насколько ему понравились выступления. Он встретил Сибелиуса у себя дома, Айнола, в составе делегации оркестра Радио, который посетил Сибелиуса. Сибелиус спросил его, играют ли они какого-нибудь Шенберга. На это Пааво Берглунд ответил отрицательно. Это был весь разговор. Берглунд сделал первую запись симфонии Куллерво.
Критическое исследование источников Седьмой симфонии Сибелиуса Берглундом началось в 1957 году, когда он дирижировал Седьмой симфонией с Хельсинкским филармоническим оркестром и заметил, что они играли из частей, исправленных Сибелиусом. Он увидел, что на распечатанных частях было много ошибок. Его последующие исследования привели к публикации нового издания симфонии Хансена в 1980 году.
В интервью лондонской Sunday Times в 1998 году Берглунд рассказал о своих интерпретационных идеях о музыке Жана Сибелиуса:
«Музыка Сибелиуса часто портится из-за того, что она слишком точна. Думаю, музыкантам нравится играть вот так», - он делает серию вертикальных движений вниз, - «но хорошо делать это так» - его руки, одна над другой., осторожно покачивайтесь в направлении вертикального выравнивания и отклонении от него. «Точность против атмосферы: это не так просто. Ранний дирижер Сибелиуса Георг Шнеефойгт однажды пожаловался, что не может извлечь детали из партитур Сибелиуса. Сибелиус сказал, что он должен просто плавать в соусе».
Берглунд иногда вызывал споры, переосмысливая оркестровые партии; как он сказал в интервью Gramophone в октябре 1978 года, «Сибелиус был превосходным оркестратором, но до самого конца он создавал странную динамику, которую, как я считаю, я должен изменить. Во Второй симфонии вам не нужно так сильно менять, но, как ни странно, в Седьмой симфонии есть много вещей, которые нужно изменить... Мое отношение было " werktreu ", что в переводе с немецкого означает примерно "быть верным своему делу ". Но, видите ли, композиторы не всегда знали; они Брукнер, когда что-то было предложено ему Лоу и Шальком (которые, конечно, не были глупцами), сказал им, чтобы они сделали это. Может быть, он был слаб и должен был иногда спорить немного больше, но с другой стороны, многие из их предложений прекрасны ».
Он сотрудничал с Камерным оркестром Европы в записи полных симфоний Яна Сибелиуса и Иоганнеса Брамса. Истоки записей Сибелиуса были сделаны, когда Берглунд дирижировал оркестром на Эдинбургском фестивале в полном цикле симфоний Сибелиуса. Что особенно примечательно, так это использование в некоторых симфониях меньшей силы струны, чем обычно. Результат получил высокую оценку.
Ранние интерпретации Сибелиуса Берглунда темнее и тяжелее. Позже он открыл для себя новый стиль. В то время как другие дирижеры часто добиваются больших эффектов в «Сибелиусе», Берглунд начал любить ясность, которая могла быть достигнута с оркестром из примерно 50 человек.
Берглунд был одним из членов жюри 1-го Международного конкурса дирижеров имени Сибелиуса, проходившего в 1995 году.
Последнее выступление
Пааво Берглунд дирижировал своим последним концертом в Концертном зале Плейель в Париже 1 июня 2007 года. Оркестром выступил Филармонический оркестр Французского радио. В программе - Концерт для скрипки Брамса с Кристианом Тецлаффом в качестве солиста и Симфония № 4 Сибелиуса.
В интервью, данном в его 80-летний юбилей финской радиовещательной компанией YLE, Берглунд сказал, что игра в «Сибелиусе» была почти идеальной игрой Сибелиуса. Концерт был записан французским радио.
В ожидании поезда на
Ленинград в 1963 году: слева направо интендант
Аулис Саллинен, дирижер Берглунд, скрипач Пертти Кири
Смерть и наследие
Берглунд умер 25 января 2012 года в возрасте 82 лет и был похоронен в Хельсинки 4 февраля 2012 года. Его пережила жена Кирсти; сын Юха; дочери, Лийса Кюльменен и Эева Берглунд; и пятеро внуков.
Финская газета Helsingin Sanomat взяла интервью у дирижера Курта Мазура по телефону из Лейпцига по поводу кончины Берглунда. «Пааво был одним из моих самых старых друзей. Мир потерял одного из величайших дирижеров, и я думаю о его жене Кирсти и его семье», - сказал г-н Мазур.
Избранные инструменты
В 2005 году Фонд Сигне и Ане Гилленберг купил у мистера Берглунда скрипку, построенную в 1732 году Карло Бергонци (1683–1747). До него скрипка принадлежала Исааку Стерну. Скрипач Илкка Вайнио сказал, что скрипка - это образец шедевра, лучшее, что он знал лично. Скрипка сохранила свой первоначальный вид, даже лак в основном сохранился. По словам Петтери Иивонена, игравшего на этом инструменте, скрипка обладает теплым звуком, но может выдержать даже более грубую игру. Скрипка предоставляется музыканту в аренду на три года. Первым был Пиетари Инкинен, игравший на скрипке с 2005 по 2009 год.
Весной 2009 года скрипка была передана Петтери Ивонену. Фонд одалживает скрипку, объявляя о ней в ежедневных газетах, музыкальных изданиях и на своем веб-сайте. Заинтересованные музыканты могут подать заявку на игру на скрипке в течение указанного периода времени. Знающее жюри выбирает музыканта, которому достанется скрипка.
По данным финской телерадиокомпании YLE, скрипка Страдивари Берглунда была продана его наследниками в 2012 году Финскому культурному фонду за 1,8 миллиона евро. В то же время фонду были переданы права исполнителя на записи Берглунда, а также его ценная коллекция оркестровых нот. Последний материал будет доступен исследователям через десять лет. Скрипка будет называться Stradivarius ex. Берглунд. Сын г-на Берглунда Юха Берглунд, представитель семьи, говорит, что у его отца было несколько инструментов, но Страдивари был для него самым дорогим. Особое желание мистера Берглунда состояло в том, чтобы скрипка осталась в Финляндии. Скрипка была построена примерно в 1700 году. Скрипка находится в исключительно хорошем состоянии для своего возраста.
Награды и почести
Избранная дискография
- Разное: Оперные арии: Бизе, Кармен: Песня Тореадора; Моцарт, Свадьба Фигаро: Ария Фигаро, « Non piu andrai »; Верди, Аида: Радамес !; (с Аарне Вайнио ). Симфонический оркестр Финского радио. (FUGA 9200)
- Разное: Дань Марти Талвеле. Симфонический оркестр Финского радио. (Ундина ODE 945-2)
- Бетховен: Концерт № 4 для фортепиано с оркестром (с Майре Халава ). Симфонический оркестр Финского радио. 1961 г. (Finlandia Classics, FINCLA 23).
- Блаженство: сюита из спектакля «Чудо в Горбале» ; Концерт для виолончели (с Арто Норасом ). Борнмутский симфонический оркестр. 1977 год, Ратуша Саутгемптона. (EMI ASD 3342)
- Брамс: Альт-рапсодия (с Майджу Куусоджа ). Симфонический оркестр Финского радио. 1961 г. (Finlandia Classics, FINCLA 26).
- Брамс: Альт-рапсодия (с Хельей Ангерво ). Симфонический оркестр Финского радио. 1967 г. (Finlandia Classics, FINCLA 20).
- Брамс: Полные симфонии. Камерный оркестр Европы. Прямой эфир май 2000 года, Фестивальный зал Баден-Бадена. (Ondine ODE 990-2T)
- Брамс: Двойной концерт (с Иегуди Менухином и Полем Тортелье ). Лондонский филармонический оркестр. 1984 (EMI).
- Брамс: Концерт для фортепиано № 2 (с Франсуа-Фредериком Ги ). Лондонский филармонический оркестр. Прямой эфир 31 мая 2003 г., Royal Festival Hall, Лондон. (NAÏVE V4944)
- Бриттен: Концерт для скрипки (с Идой Хендель ). Борнмутский симфонический оркестр. 12 июня 1977 г. (EMI ASD 3843 CDM7642022)
- Брух: Концерт № 1 для скрипки с оркестром (с Фрэнком Петером Циммерманном ). Королевский филармонический оркестр. 2004 (SONY)
- Дворжак: Скерцо каприччиозо; Славянская рапсодия № 3. Дрезденская государственная капелла. Записано в 1978 году в Lukaskirche Dresden. (ETERNA 8 27 199-200)
- Инглунд: Эпиникия. Хельсинкский филармонический оркестр. (FINNLEVY SFX 34)
- Франк: Симфония; Симфонические вариации (с Сильвией Керсенбаум ). Борнмутский симфонический оркестр. 1976. (EMI ASD 3308)
- Глазунов: Концерт для фортепиано с оркестром (с Джоном Огдоном ); Ярдумян: Пассакалия, Речитатив и фуга. Борнмутский симфонический оркестр. 1977 г. (EMI ASD 3367)
- Григ: Пер Гюнт Сюита; Альфвен: Шведская рапсодия; Ярнефельт: Прелудиум; Берсёз. Борнмутский симфонический оркестр. (EMI)
- Григ: Симфонические танцы; Старонорвежский романс с вариациями. Борнмутский симфонический оркестр. 1982 г. (EMI ASD 4170)
- Гайдн: Симфонии № 92, 99. Финский камерный оркестр. Ноябрь 1992 года, Хювинкяя Холл, Финляндия. (Ундина)
- Гайдн: Симфония № 103; Чайковский: Серенада для струнных. Финский камерный оркестр. Live 1993. (FCO 1003)
- Кокконен: Музыка для струнного оркестра. Хельсинкский камерный оркестр. (Fennica SS 8)
- Кокконен: Симфонии 1, 4; "... durch einen spiegel...". Финский RSO. Май 1995 года (... Durch einen..., Symph. 4). Март 1995 г. (Симф.1). Дом культуры Хельсинки. (Ундина)
- Кокконен: Симфония № 3; Сибелиус: Тапиола. Финский RSO. (EMI SXL 6432, Финляндия FA 311)
- Мериканто: Эхо; Концерт для скрипки № 2 (совместно с Ульфом Хэстбаккой ). Симфонический оркестр Финского радио. 1978. (Фенница Нова)
- Моцарт: Концерт для гобоя; Штраус: Концерт для гобоя (с Дугласом Бойдом ). Камерный оркестр Европы. (Asv Living Era)
- Моцарт: Концерты для скрипки №№ 3, 5 (с Маюми Фудзикавой ). Симфонический оркестр Японской филармонии. (EMI La Voix de son Maitre 2C 065-93594)
- Нильсен: Симфония № 5. Борнмутский симфонический оркестр. 1975 г. (EMI ASD 3063).
- Нильсен: Симфонии 1–6. Королевский датский оркестр. 3, 4, 5 июня 1987 г. (№№ 1, 4). 17–19 августа 1989 г. (№№ 3, 6). 15–18 августа 1988 г. (№№ 2, 5). Odd Fellow Hall, Копенгаген. (RCA Victor)
- Прокофьев: Сюита «Летняя ночь». Борнмутский симфонический оркестр. 1975 г. (EMI ASD 3141).
- Рахманинов: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (с Лейфом Уве Андснесом ). Осло филармония. Прямой эфир в марте 1995 года, филармония Осло. (EMI)
- Рахманинов: Симфония № 3 «Скала». Стокгольмская филармония. 20–22 июня 1988 г., Филармония, Стокгольм. (RCA Victor)
- Райтио: Луна в Юпитере; Лунная аллея. Финский RSO. (Фенница Нова)
- Римский-Корсаков: Сюита «Золотой петушок». Борнмутский симфонический оркестр. 1975 г. (EMI ASD 3141).
- Римский-Корсаков: увертюра «Майская ночь»; Глазунов: Концертный вальс № 1; Глинка: Вальс-фантазия; Сибелиус: Интермеццо и Алла Марсия из сюиты «Карелия»; Шаластер: Танец «Лиана». Борнмутский симфонический оркестр. (EMI)
- Сен-Санс: Концерт для фортепиано № 2 (с Эмилем Гилельсом ). Государственный симфонический оркестр СССР. Декабрь 1951 г. (Yedang, 2002. YCC-0066)
- Шуман: Концерт для фортепиано с оркестром; Григ: Концерт для фортепиано с оркестром (с Джоном Огдоном ). Новый филармонический оркестр. 1972 г. (EMI ASD 2802)
- Саллинен: Хорали. Хельсинкский филармонический оркестр. (BIS CD-41)
- Салменхаара: Симфония № 2. Симфонический оркестр Финского радио. 1966 г. (Finlandia Classics, FINCLA 27).
- Шостакович: Симфонии 5, 6, 7, 10, 11. Борнмутский симфонический оркестр. 30–31 июля 1975 г., студия № 1, Эбби-роуд, Лондон (№ 5). Январь 1974 г., Гилдхолл, Саутгемптон (№ 7). 1975 г. (№ 10). Декабрь 1978 г. (№ 11). (EMI)
- Шостакович: Симфония № 8. Российский национальный оркестр. Июнь 2005, DZZ Studio 5, Москва. (Пентатон)
- Шостакович: Концерт для виолончели № 1; Уолтон: Концерт для виолончели (с Полем Тортелье ). Борнмутский симфонический оркестр. 7–8 января 1973 г., Ратуша Саутгемптона. (EMI)
- Шостакович: Концерт № 1 для фортепиано, трубы и струнных (с Кристиной Ортис и Родни Старшим ); Концерт для фортепиано № 2 (с Кристиной Ортис ); Три фантастических танца. Борнмутский симфонический оркестр. Сентябрь 1975 г. (EMI).
- Шостакович: Концерт № 1 для скрипки с оркестром (с Арве Теллефсеном ). Королевский филармонический оркестр. (Граппа, Симакс)
- Шостакович: Концерт для скрипки № 1; Брух: Концерт для скрипки № 1 (совместно с Аленой Баевой ). Российский национальный оркестр. Июнь 2005 г. (Sotheby´s).
- Сибелиус: Из Куллерво; Kullervon valitus (совместно с Уско Виитаненом ). Симфонический оркестр Финского радио. (FUGA 9240)
- Сибелиус: En saga ; Океаниды ; Дочь Похьёлы; Луоннотар (с Тару Вальякка ); Pelleas et Melisande (отрывки). Борнмутский симфонический оркестр. (EMI ESD7159)
- Сибелиус: Пеллеас и Мелизанда; Ракастава. Финский камерный оркестр. Live Тампере Тало, 8 апреля 1991 г. (FCO 1001)
- Сибелиус: Финляндия; Тапиола; Лебедь Туонелы; Возвращение Лемминкяйнена; Вальс Тристе. Филармонический оркестр. 1983 год, площадь Сент-Джонс-Смит, Лондон. (EMI ASD 4186)
- Сибелиус: Финляндия; Лебедь Туонелы; Возвращение Лемминкяйнена; Интермеццо из Карелии сюита; Ноктюрн, Элегия, Мюзет, Вальс Тристе из сюиты короля Кристиана II. Борнмутский симфонический оркестр. (EMI 1 C 063-05 011 Q)
- Сибелиус: Симфонии 2, 7. Лондонский филармонический оркестр. Live Royal Festival Hall 6 декабря 2003 г. (№ 7) и 16 февраля 2005 г. (№ 2). (LPO 0005)
- Сибелиус: Симфония № 4. Королевский оркестр Консертгебау. Живите 11.09.1991. (Антология Королевского оркестра Концертгебау, том 6 - Живые радиозаписи 1990–2000)
- Сибелиус: Симфония № 4; Саллинен: Mauermusik. Финский RSO. Дом культуры Хельсинки, май 1969 г. (DECCA SXL 6431, Finlandia FA 312).
- Сибелиус: Симфонии 5, 6; Лебедь Туонелы. Лондонский филармонический оркестр. Прямой эфир 31 мая 2003 г., Royal Festival Hall (№ 5). Live 6 декабря 2003 г., Royal Festival Hall (№ 6). Прямой эфир 22 сентября 2006 г., Queen Elizabeth Hall (Swan). (LPO 0065)
- Сибелиус: Симфония № 6; Лебедь Туонелы. Немецкий симфонический оркестр Берлина. Запись 1970 г. (ETERNA 00031432BC)
- Сибелиус: Полное собрание симфоний 1–7 и оркестровых произведений (включая запись мировой премьеры симфонии Куллерво). Борнмутский симфонический оркестр. 1976 (№ 1). 1978 (№ 2). 20 июня 1977 г. (№ 3). ? (№ 4). Июнь 1973 г. (№ 5). 1976 г. (№ 6). 1973 (№ 7). Саутгемптонская ратуша. Декабрь 1970 г., Ратуша Саутгемптона (Куллерво). (EMI)
- Сибелиус: Завершите симфонии 1–7 с помощью «Финляндия», «Океаниды» и симфонии Куллерво. Хельсинкский филармонический оркестр. Февраль 1984 г., Церковь Всех Святых Tooting (№ 4). 1985 (Куллерво). Май 1986 г., Дом культуры, Хельсинки (№ 1). Декабрь 1986 г., Дом культуры, Хельсинки (№ 2). Июль 1987 г., Дом культуры, Хельсинки (№ 3). Декабрь 1986 г., Дом культуры, Хельсинки (№ 5). Май 1986 г., Дом культуры, Хельсинки (№ 6). Февраль 1984 г., Церковь Всех Святых Tooting (№ 7). (EMI)
- Сибелиус: Полные симфонии 1–7. Камерный оркестр Европы. 10 октября 1997 г., RFO Hall Hilversum (№№ 1, 2, 3). Сентябрь 1995 г., Колизей Уотфорд, Лондон (№№ 4, 6, 7). Декабрь 1996 г., Неймеген (№ 5). (Финляндия)
- Сибелиус: Концерт для скрипки; Серенады №№ 1, 2; Юмореска № 5. (совместно с Идой Хендель ). Борнмутский симфонический оркестр. Июль 1975 года, Ратуша Саутгемптона. (EMI)
- Сибелиус: Концерт для скрипки; Шесть юморесков для скрипки с оркестром (совместно с Хеймо Хаитто ). Симфонический оркестр Финского радио. 1964 г. (Finlandia Classics, FINCLA 2)
- Сибелиус: Концерт для скрипки (с Арве Теллефсеном ). Королевский филармонический оркестр. (Симакс)
- Сметана: Ма Власть. Дрезденская государственная капелла. Записано в 1978 году в Lukaskirche Dresden. (ЭТЕРНА 8 27 199-200)
- Штраус Иоганн-младший: Csardas, op. 441. Оркестр Финской национальной оперы. (Ondine ODE 8152)
- Штраус: Тиль Уленшпигель; Дон Жуан; Бурлеске для фортепиано с оркестром (совместно с Сергеем Эдельманном ); Серенада для духовых. Стокгольмская филармония. 19–22 июня 1989 г., Филармония, Стокгольм. (RCA Victor)
- Стравинский: Концерт для фортепиано и духовых инструментов (с Олли Мустоненом ); Шостакович: Симфония № 8. Берлинский филармонический оркестр. Live 2001. (Testament Records SBT21500)
- Стравинский: Концерт для фортепиано и духовых инструментов (с Олли Мустоненом ); Рахманинов; Симфония № 3 (2-й и 3-й мвц). Камерный оркестр Аванти. Концерт в Порвоо 27 июня - 7 июля 2001 г. (AVANTICD-4)
- Чайковский: Серенада для струнных; Дворжак: Серенада для струнных. Новый Стокгольмский камерный оркестр. 14–15 июля 1983 г., Концертный зал Стокгольма. (BIS CD-243)
- Чайковский: увертюра 1812 года; Симфония № 4. Лондонский филармонический оркестр. 28 февраля 1998 года, Колизей Уотфорд. (СОНИ)
- Воан Уильямс: Симфония № 4; Восхождение жаворонка (с Барри Гриффитсом ). Королевский филармонический оркестр. 29–30 октября 1979 г., студия № 1, Эбби-роуд. (EMI ASD 3904)
- Воан Уильямс: Симфония № 6; Концерт для гобоя (с Джоном Уильямсом ). Борнмутский симфонический оркестр. 1 апреля 1975 года, Ратуша Саутгемптона. (EMI ASD 3127)
- Верди: Сцена с Аидой и Амонасро (с Лаури Лахтиненом ). Симфонический оркестр Финского радио. (Finlandia Classics 2014. FINCLA10)
- Уолтон: Концерт для скрипки (с Идой Хендель ). Борнмутский симфонический оркестр. 1978, Ратуша Саутгемптона. (EMI ASD3843 CDM 764202 2)
Избранные видеозаписи
- Бетховен: Концерт для фортепиано № 3; Григ: Концерт для фортепиано с оркестром (с Эмилем Гилельсом ). Филармонический оркестр (Бетховен). Финский RSO (Григ). Live Finlandia Hall Helsinki 1983 и 1984 гг. (VAI DVD DVDVAI4472)
Избранные опубликованные работы
- Сравнительное исследование партитуры и рукописи Седьмой симфонии Сибелиуса. Acta Musica V. Исследования, опубликованные Музеем Сибелиуса. Институт музыковедения, Университет Або Академи ( [1] ), Турку, Финляндия, 1970. 33 страницы.
Избранные первые спектакли
- Бергман, Эрик: Симболо соч. 52, 1960. 2232/4330/13/1, челеста, струны. Продолжительность: 11 мин. - По заказу Финской телерадиокомпании. Издатель: Издание Вильгельма Хансена. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 14 марта 1961 года.
- Кокконен, Йоонас: Opus sonorum, 1964. 2232/4320, фортепиано, струнные. Продолжительность: 12 мин. - Издательство: Фенника Герман. Первое исполнение: Концерт столетия Сибелиуса, финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки (Финляндия), 16 февраля 1965 г.
- Кокконен, Йоонас: Sinfonisia luonnoksia (Симфонические зарисовки), 1968. 3232/4331/12/1, струнные. Продолжительность: 14 минут. - Издательство: Фенника Герман. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки (Финляндия), 16 мая 1968 г.
- Кокконен, Йоонас: Симфония № 1, 1960. 3333/4330/10, струнные. Продолжительность: 23 мин. - Издательство: Фенника Герман. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки (Финляндия), 15 марта 1960 г.
- Кокконен, Йоонас: Симфония № 2, 1961. 3333/4330/10/1, струнные. Продолжительность: 22 мин. - Издательство: Фенника Герман. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки (Финляндия), 18 апреля 1961 г.
- Кокконен, Йоонас: Симфония № 3, 1967. 4333/4330/00/1, челеста и фортепиано, струнные. Продолжительность: 21 мин. - Издательство: Фенника Герман. Первое исполнение: Концерт к 40-летию Финского РЮО. Финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки (Финляндия), 12 сентября 1967 г.
- Кокконен, Йоонас: Симфония № 4, 1971. 4333/4330/13/1, струнные. Продолжительность: 22 мин. - По заказу Финской телерадиовещательной компании. Издатель: G. Schirmer Inc. Первое исполнение: Финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки (Финляндия), 16 ноября 1971 г.
- Мериляйнен, Уско: Камерный концерт, 1962. Сольная скрипка, ударные (2 игрока) и двухструнный оркестр. Продолжительность: 18 минут. - Первое исполнение: Туомас Хаапанен, скрипка, финская RSO, дирижер. Пааво Берглунд, Хельсинки, 22 октября 1964 года.
- Мериляйнен, Уско: Сюита № 1 из балета «Ариус», 1960. 3233/4331/12/0, фортепиано, струнные. Продолжительность: 21 мин. - Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 24 октября 1961 года.
- Мериляйнен, Уско: Симфония № 2, 1964. 2222/4220/12/1, струнные. Продолжительность: 22 мин. - По заказу Финской телерадиовещательной компании. Издатель: Bote amp; Bock. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 10 ноября 1964 года.
- Нордгрен, Пер Хенрик: Agnus Dei Op. 15, 1971. Сопрано, баритон, смешанный хор и оркестр. Тексты: карельская народная поэма, брошюра Финского общества охраны природы. Басё, Эйнари Вуорела, Лаури Виита и Ту Ан-Ши. Продолжительность: 60 мин. - По заказу Финской телерадиовещательной компании. Первое исполнение: Тару Вальякка, сопрано, Матти Лехтинен, баритон, финский RSO и хор, дирижер. Пааво Берглунд, Хельсинки, 11 мая 1971 года.
- Раутаваара, Эйноюхани: Песнь I, 1960. Продолжительность: 6 минут. - Издательство: Фенника Герман. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 7 марта 1967 г.
- Раутаваара, Эйноюхани: Концерт для фортепиано с оркестром № 1, 1969. Сольное фортепиано + 2020/4220/11, струнные. Продолжительность: 21 мин. - По заказу Финской телерадиокомпании. Издатель: Breitkopf amp; Härtel. Первое исполнение: Эйноюхани Раутаваара, фортепиано, финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинкский фестиваль, 29 мая 1970 года.
- Раутаваара, Эйноюхани: Симфония № 3, 1961. 2222/2231, 4 тубы Вагнера / 10, струнные. Продолжительность: 33 мин. - Издательство: Фенника Герман. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 10 апреля 1962 года.
- Раутаваара, Эйноуджухани: Симфония № 4 (оригинальное произведение), 1964/1968. [Снято. Арабеската (1962), названная Симфонией № 4 в 1986 г.]. - Первое исполнение (оригинальная версия): Хельсинкский филармонический оркестр, дир. Йорма Панула, Хельсинки, 26 февраля 1956. Первое исполнение (вторая версия): Финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 24 февраля 1970 г.
- Саллинен, Аулис: Концерт для камерного оркестра соч. 3, 1959–1960. 1 (1) 121/1000/00, струны. Продолжительность: 22 мин. - Издательство: Novello. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 15 ноября 1960 г.
- Салменхаара, Эркки: Суоми - Финляндия, 1966. 2222/4330/11, арфа, струнные. Продолжительность: 18 минут. - По заказу Финской телерадиовещательной компании. Дистрибьютор: Fimic. Первое исполнение: финский RSO, конд. Пааво Берглунд, Хельсинки, 31 октября 1967 г.
использованная литература
внешние ссылки
- Хорхе Боле и Пааво Берглунд на репетиции: Концерт № Рахманинова для фортепиано с оркестром. 2 на YouTube
- Хорхе Боле и Пааво Берглунд, Шотландский симфонический оркестр BBC: Концерт для фортепиано с оркестром № Рахманинова. 2 на YouTube
- Кюнг Вха Чунг и Пааво Берглунд, Борнмутская симфония: Концерт для скрипки Бруха No. 1 на YouTube
- Лиана Исакадзе (1970) - Концерт для скрипки Сибелиуса (Часть 1), Симфонический оркестр Финского радио, Пааво Берглунд на YouTube
- Лиана Исакадзе (1970) - Концерт для скрипки Сибелиуса (Часть 2), Симфонический оркестр Финского радио, Пааво Берглунд на YouTube
- Лиана Исакадзе (1970) - Концерт для скрипки Сибелиуса (Часть 3), Симфонический оркестр Финского радио, Пааво Берглунд на YouTube
- Лиана Исакадзе (1970) - Концерт для скрипки Сибелиуса (Часть 4), Симфонический оркестр Финского радио, Пааво Берглунд на YouTube
- Тональная поэма Сибелиуса Бард, Пааво Берглунд и финский RSO на YouTube
- Тональная поэма Сибелиуса Океаниды, Пааво Берглунд и финская RSO на YouTube
- Тональная поэма Сибелиуса Тапиола, Пааво Берглунд и финская RSO на YouTube
- Эмиль Гилельс и Пааво Берглунд, Филармонический оркестр: Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Бетховена на YouTube
- Королевский датский оркестр, Пааво Берглунд: Концерт для флейты Нильсена на YouTube
- YLE (Финская радиовещательная компания) Документальный фильм 1979 года. Видеозапись репетиций с Борнмутским симфоническим оркестром и Хельсинкской филармонией. Владеет финским и английским языками