Паао

редактировать

Паао - фигура из Гавайев. Скорее всего, это гавайский исторический персонаж, пересказанный в гавайских легендах. Согласно гавайской традиции и фольклору, он, как говорят, был первосвященником из Кахики, а именно из «Вевау» и «Упору». В гавайской прозе и песнопениях термин «Кахики» применяется по отношению к любой земле за пределами Гавайев, хотя лингвистический корень окончательно происходит от Таити. «Вевау» и «Упору» указывают на реальные места на островах Общества, Самоа и / или Тонга, а гавайские ученые и королевские комментаторы постоянно утверждают, что Паао происходил либо из Самоа, либо из Таити, или даже из-за того, что он был таитянским священником, имевшим собственность как на Тонге, так и на Самоа.

Гавайские ученые, в том числе Дэвид Мало, Сэмюэл М. Камакау, Джон Папа`Ти, Теуира Генри, и поддерживают идею о том, что Пили и Паао иммигрировали с Островов Общества или Таити. Согласно устной истории Таити, названия островов Тахаа и Борабора появились сравнительно недавно. Традиционное название острова, ныне известного как Таха'а, было Вевау, а традиционное название Борабора - «Упору». На Таити также хорошо известно, что остров Раиатеа, известный своими религиозными обрядами, изначально назывался Хаваи.

Король Калакауа в своих «Легендах и мифах о Гавайях» предположил, что родословная «таитянских» вождей, их аристократов и священников произошла от Самоа (то есть Паао и Пиликауа ). Счета, записанные хранителями гавайских знаний, такими как Мэри Кавена Пукуи, Авраам Форнандер, утверждают, что Пили и Паао оба прибыли с островов, известных сегодня как Самоа. ʻUpolu (ʻUporu) - один из главных островов Самоа; и Вавау (Wewaʻu) - северная группа островов Тонга, которые географически ближе к Самоа, чем к Тонгатапу, и в лингвистическом и политическом отношении были ближе к Самоа в прошлом.

Легенды предполагают, что Паао ввел определенные обычаи (такие как человеческие жертвоприношения, основное поклонение богу Ку, красные пернатые пояса «Ка'эй», барабаны Каэке и почитание рыба скумбрия ) на Гавайи. Говорят также, что он привел «чистого» вождя для управления островом Гавайи, свергнув тирана и вождя самого высокого ранга.

В то время в истории Гавайев четырьмя островными королевствами были Кауаи (Кауаи и Нихау), Оаху, Мауи (Мауи, Молокаи, Ланаи и Кахоолаве) и Гавайи. После свержения Паао и Пили Капава бежал в Островное Королевство Мауи, где его королевские родственники, через древние родословные Улу, предоставили ему убежище и защиту. Две родословные между Гавайями (Пили) и Мауи (Улу) часто вступали в войну, причем Мауи обычно оставался победителем. Только во времена короля Камехамеха Великого, который был прямым потомком Пили, Гавайи полностью завоевали королевство Мауи. Сделав это, Камехамеха смог завершить свои завоевания, приведя к объединению Гавайских островов под одним правилом.

Содержание

  • 1 Документированная история истории Паао
  • 2 Повествование из Мало
  • 3 Подробное повествование
  • 4 Происхождение Паао и Пили
  • 5 Историчность
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Документированная история истории Паао

История Паао впервые задокументирована в истории в 1835–1836 гг. Коллекция гавайских традиций под названием Moolelo Hawaii, собранная гавайскими студентами средней школы Лахайналуна на гавайском острове Мауи. Эта коллекция легла в основу истории Гавайев Шелдона Диббла за 1838 год. Дэвид Мало был одним из учеников Лахайналуны, которые активно собирали устные традиции. Он продолжал собирать легенды, и когда он умер в 1854 году, он завершил неопубликованную рукопись, которая была окончательно переведена на английский и опубликована в 1898 году.

Марта Беквит в своей книге «Гавайская мифология» (1940, переиздана в 1970 году), отмечает эти исторические источники:

  • Эмерсон, Натаниэль - «Долгие путешествия древних гавайцев», документы Гавайского исторического общества, т. 5, 1893, стр. 5–13
  • Мало, Дэвид - Гавайские древности, в переводе Эмерсона, издание 1951 г., стр. 6–7
  • Грин, Лаура - Сказки Гавайев, Гонолулу, 1928, pp. 120–124
  • Камакау, Сэмюэл М. - статья в гавайской газете Kuokoa, 29 декабря 1866 г.
  • Thrum, Thomas G. - More Hawaiian Folk Tales, Чикаго, 1923, стр. 46–52
  • Реми, Жюль М. в переводе Бригама - Вклады почтенного дикаря в древнюю историю Гавайских островов, Бостон, 1868 г., стр. 10–11
  • Вестервельт, Уильям Д. - Гавайские исторические легенды, Нью-Йорк, 1923, стр. 65–78
  • Калакауа, Дэвид - Легенды и мифы Гавайев, Нью-Йорк, 1888, стр. 47– 48
  • Стоукс, Джон - "Откуда Паао?" Документы Гавайского исторического общества Vol. 15, Honolulu 1928, pp. 40–45

История Паао также сохранилась в различных устных традициях, передаваемых от коренных гавайских семей. Некоторые гавайцы настаивают на чистоте и надежности этих традиций, но академические ученые полагают, что многое из этих традиций сформировалось из легко доступных опубликованных версий повествования.

Однако нет никаких оснований сомневаться в том, что история Паао была широко распространена еще до контакта. Линия гавайских первосвященников заявляла о своем происхождении от Паао, а гавайские верховные вожди с Большого острова Гавайи проследили свои родословные до Пили-каайеа (Пили), «чистого» вождя, принесенного Паао. Говорят, что Паао ввел человеческое жертвоприношение, обнесенный стеной хэйау, пояс из красных перьев, знак пуло'улоу капу, поклонение капу, поклонение аку рыба и бог перьев Таири. Нарратив Паао оправдывает и санкционирует социальный порядок в том виде, в каком он тогда существовал.

Повествование из Мало

Нам известно (по исторической традиции), что двое мужчин по имени Паао и Макуа-каумана с компанией других путешествовали сюда, рассматривая звезды как компас; и что Паао остался в Кохале, а Макуа-Каумана вернулся на Таити. Паао прибыл на Гавайи во время правления Лоно-ка-вая, короля Гавайев. Он (Лоно-ка-вай) был шестнадцатым в этой линии царей, сменив Капаву. Паао продолжал жить в Кохале, пока короли Гавайев не деградировали и не развратились (хева); затем он отплыл на Таити, чтобы забрать оттуда царя. Пили (Ka'aiea) был этим королем, и он стал одним из королей Гавайской линии (papa aliʻi).
- Дэвид Мало, Гавайские древности, издание 1951 г., стр. 6.

Подробное повествование

Далее следуют основные положения рассказа. Многие детали меняются от версии к версии. По одной из версий, рассказанных британским миссионером Уильямом Эллисом в 1826 году, Паао был вождем Кавказа.

Говорят, Паао был священником и главным мореплавателем. Он жил на далеком острове под названием Кахики в самых старых версиях, и верующие в историчность повествования идентифицировали его как Таити или Самоа.

Его старший брат, Лонопеле, был главным жрецом в одних версиях этой истории или правителем острова в других. Лонопеле обвинил сына Паао в изъятии капу рыбы из королевского пруда или в краже фруктов. Паао был зол на преследование своего брата, и в своем гневе он убил своего собственного сына и вскрыл живот трупа, показывая, что не было никаких остатков рыбы капу или фруктов, по другой версии эти частично переваренные продукты были найдены.

Паао задумался о своих несчастьях и решил переселиться в далекую страну, подальше от своего брата. Он подготовил к путешествию три большие каноэ. Он поместил капу над лодками; никто не должен был касаться каноэ без его разрешения. Однажды вечером Паао обнаружил, что его племянник, сын Лонопеле, касается одного из священных каноэ. Паао убил своего племянника и похоронил его в песке под одной из каноэ, которая была поднята на глыбы. Вокруг разлагающегося трупа кружились мухи, поэтому каноэ было названо Ka-nalo-a-muia, «жужжание мух».

Паао поспешно собрал своих слуг, спустил на воду каноэ и ушел. Он ушел в такой спешке, что один из его последователей, престарелый священник или пророк по имени Макуакаумана, остался позади. Макуакаумана поднялся на скалу и окликнул Паао; Паао отказался останавливаться, сказав, что каноэ полны, за исключением выступа кормы. Макуакаумана спрыгнул со скалы и занял свое место в каноэ.

Паао плыл по звездам, пока не достиг Большого острова Гавайи. Они приземлились в Пуна, где Паао построил каменную платформу храма, или хэйау, или Красную пасть. Это был первый луакини хейау на Гавайях, первый хейау, где приносились человеческие жертвы. Говорят также, что он высадился в Кохала, на противоположной стороне острова, и построил знаменитый хейау из Мо'окини.

Паао, считавший, что вожди Гавайев стали хева, или деградировали из-за неизбирательных смешанных браков с низшими вождями и простолюдинами. Говорят, что он вернулся на свой родной остров за вождем безупречного происхождения. Он спросил у Лоно-ка-эхо, или Лоно, который отказался, а затем завербовал Пили-кааиеа, или Пили. Паао и Пили вместе с сестрой Пили Хина-ау-кекеле, вождями и воинами и их семьями вернулись на Гавайи, где Пили стал новым верховным вождем.

Родословные Паао и Пили

Все последующие правители острова утверждали, что произошли от легендарного Пили. Потомки Паао стали священниками, и их род или порядок, названный Холаэ, сохранился до исторических времен. Последний первосвященник, Хевахева, который согласился с христианством и нарушением капу или ʻAi Noa в 1819 году, заявил о своем происхождении от Паао.

Историчность

До недавнего времени гавайские историки полагались в основном на письменную устную историю и сравнительную лингвистику и этнологию. Широкое распространение получила теория «двух миграций». То есть во время первой миграции полинезийцы (в частности, маркизцы ) заселили Гавайские острова. Во время второй миграции таитянцы пришли на север, покорили первоначальных поселенцев и основали стратифицированные вождества.

Гавайская археология стала самостоятельной и искала вещественные доказательства двух миграций. Обнаружены свидетельства миграций, происходящих из Южно-Китайского моря - Лапита (Kirsch, 1999). Позже последовали миграции, происходящие из восточной части Тихого океана, то есть с Галапагосских островов и с острова Пасхи, которые пересекли в основном затопленный путь архипелага, ведущий прямо на Таити. Тур Хейердал предположил, что полинезийцы произошли из Южной Америки и по счастливой случайности дрейфовали на Гавайи, но его этноцентрические мыслительные процессы были опровергнуты главным образом Полинезийским обществом путешественников, показавшим, что неинструментальная навигация практична. Однако есть некоторые свидетельства, подтверждающие неправильную теорию Хейердала: сладкий картофель и кокос произошли из восточной части Тихого океана. Они наряду с сахарным тростником, который возник в Индии, входят в число нескольких гавайских культур, которые теперь называют «растениями для каноэ»; они были чрезвычайно важны для путешественников, ищущих пути, например, Паао, мигрировавших на Гавайи. Кроме того, военные орудия Южной Америки, которые не были типичными для западной части Тихого океана, сильно напоминали гавайские «ихе» (копье), махиол (боевой шлем) и ахаулу (королевский плащ).

Многие коренные гавайцы и ученые, изучавшие рассказы, полагают, что рассказ Паао содержит элементы реальной истории и отражает буквальную волну миграции с юга. Действия Полинезийского общества путешествий, такие как плавание на каноэ Hōkūleʻa, указывают на возможность длительных путешествий на древних полинезийских каноэ и надежность астронавигации; Эти демонстрации показывают, что виды путешествий, упомянутые в рассказах Паао, действительно были возможны, но воссозданные путешествия мало что делают для доказательства подлинности легенд Паао.

Отношение гавайцев к высшим вождям изменилось; древние верховные вожди сегодня часто рассматриваются как угнетатели, захватчики, обрушившиеся на мирное и эгалитарное население Гавайев. Активисты хвалят эти дни до Паао как настоящее гавайское прошлое, которое нужно возродить и воспроизвести в настоящем, и очерняют Паао как источник гавайских проблем. В этой версии все проблемы, с которыми сталкиваются коренные жители Гавайев, можно отнести к иностранному вмешательству.

См. Также

Ссылки

Источники

  • Мало, Дэвид, Гавайские древности, в переводе Эмерсона, издание 1951 года, Bishop Museum Press
  • Беквит, Марта; Гавайская мифология, 1940, переиздано в 1970 году, University of Hawaii Press

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 06:51:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте