ПЗЛ-5 | |
---|---|
Роль | Спортивный самолет |
Производитель | PZL |
Первый полет | Май 1930 г. |
Вступление | 1930 г. |
На пенсии | 1939 г. |
Произведено | 1930-1932 гг. |
Количество построенных | 15 |
PZL-5 был польский два-местный универсал и спортивный самолет 1930 построен и произведен в PZL.
Самолет был спроектирован в 1929 году конструктором-любителем Владиславом Козловским. Это был деревянный биплан, похожий на De Havilland Gipsy Moth. Государственный авиационный завод PZL в Варшаве взял на себя проектирование в поисках самолета для участия в конкурсе на учебно-тренировочный самолет, объявленном военизированной организацией LOPP (Лига противовоздушной и противогазовой защиты). Козловский с помощью бюро PZL разработал документацию и оснастил образец более мощным двигателем Gipsy I мощностью 100 л.с. вместо запланированной версии мощностью 85 л.с. Первый прототип PZL-5 был построен и совершил полет в мае 1930 года, за ним последовали два предсерийных самолета в июне 1930 года, построенные по инициативе завода специально для Международного туристского конкурса 1930 года ( Challenge) (регистрационный номер SP-ACW и SP-ACX.).
После испытаний конструкция была модифицирована, получив обозначение PZL-5a. Среди прочих изменений были немного укорочены фюзеляж и крылья, а также переделана носовая часть. Первый прототип был перестроен таким образом с использованием двигателя Cirrus III мощностью 94 л.с. и получил маркировку: SP-AEE. В 1931 году по заказу аэроклубов была построена серия из 11 самолетов. Они получили маркировку от SP-AFF до SP-AFP и SP-AGF. Большинство из них имели двигатели Gipsy I. Цена составляла 9600 злотых (380 фунтов стерлингов) за планер плюс 14000 злотых (560 фунтов стерлингов) за двигатель Gipsy I.
PZL-5 было слишком сложно летать, чтобы быть базовым учебно-тренировочным, поэтому в 1932 году был спроектирован и построен модифицированный вариант PZL.5bis. Он имел двигатель Gipsy II мощностью 120 л.с., более длинные крылья и фюзеляж, большие проемы кабины, измененное оперение и шасси. Единственный прототип был запущен в июле 1932 года. Он участвовал в конкурсе на базовый учебно-тренировочный самолет для ВВС Польши, но был побежден RWD-8.
Дальнейшим развитием PZL-5bis стал WK-3, построенный в частном порядке Владиславом Козловским и использовавшийся в 1933 году. В 1930 году PZL также предлагал построить учебно-тренировочный гидросамолет под предлагаемым обозначением PZL.8 (не путать с PZL. P.8 ), но польский флот не интересовался и не строился.
Деревянная конструкция- биплан. Фюзеляж покрыт фанерой (перед) и брезентом (хвост). Прямоугольные крылья с закругленными концами, обтянутые брезентом. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в открытых кабинах с лобовыми стеклами. Кабины с двойным управлением (в передней кабине был только базовый набор органов управления). Журнал Flight описал PZL.5 как: очень солидную версию помеси Avian и Moth.
Технические характеристики: 4-цилиндровый прямой двигатель с воздушным охлаждением спереди: 100 л.с. de Havilland Gipsy I или 94 л.с. Cirrus III. Двухлопастной воздушный винт Шоманьски фиксированного шага. Обычные шасси, с задним заносом. Топливный бак 96 л в центральной верхней части крыла. Расход топлива - 23,5 л / час.
PZL-5 Болеслава Орлинского во время Challenge 1930Два предсерийных самолета приняли участие в Международном туристическом соревновании ( Challenge International de Tourisme) в июле 1930 года. Только Игнаси Гедгоуд завершил соревнования на PZL.5 SP-ACW, заняв 33-е место (для 35 классифицированных и 60 стартовых экипажей).. Болеслав Орлинский был вынужден покинуть Испанию из-за отказа двигателя, летевшего на SP-ACX.
В общей сложности 11 PZL-5 и прототип были куплены местными аэроклубами в Варшаве, Катовице, Кракове, Познани и Вильнюсе и интенсивно использовались для занятий спортом, тренировок и путешествий. Наряду с предсерийными самолетами они с некоторым успехом использовались в многочисленных польских авиационных соревнованиях (например, 2-е место на 2-м ралли Юго-Западной Польши в 1930 г. и 1-е место на 5-м ралли в 1933 г.).
В 1932 году SP-ACX был модифицирован для буксировки планера и снабжен дополнительными топливными баками на 8 часов полета.
SP-AFG был списан в 1935 году, SP-AFH разбился в 1932 году, SP-AFL разбился в 1935 году, SP-AFM был поврежден в 1933 году и списан, SP-AFP разбился в 1935 году. Около половины дожили до 1939 года, они дольше всего служили Польше. самолет деревянной конструкции. Некоторые были куплены частными владельцами. После начала Второй мировой войны SP-ACX был эвакуирован в Румынию.
Данные из
Общие характеристики
Представление
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Заметки
Библиография