PZL.23 Карась

редактировать
PZL.23 Карась
Pzl23 karas.jpg
Третий прототип PZL.23 / III
Роль Легкий бомбардировщик и самолет- разведчик
Производитель Państwowe Zakłady Lotnicze
Первый полет 1 апреля 1934 г.
Вступление 1936 г.
В отставке 1946 г.
Основные пользователи ВВС Польши ВВС Болгарии
Произведено 1 936 - 1938
Количество построенных 250 (+3 прототипа)
Варианты PZL.43 Карась

PZL.23 Karaś ( карась ) был польский легкий бомбардировщик и разведывательный самолет разработан в начале 1930 - х PZL в Варшаве.

В межвоенный период польское верховное командование уделяло большое внимание роли вооруженных самолетов- разведчиков. Чтобы удовлетворить этот интерес, в 1931 году компания PZL решила приступить к разработке нового боевого самолета, отвечающего этой роли. Предыдущее предложение по быстрому однодвигательному пассажирскому авиалайнеру, получившему обозначение PZL.13, было принято за основу новой конструкции. Новый самолет, получивший обозначение PZL.23, имел относительно современную конструкцию, в которой были объединены такие особенности, как цельнометаллический корпус и нетрадиционная конструкция крыла. Поскольку британский радиальный двигатель Bristol Pegasus был лицензирован для использования только в Польше, экспортные самолеты вместо этого были оснащены двигателем Gnome-Rhône 14K. PZL.23, оснащенный таким двигателем, и с некоторыми изменениями в планере, стал PZL.43 Karaś.

Это был основной польский бомбардировщик-разведчик, использовавшийся во время вторжения в Польшу. 2 сентября 1939 года единственный PZL.23B 21-й эскадрильи был ответственен за бомбардировку завода в Олау, на территории Германии; атака представляла собой первую бомбардировку цели на территории Третьего рейха. В течение следующих дней эскадрильи бомбардировщиков PZL.23 были развернуты для атаки нескольких наступающих колонн немецкой бронетехники; они часто проводили эти атаки на малых высотах, что делало их уязвимыми для зенитного огня. К концу 1939 г. было уничтожено около 120 PZL.23 (86% имеющихся у ВВС Польши этого типа); однако из них только 67 были потеряны непосредственно в результате действий противника.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Развитие
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Стадия проектирования
    • 1.3 В полет
    • 1.4 Дальнейшее развитие
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 оператора
  • 5 Технические характеристики (PZL.23B Karaś B)
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Разработка

Фон

В результате военного опыта, приобретенного польскими вооруженными силами во время польско-советской войны 1919-1921 годов, в течение 1920-х и 1930-х годов (ныне известный как межвоенный период ) большое внимание было уделено роли вооруженных самолетов- разведчиков. По словам историка авиации Дж. Б. Цинка, польское командование признало, что эта роль является, помимо базовой истребительной авиации, наиболее важным типом авиационной части в их доктрине. Таким образом, значительные ресурсы и усилия были вложены в создание значительных эскадрилий для сотрудничества с армией, которые изначально в основном были оснащены бипланами иностранного производства , такими как французские Breguet 19 и Potez 25.

В конце 1920-х годов становилось все более очевидным, что существующие типы, используемые для воздушной разведки, должны быть заменены, что привело к тому, что Департамент авиации военного министерства определил набор широких требований к характеристикам, предъявляемых к самолету, чтобы выполнить роль. Примерно в то же время в польской авиационной компании PZL авиаконструктор Станислав Праусс изучал варианты нового скоростного одномоторного авиалайнера, получившего обозначение PZL.13. Усовершенствованный проект консольного моноплана с низкорасположенным крылом с цельнометаллической конструкцией и радиальным двигателем Pratt amp; Whitney Wasp был выбран для дальнейшей разработки, однако в начале 1931 года министерство транспорта отменило проект и прекратило спонсорство из-за отсутствия интереса.. Соответственно, PZL стремилась приступить к проекту замены вместо предприятия PZL.13. После серии консультаций между компанией и авиационным департаментом было решено приступить к проектированию трехместного вооруженного разведчика-бомбардировщика, используя неудачный пассажирский транспортный авиалайнер PZL.13 в качестве отправной точки для нового самолета. Получившийся в результате дизайн, получивший обозначение PZL.23, был лишь одним из нескольких предложений, которые должны были быть произведены; альтернативы включали PWS.19, моноплан с высокорасположенным крылом, и Lublin R.XVII, чистый двухместный биплан с убирающейся шасси. В конце 1931 года Управление авиации решило выбрать вариант PZL.

Фаза проектирования

В начале 1932 года PZL было разрешено официально приступить к работам по предварительному проектированию того, что впоследствии стало PZL.23. Первым ключевым дизайнерским решением был выбор для двигателя британского Bristol Pegasus с радиальным двигателем, который производился Skoda на своем заводе в Варшаве. Развивающаяся конструкция была предназначена для современного боевого самолета, объединяющего такие особенности, как цельнометаллический корпус и нетрадиционную конструкцию крыла, построенного вокруг легких закрытых профилей вместо лонжеронов (эта конструкция крыла ранее была представлена ​​на PZL.19 ).

Весной 1932 года эскизный проект был в основном одобрен авиационным департаментом, однако, в соответствии с выраженными в нем предпочтениями, подфюзеляжная орудийная башня была перепроектирована для увеличения поля огня, а также для размещения более мощных бомбовых прицелов. оборудование. В конце 1932 года получено разрешение на строительство партии из трех прототипов и одного планера для статических испытаний. Однако разработка оказалась непростым делом. Разнообразные требования PZL.23 вызвали значительные трудности на этапе проектирования; для создания относительно быстрого самолета практически требовался тяжелый планер, однако было также важно, чтобы этот самолет мог работать с ограниченных жестких взлетно-посадочных полос, быстро устанавливаемых на передовой линии боевых зон; найти подходящий компромисс было непросто.

Предприятие считалось новаторским в некоторых аспектах своего дизайна, что способствовало его усложнению. Статические испытания, проведенные Институтом авиационных технических исследований (ITBL), были затяжными и показали, что некоторые компоненты выдерживают недостаточную прочность; они не были завершены до 1933 года. Однако завершение прототипов было отложено из-за внесения изменений в результаты. Примерно в это время для типа было выбрано имя Карась.

В полет

1 апреля 1934 года первый прототип P.23 / I совершил первый полет ; за ним вскоре последовал второй прототип P.23 / II. Ранние летные испытания выявили несколько проблем, которые необходимо было решить, в том числе флаттер хвоста и вибрацию в области задней части фюзеляжа; еще одна трудность, выявленная еще до первого полета, заключалась в недостаточной видимости из кабины пилота и наблюдателя. Различные меры по устранению этих проблем были включены во второй и третий прототипы.

В течение следующего года был завершен третий прототип P.23 / III ; В этот самолет были включены различные дополнительные усовершенствования, такие как сиденье пилота, которое было поднято в новый полностью остекленный фонарь, а двигатель был опущен вниз, что придало самолету характерный горбатый нос, чтобы улучшить внешнее поле пилота. зрение. Фюзеляжный бомбовый отсек более раннего прототипа был ликвидирован; вместо этого вся полезная нагрузка переносилась снаружи на стойках, закрепленных на нижней стороне центроплана крыла. В крылья были внесены различные другие изменения, включая внедрение более эффективных элеронов с прорезями, улучшенных закрылков и прорезей в центральной части, последняя особенность служила для сглаживания воздушного потока над хвостовым оперением при полете под большими углами падения.

В середине 1935 года второй прототип потерпел крушение вскоре после взлета с максимальной загрузкой, в результате чего погиб экипаж на борту. Остальные испытания летной годности и приемочные испытания были успешно завершены с использованием третьего прототипа. Дальнейшие усовершенствования были внесены в третий прототип во время программы испытаний, чтобы в конечном итоге соответствовать стандартам последующих серийных самолетов. Среди последних изменений было принятие двигателя Pegasus VIII, после чего он использовался в качестве опытного самолета для варианта этого типа PZL.23B.

Вследствие удачной программы летных испытаний самолет был одобрен для запуска в серийное производство во второй половине 1935 года. Первая серия, получившая обозначение PZL.23A, была оснащена одним двигателем Bristol Pegasus IIM2., который обладал максимальной тягой 670 л.с. (500 кВт). Вначале ограниченная доступность двигателя Pegasus привела к задержкам производства. Однако, поскольку этот двигатель оказался ненадежным во время испытаний, последний вариант, получивший обозначение PZL.23B, был оснащен более новой моделью Pegasus VIII, которая была способна генерировать максимальную тягу 720 л.с. (537 кВт).

Дальнейшее развитие

Двигатели Bristol были лицензированы для использования только в Польше, поэтому для экспортных целей Gnome-Rhône 14K использовался в различных конструкциях PZL. В данном случае PZL.23 с двигателем 14K, в котором были внесены некоторые изменения в планер, стал PZL.43 Karaś. Последним разработанным экспортным вариантом был PZL.43A ; Он был оснащен одним двигателем Gnome-Rhone 14N -01 мощностью 1020 л.с. Всего было выпущено 52 PZL.43, все только для Болгарии. Новый двигатель значительно улучшил летно-технические характеристики самолета, в результате чего максимальная скорость была увеличена до 365 км / ч.

В 1936 году было выпущено 40 ПЗЛ.23А. С конца 1936 года по февраль 1938 года было выпущено 210 ПЗЛ.23Б с новыми двигателями. Они также были известны как Карась А и Б или Карась I и II. Все PZL.23 имели военные номера от 44.1 до 44.250. Иногда самолет называют "PZL P.23", но, несмотря на аббревиатуру P.23, нанесенную на хвостовое оперение, буква "P" обычно использовалась для истребителей Пулавского. дизайн (как у PZL P.11 ). В ноябре 1936 года один самолет был показан на Парижском авиасалоне, где был встречен с интересом.

В этот период компания PZL разработала новый легкий бомбардировщик PZL.46 Sum, частично основанный на конструкции PZL.23. Однако в течение 1938 года была построена только пара прототипов. Был также единственный экспериментальный вариант Карась, обозначенный как PZL.42 ; у него была конфигурация с двойным хвостовым оперением и модифицированная гондола бомбардировщика, которая, помимо прочего, убиралась в фюзеляж.

Дизайн

PZL.23 Karaś представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, имевший цельнометаллическую конструкцию с металлическим покрытием. Экипаж из трех человек состоял из пилота, бомбардира и стрелка-стрелка. Боевая станция бомбардира располагалась в гондоле под корпусом, где он также мог управлять пулеметом из- под живота. Пилот располагался в полностью закрытой кондиционированной и обогреваемой кабине, а наблюдатель сидел прямо за ним и мог спускаться в подфюзеляжную гондолу во время соответствующих частей данной миссии. Неподвижная ходовая часть состояла из пары консольных стоек и одинарного хвостового оперения, все из которых были оснащены пневматическими амортизаторами производства чехословацкой компании Avia. При подготовке к работе с грубых или суровых аэродромов обтекаемые обтекатели колес пришлось бы заранее снимать.

Самолет был оснащен одним из следующих двигателей: Bristol Pegasus IIM2 нормальный: 570 л.с. (425 кВт), максимальный: 670 л.с. (500 кВт) - PZL.23A; Pegasus VIII нормальный: 650 л.с. (485 кВт), максимальный: 720 (537 кВт) - PZL.23B. Первые двигатели, построенные в Польше, сталкивались с несколькими типичными проблемами, включая переломы коленчатого вала и заклинивание редукторов; оригинальный производитель двигателей, Бристоль, не изменил чертежи и спецификации, предоставленные Польше, чтобы включить их последние улучшения Pegasus, которые решали эти проблемы. Для экспортного рынка он оснащался двигателями Gnome-Rhône 14K или Gnome-Rhône 14N -01. Независимо от используемого двигателя, самолет всегда оснащался двухлопастным воздушным винтом.

Одной из наиболее необычных особенностей PZL.23 была конструкция его трехсекционного низкорасположенного крыла. Чтобы создать легкое и прочное крыло, Prauss решил использовать относительно новую конструкцию крыла, которую недавно разработал польский инженер Фрацишек Мишталь. Это крыло сочетало в себе революционную центральную коробку из гофрированного дюралюминия большого калибра и заднюю кромку с несколькими ячейками, а также частично напряженную внешнюю обшивку из дюралюминия; по словам Цинка, это была одна из самых ранних версий металлической многослойной конструкции в области авиации.

Фюзеляж PZL.23 имел конструкцию овального сечения, состоящую из смеси дюралюминиевых шпангоутов и стрингеров, усиленных несколькими подкосами в средней части. Внешняя часть фюзеляжа была покрыта гладким дюралюминиевым листом, который внутри был усилен в некоторых местах гофрированным листом. Задняя часть фюзеляжа имела полумонококовую конструкцию. Для хвостового оперения использовалась консольная конструкция из нервюр и лонжеронов; рама и хвостовое оперение были покрыты дюралюминиевым листом, а руль направления и руль высоты имели мелко гофрированные внешние поверхности.

Наступательная боевая нагрузка самолета состояла из бомб. Их несли под крыльями на стойках; максимальная нагрузка составляла 700 кг (1500 фунтов) (6 х 100 кг и 2 х 50 кг). Хотя планы по внедрению устройства сброса бомб Святецкого обсуждались, однако, они были исключены из конструкции на стадии прототипа из-за разногласий между авиационным департаментом и изобретателем относительно производственных условий. PZL.23 также был вооружен несколькими пулеметами, в том числе оборонительной подфюзеляжной башней ; дополнительные позиции, такие как установка спаренного орудия на верхней части фюзеляжа, рассматривались, но никогда не рассматривались. Типичное артиллерийское вооружение состояло из одной или пары стационарных 7,7-мм орудий, а также двух одиночных 7,7-мм подвижных пушек.

История эксплуатации
ПЗЛ.23А серийной серии PZL.23A Карась в аэропорту Варшавы. Обратите внимание на линии истребителей PZL P.11 или PZL P.7 на заднем плане.

В конце 1936 г. партия из 40 PZL.23A была поставлена ​​ВВС Польши. Из-за неисправностей двигателя эти самолеты первоначально использовались с ограниченным служебным потолком и использовались исключительно в учебных целях, имея двойное управление для соответствия этому использованию. Всего с 1937 года в ВВС поступило 210 ПЗЛ.23Б. Примерно в это же время он стал основным вооружением польских бомбардировочно-разведывательных «линейных эскадрилий», заменив большинство бипланов Breguet 19, Potez 25 и Potez 27. К августу 1939 года было зарегистрировано 23 аварии с участием этого типа, что считалось средним результатом с точки зрения безопасности.

Однако из-за стремительного развития авиации в конце 1930-х годов к 1939 году самолет считался устаревшим. Возникло все больше вопросов по поводу обоснованности предыдущей воздушной доктрины, что привело к серьезной реорганизации эскадрилий PZL.23 в 1938-1939 годах. Основным недостатком PZL.23 была его относительно низкая скорость по сравнению с более новыми самолетами, которые тогда поступали на вооружение соседних стран. Среди других проблем с самолетом были недостаточная маневренность и неблагоприятные характеристики при полете на высоких скоростях (максимальная скорость PZL.23B составляла 365 км / ч, но было запрещено превышать 319 км / ч из-за опасных летных характеристик). Однако с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, после вторжения в Польшу, он оставался основным легким бомбардировщиком и разведывательным самолетом Польши.

В конце августа 1939 года, в ожидании неизбежных боевых действий с нацистской Германией, все польские боевые части были переведены со своих баз мирного времени на секретные боевые аэродромы, чтобы избежать разрушения на земле. Некоторые PZL.23 также использовались в импровизированных частях военного времени: 114 PZL.23B были развернуты в боевых частях (еще 75 PZL.23B и 35 PZL.23A находились в авиационных школах, находились в резерве или ремонтировались). Всего PZL.23B находились в эксплуатации с пятью эскадрильями бомбардировщиков ( Eskadra Bombowa) Бомбардировочной бригады и семью армейскими эскадрильями разведки, каждая из которых оснащена десятью самолетами. В Bomber Brigade существовали и более крупные подразделения ( Dywizjon Bombowy), состоящие из двух эскадрилий каждая, которые традиционно переводились как эскадрильи (две другие эскадрильи Bomber Brigade были оснащены бомбардировщиками PZL.37 Łoś ). Кроме того, пара бомбардировщиков PZL.43 A, изготовленных по болгарскому заказу, была введена на вооружение Польши в 41-м эскадрилье.

2 сентября 1939 года единственный PZL.23B из 21-й эскадрильи был ответственен за бомбардировку завода в Олау, на территории Германии, первый бомбардировочный налет на цель в Третьем рейхе. В последующие дни эскадрильи бомбардировщиков PZL.23 начали атаки на несколько наступающих немецких бронетанковых колонн, которые были ответственны за подрыв до тридцати процентов немецкой наземной техники. Одно из таких громких сражений произошло 3 сентября 1939 года. Несмотря на такое наступательное использование этого типа, главной задачей армейских эскадрилий было выполнение разведывательных задач. Пять эскадрилий бомбардировочной бригады доставили около 52-60 тонн бомб во время кампании, в то время как армейские эскадрильи были ответственны за развертывание еще примерно дюжины тонн.

Из-за низкой скорости самолета, легкой брони и, что, пожалуй, наиболее важно, отсутствия поддержки со стороны дружественных истребителей, PZL.23 понес большие боевые потери. Многие были сбиты немецкими истребителями, но они также смогли дать отпор и были ответственны за то, что несколько сбили в ответ. Несмотря на отсутствие защитной брони, польские летные экипажи часто атаковали немецкие колонны, летя на малых высотах, что делало их самолеты особенно уязвимыми для зенитного огня. Сообщается, что около двадцати самолетов были потеряны в результате аварийных посадок на импровизированных и неровных аэродромах. В течение 1939 года было уничтожено около 120 PZL.23 (86% личного состава ВВС Польши). Однако только 67 из них были вызваны непосредственными действиями противника. Кроме того, лишь небольшое количество PZL.23 было уничтожено на земле на различных аэродромах; Единственный крупный успех Люфтваффе такого типа произошел 14 сентября на аэродроме Хутники против PZL.23B бомбардировочной бригады.

В конце 1939 года по меньшей мере 21 PZL.23 был эвакуирован в Румынию, из которых не менее 19 впоследствии использовались румынскими ВВС против Советского Союза (СССР) во время операции «Барбаросса», дорогостоящего вторжения стран Оси в СССР. Помимо использования этого типа в Румынии, в Болгарии в учебных целях использовалось в общей сложности 50 PZL.43 и PZL.43A (одна пара была поставлена ​​немцами); тип, известный болгарам как «Чайка», использовался в этой роли до 1946 года. Известных переживших войну PZL.23 не существует.

Операторы
Карта с операторами PZL.23.
  Польша
  Румыния
  Болгария
Технические характеристики (PZL.23B Karaś B)
PZL P.23B Karas.svg

Данные польских самолетов 1893–1939 гг.

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 9,682 м (31 фут 9 дюймов)
  • Размах крыла: 13,95 м (45 футов 9 дюймов)
  • Высота: 3,3 м (10 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 26,8 м 2 (288 кв. Футов)
  • Вес пустого: 1928 кг (4251 фунт)
  • Полная масса: от 2893 кг (6378 фунтов) до 3138 кг (6918 фунтов) (разведывательная миссия)
От 3495 до 3526 кг (от 7705 до 7773 фунтов) (бомбардировки)
  • Запас топлива: 740 л (200 галлонов США; 160 имп галлонов) в шести крыльевых баках + 30 л (7,9 галлонов США; 6,6 имп галлонов) в сборном баке самотечного питания в фюзеляже; 70 л (18 галлонов США; 15 имп галлонов) моторного масла также перевозилось в носовом баке фюзеляжа.
  • Силовая установка: 1 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением PZL Pegasus IIM2, взлетная мощность 440 кВт (590 л.с.), мощность 570 л.с. (430 кВт)
  • Винты: 2-лопастные Szomański B-17 II / b

Представление

  • Максимальная скорость: 319 км / ч (198 миль / ч, 172 кН) на высоте 3650 м (11980 футов)
274 км / ч (170 миль / ч; 148 узлов) на уровне моря
299 км / ч (186 миль / ч; 161 кН) на высоте 2000 м (6600 футов)
308 км / ч (191 миль / ч; 166 кН) на высоте 5000 м (16000 футов)
  • Скорость сваливания: 110 км / ч (68 миль / ч, 59 узлов)
  • Дальность: 1260 км (780 миль, 680 миль)
  • Практический потолок: 7300 м (24000 футов)
  • Время набора высоты: 2000 м (6600 футов) за 4 минуты 45 секунд
4000 м (13000 футов) за 15 минут 10 секунд
  • Нагрузка на крыло: от 116 кг / м 2 (24 фунта / кв. Фут) до 130 кг / м 2 (27 фунтов / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 6,3–6,8 кг / кВт (10,4–11,2 фунта / л.с.)

Вооружение

  • Орудия: 1 фиксированный 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет KM Wz.33 с передним ходом + 2 гибко установленных 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемета Vickers F, по одному в спинном и брюшном положениях
  • Бомбы: до 700 кг (1500 фунтов) бомб, таких как: -
2x ракеты
плюс
6x 100 кг (220 фунтов) фугасных бомб
или
8x фугасных бомб по 50 кг (110 фунтов)
или
24 осколочных бомбы по 12,5 кг (28 фунтов)

Авионика Польская радиостанция Philips Works Type N1L / L

Смотрите также

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

использованная литература

Цитаты

Библиография

  • Ангелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Самолеты Второй мировой войны (2 т.). Чикаго: Рэнд МакНалли, 1978. ISBN   0-528-88170-1.
  • Эксуорси, Марк, Корнел Скафс и Кристиан Крациуноу. Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне 1941-45 гг. Лондон: Arms amp; Armor Press, 1995. ISBN   1-85409-267-7.
  • Цынк, Ежи Б. Польский самолет, 1893-1939 гг. Патнэм. ISBN   0-370-00085-4.
  • Cynk, Jerzy B. Polskie lotnictwo myśliwskie w boju wrześniowym (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2000.
  • Cynk, Jerzy B. Polskie Siły Powietrzne w Wojnie Tom 1: 1939-43 (Польские ВВС в войне pt. 1: 1939-43), Polskie Siły Powietrzne w Wojnie Tom 2: 1943-45 (Polish Air Force in War pt. 2: 1943-45) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2002.
  • Цинк, Ежи Б. Польские военно-воздушные силы в состоянии войны: официальная история. Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1998. ISBN   0-7643-0560-3.
  • Цинк, Ежи Б. PZL P-23 Karas (самолет в профиле № 104). Лезерхед, Суррей, Великобритания: профильные публикации, 1966.
  • Стекло, Анджей. Samolot rozpoznawczo - Bombardujący PZL - 23 Karaś (серия TBIU) (на польском языке). Варшава: Wydawnictwo MON, 1973.
  • Копанский Й. Томаш. PZL - 23 Karaś i wersja eksportowa (на польском языке). Сандомир, Польша: Stratus, 2004, ISBN   83-89450-16-X.
  • Копанский Й. Томаш. PZL - 23 Карась. Сандомир, Польша / Редборн, Великобритания: Публикации модели грибов, 2004. ISBN   83-89450-03-8.
  • Нойлен, Ганс Вернер. В небесах Европы: ВВС, союзные Люфтваффе, 1939-45. Лондон: Crowood Press, 2000. ISBN   1-86126-326-0.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-21 05:38:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте