ПЗЛ-19 | |
---|---|
PZL.19 SP-AHI | |
Роль | Спортивный самолет |
Производитель | PZL |
Первый полет | Май 1932 г. |
Вступление | 1932 г. |
На пенсии | 1935 г. |
Основной пользователь | Польская гражданская авиация |
Произведено | 1932 г. |
Количество построенных | 3 |
PZL.19 - польский спортивный самолет, построенный в 1932 году на заводе PZL. По заказу Министерства связи он был специально разработан для предстоящего конкурса Challenge 1932, который проводился в том же году в Германии.
PZL.19 был разработан Ежи Домбровски и Францишком Мишталем в 1931 году. Самолет имел современную конструкцию - цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с неподвижным шасси и закрытым фонарём. Экипаж из двух человек сидел тандемом, сзади также могло быть установлено одно пассажирское сиденье. Он был оснащен рядным двигателем de Havilland Gipsy III мощностью 120 л.с. Три самолета были построены в 1932 году, первый пилотировал в мае 1932 года Болеслав Орлинский. Они имели регистрацию SP-AHH, SP-AHI и SP-AHK.
После Challenge и авиационной встречи в Чехословакии все три самолета зимой 1932/1933 г. были модифицированы за счет добавления в фюзеляж топливных баков объемом 140 л, что увеличило дальность полета до 2000 км. В середине 1933 года SP-AHH был модифицирован для перевозки 657 литров топлива, увеличив дальность полета примерно до 5000 км, а двигатель был заменен на более мощный 130-сильный de Havilland Gipsy Major I (SP-AHI также получил этот двигатель).
ПЗЛ.19 - моноплан с низкорасположенным крылом металлической конструкции традиционной компоновки. Фюзеляж представляет собой стальной каркас, обшитый дюралюмином спереди и брезентом сзади. Трапециевидное трехэлементное крыло с эллиптическими концами, прикрытое дюралюминием, складывающееся назад. Его крылья были построены на легких закрытых профилях вместо лонжеронов и снабжены автоматическими предкрылками и щелевыми закрылками. В кабине было три тандемных сиденья под общим многосекционным навесом с двойным управлением для первых двух членов экипажа. Он отличался неподвижным шасси с задним салазками, основными колесами в массивных кожухах. Винт имел двухлопастную металлическую конструкцию с изменяемым шагом. Его топливные баки находились в крыльях и имели емкость 140 литров. Позднее количество и вместимость топливных баков были увеличены.
Все три PZL.19 приняли участие в Challenge в августе 1932 года. В технической оценке они уступили только RWD-6, но технические испытания и гоночная часть были менее успешными. Ежи Баян финишировал на 11-м месте, Игнаций Гедгоуд - на 18-м, а Болеслав Орлински снялся с дистанции из-за болезни. Несмотря на провал в Challenge (который выиграл польский RWD-6), он считался успешной машиной и принимал участие в нескольких польских и международных соревнованиях. Все трое приняли участие в воздушном совещании в Праге в Чехословакии 11 сентября 1932 года.
В мае 1933 года Ежи Баян и Петр Дудзинский на двух PZL-19 пролетели 4063 км рейда из Варшавы через Харьков, Ленинград и Львов в Вену, заняв 1-е и 2-е места в ралли на Вену, где они приняли участие в 1-м рейде. Международный конкурс Alpen Flight. Во время контеста SP-AHI был отброшен ветром на деревья при взлете с Балтанта около Трайбаха, а затем сгорел (экипаж Ежи Баяна и Густава Покшивки выручили). Петр Дудзинский занял 3-е место в соревновании, несмотря на травму при вынужденной посадке.
11 сентября 1933 года СП-АХХ разбился под Казанью при попытке дальнего рекордного перелета Варшава - Красноярск. Самолет разорвался из-за турбулентности воздуха и ударился о землю. Пилот Юзеф Левоневски погиб, второй член экипажа получил травмы. Последний PZL.19 использовался в спортивной авиации - в Познанском аэроклубе до 1935 года, когда его сняли с учета.
Данные с польской авиации 1893-1939 гг.
Общие характеристики
Представление
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи