PZL-101 Gawron

редактировать
PZL-101 Gawron
PZL-101 Гаврон Горашка 2008 2.JPG
Утилитарный вариант PZL-101A в типичной раскраске
Роль Сельскохозяйственные и грузовые самолеты
Производитель WSK-Okęcie
Первый полет 14 апреля 1958 г.
Основные пользователи Польша Болгария Венгрия Австрия
Произведено 1 960 - 1968
Количество построенных 325
Разработано из Яковлев Як-12

PZL-101 Gawron ( ладья ) является польский сельскохозяйственный и транспортный самолёт разработан и построен WSK-Okęcie (позже PZL «Варшава-Окенце»).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Дизайн и разработка
  • 2 Эксплуатационная история
  • 3 Описание
  • 4 варианта
  • 5 операторов
  • 6 Технические характеристики
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Дизайн и развитие

PZL-101 был развитием Яковлевского Як-12М, производился в Польше по лицензии с 1956 года. Основная цель заключалась в создании сельскохозяйственного самолета с повышенной полезной нагрузкой. Работы выполняла команда под руководством Станислава Лассота. За двумя креслами экипажа был установлен контейнер для 500 кг химикатов, с «горбом» над фюзеляжем. Поскольку центр тяжести сместился назад, самолет был оснащен новыми стреловидными крыльями со значительными вертикальными концевыми пластинами для улучшения воздушного потока. Позже в большинстве самолетов они были удалены, так как у них увеличилась боковая поверхность, что затрудняло посадку при боковом ветре. Основные стойки шасси также были смещены назад, по сравнению с Як-12. Также было упрощено и облегчено оборудование для увеличения полезной нагрузки, например, убрана правая дверь.

Первый прототип поднялся в воздух 14 апреля 1958 года, а производство PZL-101 началось в 1960 году. С 1962 года выпускался вариант PZL-101A с улучшенным оснащением, поднятым сиденьем пилота и добавлением правой двери. С 1965 года производился еще более усовершенствованный ПЗЛ-101Б. Заметные изменения: отсутствие «горба» над фюзеляжем и увеличенный воздухозаборник под двигателем. Помимо сельскохозяйственных самолетов, выпускались четырехместные грузовые самолеты и санитарная авиация. До конца производства в 1968 году было выпущено 325 самолетов, в том числе 215 сельскохозяйственных, 78 грузовых и 32 санитарных.

История эксплуатации

Основным пользователем PZL-101 была польская гражданская авиация. Польские сельскохозяйственные самолеты использовались в Польше и на службе за рубежом ( Австрия, Ливия, Египет ). В конце 1970-х их заменили в этой роли PZL-106 Kruk и PZL-Mielec M-18 Dromader. Машины скорой помощи использовались в польской гражданской авиации. Универсальные гавроны использовались в аэроклубах страны, а также для буксировки планеров и парашютной подготовки (со снятыми правыми дверями). В 2006 году в польском реестре оставалось 40 гавронов, в том числе 4 частных.

134 PZL-101 были экспортированы, в основном в Венгрию и Болгарию, в меньшем количестве - в восемь других стран.

30 марта 2007 года EADS PZL "Warszawa-Okęcie" SA объявила, что больше не будет поддерживать свои задачи, связанные с полетными сертификатами для Jak-12A, Jak-12M и PZL-101 Gawron. С 31 марта по 28 июня 2007 г. Управление гражданской авиации Польши было временным держателем сертификата. С 28 июня ПЗЛ-101 могут использоваться только как экспериментальные самолеты.

Описание

Металлический подкосный моноплан с высокорасположенным крылом традиционной компоновки. Фюзеляж из стального каркаса, обшит дюралюминием (спереди) и брезентом (хвост). Крыло двухлонжеронное, брезентовое, с щелевыми закрылками, предкрылками и вертикальными кромочными накладками. Двухместная или четырехместная кабина. Шасси обычное фиксированное с хвостовым колесом. В сельскохозяйственном варианте за передними сиденьями располагался 800-литровый контейнер в фюзеляже (на 500 кг химикатов) со сменными наборами оборудования для опрыскивания или опрыскивания сельскохозяйственных культур.

Одноместный звездообразный 9-цилиндровый двигатель АИ-14Р (крейсерская мощность 161 кВт / 220 л.с., взлетная мощность 191 кВт / 260 л.с.). Пропеллер двухлопастный. Два топливных бака в крыльях по 90 л.

Варианты

PZL-101
Первая серийная серия произведена между 1960 и 1962 годами.
PZL-101A
Версия с улучшенным оснащением и добавленной правой дверью, постройки 1962-1965 годов.
PZL-101B
Усовершенствованная версия без «горба» над фюзеляжем и с увеличенным воздухозаборником под двигателем, построенная между 1965 и 1968 годами.

Операторы

Характеристики

Данные Jane's All The World's Aircraft 1965-66 гг.

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Вместимость:
    • 3 пассажира или
    • 2 носилки и 1 сопровождающий
    • 500 кг (1100 фунтов) порошкообразных химикатов или
    • 605 л (160 галлонов США; 133 имп гал) жидких химикатов
  • Длина: 9,00 м (29 футов 6 дюймов)
  • Размах крыла: 12,60 м (41 фут 4 дюйма)
  • Высота: 3,12 м (10 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 23,86 м 2 (256,8 кв. Фута)
  • Пустой вес: 1004 кг (2213 фунтов) (сельскохозяйственное использование)
  • Максимальный взлетный вес: 1660 кг (3660 фунтов)
  • Емкость топливного бака: 180 л (48 галлонов США; 40 имп галлонов) внутреннего топлива, еще 160 л (42 галлона США; 35 имп галлонов) во вспомогательных баках под крыльями
  • Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14 Р, 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения, 190 кВт (260 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной гребной винт W530-D-11 с постоянной скоростью вращения, диаметр 2,75 м (9 футов 0 дюймов)

Представление

  • Максимальная скорость: 160 км / ч (99 миль / ч, 86 узлов)
  • Крейсерская скорость: 130 км / ч (81 миль / ч, 70 узлов) (экон. Круиз)
  • Скорость опрыскивания и опрыскивания: 110–130 км / ч (68–81 миль / ч; 59–70 кН)
  • Скорость сваливания: 50 км / ч (31 миль / ч, 27 узлов) (закрылки опущены)
  • Диапазон: 525 км (326 миль, 283 морских миль) (использование машины скорой помощи)
  • Практический потолок: 3600 м (11800 футов)
  • Скорость подъема: 3,0 м / с (590 фут / мин)
  • Разбег (сельскохозяйственный): 102 м (335 футов)
  • Посадочный пробег (сельскохозяйственный): 90 м (295 футов)

Смотрите также

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Рекомендации

  • Януш Бабейчук, Ежи Гжегожевский: Polski przemysł lotniczy 1945-1973 (Польская авиационная промышленность...), Wydawnictwo MON, Варшава 1974 (без ISBN)
  • Тейлор, Самолет Джона WR Джейн "Весь мир" 1965-66. Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, 1965.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-21 06:18:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте