PWS-12 и PWS-14 | |
---|---|
PWS-12бис после доработок | |
Роль | Тренировочный биплан |
национальное происхождение | Польша |
Производитель | PWS |
Первый полет | Ноябрь 1929 г. |
Основной пользователь | Польские ВВС |
Количество построенных | 23 |
В PWS-12 был биплан тренер разработан и создан Подляска Wytwórnia Samolotów (PWS). Он поступил в серийное производство как PWS-14.
PWS-12 был одномоторным двухместным учебным бипланом, пригодным также для высшего пилотажа, разработанным в 1928 году А. Грзендзелевским и Августом Бобеком-Зданевским на заводе PWS. В конструкции были одинаковые детали, включая фюзеляж и двигатель, что и у учебно-тренировочного истребителя с высоким крылом PWS-11, разработанного в то же время. Основным отличием было добавление нижнего крыла. Он был оснащен установленной на носу Skoda версией радиального двигателя Wright J-5 Whirlwind. Два прототипа и планер для статических испытаний были заказаны Управлением авиации военного министерства в феврале 1928 года (вместе с прототипами PWS-11). Первый прототип пилотировал Францишек Рутковски в ноябре 1929 года. Позже он был улучшен - среди прочего, кольцо Тауненда заменило капот NACA, и он был оснащен N-образными распорками между крыльями вместо перпендикулярных распорок. Второй усовершенствованный прототип поднялся в воздух 18 ноября 1930 года и получил обозначение PWS-12bis. Испытания прошли успешно, и польские ВВС разместили заказ на производство 20 самолетов.
Тем временем на заводе разработана усовершенствованная модель PWS-14, в которой фюзеляж был заменен деревянным на стальной, крылья были усилены, а также были внесены другие усовершенствования, такие как дверь в первом боку кабины. Военное министерство заказало производство одного PWS-14 и аналогичной модификации производимой серии. Это вызвало некоторые финансовые проблемы для завода, так как производство PWS-12 уже началось. В итоге завод поставил в 1932 году серию из 20 PWS-14, официально обозначенных как PWS-12 (боевые номера 57.1 - 57.20). Дальнейшим развитием PWS-14 стал PWS-16, а затем PWS-26.
PWS-14, официально обозначенные как PWS-12, использовались польскими ВВС с 1933 года в Центре подготовки офицеров в Демблине и Летной школе в Грудзёндзе. Затем большинство из них были заменены на PWS-16 и PWS-26, некоторые оставались в эксплуатации до Второй мировой войны в 1939 году.
Второй прототип PWS-12бис (заводской № 358) был модифицирован в 1931 году до роли самолета высшего пилотажа. В частности, были сделаны плоские борта фюзеляжа и изменена форма руля направления. Он получил маркировку SP-AKE и управлялся в основном лейтенантом Я. Орловски. В марте 1931 года его использовали в поездке в Эстонию, а в апреле 1933 года - в Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию и Чехословакию. Затем оба прототипа несколько лет использовались в качестве служебных самолетов в Авиационно-техническом научно-исследовательском институте (ITBL). Позже они хранились в Демблине.
Данные Glass, A. (1977)
Общие характеристики
Представление
Связанная разработка