Объединенный PBY Catalina

редактировать
PBY Catalina
Consolidated PBY-5A Catalina in flight (cropped).jpg
Патрульный PBY-5A, 1942–43
РольМорской патрульный бомбардировщик, поисково-спасательный гидросамолет
Национального происхожденияСША
ПроизводительConsolidated Aircraft
ПостроенBoeing Canada (PB2B). Canadian Vickers (PBV). Завод морской авиации (PBN). Советский Завод Гидросамолет Транспортный по адресу Таганрог (GST)
Первый полет28 марта 1935 г.
Введениеоктябрь 1936 г. ВМС США
в отставкеЯнварь 1957 г. (Резерв ВМС США ). 1982 (ВВС Бразилии )
Основные пользователиВМС США. ВВС США. Королевские военно-воздушные силы. Royal Canadian Air Force
Произведено1936–1945
Построено3308 (2661 построено в США, 620 построено в Канаде, 27 построено в Советском Союзе)
Стоимость единицыUS $ 90 000 (как 1935 года,. 1,68 миллиона долларов сегодня)
ВариантыBird Innovator

Consolidated PBY Catalina - это летающая лодка и самолет-амфибия который производился в 30-40-х гг. На канадской службе он был известен как Canso . Это был один из наиболее широко используемых гидросамолетов Второй мировой войны. Каталинас служил со всеми видами вооруженных сил Соединенных Штатов, а также в военно-воздушных силах и флотах многих других стран. Последние военные PBY прослужили до 1980-х годов. По состоянию на 2014 год, спустя почти 80 лет после своего первого полета, самолет продолжает летать в качестве водного бомбардировщика (или аэротанкира) в противопожарных операциях в некоторых частях мира. Никто не остается на военной службе.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Начальная разработка
    • 1.3 PBN Nomad
    • 1.4 Именование
  • 2 История деятельности
    • 2.1 Роли во Второй мировой войне
      • 2.1.1 Противолодочная война
      • 2.1.2 Морское патрулирование
      • 2.1.3 Ночное нападение и морской пресечение
      • 2.1.4 Поиск и спасение
      • 2.1.5 Раннее коммерческое использование
    • 2.2 Пост - Работа во время Второй мировой войны
    • 2.3 Дело Каталины
  • 3 варианта
    • 3.1 ВМС США
    • 3.2 Серийные варианты ВМС США
    • 3.3 USAAF
    • 3.4 RAF
    • 3.5 RCAF
    • 3.6 Другие пользователи
  • 4 Эксплуатанты
  • 5 Уцелевшие самолеты
  • 6 Технические характеристики (PBY-5A)
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Ссылки
    • 8.3 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Дизайн и разработка

Предпосылки

PBY изначально проектировался как патрульный бомбардировщик , самолет с большой оперативной дальностью, предназначенной для обнаружения и атаки транспортных кораблей противника в море с целью срыва снабжения противника y строк. Учитывая потенциальный конфликт в Тихом океане, где войскам потребуется пополнение запасов на больших расстояниях, США Военно-морской флот в 1930-х годах вложил миллионы долларов в разработку для этой цели летающих лодок дальнего действия. Летающие лодки имели то преимущество, что не требовали взлетно-посадочных полос, фактически имея доступ ко всему океану.

Первоначальная разработка

Поскольку американское господство в Тихом океане начало сталкиваться с конкуренцией со стороны Японии в 1930-х годах, ВМС США наняли Consolidated, Мартин и Дуглас в октябре 1933 г. для создания конкурирующих прототипов патрульной летающей лодки. Военно-морская доктрина 1930-х и 1940-х годов использовала летающие лодки для выполнения самых разных задач, которые сегодня выполняются несколькими самолетами специального назначения. ВМС США приняли на вооружение модели Consolidated P2Y и Martin P3M для этой роли в 1931 году, но оба самолета имели недостаточную мощность и им мешали недостаточная дальность полета и ограниченная полезная нагрузка.

Consolidated и Douglas представили единые прототипы своих новых разработок, XP3Y-1 и XP3D-1 соответственно. XP3Y-1 от Consolidated был развитием конструкции XPY-1, которая изначально безуспешно конкурировала за контракт с P3M двумя годами ранее, и конструкции XP2Y, которую ВМС санкционировали для ограниченного производства. Хотя самолет Douglas был хорошей конструкции, ВМС остановили свой выбор на Consolidated, поскольку предполагаемая стоимость одного самолета составляла всего 90 000 долларов.

поясной пулемет наводчика PBY, устанавливающий блистер с левым портом.

Конструкция XP3Y-1 компании Consolidated (модель 28 компании) имела крыло-зонтик с внешними распорками, установленное на пилоне над фюзеляжем. Стабилизирующие поплавки крыла убирались в полете для образования обтекаемых законцовок крыла и были лицензированы компанией Saunders-Roe. Двухступенчатая конструкция корпуса была аналогична конструкции P2Y, но модель 28 имела консольное крестообразное оперение вместо подкосного сдвоенного оперения. Более чистая аэродинамика дала Model 28 лучшие характеристики, чем предыдущие разработки. Конструкция цельнометаллическая, напряженная обшивка, из алюминиевого листа, за исключением элеронов и задней кромки крыла , которые тканевое покрытие.

Прототип был оснащен двумя 825 л.с. (615 кВт) Pratt Whitney R-1830-54 Twin Wasp радиальными двигателями, установленными на передних кромках крыла. Вооружение состояло из четырех пулеметов калибра 0,30 дюйма (7,6 мм) Browning AN / M2 и до 910 кг бомб.

XP3Y-1 совершил первый полет 28 марта 1935 г., после чего был передан ВМС США для эксплуатационных испытаний. XP3Y-1 был значительным улучшением характеристик по сравнению с предыдущими патрульными летающими лодками. Военно-морской флот запросил доработку для перевода самолета в категорию патрульных бомбардировщиков, и в октябре 1935 года прототип был возвращен компании Consolidated для дальнейших работ, включая установку двигателей R-1830-64 мощностью 900 л.с. (670 кВт). Для переименованного XPBY-1 Consolidated представила переработанные вертикальные поверхности хвостового оперения, которые решили проблему с погружением хвостового оперения при взлете, что делало отрыв невозможным при некоторых условиях. XPBY-1 совершил свой первый полет 19 мая 1936 года, во время которого было совершено рекордное беспосадочное перелетное расстояние 3443 миль (2,992 морских миль ; 5,541 км ). была достигнута.

XPBY-1 был доставлен в октябре 1936 года. Вторая эскадрилья, которая должна была быть оборудована, была VP-12, которая получила первый самолет в начале 1937 года. Второй производственный заказ был размещен 25 июля 1936 года. В течение следующих трех лет конструкция постепенно развивалась, и были представлены следующие модели.

Самолет в конечном итоге получил имя Каталина в честь острова Санта-Каталина, Калифорния ; название было придумано в ноябре 1941 года, когда Великобритания заказала свои первые 30 самолетов.

PBN Nomad

Завод морских самолетов внес значительные изменения в конструкцию PBY, многие из которых поставки которых были бы существенно прерваны, если бы они были включены в производственные линии Consolidated. Новый самолет, официально известный как PBN-1 Nomad, имел несколько отличий от базового PBY. Наиболее очевидными улучшениями стали лук, который был заострен и удлинялся на две ноги, и хвостовое оперение, которое было увеличено и имело новую форму. Другие улучшения включали в себя более крупные топливные баки, увеличение дальности на 50% и более сильные крылья, позволяющие увеличить полную взлетную массу на 2 000 фунтов (908 кг). Была установлена ​​вспомогательная силовая установка, а также усовершенствованная электрическая система, а вооружение было модернизировано механизмами непрерывной подачи.

138 из 156 произведенных ПБН-1 служили ВМФ СССР после того, как НАФ передала право собственности. через проект ЗЕБРА (1944-1945). Остальные 18 были назначены в учебные подразделения НАС Уидби-Айленд и военно-морские авиационные базы в Ньюпорте, Род-Айленд. Позже улучшения, обнаруженные в PBN, такие как более крупный хвост, были включены в амфибию PBY-6A.

Именование

Обозначение «PBY» было определено в соответствии с США. Система обозначения самолетов ВМФ 1922 года ; PB обозначает «Патрульный бомбардировщик», а Y обозначает код, присвоенный Consolidated Aircraft как его изготовителю. Каталины, построенные другими производителями для США. ВМС были обозначены в соответствии с кодами разных производителей, таким образом, Canadian Vickers - построенные образцы были обозначены PBV, Boeing Canada examples PB2B (уже существовали Boeing PBB ) и Naval Aircraft Factory образцы были обозначены PBN . В соответствии с современной британской практикой присвоения гидросамолетам названий прибрежных портовых городов, образцы Королевских ВВС Канады были названы Кансо, вместо город с таким названием в Новая Шотландия. Королевские военно-воздушные силы использовали имя Каталина, и ВМС США приняли это название в 1942 году. Военно-воздушные силы США, а затем США ВВС использовали обозначение OA-10 . Каталины ВМС США, использовавшиеся в Тихом океане против японцев для ночных операций, были окрашены в черный цвет; в результате эти самолеты иногда называли местными «Черными кошками».

Эксплуатационная история

PBY-5A с радаром, установленный с пункта VP-6 (CG) над Гренландией, в 1945 году.

Роли во Второй мировой войне

PBY был самым множество самолетов такого типа, всего было построено около 3300 самолетов.

Во время Второй мировой войны PBY использовались в противолодочной войне, патрульных бомбардировках, сопровождении конвоев, поисково-спасательных операциях миссии (особенно воздушно-морские спасательные операции ) и грузовой транспорт.

Этот тип использовался почти на всех операционных театрах Второй мировой войны. Каталина прослужила безупречно и сыграла выдающуюся и неоценимую роль в войне против японцев.

Эти патрульные самолеты совместно с наземными патрульными бомбардировщиками выполняли боевые задачи, в то время как самолеты очень большой дальности Consolidated LB-30 и Consolidated Coronado были задействованы для увеличения все важные логистические стратегические возможности по воздушным перевозкам на обширном Тихоокеанском театре военных действий. Эти пары позволили Catalina взять на себя роль глаз флота на более дальних дистанциях, чем разведчики поплавков.

Несколько различных летающих лодок были приняты на вооружение ВМФ, но наиболее широко использовались и производились PBY.

PBY на морском якоре.

Каталинас, хотя и медленно и неуклюже, отличились во Второй мировой войне. Союзные силы успешно использовали их в самых разных задачах, для которых самолет никогда не предназначался. PBY запомнились своей спасательной ролью, в которой они спасли жизни тысячам экипажей, сбитых над водой. Летчики Catalina называли свои самолеты «Котом» на боевых вылетах и ​​«Дамбо » в службе спасения «воздух-море».

Противолодочная лодка война

Catalinas были наиболее широко используемыми противолодочными самолетами (ASW) как на Атлантическом, так и на Тихоокеанском театрах Второй мировой войны., а также использовались в Индийском океане, летая с Сейшельских островов и с Цейлона. В их обязанности входило сопровождение конвоев в Мурманск. К 1943 году подводные лодки были хорошо вооружены зенитными орудиями, и два Victoria Crosses были выиграны пилотами Каталины, которые продолжали атаковать подводные лодки перед лицом сильного огня. : Летающий офицер Джон Круикшенк из Королевских ВВС в 1944 году за потопление U-347 (хотя сейчас известно, что это была U-361 ) и в том же году лейтенант Дэвид Хорнелл из Королевских канадских ВВС (посмертно) против U-1225. Каталинас уничтожили 40 подводных лодок, но не без потерь. Бразильская Каталина атаковала и затопила U-199 в бразильских водах 31 июля 1943 года. Позже этот самолет окрестили «Арара» в память о торговом корабле с тем же именем, который был потоплен другим U-

Морской патруль

PBY-5A из VP-61 над Алеутскими островами в 1943 году

В качестве патрульного самолета Каталинас участвовал в некоторых из самых известные военно-морские сражения Второй мировой войны. Зонтичное крыло и большие поясные блистеры на поясе обеспечивали отличную обзорность, а в сочетании с большой дальностью полета и выносливостью делали его хорошо подходящим для этой задачи.

A Прибрежное командование Королевских ВВС Каталина с прапорщиком Леонардом Б. Смитом из ВМС США в качестве второго пилота и вылетает из базы летающих лодок Castle Archdale, Нижний Лох-Эрн, Северная Ирландия, расположенный 26 мая 1941 г., примерно в 690 морских миль (1,280 км; 790 миль) к северо-западу от Бреста, немецкий линкор Бисмарк, который пытался уклоняться от сил Королевского флота, когда она пыталась присоединиться к другим силам Кригсмарине в Бресте. Это наблюдение в конечном итоге привело к уничтожению немецкого линкора.

7 декабря 1941 года, перед высадкой японских десантников на Кота-Бару, Малая, к их силам вторжения подошла летающая лодка Catalina №349>No. 205-я эскадрилья РАФ. Самолет был сбит пятью истребителями Nakajima Ki-27 прежде, чем он смог передать свой отчет в штаб-квартиру в Сингапуре. Летный офицер Патрик Беделл, командующий «Каталиной», и семь членов его экипажа стали первыми жертвами союзников в войне с Японией.

Рейс «Каталинас» заметил, что японский флот приближался к острову Мидуэй, начиная с Битва за Мидуэй.

A Королевские военно-воздушные силы Канады (RCAF) Canso, управляемый командиром эскадрильи LJ Бирчалл сорвал планы Японии по уничтожению флота Королевского флота в Индийском океане 4 апреля 1942 года, когда он обнаружил японский авианосный флот, приближающийся к Цейлону (Шри-Ланка).

Ночная атака и морской перехват

Командир эскадрильи Леонард Бирчалл на борту Объединенной Каталины, прежде чем был сбит и захвачен японцами около Цейлона

Во время битвы за Мидуэй четыре 68>ВМС США PBY патрульных эскадрилий 24 и 51 совершили ночную торпедную атаку по японскому флоту в ночь с 3 на 4 июня 1942 года, нанеся одно попадание, повредившее нефтяную машину флота Акебоно Мару, единственная успешная американская торпедная атака за весь бой.

Во время кампании Гуадалканала некоторые США ВМС PBY были окрашены в матово-черный цвет и отправлялись на ночные бомбардировки, торпедирование и обстрелы японских судов снабжения и военных кораблей, в том числе для проведения рейдов с перехватом на Tokyo Express. Позднее эти PBY были названы «Черными кошками». Впоследствии были сформированы специальные эскадрильи «Черных кошек», начиная с декабря 1942 года с VP-12, с последующим вступлением в строй еще тринадцати эскадрилий. Ночью «Черные кошки» медленно летели, опускаясь на высоту мачты корабля, бомбили, обстреливали и торпедировали все виды японских судов, потопив или повредив тысячи тонн судов. Черные кошки также проводили бомбардировки, обстрелы и преследование наземных японских объектов, а также проводили разведывательные и поисково-спасательные операции. Эскадрильи Black Cat продолжали действовать до 1944 года, и PB4Y-2 начали поступать на вооружение в больших количествах и заменили PBY, последние эскадрильи Black Cat, вернувшиеся в США в начале 1945 года.

Королевские ВВС Австралии (RAAF) также использовали Каталины в качестве ночных рейдеров, с четырьмя эскадрильями № 11, 20, 42 и 43, устанавливающими мины из С 23 апреля 1943 года по июль 1945 года на юго-западе Тихого океана глубоко в удерживаемых японцами водах, закупоривая порты и судоходные пути и заставляя корабли уходить в более глубокие воды, чтобы стать целями для подводных лодок США; они связали главные стратегические порты, такие как Баликпапан, который отправлял 80% японских поставок нефти. В конце 1944 года их миссии по добыче полезных ископаемых иногда превышали 20 часов по продолжительности и выполнялись с высоты всего 200 футов (61 м) в темноте. Операции включали в себя захват японского флота в Манильском заливе при помощи генерала Дугласа Макартура высадке на Миндоро на Филиппинах. Австралийские каталины также действовали из Джинамока в заливе Лейте и заминировали порты на китайском побережье от Гонконга до Венчжоу. И USN, и RAAF Catalinas регулярно проводили неприятные ночные бомбардировки японских баз, под лозунгом RAAF «Первый и самый дальний». Цели этих набегов включали главную базу в Рабаул. Экипажи RAAF, как и их коллеги из ВМС США, использовали «бомбы террора», начиная от металлолома и камней и кончая пустыми пивными бутылками с лезвиями от бритвы, вставленными в шеи, чтобы издавать пронзительные крики при падении, не давая японским солдатам спать и с трудом дожидаясь, пока они падают. покрытие. База Каталина находилась на Дримми-Хед на полуострове Гоув в Северной территории.

Поисково-спасательный

Поисково-спасательный OA-10 в Музей ВВС США

Каталины использовались всеми подразделениями вооруженных сил США в качестве спасательных самолетов. PBY, пилотируемый LCDR Адрианом Марксом (USN), спас 56 моряков в открытом море с тяжелого крейсера Indianapolis после того, как корабль был потоплен во время Второй мировой войны. Когда внутри не было места, экипаж привязал моряков к крыльям. Самолет не мог летать в таком состоянии; вместо этого он действовал как спасательная шлюпка, защищая моряков от опасности нападения акул, пока не прибыли спасательные корабли. Каталинас продолжал выполнять поисково-спасательные функции в течение десятилетий после окончания войны.

Раннее коммерческое использование

Стюард Макс Уайт за работой на борту самолета Qantas Empire Airways Catalina, следовавшего из Сува в Сидней в январе 1949 года с молодой пассажиркой Дженнифер Грей

Каталины также использовались для коммерческих авиаперелетов. Например, Qantas Empire Airways доставила коммерческих пассажиров из Сува в Сидней, путешествие протяженностью 2060 миль (3320 км), которое в 1949 году заняло два дня. Самыми продолжительными коммерческими полетами (с точки зрения времени на высоте), когда-либо совершавшимися в истории авиации, были полеты Qantas, выполнявшиеся еженедельно с 29 июня 1943 года по июль 1945 года над Индийским океаном, получившие название Double Sunrise. Qantas предлагала услуги без остановок между Пертом и Коломбо, на расстоянии 3,592 морских миль (4,134 миль; 6,652 км). Поскольку Catalina обычно курсировала со скоростью 110 узлов (130 миль в час ; 200 км / ч ), это длилось от 28 до 32 часов и называлось «полетом двойной восход », поскольку за время безостановочного путешествия пассажиры увидели два восхода солнца. Полет проходил в режиме радиомолчания из-за возможности нападения Японии и имел максимальную полезную нагрузку 450 кг (1000 фунтов) или трех пассажиров плюс 143 фунтов (65 кг) военной и дипломатической почты.

Post-World Работа во время Второй мировой войны

Гражданское судно Catalina, модифицированное для тушения пожаров с воздуха, прибывает на базу гидросамолетов NAS Whidbey Island, Oak Harbor, Вашингтон, 18 сентября 2009 г.

Австралийский PBY названный "Frigate Bird II", бывший самолет RAAF, зарегистрированный VH-ASA, совершил первый транстихоокеанский перелет через южную часть Тихого океана между Австралией и Чили в 1951 году (сэр) Гордон Тейлор, сделав многочисленные остановки на островах по пути для дозаправки, еды и ночлега своей команды, вылетел из Сиднея в Кинтеро в Чили после первоначального выхода на берег в Вальпараисо через Таити и остров Пасхи. Один из шести, заказанных RAAF, использовался как часть воздушного маршрута через Тихий океан из Сиднея в Вальпараисо, находится в коллекции Музея прикладных искусств и наук в Сиднее.

С окончанием войны все версии летающих лодок Catalina были быстро выведены из состава ВМС США, но амфибийные версии оставались на вооружении в течение нескольких лет. Последним самолетом Catalina на вооружении США был PBY-6A, действовавший в составе эскадрильи военно-морского резерва, который был выведен из эксплуатации 3 января 1957 года. Впоследствии Catalina в довольно значительном количестве оборудовала меньшие вооруженные силы мира до конца 1960-х годов.

США Стратегическое воздушное командование ВВС использовало Catalinas (обозначенные OA-10) в качестве разведывательных самолетов с 1946 по 1947 год.

Бразильские ВВС летали на Catalinas в рамках военно-морских патрульных миссий против немецких подводных лодок, начиная с 1943 года. Летающие лодки также осуществляли доставку авиапочтой. В 1948 году была сформирована транспортная эскадрилья, оснащенная PBY-5A, переоборудованная на роль десантных транспортов. 1-я эскадрилья воздушного транспорта (ETA-1) базировалась в портовом городе Белен и до 1982 года летала на самолетах Catalinas и C-47. Каталины были удобны для снабжения военных отрядов, разбросанных по Амазонке. Они достигли мест, куда иначе можно было добраться только на вертолетах. Знак отличия ETA-1 представлял собой крылатую черепаху с девизом «Хоть медленно, но всегда добираюсь». Сегодня последняя бразильская Catalina (бывшая RCAF) выставлена ​​в Музее воздушного пространства (MUSAL) в Рио-де-Жанейро.

PBY-6A Catalina сбрасывает воду из дверей бомбового отсека

Жак-Ив Кусто использовал PBY-6A (N101CS) для поддержки своих подводных экспедиций. Его второй сын, Филипп, погиб в результате авиакатастрофы, произошедшей на реке Тежу недалеко от Лиссабона. Каталина перевернулась во время пробежки на высокоскоростном рулежном судне для проверки корпуса на герметичность после посадки на воду. Самолет перевернулся, оторвался фюзеляж за кабиной. Крыло отделилось от фюзеляжа, и левый двигатель сломался, пробив капитанскую часть кабины.

Пол Манц переделал неизвестное количество излишков Catalinas в летающие яхты в своем ангаре Orange County California в конце 1940-х и начало 1950-х гг.

OA-10A, преобразованный Steward-Davis Inc в их стандарт Super Cat. Он дополнительно оборудован для геодезических работ для Geoterrex Inc

Steward-Davis преобразовал несколько Catalinas в их стандарт Super Catalina (позже известный как Super Cat ), который заменил обычные 1200 (890 кВт) Двигатели Pratt Whitney R-1830 Twin Wasp с двигателями Wright R-2600 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с. (1300 кВт). Был установлен более крупный квадратный руль направления, чтобы компенсировать увеличенный рыскание, которое могли генерировать более мощные двигатели. У Super Catalina также были дополнительные окна в кабине и другие изменения.

Капитан ВВС Чили (FACH) в своем PBY Catalina FACH № 405 под названием «», что на языке рапануи означает «Счастливая птица», предпринял первые шаги. полет между островом Пасхи и континентом Южная Америка (из Чили ), а также первый полет на Таити, что сделало его национальным героем Франции как а также Чили. Этот полет был разрешен президентом Чили в 1951 году, но второй полет, который он совершил в 1957 году, не был разрешен, и он был уволен из чилийских ВВС.

Из нескольких десятков оставшихся летных каталин большинство составляют используется в качестве самолета пожаротушения. China Airlines, официальная авиакомпания Китайской Республики (Тайвань ), была основана двумя самолетами-амфибиями Catalina.

Платформы разложены и отправлено из Каталинаса для использования в открытом океане и Махи Махи для отслеживания в Тихом океане.

Дело Каталины

Дело Каталины - это имя, данное Инцидент времен холодной войны, в котором шведские ВВС Catalina были сбиты советскими истребителями над Балтийским морем в июне 1952 года при расследовании исчезновения шведского Douglas DC-3 ( позже выяснилось, что он был сбит советским истребителем во время выполнения задания службы разведки ; он был обнаружен в 2003 году и поднят в 2004–2005 годах).

Варианты

Прототип летающей лодки модели 28, позже переименованной в XPBY-1. ВВС США OA-10 и экипаж. Канадский Vickers SA-10A Catalina 44-33939 (USN BuNo 67903), 4-я спасательная группа ВВС США, авиабаза Гамильтон, Калифорния, 1952 г. Продана в 1958 г. ВВС Кубы под названием 191 Каталина, 205-й эскадрильи RAF службы в ангаре в Селетар, Сингапур. PBY-5A береговой охраны США на острове Крачка в 1953 году

Примерно 4051 Каталинас, Кансос и GST всех версий производились в период с июня 1937 г. по май 1945 г. для ВМС США, ВВС США, береговой охраны США, союзных стран., и гражданские клиенты.

ВМС США

XP3Y-1
Прототип летающей лодки модели 28, позже переименованной в XPBY-1, одна построена (USN Bureau No. 9459). Позже оснастили кольцом диаметром 48 футов (15 м) для обнаружения магнитных морских мин. Двигатель Ranger мощностью 550 л.с. приводил в действие генератор для создания магнитного поля.
XPBY-1
Прототип модели 28 для ВМС США, модифицированный XP3Y-1 с двумя Двигатели Р-1830-64 мощностью 900 л.с., один построен.
PBY-1 (Модель 28-1)
Первоначальный серийный вариант с двумя двигателями Р-1830-64 по 900 л.с., построено 60 штук.
PBY-2 (Модель 28-2)
Изменения в оборудовании и улучшенные характеристики, построено 50 штук.
PBY-3 (Модель 28-3)
С двумя двигателями Р-1830-66 мощностью 1000 л.с., построено 66.
PBY-4 (Модель 28-4)
С двумя двигателями Р-1830-72 по 1050 л.с., 33 (в том числе один начальный как XPBY-4, который позже стал XPBY-5A).
PBY-5 (Модель 28-5)
Либо два R-1830-82 мощностью 1200 л.с., либо −92 и возможность установки дополнительных топливных баков (с частичной самоуплотняющейся защитой). 683 построено (плюс один, построенный в Новом Орлеане), несколько самолетов для Королевских ВВС США как Catalina IVA и один для береговой охраны США. PBY-5 также строился в Советском Союзе как GST.
XPBY-5A
Один PBY-4 преобразован в амфибию и впервые поднялся в воздух в ноябре 1939 года.
PBY-5A (Model 28-5A)
Амфибийный вариант PBY-5 с двумя двигателями R-1830-92 мощностью 1200 л.с., первая партия (из 124) имела одну носовую пушку 0,3 дюйма, остальные - два луковых ружья; 803, включая диверсии для ВВС США, RAF (как Catalina IIIA) и один для береговой охраны США.
PBY-5R
XPBY-5A преобразован в штабной транспорт с удаленными амфибийными шасси и носовой башней и добавленными дополнительными окнами.
PBY-6A
Амфибия с двумя двигателями R-1830-92 мощностью 1200 л.с., более высоким оперением и рулем направления. Радиолокационный сканер, установленный над кабиной, и два носовых орудия 0,5 дюйма; 175 построено, в том числе 21 передано ВМФ СССР.
PBY-6AG
Один PBY-6A, используемый Береговой охраной США в качестве штабного транспорта.
PB2B-1
Boeing Canada построила PBY-5 для RAF и RCAF с 1942 года. Построено 240 штук.
PB2B-2
Компания Boeing Canada построила версию PBY-5, но с более высоким оперением, чем у PBN-1. 67 построено. В основном поставлялся в Королевские ВВС как Catalina VI.
PBN-1 Nomad
Завод морской авиации построил версию PBY-5 с основными модификациями, включая удлинение носа на 2 фута, измененные обводы корпуса с измененная ступенька, измененная конструкция поплавков и оперения крыла, а также переработанная электрическая система Всего было построено 155 для поставки ВВС Великобритании как Catalina V, хотя 138 были арендованы по ленд-лизу для ВМФ СССР как KM-1
Canadian Vickers PBV-1A Canso A по адресу RIAT, Англия в 2009 году. Версия PBY-5A Catalina, этот самолет был построен в 1944 году для Королевских канадских ВВС Restored Catalina, представленных в IWM Duxford Консолидированный PBY Catalina ВВС Швеции на выставке в музее ВВС Швеции в Линчёпинге, Швеция Морские силы самообороны Японии PBY-6A
PBV-1A
Канадский Vickers построен версия PBY-5A, построено 380, включая 150 для Королевских канадских ВВС как Canso-A, а остальные для USAAF как OA-10A.

Масса -выпущенные ВМС США варианты

МодельПериод производства и отличительные особенностиКоличество
PBY-1Сентябрь 1936 г. - июнь 1937 г.. Оригинальная серийная модель.60
PBY-2май 1937 - февраль 1938. Незначительные изменения в конструкции хвостового оперения, усиление корпуса.50
PBY-3ноябрь 1936 - август 1938. Двигатели повышенной мощности.66
PBY-4май 1938 г. - июнь 1939 г.. двигатели повышенной мощности, гребные винты, акриловое стекло пузыри на поясных пистолетах (некоторые более поздние модели).32
PBY-5сентябрь 1940 г. - июль 1943 г.. Двигатели повышенной мощности (с использованием топлива с более высоким октановым числом), прекращение использования гребных вертушек, стандартизированные блистеры для пистолетов на поясе. Самоуплотняющиеся топливные баки введены в производство.684
PBY-5Aоктябрь 1941 - январь 1945. с гидравлическим приводом, выдвижное трехколесного шасси, с главной конструкцией редуктора основано на одном из 1920-е годы разработан Лерой Грумманом для десантных операций. Введено хвостовое орудие, заменено носовое одиночное орудие на носовую башню с «глазным яблоком», оснащенную двумя пулеметами 30-го калибра (некоторые более поздние модели), улучшена броня, самоуплотняющиеся топливные баки.802
PBY- 6Aянварь 1945 - май 1945. Включены изменения от PBN-1, включая более высокое вертикальное оперение, увеличенную прочность крыла для большей грузоподъемности, новую электрическую систему, стандартизированную башню с «глазным яблоком» и обтекатель. кабина для РЛС .175

USAAF

OA-10
Обозначение ВВС США для PBY-5A, построено 105 штук; В 1948 году 58 выживших самолетов переименовали в А-10.
OA-10A
Обозначение USAAF канадской версии PBV-1A, построенной компанией Vickers, построено 230 штук. Выжившие переименовали A-10A в 1948 году. Три дополнительных самолета ВМС в 1949 году получили название A-10As.
OA-10B
PBY-6A, обозначение USAAF, построено 75 единиц. В 1948 году переименован в A-10B.

RAF

Catalina I
Самолет, приобретенный напрямую для Королевских ВВС, такой же, как PBY-5, с шестью орудиями 0,303 дюйма (одно в носовой части, четыре в поясных блистерах и один в корме ступени корпуса) и оснащен двумя двигателями R-1830-S1C3-G мощностью 1200 л.с., построено 109 штук.
Catalina IA
Эксплуатируется Королевскими ВВС Канады как Canso, построено 14.
Catalina IB
PBY-5B по ленд-лизу для RAF, построено 225 самолетов.
Catalina II
Оборудование изменений, построено шесть.
Catalina IIA
Vickers-Canada построила Catalina II для Королевских ВВС, построено 50 штук.
Catalina IIIA
Бывший PBY ВМС США -5 Используется RAF на самолетах, 12. Это были единственные амфибии, которые видели службу в Королевских ВВС.
Catalina IVA
PBY-5 по ленд-лизу для RAF, 93 самолета.
Catalina IVB
PB2B-1 по ленд-лизу для RAF, часть для ВВС Австралии.
Catalina VI
PB2B-2 по ленд-лизу для RAF, часть для RAAF.

RCAF

Canso-A
RCAF designation for PBV-1A

Other users

GST
Soviet-built version of the PBY-5 ("Gydro Samoliot Transportnyi").
Steward-Davis Super Catalina ("Super Cat")
Catalina converted to use 1,700 hp Wright R-2600 Cyclone 14 engines, with enlarged rudder and other changes.
Avalon Turbo Canso
A proposed turboprop conversion of Canso water bombers, powered by two Rolls-Royce Dart engines.

Operators

Surviving aircraft

Specifications (PBY-5A)

Orthographically projected diagram of the PBY Catalina.

Data from Encyclopedia of World Air Power, Jane's Fighting Aircraft of World War II, Handbook of Erection and Maintenance Instructions for Navy Model PBY-5 and PBY-5A Airplanes, and Quest for Performance.

General characteristics

  • Crew:10 (pilot, co-pilot, bow turret gunner, flight engineer, radio operator, navigator, radar operator, two waist gunners and ventral gunner)
  • Length:63 ft 10.875 in (19.47863 m)
  • Wingspan:104 ft (32 m)
  • Height:21 ft 1 in (6.43 m)
  • Wing area:1,400 sq ft (130 m)
  • Aspect ratio:7.73
  • Empty weight:20,910 lb (9,485 kg)
  • Max takeoff weight:35,420 lb (16,066 kg).
  • Zero-lift drag coefficient :0.0309
  • Drag area: 43.26 ft (4.02 m)
  • Powerplant:2 × Pratt Whitney R-1830-92 Twin Wasp 14-cylinder air-cooled radial piston engines, 1,200 hp (890 kW) each
  • Propellers:3-bladed constant-speed propellers

Performance

  • Maximum speed:196 mph (315 km/h, 170 kn)
  • Cruise speed:125 mph (201 km/h, 109 kn)
  • Range:2,520 mi (4,060 km, 2,190 nmi)
  • Service ceiling:15,800 ft (4,800 m)
  • Rate of climb:1,000 ft/min (5.1 m/s)
  • Lift-to-drag:11.9
  • Wing loading:25.3 lb/sq ft (124 kg/m)

Armament.

See also

  • Aviation portal

Related development

Aircraft of comparable role, configuration, and era

Related lists

References

Notes

Citations

Bibliography

Further reading

  • Núñez Padin, Jorge Felix (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF Goose, PBY Catalina, PBM Mariner HU-16 Albatros. Серия Aeronaval (на испанском языке). 25. Баия-Бланка, Аргентина: Fuerzas Aeronavales. ISBN 9789872055745. Archived from the original on 2016-03-03. Retrieved 2015-01-26.

External links

Wikimedia Commons has media related to Consolidated PBY Catalina.
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:13:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте