Curtiss P-40 Warhawk

редактировать

P-40 Warhawk. Tomahawk / Kittyhawk
Curtiss P-40E Warhawk 2 USAF.jpg
Восстановленный Warhawk в "Flying Tigers "схема окраски
РольИстребитель
Национальное происхождениеСША
ПроизводительCurtiss-Wright Corporation
Первый полет14 октября 1938 г.
в отставкеВВС Бразилии (1958)
Основные пользователиВВС США. Королевские военно-воздушные силы. ВВС Австралии. Королевские канадские ВВС
Произведено1939–1944
Количество построено13 738
Стоимость единицы44 892 доллара США в 1944 году
Разработано на основеCurtiss P- 36 Hawk
ВариантыCurtiss XP-46

Curtiss P-40 Warhawk - американский одномоторный, одноместный, цельнометаллический истребитель и штурмовик, совершивший первый полет в 1938 году. Конструкция P-40 была модификацией предыдущей модели Curtiss P-36 Hawk, которая сократила время разработки и позволила ed быстрый выход в производство и оперативное обслуживание. Warhawk использовался большинством союзных держав во время Второй мировой войны и оставался на передовой до конца войны. Это был третий по выпуску американский истребитель времен Второй мировой войны после P-51 и P-47 ; к ноябрю 1944 года, когда производство P-40 прекратилось, было построено 13 738 машин, все на основных производственных объектах Curtiss-Wright Corporation в Buffalo, New York.

P-40 Warhawk было название, которое армейский авиакорпус США дал самолету, а после июня 1941 года USAAF принял это название для всех моделей, что сделало его официальным названием в США для всех P -40с. ВВС Британского Содружества и Советские использовали название Томагавк для моделей, эквивалентных исходным P-40, P-40B и P-40C, в то время как название Kittyhawk для моделей, эквивалентных P-40D и всем более поздним вариантам.

P-40 впервые участвовали в боях с эскадрильями Британского Содружества Desert Air Force в кампаниях на Ближнем Востоке и в Северной Африке в июне 1941 года. No. 112-я эскадрилья Королевских военно-воздушных сил была одной из первых, кто эксплуатировал «Томагавки» в Северной Африке, и это подразделение было первым союзным военным авиационным подразделением с логотипом «акульей пасти». копирование аналогичной маркировки на некоторых Люфтваффе Messerschmitt Bf 110 двухмоторных истребителях.

Отсутствие в P-40 двухскоростного нагнетателя сделало он уступает истребителям Люфтваффе, таким как Messerschmitt Bf 109 или Focke-Wulf Fw 190 в боях на большой высоте и редко используется в операциях в Северо-Западная Европа. Однако между 1941 и 1944 годами P-40 сыграли решающую роль в авиации союзников на трех основных театрах военных действий: Северная Африка, Юго-западная часть Тихого океана и Китай <322.>. Он также играл важную роль в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, Аляске и Италии. Характеристики P-40 на больших высотах были не столь важны на тех театрах военных действий, где он служил в качестве истребителя превосходства в воздухе, эскорта бомбардировщиков и истребителя-бомбардировщика. Несмотря на то, что он приобрел послевоенную репутацию посредственной конструкции, подходящей только для непосредственной авиационной поддержки, более недавние исследования, включая изучение отчетов отдельных эскадрилий союзников, показывают, что это не так: P-40 показал удивительные результаты. а также истребитель завоевания превосходства в воздухе, временами несущий серьезные потери, но также наносящий очень тяжелый урон самолетам противника. Основываясь на заявлениях о победе во время войны, более 200 летчиков-истребителей союзников - из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Южной Африки, США и Советского Союза - стали асов, управляя P-40. В их числе не менее 20 двойных тузов, в основном над Северной Африкой, Китаем, Бирмой и Индией, Юго-Западной частью Тихого океана и Восточной Европой. P-40 обладал дополнительными преимуществами низкой стоимости и долговечности, благодаря которым он продолжал производиться как штурмовик еще долгое время после того, как он был устаревшим как истребитель.

Содержание
  • 1 Проектирование и разработка
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Рабочие характеристики
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Французские ВВС
    • 2.2 Британское Содружество
      • 2.2.1 Развертывание
      • 2.2.2 Боевые характеристики
    • 2.3 ВВС Китая
      • 2.3.1 Летающие тигры (американская добровольческая группа)
      • 2.3.2 4-я авиагруппа
    • 2.4 ВВС США
      • 2.4.1 Театры на Тихом океане
      • 2.4.2 Китай, Бирма, Индия, Театр
      • 2.4.3 Театры в Европе и Средиземноморье
    • 2,5 Королевские ВВС Австралии
    • 2,6 Королевские ВВС Канады
    • 2,7 Королевские ВВС Новой Зеландии
    • 2.8 Советский Союз
    • 2.9 Япония
    • 2.10 Другие страны
  • 3 Варианты и стадии разработки
  • 4 Выжившие
  • 5 Известные пилоты P-40
  • 6 Операторы
  • 7 Технические характеристики (P-40E)
  • 8 Примечательные появления в СМИ
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Библиография
  • 12 Внешние ссылки
Дизайн и разработка

Истоки

Curtiss XP-40 "11", использованный в испытательных целях Materiel Divis ion из авиационного корпуса армии США.

14 октября 1938 года летчик-испытатель Curtiss Эдвард Эллиот совершил свой первый полет на прототипе XP-40 в Буффало. XP-40 был 10-м серийным Curtiss P-36 Hawk, с его Pratt Whitney R-1830 Twin Wasp 14-цилиндровым воздушным охлаждением радиальным двигателем, замененным по указанию начальника Инженер Дон Р. Берлин у двигателя с жидкостным охлаждением и наддувом Allison V-1710 V-12. В первом прототипе гликольевый радиатор охлаждающей жидкости располагался в нижней части истребителя, сразу за задней кромкой крыла. Офицер истребительных проектов USAAC лейтенант Бенджамин С. Келси пролетел на этом прототипе около 300 миль за 57 минут, примерно 315 миль в час (507 км / ч). Скрывая свое разочарование, он сказал репортерам, что будущие версии, вероятно, будут разгоняться на 100 миль в час (160 км / ч) быстрее. Келси интересовался двигателем Allison, потому что он был прочным и надежным, а также имел плавную предсказуемую кривую мощности. Двигатель V-12 обладал такой же мощностью, как и радиальный, но имел меньшую лобовую площадь и позволял иметь более обтекаемый обтекатель, чем самолет с радиальным двигателем, обещая теоретическое увеличение максимальной скорости на 5%.

Curtiss инженеры работали над улучшением скорости XP-40, поэтапно перемещая радиатор вперед. Увидев небольшую выгоду, Келси приказал оценить самолет в аэродинамической трубе NACA, чтобы найти решения для улучшения аэродинамических качеств. С 28 марта по 11 апреля 1939 года опытный образец исследовал НАКА. Основываясь на полученных данных, Кертисс переместил гликольевый радиатор охлаждающей жидкости вперед к подбородку; его новый воздухозаборник также приспособил воздухозаборник маслоохладителя. Другие усовершенствования дверей шасси и выпускного коллектора в совокупности дали характеристики, которые были удовлетворительны для USAAC. Без благоприятного попутного ветра Келси направил XP-40 из Райт-Филд обратно на завод Curtiss в Буффало со средней скоростью 354 миль в час (570 км / ч). Дальнейшие испытания в декабре 1939 года показали, что истребитель может развивать скорость 366 миль в час (589 км / ч).

Необычной производственной особенностью была установка специального грузового автомобиля для ускоренной доставки на главный завод Curtiss в Буффало, штат Нью-Йорк. Буровая установка перемещала недавно построенные P-40 в виде двух основных компонентов, основного крыла и фюзеляжа, на восемь миль от завода до аэропорта, где эти два блока были связаны для полета и доставки.

Тактико-технические характеристики

Вид в три четверти P-40B, X-804 (серийный номер 39-184) в полете. Этот самолет служил в группе повышения квалификации в Люк Филд, Аризона.

P-40 был задуман как самолет преследования и был маневренным на малых и средних высотах, но страдал от недостатка мощности на больших высоты. На средних и высоких скоростях это был один из самых крутых виражей первых монопланов войны, и он мог победить большинство противников, с которыми он столкнулся в Северной Африке и на Русском фронте. В Тихоокеанском театре его превзошли на более низких скоростях легкие истребители A6M Zero и Nakajima Ki-43 «Oscar», которым не хватало конструктивной прочности P-40 для высокой скорости. тяжелые повороты. Командир американской добровольческой группы Клэр Ченно посоветовала воздержаться от длительных собачьих боев с японскими истребителями из-за снижения скорости в пользу японцев.

Двигатели Allison V-1710 производили 1040 л.с. (780 кВт) на уровне моря и высоте 14000 футов (14000 футов). 4300 м). Это не было мощным по сравнению с современными истребителями, а максимальная скорость ранних вариантов P-40 была средней. Одноступенчатый односкоростной нагнетатель означал, что Р-40 был плохим высотным истребителем. Более поздние версии с двигателями Allisons мощностью 1200 л.с. (890 кВт) или более мощными двигателями 1400 л.с. Packard Merlin были более мощными. Характеристики набора высоты были от умеренных до плохих, в зависимости от подтипа. Ускорение при пикировании было хорошим, а скорость пикирования отличной. Самый результативный P-40 ace, Клайв Колдуэлл (RAAF ), который забил 22 из своих 28½ убийств в этом типе, сказал, что P-40 не имел «почти никаких пороков», хотя «было немного трудно контролировать конечную скорость». P-40 имел одну из самых быстрых максимальных скоростей пикирования среди всех истребителей начала войны и хорошую управляемость на высоких скоростях.

Доказательства прочности P-40: в 1944 году F / O T. Р. Джеклин (на фото) летал на этом No. 75-я эскадрилья RAAF P-40N-5 прошло более 200 миль (322 км) после потери левого элерона и 25% площади его крыла из-за столкновения в воздухе с другим P-40N-5.

P-40 выдерживает суровые условия и различные климатические условия. Его полу- модульная конструкция было легко обслуживать в полевых условиях. В нем отсутствовали такие инновации, как усиленные элероны или автоматические предкрылки передней кромки, но его прочная конструкция включала крыло с пятью лонжеронами , что позволяло P-40 тянуть высоко -G поворачивается и переживает несколько столкновений в воздухе. Умышленные таранные атаки по самолетам противника иногда регистрировались как победы ВВС пустыни и Советских ВВС. Колдуэлл сказал, что P-40 «потребуют огромного количества наказаний, жестокого высшего пилотажа, а также действий противника». Дальность действия была хорошей по стандартам начала войны и почти вдвое больше, чем у Supermarine Spitfire или Messerschmitt Bf 109, хотя и уступала Mitsubishi A6M Zero, Накадзима Ки-43 и Lockheed P-38 Lightning.

Колдуэлл обнаружил вооружение P-40C Tomahawk размером два 0,50 дюйма (12,7 мм) Browning AN / M2 "легкий- ствол »синхронизированных пулеметов на носовой части и два пулемета.303 Browning в каждом крыле неадекватны. Это было улучшено с помощью P-40D (Kittyhawk I), в котором отказались от синхронизированных артиллерийских установок и вместо этого были установлены по два орудия калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) в каждом крыле, хотя Колдуэлл по-прежнему предпочитал более ранний Tomahawk в других отношениях. D имел броню вокруг двигателя и кабины, что позволяло выдерживать значительные повреждения. Это позволило пилотам союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе атаковать японские истребители в лоб, а не пытаться развернуться и перебраться с высоты на своих противников. Поздние модели Р-40 были хорошо бронированы. Обзорность была адекватной, хотя и затруднялась сложной рамой ветрового стекла, а в ранних моделях она полностью закрывалась сзади поднятой водолазкой. Плохая видимость с земли и относительно узкая колея шасси привели к большим потерям на земле.

Curtiss протестировал следующую конструкцию, Curtiss XP-46, но она не принесла больших улучшений по сравнению с более новой P -40 моделей и был отменен.

История эксплуатации

В апреле 1939 года армейский авиакорпус США, увидев новые, гладкие, высокоскоростные истребители с рядным двигателем Европейские военно-воздушные силы разместили самый крупный заказ на истребители 524 P-40.

Французские ВВС

Ранний заказ поступил от французской Armée de l'Air, которая уже использовала P-36. Armée de l'Air заказала 100 (позже заказ был увеличен до 230) как Hawk 81A-1, но французы потерпели поражение до того, как самолет покинул завод, и самолет был направлен в Великобританию и Содружество. обслуживание (как Томагавк I), в некоторых случаях укомплектованное метрическими летными приборами.

В конце 1942 года, когда французские войска в Северной Африке отделились от правительства Виши на сторону союзников, американские войска перебросили P-40F из 33-го FG - GC II / 5, эскадрилье, которая исторически была связана с Lafayette Escadrille. GC II / 5 использовал свои P-40F и L в бою в Тунисе, а затем для патрулирования до середины 1944 года, когда они были заменены на Republic P-47D Thunderbolts.

Британское Содружество

Размещение

Оружейники работают над Tomahawk Mk.II из No. 3-я эскадрилья RAAF в Северной Африке, 23 декабря 1941 года.

Всего 18 эскадрилий Royal Air Force (RAF), четыре Royal Canadian Air Force (RCAF), три эскадрильи ВВС (SAAF) и две эскадрильи Королевских ВВС Австралии (RAAF), служившие в соединениях ВВС Великобритании, использовали P-40. Первыми переоборудованными подразделениями были эскадрильи Hawker Hurricane из Desert Air Force (DAF) в начале 1941 года. Первые поставленные Томагавки поставлялись без брони, пуленепробиваемых ветровых стекол или самообслуживания. пломбирование топливных баков, которые были установлены в последующих отгрузках. Пилотам британских истребителей иногда было трудно приспособиться к складывающемуся сзади шасси Р-40, которое было более подвержено разрушению, чем складывающееся вбок шасси Hawker Hurricane или Supermarine. Спитфайр. В отличие от «трехточечной посадки», обычно применяемой с британскими типами, пилоты P-40 были вынуждены использовать «посадку на колеса»: более длинный заход на посадку под низким углом, при котором сначала приземлялись основные колеса.

Испытания показали, что летательный аппарат не обладал характеристиками, необходимыми для использования в Северо-Западной Европе на большой высоте из-за ограничения эксплуатационного потолка. Спитфайры, используемые в театре, работали на высоте около 30 000 футов (9 100 м), в то время как двигатель Allison P-40 с его одноступенчатым маловысотным нагнетателем работал лучше всего на высоте 15 000 футов (4600 м) или ниже. Когда Томагавк использовался союзными подразделениями, базировавшимися в Великобритании с февраля 1941 года, это ограничение относило Томагавк к низкоуровневой разведке с Командованием сотрудничества ВВС Великобритании и только No. 403-я эскадрилья RCAF использовалась в качестве истребителя всего лишь в 29 боевых вылетах, прежде чем была заменена на «Спитфайры». Министерство авиации сочло Р-40 непригодным для театра военных действий. Британские эскадрильи P-40 с середины 1942 г. были переоборудованы такими самолетами, как Mustangs

A Kittyhawk Mk III of No. 112-я эскадрилья RAF, руление в Меденин, Тунис, 1943 год. Наземный экипаж на крыле направляет пилота, чей обзор впереди затруднен. за нос самолета.

Tomahawk был заменен в Северной Африке более мощными типами Kittyhawk («D» и далее) с начала 1942 года, хотя некоторые Tomahawk оставались на вооружении до 1943 года. Kittyhawk включал в себя множество усовершенствований и являлся модификацией DAF. Истребитель завоевания превосходства в воздухе в первые несколько критических месяцев 1942 года, пока не появились "тропические " Спитфайры. В 2012 году были обнаружены практически неповрежденные останки Киттихаука; у него закончилось топливо в египетской Сахаре в июне 1942 года.

подразделения DAF получили почти 330 Packard V-1650 Merlin с двигателями P-40F, получивших название Kittyhawk II, большинство из которых ушли в USAAF и большинство из 700 «легких» моделей L, также оснащенных Packard Merlin, у которых вооружение было уменьшено до четырех 0,50 дюйма (12,7 мм) Brownings (Kittyhawk IIA). DAF также получил около 21 более поздних P-40K и большую часть из 600 построенных P-40M; они были известны как Kittyhawk III. «Легкие» P-40N (Kittyhawk IV) прибыли с начала 1943 года и использовались в основном как истребители-бомбардировщики. С июля 1942 г. до середины 1943 г. элементы США 57-я истребительная группа (57-я ФГ) была придана частям DAF P-40. Британское правительство также подарило Советскому Союзу 23 Р-40.

Боевые характеристики

Томагавки и Киттихауки приняли на себя основной удар Люфтваффе и истребителей Regia Aeronautica во время Североафриканской кампании. P-40 считались более совершенными, чем Hurricane, который они заменили в качестве основного истребителя Desert Air Force.

. «Я бы избежал точного выстрела, приложив столько перегрузки... что вы могли чувствовать, как кровь покидает голову и стекает по вашим глазам... И вы будете летать так долго, как только сможете, зная, что если кто-то попытается попасть вам на хвост, они пройдут через то же туманное видение, которое было у вас, и вы могли бы уйти... Я сознательно решил, что любой недостаток Киттихаука компенсируется агрессией. И я немного боксировал - я побеждал гораздо более сильных противников, просто нападая на [их]. И я решил использовать это в воздухе. И это принесло свои плоды.

Ники Барр, 3-й эскадрон RAAF

P-40 изначально оказался весьма эффективным против самолетов Оси и способствовал небольшому сдвигу импульса в пользу союзников. Постепенная замена «Харрикейнов» на «Томагауки» и «Киттихауки» привела к тому, что Люфтваффе ускорило снятие с вооружения Bf 109E и представило более новый Bf 109F; на них должны были летать ветераны элитных подразделений Люфтваффе, таких как Jagdgeschwader 27 (JG27), в Северной Африке. P-40 обычно считался примерно равным или немного превосходящим Bf 109 на малой высоте, но уступающим на большой высоте, особенно против Bf 109F. Большинство воздушных боев в Северной Африке происходило значительно ниже 16 000 футов (4900 м), что во многом сводило на нет превосходство Bf 109. P-40 обычно имел преимущество перед Bf 109 в горизонтальных маневрах (разворотах), скорости пикирования и прочности конструкции, был примерно равным по огневой мощи, но немного уступал по скорости и уступал по скороподъемности и боевому потолку.

P-40 в целом превосходил ранние итальянские истребители, такие как Fiat G.50 и Macchi C.200. Его эффективность против Macchi C.202 Folgore вызвала разные мнения. Некоторые обозреватели считают Macchi C.202 лучше. Колдуэлл, который одержал победу над ними на своем P-40, чувствовал, что Folgore превосходит P-40 и Bf 109, за исключением того, что его вооружение, состоящее всего из двух или четырех пулеметов, было недостаточным. Другие наблюдатели считали, что эти двое в равной степени соответствовали или отдавали предпочтение Folgore в пилотажных характеристиках, таких как радиус поворота. Историк авиации Уолтер Дж. Бойн писал, что в Африке P-40 и Folgore были «эквивалентными». Несмотря на недостаточные высотные характеристики, P-40 считался устойчивой орудийной платформой, а его прочная конструкция означала, что он мог работать с неровных взлетно-посадочных полос на передовой с хорошей эксплуатационной пригодностью.

Самые ранние заявления о победе пилотов P-40 включают самолеты Vichy French во время кампании 1941 Сирия-Ливан против Dewoitine D.520, тип часто считается лучшим французским истребителем войны. P-40 был смертоносным против бомбардировщиков Axis на театре военных действий, а также против двухмоторных истребителей Bf 110. В июне 1941 г. Колдуэлл из No. 250-я эскадрилья RAF в Египте, летая под именем F / O ведомый Джека Хэмлина, записал в своем бортовом журнале, что он участвовал в первой победе в воздушном бою для P-40. 6 июня это был бомбардировщик CANT Z.1007. Претензия не была официально признана, так как не было свидетелей крушения CANT. Первая официальная победа произошла 8 июня, когда Хэмлин и Flt Sgt Том Пакстон уничтожили CANT Z.1007 из 211 отряда Regia Aeronautica над Александрией. Несколько дней спустя «Томагавк» действовал над Сирией с No. 3-я эскадрилья RAAF, которая одержала 19 воздушных побед над французскими самолетами Виши в июне и июле 1941 года, потеряв один P-40 (и один погиб в результате наземного огня).

Северная Африка, ок. 1943 г. Р-40 «Киттибомбер» № 450-я эскадрилья RAAF, загруженная шестью бомбами по 250 фунтов (110 кг).

Некоторые подразделения DAF изначально не использовали сильные стороны P-40 или использовали устаревшую оборонительную тактику, такую ​​как круг Лафбери. Превосходная скороподъемность Bf 109 позволяла совершать быстрые атаки с уклоном, нейтрализуя преимущества традиционной оборонительной тактики. Отряды «Томагавк» в 1941–42 опробовали различные новообразования, в том числе «жидкие пары» (аналог немецкой гнили); один или два «ткача» в задней части эскадрильи в строю, и целые эскадрильи качаются и плетутся беспорядочными строями. Вернер Шреер, которому приписывают уничтожение 114 самолетов союзников только в 197 боевые задачи, названные последним формированием «гроздьями винограда», потому что он обнаружил, что их так легко снять. Ведущий немецкий эксперт в Северной Африке, Ханс-Иоахим Марсель, за свою карьеру заявил о 101 P-40.

С 26 мая 1942 года подразделения Kittyhawk действовали в основном как истребители-бомбардировщики, отсюда и прозвище «Киттибомбер». В результате этой смены роли, а также из-за того, что эскадрильи DAF P-40 часто использовались для сопровождения бомбардировщиков и непосредственной авиационной поддержки, они понесли относительно высокие потери; Многие пилоты P-40 Desert Air Force были пойманы на низком и медленном полете из-за мародерства Bf 109.

Победы и потери трех эскадрилий Tomahawk / Kittyhawk. из Desert Air Force, июнь 1941 - май 1943.
Часть3-я эскадрилья RAAF 112-я эскадрилья RAF 450 Sqn RAAF *
Заявки с Tomahawks4136
Заявки с Kittyhawks74,582,549
Всего претензий P-40115,5118,549
Потери Р-40 (всего)343828
* Начато переоборудование в Р-40 в декабре 1941 г.; в феврале 1942 года.

Колдуэлл считал, что оперативно-учебные подразделения неправильно готовили пилотов к воздушному бою на P-40, и как командир подчеркнул важность правильной подготовки начинающих пилотов.

Компетентные пилоты, которые воспользовались преимуществами P-40, были эффективны против лучших из Люфтваффе и Regia Aeronautica. В августе 1941 года на Колдуэлл напали два Bf 109, один из которых пилотировал немецкий ас Вернер Шреер. Хотя Колдуэлл был трижды ранен, а его «Томагавк» был поражен более чем 100 пулями калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) и пятью 20-мм пушками снарядами, Колдуэлл сбил ведомого Шреера и вернулся на базу. Некоторые источники также утверждают, что в декабре 1941 года Колдуэлл убил известного немецкого эксперта Эрбо фон Кагенека (69 убийств), управляя P-40. Победы Колдуэлла в Северной Африке включали 10 Bf 109 и два Macchi C.202. Билли Дрейк из 112-й эскадрильи был ведущим британским асом P-40 с 13 победами. Джеймс "Короче" Эдвардс (RCAF), который совершил 12 убийств на P-40 в Северной Африке, сбил немецкого аса Отто Шульца (51 убийство), летая на Kittyhawk с No. 260-я эскадрилья РАФ. Колдуэлл, Дрейк, Эдвардс и Ники Барр были среди как минимум дюжины пилотов, которые дважды достигли статуса аса, управляя P-40. В общей сложности 46 пилотов Британского Содружества стали первоклассными пилотами P-40, в том числе семь двойных асов.

ВВС Китая

Flying Tigers (американская добровольческая группа)

3-я эскадрилья Hell's Angels, Flying Тигры над Китаем, сфотографированные в 1942 году пилотом AVG Робертом Т. Смитом.

. Flying Tigers, официально известная как Первая американская добровольческая группа (AVG), была подразделением Китайские ВВС, набраны из авиаторов США.

По сравнению с японскими истребителями, сильными сторонами P-40B было то, что он был крепким, хорошо вооруженным, быстрым в пикировании и отличной скоростью крена. В то время как P-40 не могли сравниться по маневренности с самолетами Nakajima Ki-27 и Ki-43 японской армии, а также с гораздо более известным военно-морским истребителем Zero В медленных, поворотных воздушных боях на более высоких скоростях Р-40 были более чем равны. Лидер AVG Клэр Шено обучила своих пилотов использовать особые преимущества P-40. Например, P-40 имел более высокую скорость пикирования, чем любой японский истребитель в первые годы войны, и мог использовать так называемую тактику «стрела и зуммировала». AVG была очень успешной, и ее подвиги широко освещались активными кадрами международных журналистов, чтобы поднять упавший моральный дух в стране. Согласно официальным данным, всего за шесть с половиной месяцев «Летающие тигры» уничтожили 297 самолетов противника, потеряв в бою воздух-воздух только четыре своих.

Модели B, полученные Шено и собранные в Бирме в конце 1941 года, не очень понравились. Вспомогательных топливных баков, которые можно было сбросить перед выходом в бой, не было, а на крыльях не было бомбодержателей. Шенно считал двигатель с жидкостным охлаждением уязвимым в бою, потому что одна пуля, пробившаяся через бак с охлаждающей жидкостью, могла вызвать перегрев двигателя в считанные минуты. У «Томагавков» также не было радиоприемников, поэтому AVG импровизировал, установив хрупкий радиопередатчик RCA-7-H, который был построен для Piper Cub. Поскольку у самолета был одноступенчатый низковысотный нагнетатель, его эффективный потолок составлял около 25 000 футов (7600 м). Самой острой проблемой было отсутствие запчастей; единственный источник - поврежденный самолет. Самолеты считались тем, чего больше никто не хотел, опасными и сложными в управлении. Но у самолета были свои хорошие особенности: его бензобаки были самоуплотняющимися и могли принимать попадания, не загораясь; позади головы и спины пилота были два толстых стальных листа; и самолет в целом был прочной конструкции.

Весной 1942 года AVG получил небольшое количество Model E, каждая из которых была оснащена радиостанцией, шестью пулеметами 50-го калибра и вспомогательными бомбодержателями. который мог удерживать 35-фунтовые осколочные бомбы. Оружейник Шенно оснастил новые самолеты дополнительными бомбодержателями, в которых находились 570-фунтовые российские бомбы, которых у китайцев было в изобилии. Эти самолеты использовались в битве при ущелье реки Салуин в конце мая 1942 года, что не позволило японцам войти в Китай из Бирмы и угрожать Куньмину. Запасные части все еще оставались проблемой. «Множество новых самолетов... были теперь в Индии, и там они остались - на случай, если японцы решат вторгнуться... AVG повезло получить несколько шин и свечей зажигания, чтобы вести свою повседневную войну».

4-я авиагруппа

Китай получил 27 P-40E в начале 1943 года. Они были переданы в эскадрильи 4-й авиагруппы.

ВВС США

P-40K 42-10256 с маркировкой «Алеутский тигр». P-40B G-CDWH в Даксфорде, 2011. Это единственный годный к полету P-40B в мире и единственный выживший после атаки на Перл-Харбор. 584>Джуничи Сасай и захваченный P-40B в Голландской Ост-Индии, 1942 год.

В общей сложности 15 групп преследования / истребителей USAAF (FG) вместе с другими истребителями / истребителями эскадрилий и несколько тактических разведывательных (ТР) подразделений эксплуатировали P-40 в 1941–45. Как и в случае с Bell P-39 Airacobra, многие офицеры USAAF считали P-40 исключительным, но его постепенно заменили на Lockheed P-38 Lightning, Republic P-47 Thunderbolt и североамериканский P-51 Mustang. Основную часть истребительных операций USAAF в 1942–43 годах пришлось на P-40 и P-39. В Тихом океане эти два истребителя вместе с США Военно-морской флот Grumman F4F Wildcat внес больше, чем какие-либо другие американские типы, в разрушение японской авиации в этот критический период.

Тихоокеанские театры

К середине 1943 года ВВС США заменили P-40F (на фото); двумя ближайшими самолетами, "White 116" и "White 111" управляли 1-й лейтенант Генри Э. Мэтсон и 1-й лейтенант Джек Бэйд, 44-й полк, в то время входивший в состав AirSols на Гуадалканале..

P-40 был основным истребителем USAAF на театрах юго-западной части Тихого океана и Тихого океана в 1941–42 гг. В Перл-Харборе и в на Филиппинах эскадрильи USAAF P-40 понесли огромные потери на земле и в воздухе от японских истребителей, таких как A6M Zero и Ki-43 Oscar соответственно. Во время атаки на Перл-Харбор большинство истребителей USAAF составляли P-40B, большая часть которых была уничтожена. Однако нескольким P-40 удалось подняться в воздух и сбить несколько японских самолетов, в первую очередь Джорджа Велча и Кеннета Тейлора.

в кампании Голландской Ост-Индии, 17-я эскадрилья преследования (временная), сформированная из пилотов USAAF, эвакуированных с Филиппин, заявила, что 49 японских самолетов уничтожены, из них 17 P-40 были потеряны. Тендер для гидросамолетов USS Langley был потоплен японскими самолетами при доставке P-40 в Тджилатжап, Ява. В кампаниях Соломоновых островов и Новой Гвинеи и ПВО Австралии улучшенная тактика и подготовка позволили USAAF лучше использовать сильные стороны P-40. Из-за усталости самолетов, нехватки запасных частей и проблем с заменой 30 июля 1942 г. Пятые ВВС США и Королевские ВВС Австралии создали объединенный пул управления и замены P-40. многие P-40 курсировали между военно-воздушными силами.

49-я истребительная группа действовала в Тихом океане с начала войны. совершил 10 убийств (из 14 в целом) на P-40 с 49-м FG. Он сравнил P-40 с P-38:

«Если вы летали с умом, P-40 был бы очень способным самолетом. [Он] мог бы превзойти P-38, а некоторые пилоты этого не сделали. осознали, когда они сделали переход между двумя самолетами. [...] Настоящая проблема заключалась в недостаточной дальности действия. Когда мы отбрасывали японцев назад, пилотов P-40 постепенно исключали из войны. Поэтому, когда я перешел на P-38, отличный самолет, я не [верил], что P-40 был плохим истребителем, но потому, что я знал, что P-38 позволит нам достичь врага. Я был летчиком-истребителем, и это то, что я должен был сделать. "

8-й, 15-й, 18-й, 24-й, 49-й, 343-й и 347-й PG / FG летали на P-40 на Тихоокеанском театре военных действий в период с 1941 по 1945 год, при этом большинство единиц было переоборудовано в P-38 с 1943 года. –44. В 1945 году 71-я разведывательная группа использовала их в качестве вооруженных передовых авиадиспетчеров во время наземных операций на Филиппинах, пока не получила поставку P-51. Они одержали 655 воздушных побед.

Вопреки общепринятому мнению, на достаточной высоте P-40 мог разворачиваться вместе с A6M и другими японскими истребителями, используя комбинацию вертикального разворота носом вниз с разворотом креном, прием, известный как низкий йо-йо. Роберт Де Хейвен описывает, как эта тактика использовалась в 49-й истребительной группе:

[Ты] ты мог сражаться с японцем на равных, но ты должен был заставить его сражаться на своем пути. Он мог опередить вас на медленной скорости. Вы могли бы опередить его на большой скорости. Когда вы вступали с ним в поворотный бой, вы опускали нос, чтобы поддерживать скорость полета, вы могли опередить его. На малой скорости он мог обогнать вас из-за больших элеронов... на нулевой скорости. Если бы ваша скорость была выше 275, вы могли бы опередить [ноль]. У его больших элеронов не было сил делать крены на высоких скоростях... Вы тоже могли толкать вещи. Потому что... [если] ты решил пойти домой, ты мог бы пойти домой. Он не мог, потому что вы могли обогнать его. [...] Это оставило вас контролировать бой.

Китайская Бирма Индия Театр

Пилоты ВВС США и китайские P-40 хорошо проявили себя в этом театре против многих японских типов, таких как Ki-43, Накадзима Ки-44 «Тодзё» и Ноль. P-40 использовался в China Burma India Theater (CBI) до 1944 года и, как сообщается, был предпочтительнее P-51 Mustang некоторыми американскими пилотами, летавшими в Китае. Американская группа добровольцев («Летающие тигры») была интегрирована в ВВС США в качестве 23-й истребительной группы в июне 1942 года. Подразделение продолжало летать на более новых моделях P-40 до конца войны, достигая высокой смертности. отношение к убыткам. В битве при ущелье реки Салуин в мае 1942 года AVG использовала модель P-40E, оснащенную крыльевыми стойками, которые могли нести шесть 35-фунтовых осколочных бомб, а оружейник Шенно разработал брюшные стойки для перевозки российских 570-фунтовых бомб, которые были у китайцев.

Подразделения, прибывшие в CBI после AVG в 10-м и 14-м ВВС, продолжали хорошо работать с P-40, заявив 973 убитых на театре военных действий, или 64,8 процентов всех сбитых самолетов противника. Историк авиации Карл Молесворт заявил, что «... P-40 просто доминировали в небе над Бирмой и Китаем. Они смогли установить воздушное превосходство над свободным Китаем, северной Бирмой и долиной Ассам в Индии в 1942 году, и они никогда не отказывались от него.. " 3-й, 5-й, 51-й и 80-й FG вместе с 10-м TRS эксплуатировали P-40 в CBI. Пилоты CBI P-40 очень эффективно использовали самолет как истребитель-бомбардировщик. 80-я истребительная группа, в частности, использовала свои так называемые B-40 (P-40, несущие 1000-фунтовые фугасные бомбы) для уничтожения мостов и уничтожения бригад по ремонту мостов, иногда уничтожая их цель с помощью одной бомбы. По меньшей мере 40 американских пилотов достигли статуса асов, управляя P-40 в CBI.

Театры в Европе и Средиземноморье

Сверху вниз: P-40 F / L, P-40K Warhawk.

14 августа 1942 года была подтверждена первая подтвержденная победа подразделения USAAF над немецким самолетом в Вторую мировую войну совершил пилот P-40C. 2-й лейтенант Джозеф Д. Шаффер из 33-й истребительной эскадрильи перехватил патрульный самолет Focke-Wulf Fw 200 C-3, совершивший облет его базы в Рейкьявике, Исландия. Шаффер повредил Fw 200, который был прикончен P-38F. Уорхоки широко использовались в (MTO) подразделениями USAAF, включая 33-й, 57-й, 58-й, 79-й, 324-я и 325-я истребительные группы. В то время как P-40 понес тяжелые потери в МТО, многие подразделения USAAF P-40 достигли высокого соотношения количества убитых и потерянных самолетов Оси; 324-й FG показал лучший результат, чем соотношение 2: 1 в MTO. В общей сложности 23 американских пилота стали первыми в МТО на P-40, большинство из них в первой половине 1943 года.

Пилоты P-40 из 57-го FG были первыми летчиками USAAF, которые приняли участие в боевых действиях. МТО, будучи прикрепленным к эскадрильям «Киттихауков пустыни», с июля 1942 года. 57-я также была основным подразделением, участвовавшим в «Резне Вербного воскресенья » 18 апреля 1943 года. Расшифровано Ultra Сигналы выявили план большой группы транспортов Junkers Ju 52, которые должны пересечь Средиземное море в сопровождении немецких и итальянских истребителей. С 16:30 до 18:30 все крылья группы вели интенсивную борьбу с воздушными транспортами противника. Из четырех крыльев Kittyhawk, т hree покинул зону патрулирования до того, как 57-й FG заметил конвой из более чем 100 вражеских транспортов, который насчитал 74 уничтоженных самолета. Группа была последней в этом районе и перехватила Ju 52 в сопровождении большого количества Bf 109, Bf 110 и Macchi C.202. Группа заявила, что 58 Ju 52, 14 Bf 109 и два Bf 110 уничтожены, несколько вероятных и повреждены. От 20 до 40 самолетов Оси приземлились на пляжах вокруг мыса Бон, чтобы избежать сбоев; шесть истребителей союзников были потеряны, пять из них P-40.

22 апреля в рамках операции «Лен » аналогичные силы P-40 атаковали группу из 14 Messerschmitt Me 323 Gigant («Гигант») с шестью двигателями. транспорты, прикрытые семью Bf 109 из II./JG 27. Все транспорты были сбиты, три P-40 были потеряны. 57-й FG был оснащен истребителем Curtiss до начала 1944 года, за это время им было засчитано не менее 140 убийств в воздухе. 23 февраля 1943 года во время операции «Факел» пилоты 58-го FG вылетели на 75 P-40L с авианосца USS Ranger на только что захваченный Vichy French аэродром, Казас, близ Касабланки, во Французском Марокко. Самолет поставлял 33-й FG, и пилоты были переназначены.

325-й FG (известный как «Клан Checkertail») летал на P-40 в МТО и был убит не менее 133 самолетов в воздухе. с апреля по октябрь 1943 года, из которых 95 были Bf 109 и 26 Macchi C.202, 17 P-40 были потеряны в бою. Историк 325-го полка Кэрол Кэткарт писала:

30 июля 20 P-40 317-й [истребительной эскадрильи]... взлетели на истребитель... над Сардинией. Когда они повернули, чтобы лететь на юг над западной частью острова, они были атакованы около Сассари... Атакующая сила состояла из 25-30 Bf 109 и Macchi C.202... Вкратце, произошла напряженная битва... [317-й заявил] 21 самолет противника.

— Каткарт

Каткарт писал, что лейтенант Роберт Седерберг помог товарищу, атакованному пятью Bf 109, уничтожил по крайней мере один немецкий самолет и, возможно, сбил целых пять. Седерберг был сбит и стал военнопленным.

Знаменитое афро-американское подразделение, 99-й FS, более известное как "Летчики Таскиги" или " Redtails », летали на P-40 на тренировках в США и в течение первых восьми месяцев в MTO. 9 июня 1943 года они стали первыми афроамериканскими летчиками-истребителями, вступившими в бой с вражескими самолетами над Пантеллерией, Италия. Один Focke-Wulf Fw 190 был поврежден лейтенантом Уилли Эшли-младшим 2 июля эскадрилья заявила о своем первом подтвержденном уничтожении; Fw 190 уничтожен капитаном Чарльзом Холлом. 99-й продолжал забивать с P-40 до февраля 1944 года, когда им были назначены P-39 и P-51 Mustang.

Облегченный P-40L наиболее активно использовался в МТО, в первую очередь США. пилоты. Многие американские пилоты разобрали свои P-40, чтобы улучшить характеристики, часто удаляя два или более крыла с P-40F / L.

Curtiss Kittyhawk Mk IA из 75-й эскадрильи RAAF, на которой командир Джефф Атертон пролетел над Новой Гвинеей в августе 1942 года.

Королевские ВВС Австралии

P-40E-1, пилотируемый асом Китом "Блю" Траскотт, командир No. 76-я эскадрилья RAAF, рулила вдоль Marston Matting в Milne Bay, New Guinea в сентябре 1942 года.

Kittyhawk был основным истребителем, который использовался RAAF во Второй мировой войне, в большем количестве, чем Спитфайр. Две эскадрильи RAAF служат в Desert Air Force, No. 3 и No. 450 эскадрилий были первыми австралийскими подразделениями, которым были назначены P-40. Другие пилоты RAAF служили в эскадрильях RAF или SAAF P-40 на театре военных действий.

Многие пилоты RAAF достигли высоких результатов на P-40. По крайней мере, пять достигли статуса «двойного туза»: Клайв Колдуэлл, Ники Барр, Джон Уэдди, (по 11 убийств каждый) и Бобби Гиббс (10 убийств) в кампаниях на Ближнем Востоке, в Северной Африке и / или Новой Гвинее. Всего 18 пилотов RAAF стали асы, управляя P-40.

Ники Барр, как и многие австралийские пилоты, считал P-40 надежной установкой: «Kittyhawk стал для меня другом. вполне способный вытащить вас из неприятностей чаще, чем нет. Это был настоящий боевой конь. "

В то же время, что и самые тяжелые бои в Северной Африке, Тихоокеанская война была на ранних стадиях, а подразделения RAAF в Австралии полностью не имели подходящих истребителей. Производство Spitfire было поглощено войной в Европе; P-38 прошли испытания, но их было трудно достать; Мустанги еще нигде не попали в эскадрильи, а крохотная и неопытная авиастроительная промышленность Австралии ориентировалась на более крупные самолеты. USAAF P-40 и их пилоты, первоначально предназначенные для США. ВВС Дальнего Востока на Филиппинах, но переброшенные в Австралию в результате действий японских военно-морских сил, были первыми подходящими истребителями, прибывшими в значительном количестве. К середине 1942 года RAAF смог получить некоторые запасные части USAAF.

P-40N-15 «Черная магия»,. No. 78-я эскадрилья RAAF. F / L Денис Бейкер одержал последнюю воздушную победу RAAF над Новой Гвинеей на этом истребителе 10 июня 1944 года. Позже на нем летал W / O Лен Уотерс. Обратите внимание на темно-синий наконечник на хвостовом стабилизаторе, который использовался для обозначения 78-й эскадрильи.

RAAF Kittyhawks, сыгравшей решающую роль в на театре военных действий в юго-западной части Тихого океана. Они сражались на передовой в качестве бойцов в критические первые годы Тихоокеанской войны, а прочность и способность нести бомбы (1000 фунтов / 454 кг) P-40 также сделали его идеальным для использования в наземных атаках. Например, эскадрильи 75 и 76 сыграли решающую роль во время битвы при Милн-Бей, отражая японские самолеты и обеспечивая эффективную поддержку с воздуха для австралийцев. пехота, сводя на нет первоначальное преимущество японцев в легких танках и морской мощи.

Подразделения RAAF, которые больше всего использовали «Киттихауков» в юго-западной части Тихого океана, были 75, 76, 77, 78, 80, 82, 84 и 86 эскадрильи. Эти эскадрильи участвовали в боевых действиях в основном в Новой Гвинее и кампаниях на Борнео.

В конце 1945 года истребительные эскадрильи RAAF в юго-западной части Тихого океана начали переоборудование в P-51D. Однако «Киттихауки» использовались ВВС Великобритании до конца войны на Борнео. Всего RAAF приобрело 841 Kittyhawk (не считая заказанных Великобританией экземпляров, используемых в Северной Африке), в том числе 163 P-40E, 42 P-40K, 90 P-40 M и 553 P-40N. Кроме того, RAAF заказала 67 Kittyhawk для использования No. 120 (Нидерландская Ост-Индия) эскадрилья (совместное австралийско-голландское подразделение в юго-западной части Тихого океана). P-40 был списан RAAF в 1947 году.

Королевские ВВС Канады

В общей сложности 13 Королевских ВВС Канады использовали P-40 в Северо-западноевропейские или аляскинские театры.

В середине мая 1940 года канадские и американские офицеры наблюдали за сравнительными испытаниями XP-40 и Spitfire на RCAF Uplands, Оттава. Хотя считалось, что Spitfire показал лучшие результаты, он не был доступен для использования в Канаде, а P-40 был заказан для удовлетворения требований домашней ПВО. Всего восемь эскадрилий Home War Establishment были оснащены Kittyhawk: 72 Kittyhawk I, 12 Kittyhawk Ia, 15 Kittyhawk III и 35 Kittyhawk IV, всего 134 самолета. Эти самолеты были в основном перенаправлены из заказов RAF по ленд-лизу для обслуживания в Канаде. P-40 Kittyhawk были приобретены вместо 144 P-39 Airacobras, первоначально выделенных Канаде, но переданных ВВС Великобритании.

Однако до того, как какие-либо домашние подразделения получили P-40, три эскадрильи RCAF Статьи XV управляли самолетами Tomahawk с баз в Соединенном Королевстве. 403-я эскадрилья RCAF, истребительное подразделение, ненадолго использовала Tomahawk Mk II, прежде чем переоборудоваться в Spitfires. Две эскадрильи армейского сотрудничества (непосредственная авиационная поддержка): 400 и 414 эскадрилий, обученных с «Томагавками», прежде чем перейти на Mustang Mk. Я самолет и истребитель / разведчик. Из них только 400-я эскадрилья использовала «Томагавки» в оперативном порядке, проведя ряд вооруженных атак над Францией в конце 1941 года. Пилоты RCAF также летали на «Томагавках» или «Киттихауках» с другими подразделениями Британского Содружества, базирующимися в Северной Африке, Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и по крайней мере в одном случае) юго-западная часть Тихого океана.

В 1942 году Императорский флот Японии оккупировал два острова, Атту и Киска, на Алеутских островах, у берегов Аляски. Эскадрильи P-40 внутренней обороны RCAF участвовали в боях над Алеутскими островами, помогая USAAF. Вначале RCAF отправили 111-ю эскадрилью на «Киттихауке I» на базу США на острове Адак. Во время затянувшейся кампании 12 канадских киттихауков действовали поочередно с новой, более продвинутой базы на Амчитке, в 75 милях (121 км) к юго-востоку от Киска. «Разворот» у основания взяли 14 и 111 эскадры. Во время крупной атаки японских позиций в Киске 25 сентября 1942 года командир эскадрильи сбил гидросамолет Накадзима A6M2-N ("Руф"). RCAF также закупил 12 P-40K непосредственно у USAAF, находясь на Алеутских островах. После того, как японская угроза уменьшилась, эти две эскадрильи RCAF вернулись в Канаду и в конечном итоге перебрались в Англию без своих Киттихауков.

В январе 1943 года на базе Хартфорд Бридж, Англия, была сформирована еще одна часть Статьи XV, 430-я эскадрилья, которая тренировалась на устаревших Tomahawk IIA. Эскадрилья была преобразована в Mustang I до начала боевых действий в середине 1943 года.

В начале 1945 года пилоты 133-й эскадрильи RCAF, управляя P-40N из RCAF Patricia Bay, (Виктория, Британская Колумбия), перехватили и уничтожили два японских аэростата . бомбы, которые были разработаны, чтобы вызвать лесные пожары на материковой части Северной Америки. 21 февраля пилот Э. Максвелл сбил воздушный шар, который приземлился на горе Сумас в штате Вашингтон. 10 марта пилот Дж. О. Паттен уничтожил воздушный шар около острова Солтспринг, Британская Колумбия. Последний перехват произошел 20 апреля 1945 г., когда летчик-офицер П.В. Бродер из 135-й эскадрильи из Абботсфорда, Британская Колумбия сбил воздушный шар над горой Веддер.

Подразделения RCAF, которые использовали P-40, были, в порядке преобразования:

  • Статья XV эскадрильи, служащие в Великобритании под прямым командованием и контролем RAF, с самолетами, принадлежащими RAF.
  • Оперативные эскадрильи Военного ведомства (HWE) (базируются в Канаде)
    • 111-я эскадрилья (Kittyhawk I, IV, ноябрь 1941 - декабрь 1943 г. и P-40K, сентябрь 1942 - июль 1943 г.),
    • 118-я эскадрилья (Kittyhawk I, ноябрь 1941 - октябрь 1943 г.),
    • 14-я эскадрилья (Kittyhawk I, январь 1942 - сентябрь 1943),
    • (Kittyhawk IA III, апрель 1942 - сентябрь 1944),
    • (Kittyhawk I, май 1942 - Октябрь 1942 г.),
    • (Kittyhawk I III, октябрь 1943 - март 1944 г.),
    • (Kittyhawk I, март 1944 г. - июль 1945 г.) и
    • (Kittyhawk IV, Май 1944 - сентябрь 1945).

Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии

F / O Джефф Фискен перед своим P-40, Wairarapa Wildcat (NZ3072 / 19).

Некоторые Пилоты Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) и новозеландцы в других ВВС летали на британских P-40, служа в эскадрильях DAF в Северной Африке и Италии, включая ас.

В общей сложности 301 самолет P-40 был передан RNZAF по ленд-лизу для использования в Тихоокеанском театре военных действий, хотя четыре из них были потеряны в пути. На самолете были экипированы 14-я эскадрилья, 15-я эскадрилья, 16-я эскадрилья, 17-я эскадрилья, 18-я эскадрилья, 19-я эскадрилья и 20-я эскадрилья.

Эскадрильи P-40 RNZAF успешно вели воздушные бои против японцев с 1942 по 1944 год. Их пилоты одержали 100 воздушных побед на P-40, потеряв 20 самолетов в бою. Джефф Фискен, самый результативный ас Британского Содружества на Тихом океане, летал на P-40 в составе 15-й эскадрильи, хотя половина его побед была заявлена ​​на Brewster Buffalo.

Подавляющее большинство RNZAF P -40 побед было одержано против японских бойцов, в основном против Zeroes. Среди других побед - пикирующие бомбардировщики Aichi D3A "Вал". Единственное подтвержденное заявление о двухмоторных двигателях, Ki-21 «Салли» (ошибочно идентифицированное как G4M «Бетти»), выпало на Фискен в июле 1943 года.

С позднего времени В 1943 и 1944 годах RNZAF P-40 все чаще использовались против наземных целей, включая новаторское использование морских глубинных бомб в качестве самодельных бомб большой мощности. Последние передовые P-40 RNZAF были заменены на Vought F4U Corsairs в 1944 году. P-40 были переведены для использования в качестве продвинутых пилотных тренажеров.

Остальные P-40 RNZAF, за исключением 20 сбитых и 154 списанных, в основном списаны на Рукухия в 1948 году.

Советский Союз

Сборка томагавков для России, где-то в Иране, 1943 год

Советский Союз Военно-Воздушные Силы (ВВС; «Военно-воздушные силы») и Морская авиация (МА; «Военно-морская авиационная служба») также именовались P-40 как «Томагавки» и «Киттихауки». ". Фактически, Curtiss P-40 Tomahawk / Kittyhawk был первым истребителем союзников, поставленным в СССР по соглашению по ленд-лизу. В период с 1941 по 1944 год СССР получил 247 P-40B / C (эквивалент Tomahawk IIA / B на вооружении RAF) и 2178 P-40E, -K, -L и -N моделей. Tomahawk поставлялись из Великобритании и других стран. прямо из США, многие из них прибывают неполными, без пулеметов и даже нижней половины капота двигателя. В конце сентября 1941 года в СССР были собраны и проверены первые 48 Р-40. Испытательные полеты выявили производственные дефекты: неоднократно выходили из строя шестерни генератора, маслонасоса и валы генератора, что приводило к аварийным посадкам. В протоколе испытаний указывалось, что «Томагавк» уступал советским серийным истребителям «М-105П по скорости и скороподъемности. Однако он обладал хорошими полевыми характеристиками на короткой дистанции, горизонтальной маневренностью, дальностью и выносливостью». Тем не менее «Томагавки» и «Киттихауки» использовались против немцев. 126-й ИАП, сражавшийся на Западном и Калининском фронтах, первым получил Р-40. Полк вступил в бой 12 октября 1941 года. К 15 ноября 1941 года этим подразделением было сбито 17 немецких самолетов. Однако лейтенант Смирнов отметил, что вооружения Р-40 было достаточно для обстрела вражеских рубежей, но малоэффективно в воздушном бою. Другой пилот, С.Г. Ридный (Герой Советского Союза ), заметил, что ему пришлось сбить половину боеприпасов на 50–100 метров (165–340 футов), чтобы сбить вражеский самолет.

Hawk 81A -3 / Tomahawk IIb AK255, находящийся в Национальном музее морской авиации США, изображен в цветах «Летающих тигров», но фактически никогда не служил с ними; он начал свою деятельность в Королевских ВВС, а затем был передан Советскому Союзу.

В январе 1942 года было совершено 198 самолето-вылетов (334 летных часа) и проведено 11 воздушных боев, в которых пять Bf 109, один Ju 88, и один He 111 были сбиты. Эти статистические данные открывают удивительный факт: оказывается, что «Томагавк» вполне способен вести успешный воздушный бой с Bf 109. Сообщения летчиков об обстоятельствах боев подтверждают этот факт. 18 января 1942 г. лейтенанты С. В. Левин и И. П. Левша (в паре) вели бой с семью Bf 109 и без потерь сбили два из них. 22 января группа из трех самолетов под командованием лейтенанта Э. Э. Лозова поразила 13 самолетов противника и сбила два Bf 109E, снова без потерь. Всего в январе было потеряно два «Томагавка»; один был сбит немецкой зенитной артиллерией, а другой проиграл «Мессершмиттам».

Советы значительно разобрали свои P-40 для боя, во многих случаях полностью сняв крылатые орудия на P-40B / C, например. В отчетах советских ВВС говорится, что им понравились дальность полета и запас топлива P-40, которые превосходили большинство советских истребителей, хотя они по-прежнему предпочитали P-39. Советский летчик Николай Григорьевич Голодников вспоминал: «Кабина была огромной и высокой. Поначалу было неприятно сидеть в стекле по пояс, так как край фюзеляжа был почти на уровне талии. Но пуленепробиваемые стекла и бронированное сиденье. были сильными, и видимость была хорошей. Радио также было хорошим. Оно было мощным, надежным, но только на HF (высокой частоте). В американских радиостанциях не было ручных микрофонов, но были горловые микрофоны. Это были хорошие горловые микрофоны: маленькие, легкие и удобно ". Самой большой жалобой некоторых советских летчиков была плохая скороподъемность и проблемы с техническим обслуживанием, особенно с перегоранием двигателей. Пилоты ВВС обычно управляли P-40 в боевых настройках аварийного питания во время боя, что приближало характеристики разгона и скорости к показателям их немецких соперников, но могло сжечь двигатели в течение нескольких недель. Покрышки и аккумуляторы тоже вышли из строя. Жидкость в радиаторах двигателя часто замерзает, растрескивая их сердечники, что делало двигатель Allison непригодным для эксплуатации в суровых зимних условиях. Зимой 1941 года в 126-м ИАП (истребительный авиационный полк) 38 раз треснули радиаторы. Часто целые полки сводились к одному летающему самолету из-за отсутствия запасных частей. У них также были трудности с более строгими требованиями к качеству топлива и масла двигателей Allison. Изрядное количество сгоревших Р-40 было переоборудовано с советскими двигателями Климов М-105, но они работали относительно плохо и использовались в тылу.

Фактически, Р-40 практически до конца 1943 года могли поражать все «мессершмитты» на равных. Если учесть все характеристики P-40, то «Томагавк» был равен Bf 109F, а «Kittyhawk» был немного лучше. Его скорость, маневр в вертикальном и горизонтальном направлениях были хорошими и полностью соответствовали самолетам противника. Ускорение было немного низким, но когда к двигателю привыкли, все было нормально. Мы считали Р-40 достойным истребителем.

Н. Г. Голодников,. 2-й гвардейский истребительный авиаполк (ГИАП),. Северный авиационный флот (ВВС СФ)

Р-40 чаще всего использовался в советских руках на передовой в 1942 и начале 1943 годов. Паромный путь Аляска-Сибирь АЛСИБ начался в октябре 1942 года. Он использовался на северных участках и сыграл значительную роль в обороне Ленинграда. Наиболее численно важными типами были P-40B / C, P-40E и P-40K / M. К тому времени, когда стали доступны более совершенные типы P-40F и N, производство улучшенных советских истребителей значительно увеличилось, так что P-40 были заменены в большинстве частей советских ВВС на Лавочкин Ла-5 и различные позже типы Яковлева. Весной 1943 года лейтенант Д.И. Коваль из 45-го ИАП получил статус эса на Северо-Кавказском фронте, сбив шесть немецких самолетов, летевших на Р-40. Некоторые советские эскадрильи Р-40 имели хорошие боевые показатели. Некоторые советские пилоты стали козырями на P-40, хотя и не так много, как на P-39 Airacobra, самом массовом истребителе по ленд-лизу, используемому Советским Союзом. Однако советское командование считало, что Kittyhawk значительно превзошел «Ураган», хотя он был «не в той же лиге, что и Як-1 ".

Япония

Японская армия захватила несколько P-40 и позже эксплуатировались в Бирме. У японцев, по-видимому, было целых 10 летающих P-40E. В течение короткого периода в 1943 году некоторые из них фактически использовались в боевых условиях двумя Hiko. Чутай, 50 Хико Сентай (2-я авиационная эскадрилья 50-го авиационного полка) на защите Рангуна. Свидетельство об этом дает член 64-й Хико Сентаи. В своих мемуарах он говорит, что один японец: управляемый P-40 был сбит по ошибке дружественным Mitsubishi Ki-21 "Салли" над Рангуном.

Другие страны

P-40 Warhawk на Кампо-дос-Афонсос.

P-40 использовался более чем двумя десятками стран во время и после войны. P-40 использовался Бразилией, Египтом, Финляндией и Турция. Последние P-40 на военной службе, используемые Бразилия ian Air Force (FAB) были выведены из строя в 1954 году.

В воздушной войне над Финляндией несколько советских P-40 были сбиты или вынуждены были совершить аварийную посадку по другим причинам. Финны, не имея хороших самолетов, собрали их и сумели отремонтировать один Р-40М, Р-40М-10-CU 43-5925, белый 23, получивший финских ВВС серийный номер KH-51 ( KH, обозначающий "Киттихаук", поскольку британское обозначение этого типа было Киттихаук III). Этот самолет был прикреплен к оперативной эскадрилье HLeLv 32 финских ВВС, но из-за отсутствия запасных частей он оставался на земле, за исключением нескольких оценочных полетов.

Несколько P-40N использовались Королевскими военно-воздушными силами Нидерландской Ост-Индии с номером . 120 (Нидерландская Ост-Индия) эскадрилья RAAF против японцев перед использованием во время боев в Индонезии до февраля 1949 года.

Варианты и этапы разработки
ВВС США Curtiss P- 40К-10-ТУ, заводской номер 42-9985, г. 1943.
XP-40
Оригинальный Curtiss XP-40, заказанный в июле 1937 года, был преобразован из 10-го P-36A путем замены радиального двигателя новым двигателем Allison V-1710-19. Первый полет он совершил в октябре 1938 года.

Этот новый истребитель с двигателем жидкостного охлаждения имел радиатор, установленный под задней частью фюзеляжа, но прототип XP-40 был позже модифицирован, и радиатор был перемещен вперед под двигатель.

P-40
P-40 (Curtiss Model 81A-1) был первым серийным вариантом, построено 199 штук.
P-40A
One P- 40 был изменен с установкой камеры в хвостовой части фюзеляжа и переименован в P-40A.
  • Вскоре последовали доработанные версии P-40: P-40B или Tomahawk IIA имел дополнительные пулеметы калибра.30 дюймов (7,62 мм) США или .303 дюйма, (7,7 мм) в крыльях и частично защищенную топливную систему; В P-40C или Tomahawk IIB были добавлены нижний бачок и скобы для бомб, самоуплотняющиеся топливные баки и другие незначительные изменения, но дополнительный вес отрицательно сказался на характеристиках самолета. (Все версии P-40 имели относительно низкую удельную мощность по сравнению с современными истребителями.)
  • Лишь небольшое количество P-40D или Kittyhawk Mk I было выпущено менее 50. С новым, более крупным двигателем Allison, немного более узким фюзеляжем, измененной конструкцией фонаря и улучшенной кабиной, P-40D устранил установленный в носу.50 дюйм ( 12,7 мм) и вместо этого имел по паре 12,7-мм орудий в каждом крыле. Характерный воздухозаборник на подбородке стал больше, чтобы он мог адекватно охлаждать большой двигатель Allison.
  • Ретроспективное обозначение одного прототипа. P-40A был самолетом с одиночной камерой.
  • P-40E или P-40E-1 был похож в большинстве уважает P-40D, за исключением чуть более мощного двигателя и дополнительной пушки калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) в каждом крыле, в результате чего их общее количество составляет шесть. Некоторые самолеты также имели небольшие подкрыльевые скобы для бомбы. Поставляется в ВВС Содружества как Kittyhawk Mk IA . P-40E был вариантом, который выдержал основную тяжесть боя воздух-воздух в ключевой период с начала до середины 1942 года, например, с первыми американскими эскадрильями, которые заменили AVG в Китае (AVG уже переходил к этому типу от P-40B / C), тип, используемый австралийцами в заливе Милн, эскадрильями Новой Зеландии во время большей части их боевых действий воздух-воздух, а также ВВС Великобритании / Содружества в Северной Африке как Kittyhawk ИА.
P-40F G-CGZP из коллекции истребителей с двигателем Merlin 500. Около Мур Филд, Техас. Головной корабль в составе P-40 готовится к «атаке» во время тренировочного полета в Высшей летной школе ВВС США. Отобранные авиационные кадеты прошли переходную подготовку на этих истребителях, прежде чем получить пилотское крыло в 1943 году.
  • P-40F и P-40L, оба из которых были оснащены Packard V-1650 Merlin вместо обычного двигателя Allison, и, следовательно, не имел совка карбюратора на носу. Характеристики этих моделей на больших высотах были лучше, чем у их собратьев с двигателями Allison. L в некоторых случаях также имел галтели перед вертикальным стабилизатором или растянутый фюзеляж для компенсации более высокого крутящего момента. P-40L иногда прозвали "Gypsy Rose Lee " в честь знаменитого стриптизерши той эпохи из-за его упрощенного состояния. Поставленные ВВС Содружества под обозначением Kittyhawk Mk II, всего 330 Mk II были поставлены ВВС Великобритании по ленд-лизу. Первые 230 самолетов иногда называют Kittyhawk Mk IIA . P-40F / L широко использовался истребительными группами США, действующими на Средиземном море.
  • P-40G : 43 самолета P-40 с крыльями Tomahawk Mk IIA. Всего в Советский Союз было поставлено 16 самолетов, остальные - ВВС США. Позже он был переименован в RP-40G .
  • P-40K, P-40L с двигателем Allison, с сохраненным носовым ковшом и ковшом носовых радиаторов в конфигурации Allison, закрылками капота и вертикальным стабилизатором. - к фюзеляжу. Поставляемый в ВВС Содружества как Kittyhawk Mk III, он широко использовался американскими подразделениями в CBI.
  • P-40M, версия, в целом аналогичная P-40K, с удлиненный фюзеляж, как у P-40L, и двигатель Allison V-1710-81, обеспечивающий лучшие характеристики на высоте (по сравнению с предыдущими версиями Allison). У него были некоторые улучшения в деталях, и он отличался двумя небольшими воздухозаборниками непосредственно перед выхлопными трубами. Большинство из них было поставлено в союзные страны (в основном в Великобританию и СССР), а некоторые остались в США для повышения квалификации. Он также поставлялся в ВВС Содружества как Kittyhawk Mk. III .
  • П-40Н (выпуск 1943–44), последняя серийная модель. P-40N отличался удлиненной задней частью фюзеляжа для противодействия крутящему моменту более мощного двигателя Allison, выпущенного в конце войны, а задняя часть кабины за пилотом была срезана под умеренным наклоном для улучшения обзора сзади. Также была проделана большая работа по устранению лишнего веса, чтобы улучшить скорость набора высоты Warhawk. Из первых серийных блоков N сбрасывалось по 12,7 мм орудия с каждого крыла, в результате чего общее количество снова достигло четырех; более поздние производственные блоки были повторно введены в эксплуатацию после жалоб от подразделений на местах. Поставляется в ВВС Содружества как Kittyhawk Mk IV . В общей сложности 553 P-40N были приобретены Королевскими военно-воздушными силами Австралии, что сделало его наиболее часто используемым в RAAF вариантом. Варианты P-40N широко варьировались по специализации от урезанных четырех орудийных «горячих стержней», которые могли развивать максимальную максимальную скорость среди всех серийных вариантов P-40 (до 380 миль в час), до тяжелых типов со всеми дополнительными функциями. предназначен для бомбардировок истребителями или даже для тренировочных задач. 15-тысячный P-40 был моделью N, украшенной маркировкой 28 стран, которые использовали любую из различных авиационных продуктов Curtiss-Wright, а не только P-40. «Эта эффектная маркировка породила ошибочное мнение, что серия P-40 использовалась всеми 28 странами». Поскольку к 1944 году P-40N использовался в основном в качестве штурмовика в Европе, пилоты прозвали его B-40 . Выжившие переименованы в ZF-40N в июне 1948 года.
Curtiss P-40N Warhawk «Маленькая Жанна» в полете.
  • P-40P : Обозначение 1500 самолетов, заказанных с двигателями V-1650-1, но на самом деле построен как P-40N с двигателями V-1710-81.
  • XP-40Q : три P-40N, модифицированных с 4-лопастным винтом, урезанной задней частью фюзеляжа и куполом, четыре орудия, прямоугольные законцовки крыла и хвостовое оперение, а также улучшенный двигатель с двухскоростным нагнетателем. Даже с этими изменениями его характеристики были недостаточными для улучшения, чтобы заслужить производство по сравнению с современными поздними моделями P-47D и P-51D, которые сходят с производственных линий. Однако XP-40Q был самым быстрым из серии P-40 с максимальной скоростью 422 миль в час (679 км / ч) в результате внедрения высотного нагнетателя. (Ни одна модель P-40 с односкоростным нагнетателем не могла даже приблизиться к 400 миль в час (640 км / ч))
  • P-40R : обозначение самолетов P-40F и P-40L, преобразованных в учебно-тренировочные самолеты. в 1944 году.
  • RP-40 : Некоторые американские P-40 были переоборудованы в самолеты-разведчики.
  • TP-40 : Некоторые P-40 были переоборудованы в двухместные учебно-тренировочные.
  • Twin P-40 : Существует единственная фотография P-40 с двумя двигателями Merlin, установленными на крыльях, над основным шасси.
Выжившие

11 мая 2012 г. Разбитый P-40 Kittyhawk (ET574) был обнаружен в пустыне Сахара. На сегодняшний день никаких следов пилота не обнаружено. Из-за крайне засушливых условий коррозия металлических поверхностей была незначительной. Условия, в которых он был обнаружен, аналогичны условиям, предпочтительным для кладбища самолетов. Была предпринята попытка вернуть Kittyhawk в Великобританию с помощью Музея RAF, заплатившего спасательной команде Supermarine Spitfire PK664, чтобы вернуть Kittyhawk. Это оказалось безуспешным, поскольку Kittyhawk теперь выставлен на улице в военном музее в Эль-Аламейне, получив переделку, которую многие считают «отвратительной», а PK664 объявлен потерянным.

Из 13738 построенных P-40 только 28 остаются годными к полетам, причем три из них переоборудованы в конфигурацию с двойным управлением / двойным сиденьем. Примерно 13 самолетов находятся на статической экспозиции, а еще 36 планеров находятся на восстановлении для демонстрации или полета.

Известные пилоты P-40
Джеки Кокран в кабине истребителя P-40. Она была главой женщин-пилотов ВВС (WASP). P-40N 44-7369.
  • Ники Барр : ас RAAF (11 побед); также член австралийской национальной команды по регби.
  • Грегори Бойингтон : AVG / Корпус морской пехоты США; позже командовал USMC VMF-214, «эскадрилья Black Sheep».)
  • Клайв Колдуэлл : RAAF, пилот P-40, набравший наибольшее количество очков среди всех военно-воздушных сил (22 победы); лучший пилот союзников в Северной Африке; Самый результативный ас Австралии во Второй мировой войне (28,5 побед).
  • Леви Р. Чейз : USAAF; ведущий американский самолет P-40 на Средиземноморском театре военных действий, с 10 заявками; Командир 60-й истребительной эскадрильи 33-й истребительной группы; retired with the rank of Major General.
  • Claire Chennault : commander, 1st American Volunteer Group (AVG; better known as the "Flying Tigers"), Chinese Air Force.
  • Daniel H. David: USAAF; later famous as the comedian and actor Dan Rowan ; scored two victories and was wounded, while flying P-40s in the South West Pacific.
  • Billy Drake : RAF, the leading British P-40 ace, with 13 victories.
  • Neville Duke : RAF Leading Allied ace in the Mediterranean theater with 27 victories (including eight in P-40); post-war a test pilot and holder of the world air speed record.
  • James Francis Edwards : RCAF, 15.75 victories (12 on the P-40); also wrote two books about British Commonwealth Kittyhawk pilots.
  • Geoff Fisken : RNZAF, the highest scoring British Commonwealth ace in the Pacific theater (11 victories), including five victories in Kittyhawks.
  • Jack Frost : SAAF, the highest scoring air ace in a South African unit, with 15 victories (seven on the P-40); missing in action since 16 June 1942.
  • Herschel "Herky" Green : USAAF; 18 victory claims (including three in P-40s) while flying for the 325th Fighter Group in North Africa and Italy.
  • John Gorton : RAAF; Prime Minister of Australia, 1968–1971. Gorton survived a near-fatal crash in a Hurricane IIb at Singapore in 1942; later flew Kittyhawks with No. 77 Squadron in New Guinea and became an instructor on the type.
  • : USAAF; equal top-scoring US P-40 pilot (13 victory claims), all over China with the 75th FS (23rd FG), 1942–1943; killed in action.
  • David Lee "Tex" Hill : AVG/USAAF, 2nd Squadron AVG and 23rd FG USAAF, 12¼ P-40 victories (18¼ total).
  • Bruce K. Holloway : AVG/USAAF, equal top-scoring US P-40 pilot (13 victories); later commander of USAF Strategic Air Command and retired with the rank of General (four star).
  • James H. Howard : AVG/USAAF, six victories in P-40s; later, the only fighter pilot to receive the Medal of Honor for service over Europe, while flying a P-51; retired with the rank of Brigadier-General in 1966.
  • : VVS; the highest-scoring Soviet P-40 ace; credited with 22 victories while flying Hurricanes, P-40s and P-39s; twice awarded Hero of the Soviet Union (GSS); also awarded the British OBE.
  • Pyotr Pokryshev : (Pyotr Afanasyevich Pokryshev) AV-MF (Soviet Naval); twice awarded GSS; 11 victory claims (out of a total of 22) made while flying P-40s, as commander of 154th IAP.
  • Boris Safonov : AV-MF (Soviet Naval Aviation); Soviet quadruple (25 victory) ace and twice awarded GSS; shot down three Ju-88 bombers in one engagement while flying a P-40E, over the Baltic.
  • Robert Lee Scott, Jr. : USAAF, commander of the 23rd FG, China; more than 10 victories in P-40s.
  • Kenneth M. Taylor : USAAF; one of only two US pilots to get airborne (in a P-40) during the attack on Pearl Harbor (7 December 1941), during which he shot down two aircraft and was wounded in the arm.
  • Keith Truscott : RAAF; pre-war star of Australian football ; became an ace flying Spitfires in the UK during 1941, before flying Kittyhawks over New Guinea and Australia; commanded 76 Sqn RAAF at the Battle of Milne Bay (1942); killed in an accident while flying a P-40 (1943).
  • Clinton D. "Casey" Vincent : USAAF; six victory claims while flying P-40s over China.
  • John Waddy : RAAF; 12½ victory claims while flying P-40s over North Africa.
  • Boyd Wagner : USAAF; while flying P-40s, Wagner became the first USAAF ace of the war, during the Philippines campaign (1941–1942).
  • Len Waters : RAAF, the only Aboriginal Australian fighter pilot of World War II.
  • George Welch : USAAF; one of only two US fighter pilots to get airborne during the first attack on Pearl Harbor, in a P-40; Welch claimed three Japanese aircraft that day.
Operators
The only Finnish Warhawk in 1944. This aircraft was a former Soviet P-40M (known as Silver 23). A Soviet P-40B Warhawk in 1942.
Australia
Brazil
Canada
China
Egypt
Финляндия
Франция
Индонезия
Японская империя
Нидерланды
Новая Зеландия
Королевские ВВС Новой Зеландии
Польша
Южная Африка
Советский Союз
Турция
Соединенное Королевство
США
Малайзия
Технические характеристики (P-40E)

Данные Curtiss Aircraft 1907–1947 гг., Сто тысяч Америки: истребитель производства США самолет времен Второй мировой войны

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 31 фут 8,5 дюйма (9,665 м)
  • Размах крыла: 37 футов 3,5 дюйма (11,367 м)
  • Высота: 10 футов 8 дюймов (3,25 м)
  • Площадь крыла: 236 квадратных футов (21,9 м)
  • Профиль : корень: NACA2215 ; наконечник: NACA2209
  • Масса пустого: 5,922 фунта (2686 кг)
  • Масса брутто: 8,515 фунтов (3,862 кг)
  • Силовая установка: 1 × Allison V-1710-39 Поршневой двигатель V-12 с жидкостным охлаждением, 1240 л.с. (920 кВт)
  • Винты: 3-лопастные Curtiss-Wright электрический винт постоянной скорости

Производительность

  • Максимальная скорость: 334 миль в час (538 км / ч, 290 узлов) на высоте 15 000 футов (4600 м)
  • Крейсерская скорость: 308 миль в час (496 км / ч, 268 узлов)
  • Диапазон: 716 миль (1152 км, 622 нм) при мощности 70%
  • Практический потолок: 29100 футов (8900 м)
  • Время до высоты: 15000 футов (4600 м)) за 6 минут 15 секунд
  • Нагрузка на крыло: 35,1 фунт / кв. фут (171 кг / м)
  • Мощность / масса : 0,14 л.с. / фунт (0,23 кВт / кг)

Вооружение .

  • Пушки: 6 × 0,50 дюйма (12,70 мм) пулеметы M2 Browning с 235 патронами на ствол в крыльях
  • Бомбы: от 250 до 1000 фунтов ( От 110 до 450 кг) бомб общим весом 2000 фунтов (910 кг) на трех узлах подвески (одна под фюзеляжем и две под крылом)
Заметные появления в СМИ
См. Также
  • Авиационный портал

Родственная разработка

Самолет сопоставимого назначения, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания
Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Curtiss P-40.
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:56:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте