Пяр Лагерквист | |
---|---|
Лагерквист в 1951 году | |
Родился | ( 1891-05-23)23 мая 1891 г., Векшё, Швеция |
Умер | 11 июля 1974 г. (1974-07-11)(83 года) Стокгольм, Швеция |
Занятие | поэт, драматург, прозаик, публицист, новеллист |
Национальность | Шведский |
Известные награды | Нобелевская премия по литературе 1951 г. |
Пар Фабиан Лагерквист (23 мая 1891 - 11 июля 1974) был шведским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе в 1951 году.
Лагерквист писал стихи, пьесы, романы, рассказы и эссе, обладающие значительной выразительной силой и влиянием в период с 20 до 70 лет. Одной из его центральных тем был фундаментальный вопрос о добре и зле, который он исследовал через таких деятелей, как Варавва, человек, который был освобожден вместо Иисуса, и Артаксеркс, странствующий еврей. Как моралист, он использовал религиозные мотивы и образы христианской традиции, не следуя доктринам церкви.
Лагерквист родился в Векшё ( Смоланд ). Он получил традиционное религиозное образование - позже он скажет с небольшим преувеличением, что ему «посчастливилось вырасти в доме, где единственными известными книгами были Библия и Книга гимнов». В подростковом возрасте он оторвался от христианских верований, но, в отличие от многих других писателей и мыслителей его поколения, он не стал яростно критиковать религиозные убеждения как таковые. Хотя большую часть своей жизни он был политически социалистом, он никогда не верил в то, что «религия - это опиум для народа». Большая часть его сочинений основана на пожизненном интересе к человеку, его символам и богам, а также к положению Человека (как индивидуума, так и человечества) в мире, где Божество больше не присутствует, больше не говорит.
В ранние годы Лагерквист поддерживал модернистские и эстетически радикальные взгляды, о чем свидетельствуют его манифест Ordkonst och bildkonst ( Word Art and Picture Art, 1913) и пьеса Den Svåra Stunden («Трудный час»).
Одно из самых ранних произведений автора - « Ангест» (« Страдания», 1916) - сборник стихотворений о жестокости и разочаровании. Его страдания были вызваны страхом смерти, мировой войны и личного кризиса. Он попытался изучить, как человек может найти значимую жизнь в мире, где война может убить миллионы по очень незначительной причине. «Тоска, боль - мое наследие / рана в горле / крик моего сердца в этом мире». («Страдания», 1916.) «Любовь - это ничто. Страдания - это все / страдания жизни». («Любовь - ничто», 1916.) Этот пессимизм, однако, постепенно исчез, о чем свидетельствуют его последующие работы: Det eviga leendet ( Вечная улыбка, 1920), автобиографический роман Gäst hos verkligheten ( Гость реальности, 1925) и прозаический монолог Det besegrade livet ( Побежденная жизнь, 1927), в котором преобладает вера в человека. Начиная с «Вечной улыбки», его стиль в значительной степени отказался от экспрессионистского пафоса и резких эффектов его ранних работ, и было сильное стремление к простоте, классической точности и чистоте изложения, иногда кажущееся близким к наивизму. Однако содержание никогда не было по-настоящему наивным. Шведский критик заметил, что «Лагерквист и Иоанн Богослов - два мастера в выражении глубоких вещей с очень ограниченным выбором слов».
Спустя десять лет после Ангеста Лагерквист женился во второй раз, союз, который должен был обеспечить безопасность в его жизни до смерти его жены сорок лет спустя. В это время появился Hjärtats sånger (« Песни сердца») (1926), свидетельствующий о его гордости и любви к своей супруге. Этот сборник гораздо менее отчаянный по своему тону, чем Ангест, и сделал его одним из выдающихся шведских поэтов своего поколения.
Его прозаическая новелла Бёдельн («Палач», 1933), позже адаптированная для сцены ( Палач, 1933; пьеса, 1934), показывает его растущую озабоченность тоталитаризмом и жестокостью, которые начали охватывать Европу в годы, предшествовавшие Всемирной истории. Вторая война. Нацизм был одной из главных целей работы, и Der Stürmer ответил очень пренебрежительной рецензией. Критика фашизма присутствует и в пьесе « Mannen utan själ» ( «Человек без души», 1936).
Роман Лагерквиста 1944 года « Двэрген» ( «Гном» ), исследующий ироничный рассказ о зле, был первым, кто привлек к нему положительное международное внимание за пределами стран Северной Европы. За этой работой в 1949 году последовала необычная лирическая пьеса « Låt människan leva» (« Да здравствует человек»).
«Варавва» (1950), который сразу же был провозглашен литературным шедевром (среди прочего,лауреатом Нобелевской премии Андре Жидом ), вероятно, самая известная работа Лагерквиста. Роман основан на библейском рассказе. Иисус из Назарета был приговорен к смерти римскими властями непосредственно перед еврейской Пасхой, когда римляне обычно освобождали кого-то, осужденного за преступление, караемое смертной казнью. Когда римский прокуратор Понтий Пилат предлагает освободить Иисуса или Варавву (осужденного вора и убийцу), иерусалимская толпа требует освободить Варавву, который позже наблюдает за Иисусом, несущим крест на Голгофу, становится свидетелем распятия, а затем проводит остаток своей жизни пытался понять, почему он был избран жить, а не Иисус. Фильм на основе романа был снят в 1961 году, с Энтони Куинн играет главную роль.
Лагерквист умер в Стокгольме в 1974 году в возрасте 83 лет, его жена умерла в 1967 году.
Проза и поэзия
Театр