Сергей Прокофьев написал увертюру на еврейские темы, соч. 34 года в 1919 году, когда он был в США. Он написан для редкого сочетания кларнета, струнного квартета и фортепиано. Спустя пятнадцать лет композитор подготовил версию для камерного оркестра «Op. 34 бис »или соч. 34а, сохранив отдельную партию для фортепиано, но с сольной виолончелью столько же, сколько соло-кларнетом.
До недавнего времени более известной была версия для камерного оркестра, которую легко программировали оркестры, в то время как исходная версия (для шести инструментов) требует нестандартного планирования со стороны струнного квартета. Но две записи привлекли внимание к оригинальному: Michel Portal кларнет, Parrenin квартет, Мишель Берофф фортепиано (1974); и кларнет Гиоры Фейдман, Джульярдский струнный квартет, фортепиано Ефима Бронфмана (1994).
Прокофьев прибыл в Нью-Йорк в сентябре 1918 года. В начале 1919 года он получил заказ от русского секстета под названием « Ансамбль Зимро», который только что прибыл в Америку с Дальнего Востока в кругосветное путешествие, спонсируемое Российской сионистской организацией. Участники играли на инструментах в этом произведении, и их возглавлял кларнетист Симеон Беллисон, который учился в Москве и был главным кларнетистом Мариинского театра с 1915 года (Беллисон вскоре стал главным кларнетом с Симфоническим оркестром Нью-Йоркской филармонии.. ) Они передали Прокофьеву записную книжку еврейских народных песен, хотя мелодии, выбранные Прокофьевым, никогда не были связаны с какими-либо достоверными источниками. Было высказано предположение, что Беллисон сам сочинил их в еврейском стиле ( Nice 2003, 161). Другими участниками ансамбля были Яков Местечкин, первая скрипка, Г. Бесроды, вторая скрипка, К. Молдаван, альт, Иосиф Чернявский, виолончель, и Лев Бердичевский, фортепиано ( Левин 2006, 77), хотя в одном источнике упоминается второй скрипач. как Майкл Розенкер, которому в то время было 19 лет ( Heiles 2007, 286).
Премьера состоялась 2 февраля 1920 года в Богемном клубе Нью-Йорка с Прокофьевым в качестве приглашенного пианиста. До своего расформирования в 1922 году ансамбль Zimro Ensemble как минимум дважды выступал с ним в Карнеги-холле - со своим пианистом Бердичевским в 1921 году и, возможно, с приглашенной пианисткой Ларой Чернявской в декабре 1920 года ( Levin 2006, 84). Прокофьев считал произведение задуманным по существу для секстета и долго сопротивлялся предложениям его аранжировки для других сил. В сентябре 1930 года он заметил: «Я не понимаю, какие тупые люди могли счесть необходимым его реорганизовать», но, тем не менее, его убедили сделать версию для камерного оркестра в 1934 году, опубликованную как Op. 34а ( Прокофьев 1998, 168). Оркестрованная версия исполняется реже, потому что ей не хватает приземленности и сверхъестественного тембрального баланса оригинала ( Keller 2011, 367).
Прокофьев не очень высоко оценил работу. Когда шотландский критик Эндрю Фрейзер опубликовал в 1929 году статью, в которой Увертюра описывалась как «красивая и трогательная работа», композитор в ответ написал: «Техника у нее обычная, форма плохая (4 + 4 + 4 + 4). ". Когда его друг Николай Мясковский похвалил вторую тему, Прокофьев возразил, ссылаясь на код произведения, «с музыкальной точки зрения, единственная стоящая часть, пожалуйста, это последняя часть, и это, я думаю, вероятно результат моей сладости и диатонизма »( Nice 2003, 163).
Его структура повторяет форму довольно обычной сонатной формы. Это тональность до минор. Кларнет и виолончель является видными, представляя первую и вторую тему соответственно. Однако все инструменты хорошо сбалансированы, и каждый инструмент играет обе темы, часто в имитации. Пианист Зимро, Лев Бердичевский, был выпускником Петроградской и Берлинской консерваторий ( Левин 2006, 77).
Первая тема, Un poco allegro, имеет нервный и праздничный ритм, безошибочно напоминающий клезмерскую музыку за счет чередования низких и высоких регистров и использования «шпилечной» динамики. Вторая тема, Pi mosso, представляет собой ностальгическую кантабильную тему, введенную в виолончель, а затем переданную на первую скрипку ( Nice 2003, 161).