Надглазурное декорирование, надглазурная эмаль или декорирование на глазури - это метод декорирования керамики, чаще всего фарфора, при котором цветное украшение наносится поверх уже обожженной и глазурованной поверхности, а затем закрепляется во втором обжиге при относительно низкой температуре. часто в муфельной печи. Его часто называют производством «эмалированного» декора. Цвета сливаются с глазурью, поэтому украшение становится прочным. Этот декоративный обжиг обычно проводится при более низкой температуре, что позволяет получить более разнообразную и четкую палитру цветов с использованием пигментов, которые не будут правильно окрашиваться при высокой температуре, необходимой для обжига фарфорового тела. Исторически сложилось так, что относительно узкий диапазон цветов мог быть достигнут с помощью подглазурного декора, когда цветной рисунок наносился перед глазированием, особенно кобальтово- синий для синего и белого фарфора.
Многие исторические стили, например mina'i посуды, Имари посуды, китайский doucai и wucai, сочетают в себе два вида отделки. В таких случаях за первым обжигом корпуса, подглазурного декора и глазури следует второй обжиг после нанесения надглазурных эмалей.
В этой технике в основном используется порошковое стекло, смешанное с цветными пигментами, и это нанесение стекловидной эмали на керамику; эмалированное стекло очень похоже только на стекло. Обе эти последние две техники по сути являются живописными, и таковыми с самого начала. Напротив, окраска металла эмалью появилась очень поздно, намного позже таких методов, как перегородчатая перегородка, когда тонкая проволока применяется для образования приподнятых барьеров, которые содержат участки (впоследствии нанесенной) эмали, и выемчатая, когда металлическая поверхность погружается, чтобы сформировать участки, где наливается эмаль.
В китайском фарфоре эмали наносили и иногда наносят на неглазурованные изделия; это называется «эмаль на бисквите » и тому подобное.
Эмаль использовалась в ювелирных изделиях, наносилась на металл с самого начала - примеры есть в гробнице Тутанхамона ок. 1325 г. до н.э. Эмаль использовалась для украшения стекла еще во времена Римской империи. Применительно к керамике, он впервые встречается в персидской посуде минаи конца XII века с использованием группы из семи основных цветов. Предположительно, гончары переняли эту технику у стеклодувов.
Чуть позже он появился в китайской керамике в керамике Цичжоу еще в 13 веке, а затем в фарфоре использовался в течение столетия, хотя он не стал преобладающим до более позднего времени, а все возможности были реализованы только в 17 и 18 веках. Famille Жон, Нуар, розы, верте группы палитр. В некоторых техниках используется тонкий металлический лист, в том числе изделия из минаи, а также более обычные пигменты, которые обычно наносятся в жидкой или пастообразной форме, окрашиваются кистью, с использованием трафаретов или трансферной печати. Японский стиль какэмон и другие японские стили использовали технику, по крайней мере, второй половины 17 века. Эта техника также развивалась в Европе, сначала в том, что французы называли petit feu faience, а в 18 веке - в фарфоре, и, похоже, было некоторое влияние в обоих направлениях между Азией и Европой. Примерно с 1770 г. до середины 20-го века это была доминирующая декоративная техника в дорогой керамике, в основном фарфоре, изготовленной в Европе, Восточной Азии и (в меньшей степени) в Северной Америке.
В Англии 18-го века, где эта техника была разработана, самые ранние формы трансферной печати на керамике, например, Sadler amp; Green в Ливерпуле, были надглазурными, хотя к концу века подглазурная печать стала нормой.
Сегодня надглазурное украшение используется гораздо реже, чем в традиционных изделиях, поскольку диапазон цветов, доступных в подглазурных изделиях, значительно расширился.
Обжиговую печь, используемую для второго обжига, в Европе обычно называют муфельной; как и другие типы муфельных печей, конструкция изолирует предметы от пламени, выделяющего тепло (с электричеством это не так важно). Для исторических надглазурных эмалей печь обычно была намного меньше, чем для основного обжига, и обеспечивала температуру обжига в приблизительном диапазоне от 750 до 950 ° C, в зависимости от используемых цветов. Обычно изделия обжигались от пяти до двенадцати часов, а затем охлаждались в течение двенадцати часов.