Одигитрия

редактировать
Тип изображения Девы Марии в иконографии, особенно в Восточной церкви A Дионисий версия Смоленской Богородицы (ок. 1500) мемориальная доска XII века, найденная в соборе Торчелло ; фигура в полный рост, подобная оригиналу в Константинополе

A Одигитрия, или Дева Одигитрия, является иконографическим изображением Богородицы (Дева Мария ) держит Младенца Иисуса рядом, указывая на него как на источник спасения человечества. Голова Богородицы обычно склоняется к ребенку, который поднимает руку в благословляющем жесте. В Западной церкви этот тип иконы иногда называют Богоматерь Пути .

. Наиболее почитаемая икона типа Одигитрии, считающаяся оригинальной, была представлена в монастыре Панагия Одигитрия в Константинополе, который был построен специально для этого. В отличие от большинства более поздних копий, на нем Богородица стояла в полный рост. Говорят, что он был принесен из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия II (408–450), и был расписан от святого Луки самого апостола. Икона была двусторонней, с распятием на другой стороне, и была «возможно, самым выдающимся культовым объектом Византии».

Первоначальная икона, вероятно, сейчас утеряна, хотя разные традиции утверждают, что его занесли в Россию или Италию. Имеется огромное количество копий изображения, в том числе многие из самых почитаемых русских икон, которые сами приобрели свой статус и традицию копирования.

Содержание

  • 1 Константинополь
  • 2 Распространение изображения
  • 3 Одигитрия Смоленская
  • 4 Итальянская традиция
  • 5 Галерея
    • 5.1 Восточная церковь
    • 5.2 Западная церковь
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Константинополь

Есть несколько изображений, показывающих значок в его святыне и в ходе публичного показа, что происходило каждый вторник, и был одной из главных достопримечательностей Константинополя для посетителей. После Четвертого крестового похода, с 1204 по 1261 год, он был перенесен в Монастырь Вседержителя, который стал собором венецианской см. в период правления франков, и поскольку ни одна из иллюстраций святыни в монастыре Одигитрия не предшествовала этой интерлюдии, святыня могла быть создана после ее возвращения. 64>

Есть несколько отчетов о еженедельной демонстрации, две из которых наиболее подробно описаны испанцами:

Каждый вторник двадцать человек приходят в церковь Марии Одигитрии; они носят длинные красные льняные одежды, покрывающие головы, как одежды преследователей […] идет большая процессия, и мужчины в красном идут один за другим к иконе; Тот, кому нравится икона, может взять ее, как будто она почти ничего не весит. Он кладет ее себе на плечо, и они с пением выходят из церкви на большую площадь, где носитель иконы ходит с ней из стороны в сторону, обходя площадь пятьдесят раз. Когда он ставит ее, другие берут ее по очереди.

В другом сообщении говорится, что носители шатались вокруг толпы, и икона, казалось, кренилась к зрителям, которых тогда считала благословленными Богородицей. Священнослужители приложили к иконе кусочки ваты и раздали толпе. На настенной росписи церкви недалеко от Арты в Греции изображена огромная толпа, наблюдающая за подобным представлением, в то время как на переднем плане продолжается уличный рынок для равнодушных местных жителей.

Псалтырь Гамильтона. святыня в монастыре, кажется, изображает икону за золотой сеткой из большой сетки, установленной на кронштейнах, поднимающихся с четырехгранной пирамидальной основы, как и многие большие средневековые кафедры. Головы служителей в красных одеждах находятся на одном уровне с нижней рамкой иконы.

Икона исчезла во время падения Константинополя в 1453 году, когда она была помещена в Хора Церковь. Возможно, он был разрезан на четыре части.

Одигитрия, Берлингьеро из Лукки, (ок. 1230) показывает влияние Византии на итальянское искусство 13-го века (Музей Метрополитен )

Распространение изображение

В X веке, после периода иконоборчества в византийском искусстве, это изображение стало более широко использоваться, возможно, происходящее от более раннего типа, где изображение Богородицы правая рука была на колене Христа. Примером этого более раннего типа является икона Salus Populi Romani в Риме. Многие версии содержат надпись «Hodegetria» на заднем плане и в византийском контексте «только эти названные версии воспринимались их средневековой аудиторией как сознательные копии оригинальной Одигитрии в монастыре Ходегон», согласно Марии Василаке.

Полноформатные версии, обе, вероятно, сделанные греческими художниками, появляются в мозаика в Соборе Торчелло (12 век) и Палатинская капелла, Палермо (ок. 1150), последняя с t надпись «Одигитрия».

Из Одигитрии возникла Панагия Элеуса (Дева нежного милосердия), где Мария по-прежнему указывает на Христа, но он прижимается к ее щеке, к которой она слегка склоняется. ему; к известным версиям относятся Владимирская Богородица и Богородица Феодора. Обычно на этих изображениях Христос находится слева.

Смоленская Одигитрия

Святыня Одигитрии в Смоленске, на снимке Прокудина-Горского в 1912 году.

Однако некоторые россияне считают что после падения Константинополя св. Икона Луки всплыла на Руси, где ее поместили в Успенском соборе в Смоленске, Россия. Несколько раз ее с большим торжеством привозили в Москву, где в ее честь построили Новодевичий монастырь. Ее праздник - 10 августа.

Эта икона, датированная искусствоведами XI веком, предположительно была уничтожена пожаром во время немецкой оккупации Смоленска в 1941 году. церквей по всей России посвящены Смоленской Одигитрии, например, Смоленское кладбище Церковь в Св. Петербург и Одигитриевский собор в Улан-Удэ. Они могут называть Богородицу «Смоленской Богородицей».

Итальянская традиция

Согласно итальянской традиции, оригинальная икона Марии, приписываемая Луке и отправленная Евдокией в Пульхерию из Палестины, была большой круглой иконой только с ее изображением. голова. Когда икона прибыла в Константинополь, ее поместили в качестве головы в очень большую прямоугольную икону Марии с младенцем Христом; именно эта составная икона стала исторически известной как Одигитрия. Другая традиция гласит, что, когда последний латинский император Константинополя Болдуин II бежал из Константинополя в 1261 году, он взял с собой эту оригинальную круглую часть иконы. Он остался во владении династии Анжуйцев, которые также поместили его в более крупное изображение Марии и младенца Христа, которое в настоящее время хранится над главным алтарем церкви бенедиктинского аббатства в Монтеверджине.. К сожалению, на протяжении веков эта икона неоднократно перекрашивалась, поэтому сложно определить, как могло бы выглядеть исходное изображение лица Марии. Однако Гуардуччи также утверждает, что в 1950 году древнее изображение Марии в церкви Санта-Франческа Романа было определено как очень точное, но перевернутое зеркальное отображение оригинальной круглой иконы, созданной в 5 веке. и привезен в Рим, где он остается до настоящего времени.

Итальянский "оригинальный" образ Одигитрии в Риме фигурирует в детективном романе "Смерть и восстановление" (1996) Иэна Пирса, в серии загадок истории искусства Джонатана Аргайла.

Галерея

Восточная церковь

Западная церковь

Примечания

Ссылки

  • Кормак, Робин (1997). Раскрашивание души; Иконы, посмертные маски и накидки. Reaktion Books, Лондон.
  • Василаке, Мария. Образы Богородицы: Восприятие Богородицы в Византии, с. 196, Ashgate publishing Co, Берлингтон, Вермонт, ISBN 0-7546-3603-8
  • Kurpik, Wojciech (2008). «Ченстоховская Одигитрия» (на польском, английском и венгерском языках). Лодзь-Пельплин: Wydawnictwo Konserwatorów Dzieł Sztuki, Wydawnictwo Bernardinum. п. 302. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года. Проверено 31 марта 2011 г.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Одигитрия.
  • Византия: вера и сила (1261-1557), каталог выставки из Метрополитен-музей (полностью доступен онлайн в формате PDF), содержащий множество примеров Одигитрии
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:42:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте