Османские военно-морские экспедиции в Индийском океане

редактировать
Аравийское море Реконструкция османских знаний об Индийском океане 1911 года, записанная в книге Сейди Али Рейса 1554 года « Мохит».

В экспедиции османская в Индийском океане ( Турецкое : Hint seferleri или Hint Deniz seferleri, буквы,  «Индийский океан кампания») была серией османских десантных операций в Индийском океане в 16 - м века. Между 1538 и 1554 годами, во время правления Сулеймана Великолепного, было четыре экспедиции.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Экспедиция Хадима Сулеймана-паши, 1538 г.
  • 3 Экспедиция Пири Рейса, 1548–1552 гг.
  • 4 Экспедиция Мурата Рейса Старшего, 1553 г.
  • 5 Экспедиция Сейди Али Рейса, 1553 г.
  • 6 Последствия
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение

Фон

Османский флот в Индийском океане в 16 веке. Османская Xebec с тремя lateens и весел.

После плаваний Васко да Гамы мощный португальский флот взял под свой контроль Индийский океан в начале 16 века. Это угрожало прибрежным городам Аравийского полуострова и Индии. Штаб португальского флота находился в Гоа, городе на западном побережье Индии, захваченном в 1510 году.

Османский контроль над Красным морем между тем начался в 1517 году, когда Селим I присоединил Египет к Османской империи после битвы при Ридании. Большая часть обитаемой зоны Аравийского полуострова ( Хиджаз и Тихама ) вскоре добровольно перешла к османам. Пири Рейс, прославившийся своей картой мира, представил ее Селиму всего через несколько недель после прибытия султана в Египет. Часть карты 1513 года, которая охватывает Атлантический океан и Америку, сейчас находится в музее Топкапы. Часть, касающаяся Индийского океана, отсутствует; утверждается, что Селим, возможно, взял его, чтобы он мог больше использовать его при планировании будущих военных экспедиций в этом направлении. Фактически, после османского владычества в Красном море началось турецко-португальское соперничество. Селим вступил в переговоры с султаном Музаффаром II из Гуджарата (султанат в Северо-Западной Индии) о возможном совместном ударе по португальцам в Гоа. Однако Селим умер в 1520 году.

Османский адмирал Селман Рейс защищал Джидду от португальского нападения в 1517 году.

В 1525 году, во время правления Сулеймана I (сына Селима), Селман Рейс, бывший корсар, был назначен адмиралом небольшого османского флота в Красном море, которому было поручено защищать османские прибрежные города от нападений португальцев. В 1534 году Сулейман аннексировал большую часть Ирака, а к 1538 году османы достигли Басры на берегу Персидского залива. Османская империя все еще сталкивалась с проблемой побережья, контролируемого Португалией. Большинство прибрежных городов на Аравийском полуострове были портами Португалии или португальскими вассалами. Еще одна причина соперничества между Турцией и Португалией была экономической. В 15 веке основные торговые пути с Дальнего Востока в Европу, так называемый маршрут пряностей, проходили через Красное море и Египет. Но после обхода Африки доход от торговли уменьшался. Хотя Османская империя была крупной морской державой в Средиземном море, перебросить флот в Красное море было невозможно. Так в Суэце был построен новый флот, получивший название «Индийский флот». Тем не менее очевидной причиной экспедиций в Индийском океане было приглашение из Индии.

Экспедиция Хадима Сулеймана-паши, 1538 г.

Бахадур-шах, сын Музафера II, правителя Гуджарата, который вел переговоры с Селимом, призвал Константинополь к совместным действиям против португальского флота. Сулейман I использовал эту возможность, чтобы сдержать португальское господство в Индийском океане, и назначил Хадима Сулеймана-пашу адмиралом своего флота в Индийском океане. Военно-морские силы Хадима Сулеймана-паши насчитывали около 90 галер. В 1538 году он отплыл в Индию через Красное и Аравийское моря, только чтобы узнать, что Бахадур-шах был убит во время столкновения с португальским флотом, а его преемник вступил в союз с Португалией. После неудачной осады Диу он решил вернуться. Однако на обратном пути в Суэц он завоевал большую часть Йемена, включая Аден. После экспедиции Хадим Сулейман получил звание великого визиря.

Экспедиция Пири Рейса, 1548–1552 гг.

Прибытие португальских кораблей в Ормуз Маршрут Пири Рейса в 1552 году.

После первой экспедиции португальский флот захватил Аден, осадил Джидду (в современной Саудовской Аравии) и попытался проникнуть в Красное море. Целью второй экспедиции было восстановление власти Османской империи в Красном море и Йемене. Новым адмиралом стал Пири Рейс, ранее представивший свою карту мира Селиму. Он отвоевал Аден в 1548 году у португальцев, тем самым завоевав Красное море.

Три года спустя он снова отплыл из Суэца с 30 кораблями и поставил перед Португалией цель отвоевать у Португалии остров Ормуз, ключ к Персидскому заливу. Пири Рейс по пути захватил Маскат, тем самым распространив власть Османской империи до Омана. Он осадил Ормуз, но безуспешно. Он захватил город, но цитадель осталась нетронутой. После захвата полуострова Катар он столкнулся с сообщениями о приближении португальского флота, Пири Рейс решил отвести флот в Басру. Он вернулся в Суэц с двумя галерами, которые были его личной собственностью. Султан приговорил Пири Рейса к смертной казни за эти действия и казнил его в 1553 году.

Экспедиция Мурата Рейса Старшего, 1553 г.

Целью этой экспедиции было вернуть флот в Суэц. Новым адмиралом стал Мурат Рейс Старший, бывший санджак-бей (губернатор) Катифа. Пытаясь выйти из Персидского залива, он столкнулся с большим португальским флотом, которым командовал Дом Диогу де Норонья. В крупнейшем сражении в открытом море между двумя странами Мюрат успешно потопил флагманский корабль Нороньи своей артиллерией. Однако в конце битвы он потерпел поражение от португальского флота и вернулся в Басру.

Экспедиция Сейди Али Рейса, 1553 г.

Нападение Португалии на турецкий флот в Ливро-де-Лисуарте-де-Абреу.

Сейди Али Рейс был назначен адмиралом после неудачи третьей экспедиции в 1553 году. Но то, что он нашел в Басре, было группой заброшенных галер. Тем не менее, после некоторого ремонта, он решил отправиться в плавание. Он прошел Ормузский пролив и начал плавание вдоль берегов Омана, где дважды сражался с португальским флотом. После второй битвы Сейди Али Рейс бежал, битва в конечном итоге достигла Гуджарата и была вынуждена в гавани Сурата каравеллами Дома Херонимо, где его приветствовал губернатор Гуджарата. Когда португальский вице-король узнал в Гоа об их присутствии в Индии, 10 октября он направил в город два галеона и 30 гребных судов, чтобы оказать давление на губернатора, чтобы тот выдал турок. Губернатор не сдал их, но предложил уничтожить их корабли, на что португальцы согласились. Остальная часть флота была непригодна к эксплуатации, в результате чего он вернулся домой по суше с 50 людьми. Затем Сейди Али Рейс прибыл в королевский двор императора Великих Моголов Хумаюна в Дели, где встретил будущего императора Великих Моголов Акбара, которому тогда было 12 лет.

Путь из Индии в Турцию был очень опасным из-за войны между Османской империей и Персией. Сейди Али Рейс вернулся домой после подписания Амасийского договора между двумя странами в 1555 году. Он написал книгу под названием « Зеркало стран» ( Mir'at ül Memalik ) об этом приключенческом путешествии и представил ее Сулейману I в 1557 году. Эта книга сейчас считается одной из самых ранних книг о путешествиях в османской литературе.

Последствия

Военно-морские экспедиции в Индийском океане увенчались успехом лишь частично. Первоначальные цели сдерживания португальского господства в океане и помощи индийскому лорду-мусульманину не были достигнуты. Это произошло вопреки тому, что автор назвал «подавляющим преимуществом перед Португалией», поскольку Османская империя была богаче и гуще Португалии, исповедовала ту же религию, что и большинство прибрежных жителей бассейна Индийского океана и ее военно-морские базы были ближе к театр военных действий.

С другой стороны, Йемен, а также западный берег Красного моря, примерно соответствующий узкой прибрежной полосе Судана и Эритреи, были аннексированы Оздемиром-пашой, заместителем Хадима Сулеймана-паши. Были созданы еще три провинции в Восточной Африке: Массава, Хабеш (Абиссия) и Савакин (Суакин). Были также под охраной порты на Аравийском полуострове.

Иногда османская помощь Ачеху (на Суматре, Индонезия ) в 1569 году также считается частью этих экспедиций ( см. Куртоглу Хызыр Рейс ). Однако эта экспедиция не была военной.

Известно, что Соколлу Мехмед-паша, великий визирь империи в 1565–1579 годах, предложил канал между Средиземным и Красным морями. Если бы этот проект мог быть реализован, военно-морской флот мог бы пройти через канал и, в конечном итоге, в Индийский океан. Однако этот проект был за пределами технологических возможностей 16 века. Суэцкий канал не был открыт до тех пор, спустя несколько столетий три, в 1869 году, в основном, автономными Египетским хедиваты.

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Казале, Джанкарло (2010). Османская эпоха исследований. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-537782-8.
Последняя правка сделана 2023-04-21 06:04:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте