Отто Фрайзингский ( лат. Otto Frisingensis ; ок. 1114-22 сентября 1158) был немецким церковным деятелем и летописцем. Он был Отто I епископом Фрайзинга с 1138 года.
Отто родился в Клостернойбурге как пятый сын Леопольда III, маркграфа Австрии, от его жены Агнес, дочери императора Генриха IV. По ее первого мужа, Фридриха I из Гогенштауфенов, герцога Швабии, Агнес была матерью немецкого короля Конрада III и бабушка императора Фридриха I. Сестра Отто, Джудит или Ита, была замужем за маркизом Уильямом V Монферратским. Таким образом, Отто был связан с самыми влиятельными семьями Германии и Северной Италии.
Записи о его жизни скудны, а даты несколько неопределенны. Он учился в Париже, где особенно интересовался философией. Говорят, что он был одним из первых, кто представил философию Аристотеля в Германии, и служил ректором нового фонда в Австрии.
Вступив в орден цистерцианцев, Отто убедил своего отца основать аббатство Хайлигенкройц в 1133 году, тем самым привнеся грамотность и развитое сельское хозяйство (включая виноделие ) в регион, который впоследствии стал Веной. Он стал аббатом цистерцианского монастыря Моримон в Бургундии около 1136 года, а вскоре после этого был избран епископом Фрайзинга. В этой епархии, да и во всей Баварии, тогда была вражда между вельфами и Гогенштауфенами, и церковь находилась в плачевном состоянии; но новый епископ добился больших улучшений как в церковных, так и в светских вопросах.
В 1147 году Отто принял участие во втором крестовом походе. Часть армии крестоносцев во главе с епископом была уничтожена, но Отто достиг Иерусалима и вернулся в Баварию в 1148 или 1149 году. Он пользовался благосклонностью преемника Конрада Фридриха I, вероятно, сыграл важную роль в урегулировании спора о герцогстве Баварии в 1156 году. Он присутствовал на знаменитом диете Безансона в 1157 году. Все еще сохраняя привычку цистерцианского монаха, он умер в Моримонде 22 сентября 1158 года. В 1857 году во Фрайзинге была воздвигнута статуя епископа.
Отто больше всего помнят за две важные исторические работы.
Первым из них является его Chronica sive Historia de duabus civitatibus ( Хроника или история двух городов), историко-философский труд в восьми книгах, который до некоторой степени следует линиям, изложенным Августином и Орозием. Написанный во время гражданской войны в Германии (1143–1145), он противопоставляет Иерусалим и Вавилон, небесное и земное царства, а также содержит много ценных сведений об истории своего времени. Хроника, которой современники пользовались очень большим уважением, охватывает годы до 1146 года, а с этой даты до 1209 года ее продолжал Отто, аббат святого Власия (ум. 1223). В « Хронике» Отто сообщает о встрече, которую он провел с епископом Хью из Джабалы, который рассказал ему о несторианском христианском царе на востоке по имени Престер Иоанн. Была надежда, что этот монарх принесет облегчение государствам крестоносцев. Это первое задокументированное упоминание пресвитера Иоанна.
Картина Ганса Парта Отто из Фрайзинга в Бабенбергерском штамбе, ок. 1490, Stift Klosterneuburg. Епископ смотрит на собор и город Фрайзинг с восточного берега реки Изар.Более известна « Gesta Friderici imperatoris» Отто (« Деяния императора Фридриха»), написанная по просьбе Фридриха I и предваряемая письмом императора автору. Геста включает в себя четыре книги, первые два из которых были написаны Отто, а остальные два, или их части, его учеником Ragewin или Рахевин. Утверждалось, что третья книга и начало четвертой также были работой Отто. Начиная со ссоры между папой Григорием VII и императором Генрихом IV, первая книга сводит историю к смерти Конрада III в 1152 году. Она не ограничивается немецкими делами, поскольку автор делает отступление, чтобы рассказать о проповеди Бернарда. Клерво о его рвении против еретиков и осуждении Пьера Абеляра ; он также рассуждает о философии и теологии. Вторая книга начинается с избрания Фридриха I в 1152 году и подробно описывает историю первых пяти лет его правления, особенно в Италии. С этого момента (1156 г.) работу продолжает Рэджвин. Латынь Отто превосходна, и, несмотря на небольшую пристрастие к Гогенштауфену и некоторые незначительные неточности, геста была описана как «образец исторической композиции».