Останкинский дворец

редактировать

Координаты : 55 ° 49′29 ″ с.ш., 37 ° 36′52 ″ в.д. / 55,82472 ° N 37,61444 ° E / 55,82472; 37.61444

Останкинский дворец
Ostdv5.jpg Главный зал в 2006 году
Общая информация
Архитектурный стильНеоклассицизм
Город или городМосква
СтранаРоссия
Начало строительства1790
Выполнено1798
ЗаказчикНиколай Шереметев
Технические детали
Конструкционная системаДеревянный каркас
Дизайн и строительство
Архитекторсм. Атрибуционный спор раздел

Останкинский дворец - бывшая дача и частный оперный театр семьи Шереметевых., первоначально находившееся в нескольких километрах к северу от Москвы, но теперь входящее в состав Северо-Восточного административного округа Москвы. Сохранившееся историческое Останкино включает в себя главный деревянный дворец, построенный в 1792–1798 годах вокруг театрального зала, с прилегающими египетскими и итальянскими павильонами, Троицкую церковь 17 века и фрагменты старого Останкинского парка с копией Миловзорской глупости.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 XVI век до 1787 года
    • 1.2 Строительство дворца
    • 1.3 Парк
    • 1.4 Два сезона театра
    • 1.5 XIX - XXI века
  • 2 Спор об авторстве
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История

XVI век до 1787 года

Первые документальные свидетельства Останкино, тогда известного как Осташково - датируется серединой XVI века, когда царь Иван IV передал эти земли во владение Алексея Сатина, родственника государственного деятеля Алексея Адашева. Сатин, однако, был казнен Иваном в 1560 году, и земли перешли к одному Рогу, немецкому наемнику, а в 1585 году - известному диаку (государственному деятелю) Василию Щелкалову. При Щелкалове безлюдные земли Осташково превратились в сравнительно зажиточную усадьбу с прудами и кедровым парком. Эта усадьба была разрушена разграблением и пожаром в Смутное время.

. Конец военных действий и восхождение Дома Романовых привели к новым владельцам: князьям. Они заново засаживали парки и основали обширный охотничий заказник, расширившийся на восток до села Алексеевское. Брак в 1677 году между семьями Черкасских и Одоевских принес ценный актив: архитектор Павел Потехин, раб семьи Одоевских, который спроектировал и построил сохранившуюся до сих пор Троицкую церковь (1678–1683, 1691–1692).

В первой половине 18 века Останкино постепенно превращается из постоянной загородной усадьбы во временное убежище с охотой, домашним театром и другими развлечениями того периода; Сама императрица Елизавета Российская побывала в Останкино в 1742 году. В следующем году в результате женитьбы княгини Варвары, единственной наследницы Черкасских состояний, и Петра Шереметева, сына фельдмаршала Шереметева Останкино перешло к Шереметевым и оставалось их собственностью до 1917 года.

На протяжении XVIII века Шереметевы жили преимущественно в Кусково, и Останкино сохранило временную развлекательную атмосферу.

Строительство дворца

В 1787 году Николай Шереметев унаследовал Останкино после смерти отца. Образованный и чрезвычайно богатый, Николай Шереметев был покровителем театра; за его экстравагантные выступления он получил прозвище Крез Младший. В последующие три года Шереметев основал домашние театры в Кусково, Китай-городе и Марково. В 1790 году он провел архитектурный конкурс на строительство Дворца искусств в Москве, но в конце концов предпочел построить его за городом, вдали от городской суеты. Строительство нового большого театра в Кусково разрушило бы уже построенный ансамбль, поэтому в том же 1790 году Шереметев окончательно остановился на Останкино.

Вид на юг из окон Останкинского дворца в начале 18 века

Шереметев сначала нанял некого Касье (русский : Казье), самопровозглашенного архитектора, нанятого Голицыным семья. Этот проект не осуществился; к 1792 году Шереметев построил только двухэтажный деревянный театральный зал, явно отказавшись от планов Касье. Затем, когда Шереметев привлек к работе влиятельных современных архитекторов (в первую очередь Франческо Кампореси, см. Раздел Споры об атрибуции ), работы ускорились, и деревянный дворец структурно принял нынешнюю форму, включая крылья павильона. к концу 1793 года. Свидетели того времени сообщают, что Шереметев был настолько уверен в совершенстве своего дворца, что установил невиданную завесу тайны вокруг строительной площадки: усадьба была закрыта для посетителей, накрыта саванами, параллельно работали архитекторы, не подозревая прогресса друг друга.

Внутренние работы заняли еще шесть лет. В 1793 году Шереметев приказал перестроить театр, чтобы главный зал и сцену можно было по желанию превратить в единый бальный зал. В 1794 году он обновил уже готовый итальянский павильон и расширил галереи между павильонами и дворцом. Каждый раунд украшения требовал снятия более ранней отделки. В том же 1794 году Шереметев понял, что дворец не вмещает всех гостей, и приказал еще раз расширить и перестроить. Джакомо Кваренги и представили свои амбициозные проекты расширения, однако фактическое расширение, осуществленное (скорее всего) Иваном Старовым, было довольно скромным и не изменило внешний вид дворца - по крайней мере, его южный фасад.. Последующее расширение было сосредоточено на раскидистых боковых крыльях, в первую очередь на итальянской ротонде (1796 г.), которая стала исследованием Александра II шестьдесят лет спустя.

Основные работы над дворцом были завершены к концу 1798 года, а более мелкие работы по декорированию и озеленению продолжались до конца жизни Шереметева. Дворец остается крупнейшим сохранившимся деревянным строением в Москве (кирпич местами использовался для противопожарной защиты печей).

Парк

В 1761 году Шереметевы наняли управляющего садом Иоганна Манштадта, который руководил расширением парка и превращением его в коммерческое предприятие. При Манштадте Останкинский сад стал важным источником экзотических растений для богатых московских семей; Заказчиками были Екатерина II и Григорий Потемкин. Парк раскинулся на территории нынешних ВВЦ, Ботанического сада, корпусов Останкинского телевидения и жилых кварталов вокруг него.

Бальный театр «Останкино» - один из наиболее хорошо сохранившихся театров XVIII века в мире. Здесь до сих пор работает часть оригинальной техники.

Николай Шереметев сначала поручил благоустройство своего крепостного архитектора Миронова, но вскоре счел план Миронова неуместным. Работа перешла к Петру Аргунову, при поддержке руководителя проекта Царицыно Парк. Рейд и его соратник Николай Куверин работали в Останкино в 1791–1794 годах. Бессменный управляющий садом Роберт Маннерс был нанят в 1796 году и пробыл в Останкино тридцать лет. Рид явно сосредоточился на непосредственной близости от дворца; регулярный английский сад к северу от дворца был посажен в 1797 году Маннерсом.

Два сезона театра

Театр открылся летом 1795 года, поразив гостей беспрецедентным сценические эффекты. Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 года, вызвал Николая Шереметева в Санкт-Петербург. Как один из высших государственных деятелей своего правления, Шереметев теперь жил в основном в Санкт-Петербурге. Великолепный театр работал публично всего один сезон весной 1797 года: один спектакль для императора Павла и один для Станислава Понятовского, бывшего короля разделенной Польши. В 1800 году Шереметев сократил артистическую труппу, которой едва хватило для частных развлечений.

Смерть в 1802 году жены Шереметева, бывшей актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, положила конец театру. Николай Шереметев распустил свою театральную труппу и до конца жизни (1809 г.) воздерживался от публичных развлечений. Были сообщения о шоу 1801 года для Александра I ; однако современные ученые считают эти сообщения неверными: представление было запланировано, но не состоялось.

19–21 века

Поместье освятили в 1683 году.

Наследники Шереметева почти не содержали дворец; в 1830-х были снесены старые жилые помещения, построенные в 17 веке, а также снесены некоторые отдельно стоящие хозяйственные постройки. Дворец ненадолго возродили в 1856 году, когда Александр II выбрал Останкино своей временной резиденцией во время своей коронации. Комнаты первого этажа были переоборудованы в жилые помещения и отремонтированы, вероятно, по.

Останкинский парк пришел в запустение в 1830-х годах. Во второй половине XIX века части парка были проданы дачным застройщикам и сданы в аренду фермерам, а теплицы сконцентрировались на товарном цветоводстве.

В конце XIX века. Парк Шереметева стал популярным местом для пикников; Шереметевы построили временную летнюю сцену и бальный зал. Дворец, который в 1870-х годах прошел очередной раунд ремонта и переделки, был открыт для всеобщего обозрения.

В советское время национализированный дворец работал как музей крепостного искусства. В 1935 году восточная часть территории бывшего Останкинского парка была отведена под формирующуюся Сельскохозяйственную выставку и полностью реконструирована к 1939 году. В том же 1939 году часть обычного английского сада, непосредственно севернее дворца, была заново засажена; Собственно Останкинский парк сократился до одного квадратного километра, так как земли дальше к северу превратились в Государственный ботанический сад.

В советское время главный зал театра представлял собой единое бальное пространство. Перегородки, разделяющие сцену, оркестровую яму и зрительские зоны, были восстановлены во время вызывающего споры ремонта 2000-х годов, поэтому театр снова можно использовать в его первоначальном предназначении.

Спор об авторстве

Николай Шереметев сам руководил строительством, нанимая архитекторов по своему желанию; кроме оригинальных архитектурных работ, он повторно использовал проекты петербургских архитекторов. Современные академические исследования сходятся во мнении, что, хотя определенные части и детали дворца могут быть отнесены к конкретным архитекторам (с разной степенью вероятности), дворец в целом - даже его базовая планировка - не имеет единого автора, кроме самого Шереметева..

Из всех архитекторов, участвовавших в проекте, Иван Старов наименее спорен; Фирменный знак Старова палладианские окна без импоста колонн был уникальным для того периода, его работы для Шереметева в Санкт-Петербурге и Москве были тщательно задокументированы и изучены. Современные исследования также относят особые дворцовые интерьеры к Винченцо Бренне. Форма южного фасада обычно приписывают к Кампорези.

Роль 's в качестве менеджера по строительству давнему бесспорна, но его фактический творческий вход остается нерешенным. Карл Бланк, умерший в 1793 году, консультировался с Шереметевым в начале проекта; на более поздних этапах строительства (1794–1798) оказал влияние Джакомо Кваренги. консультировался с Шереметевым на протяжении всего проекта.

Игорь Грабарь приписал дизайн дворца Василию Баженову ; эта точка зрения отвергается современными исследованиями как необоснованная.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 03:55:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте