Оскар Кокошка. CBE | |
---|---|
Оскар Кокошка в 1963 году, Эрлинг Мандельманн | |
Родился | (1886-03-01) 1 марта 1886 г.. Пёхларн, Австрия-Венгрия |
Умер | 22 февраля 1980 (1980-02-22) (93 года). Монтрё, Швейцария |
Национальность |
|
Известен | Живописью, гравюрой, поэзией, пьесы |
Движение | Экспрессионизм |
Оскар Кокошка CBE (1 марта 1886 - 22 февраля 1980) был австрийским художником, поэт, драматург и педагог, наиболее известный своими интенсивными экспрессионистскими портретами и пейзажами, а также его теориями о видении, которые повлияли на движение венского экспрессионизма.
Второй ребенок Густава Йозефа Кокошки, богемского ювелира, и Марии Романы Кокошки (урожденной Лойдл), Оскар Кокошка родился в Пёхларне. У него была сестра Берта, родившаяся в 1889 году; брат Богуслав, 1892 г.р.; и старший брат, умерший в младенчестве. Оскар твердо верил в предзнаменования, чему способствовала история о пожаре, вспыхнувшем в Пёхларне вскоре после того, как его мать родила его. Жизнь семьи складывалась непросто, во многом из-за отсутствия финансовой устойчивости отца. Они постоянно переезжали в квартиры поменьше, все дальше и дальше от процветающего центра города. Сделав вывод, что его отец неадекватен, Кокошка сблизился с матерью; и считая себя главой семьи, он продолжал поддерживать свою семью, когда он обрел финансовую независимость. Кокошка поступил в Realschule в 1897 году, тип средней школы, где упор делался на изучение современных предметов, таких как естественные науки и язык. Несмотря на свое намерение продолжить формальное образование в области химии, Кокошка не интересовался такими предметами, так как он преуспел только в искусстве и проводил большую часть своего времени за чтением классической литературы во время уроков. Как и многие французские и немецкие современники Кокошки, он интересовался примитивным и экзотическим искусством, представленным на этнографических выставках по всей Европе.
Один из учителей Кокошки предложил ему продолжить карьеру в изобразительного искусства после того, как был впечатлен некоторыми его рисунками. Против воли отца Кокошка подал заявление в Kunstgewerbeschule в Вене, ныне Венский университет прикладных искусств. Он получил стипендию и был одним из немногих поступивших. Венская Kunstgewerbeschule была прогрессивной школой прикладного искусства, которая уделяла основное внимание архитектуре, мебели, ремеслам и современному дизайну. В отличие от более престижной и традиционной Венской академии изящных искусств, в Kunstgewerbeschule преобладали преподаватели Венского сецессиона. Кокошка учился здесь с 1904 по 1909 год и находился под влиянием своего учителя Карла Отто Чешки в развитии оригинального стиля.
Среди ранних работ Кокошки были жестовые рисунки детей, изображавшие их неуклюжими и похожими на трупы. Кокошка не имел формального образования в живописи и поэтому подходил к среде, не обращая внимания на «традиционный» или «правильный» способ рисования. Учителя Kunstgewerbeschule помогли Кокошке получить новые возможности через Wiener Werkstätte или Венские мастерские. Первыми заказами Кокошки были открытки и рисунки для детей. Позже Кокошка сказал, что это упражнение стало «основой [его] художественной подготовки». Его ранняя карьера была отмечена портретами венских знаменитостей, написанными в нервно-оживленном стиле.
Пройдя собственное художественное образование, Кокошка посвятил годы своей жизни преподаванию искусства и написанию статей и выступлений, документирующих его взгляды и практику как педагога. Чешский гуманист и реформатор образования 17-го века Ян Амос Коменский оказал наибольшее влияние на Кокошку с точки зрения подхода к образованию. Из теорий Коменского Кокошка заимствовал убеждение, что учащиеся больше всего выигрывают от использования своих пяти чувств для облегчения рассуждений. Кокошка преподавал в Вене с 1911 по 1913 год, а затем снова в Дрездене с 1919 по 1923 год. Хотя его усилия как учителя отмечались в различных публикациях, они, как правило, были сосредоточены на его личности, запечатленной в его собственном искусстве, а не на его занятиях в классе. Кокошка пренебрегал традиционными структурированными методологиями и теориями, принятыми педагогами по искусству, и вместо этого преподавал через рассказывание историй, наполненное мифологическими темами и драматическими эмоциями. В 1912 году Кокошка представил свое эссе «Von der Natur der Gesichte» («О природе видений») в Akademischen Verband für Literatur und Musik в Вене. Это эссе обрисовало в общих чертах художественную концептуализацию Кокошки о взаимосвязи между внутренним зрением и оптическим зрением. Рассматривая свое собственное искусство, Кокошка сказал, что вдохновение происходило из ежедневных наблюдений, которые он собирал оптически, взаимодействуя со своим современным окружением. Способность Кокошки осознавать, как эти стимулы проявляются в его внутреннем воображении, привела к созданию работ, которые опираются на подсознание, а не на оптическое зрение. Кроме того, Кокошка предоставил зрителю задачу интерпретировать изображение, основываясь на том, как они воспринимают видение в своей сфере сознания. Эта концепция, в соответствии с теорией Василия Кандинского, относящейся к духовности в искусстве, стала основой, на которой историки искусства понимают венский экспрессионизм.
В 1908 году Кокошке была предложена возможность представить свои работы на первой Венской выставке Kunstschau. Эта финансируемая государством выставка была создана, чтобы привлечь туристов и подтвердить известность Вены в мире искусства. Кокошка получила заказ от директора Wiener Werkstätte Фрица Верндорфера за цветные изображения, которые будут дополнять детскую книгу и будут представлены на выставке. Кокошка, однако, позволил себе создать изображения, которые послужили бы иллюстрациями к стихотворению, написанному им годом ранее, Die träumenden Knaben («Грезящие юноши»), которое приняло форму автобиографической подростковой фантазии, слишком неподходящей для юная публика. В своей автобиографии Кокошка объяснил происхождение стихотворения, которое следует из его личного опыта молодого студента, который был влюблен в свою шведскую одноклассницу Лилит. Die träumenden Knaben состоит из вводных страниц с двумя маленькими черно-белыми литографиями, а также восьми больших цветных литографий с вертикальным столбцом текста, расположенным рядом с каждым изображением. Под влиянием композиций средневекового искусства Кокошка одновременно изображал различные моменты времени в каждом отдельном изображении. Кокошка также принял смелые линии и выразительные цвета традиционного европейского народного искусства и сопоставил их со стилизованным орнаментом и двумерными телами югендстиля. На последней странице, озаглавленной Das Mädchen Li und ich (Девушка Ли и Я), изображены угловатые формы юного мальчика (Кокошка) и девушки (Лилит) в стиле бельгийского скульптора Джорджа Минне. Эта работа, которую Кокошка посвятил своему бывшему учителю Густаву Климту, демонстрирует переход от югендстиля к экспрессионизму.
Die träumenden Knaben вместе с гобеленом «Носители снов», который сейчас утерян, были первыми работами Кокошки. Как и книжные иллюстрации, гобелен Кокошки был признан тревожным из-за того, что на нем изображены юношеские, экзотические и сексуальные фантазии. Показ этих двух работ Кокошка вызвал негативную реакцию со стороны консервативных чиновников, и лишь небольшая часть из пятисот экземпляров Die träumenden Knaben была переплетена и продана. В результате он был исключен из Kunstgewerbeschule и нашел свое место в венском авангарде. Австрийский архитектор Адольф Лоос подружился с Кокошкой и познакомил его с другими авангардистами, которые затем стали его героями в серии портретных картин.
Оскар Кокошка написал большую часть своих портретов между 1909 и 1914 годами. В отличие от многих своих современников, которые также получали заказы на портреты, такие как Эдвард Мунк, Кокошка сохранял полную художественную свободу, потому что они обычно не заказывались непосредственно натурщиком. Большинство испытуемых Кокошки были клиентами архитектора Лооса, и именно Лоос заказал портреты и согласился купить их, если натурщик решит не делать этого. На других портретах Кокошки изображены друзья и защитники из его круга, которые поддерживали современное искусство того периода. Среди выдающихся членов этой группы, которым были нарисованы свои портреты, были торговец произведениями искусства Херварт Уолден, сторонник искусства Лотте Францос, поэт Питер Альтенберг и историки искусства Ганс и Эрика Титце.
Портреты Кокошки демонстрируют условности традиционной портретной живописи, прежде всего в отношении перспективы, в которой он запечатлевает натурщиков. Тем не менее, Кокошка также перенял элементы современного стиля, которые предполагали включение рук в композицию, чтобы еще больше уловить эмоции, выраженные через жесты человека. В этих портретах также используется бессознательное положение тела натурщика, которое, по мнению Кокошки, раскрывает внутреннее напряжение их подсознания.
Портреты Кокошки включают в себя выразительную цветовую палитру, аналогичную той, которая представлена в работах немецких художников Die Brücke в время. Использование Кокошкой резких, резких цветов, из-за которых предметы выглядят как гниющие трупы, не следует понимать как изображение их индивидуальных физических состояний, а скорее как всеобъемлющий признак разлагающегося возраста. Смелые линии и пятна яркого цвета на фоне сплошного тусклого фона были визуальной интерпретацией тревог, которые испытывали Кокошка и окружающие. Однако портреты Кокошки отличались от портретов его современников из-за его веры в символическое значение самого акта живописи, которое подчеркивается видимыми мазками и участками обнаженного холста. Кокошка объединил живописные техники с теми, которые используются в рисовании, что видно в его использовании ярких и контрастных цветов, быстрых мазков, тревожных царапин и неравномерного обращения.
В письме от 1909 года Кокошка отмечал, что «хотел бы сделать портрет с нервным расстройством». Кокошка подчеркивает, что без дополнительных элементов для создания повествования ситтера, сущность человека проявляется в средствах создания его образа. Патрик Веркнер, историк искусства, описывает портреты Кокошки, предполагая, что это как будто кожа отделяется от тела, позволяя зрителю видеть сквозь физиономию, как вуаль, только для того, чтобы сделать видимыми средства изображения. Портреты Кокошки в целом комментируют всепоглощающее чувство неуверенности, которое испытывали те, кто знал о смене культурной среды, приведшей к концу старого порядка Австрийской империи в 1918 году.
Портрет Кокошки, Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат был написан в 1909 году в библиотеке дома супружеской пары. Пара была не только близкими друзьями художника, но и выдающимися историками искусства того времени. Эрика Титце-Конрат объяснила, что, пока Кокошка создавал их портрет, он поощрял их двигаться свободно и продолжать свою работу за двумя столами, расположенными рядом друг с другом у окна. Изобразив мужа в профиль, Кокошка попросила Эрику встать так, чтобы он мог нарисовать ее спереди. Вскоре после начала рисования Кокошка отложил кисть и начал пользоваться только пальцами. Кокошка ногтями нацарапал на краске тонкие линии, которые появляются в контурах и областях штриховки и перекрестной штриховки, а также на всем фоне. Хотя эти фигуры написаны в их библиотеке, кажется, что они существуют в сюрреалистическом, подсознательном пространстве. Kokoschka сочетает яркие тона синего и красного на приглушенном зеленом фоне. На портрете пара не смотрит друг на друга, но их руки протягиваются, как будто они вот-вот соприкоснутся. Затем их руки становятся средством общения, символизируя мост, по которому их внутренняя энергия может течь взад и вперед. Пара была вынуждена бежать из Австрии в 1938 году из-за своего еврейского происхождения, но они смогли взять с собой этот портрет, который они отказывались выставлять, пока он не был куплен Музеем современного искусства в 1939 году.
Кокошка переехал в Берлин в 1910 году, в том же году в Берлине был основан Neue Secession. Группа, состоящая из художников и философов, таких как Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Энрих Хекель и Макс Пехштейн, сформировалась как восстание против более старой группы Сецессиона. Хотя Кокошка воздерживался от принятия методов и идеологии группы, он восхищался чувством общности, установленным между ее членами. Берлинский арт-дилер Поль Кассирер увидел перспективу в творчестве Кокошки и вывел художника в международный круг. Примерно в то же время Херварт Уолден, издатель и искусствовед, которого познакомил с Кокошкой Лоос, нанял Кокошку иллюстратором для своего журнала Der Sturm. За первый год в журнале было опубликовано 28 рисунков Кокошки; и хотя он фигурировал значительно реже, Кокошка продолжал сотрудничать с периодическим изданием. Первое произведение Кокошки для Der Strum, рисунок из серии Menschenköpfe (Головы народа), был посвящен Карлу Краусу. В двадцатом номере журнала были представлены как первая иллюстрация на обложке Кокошки, которая дополнила Мёрдера, «Хоффнунг дер Фрауэн», так и первое литературное произведение художника. Кокошка продолжал путешествовать между Веной и Берлином в течение следующих четырех лет.
У Кокошки был страстный, часто бурный роман с Альмой Малер. Он начался в 1912 году, через пять лет после смерти ее четырехлетней дочери Марии Малер и через два года после ее романа с Вальтером Гропиусом, впоследствии знаменитым берлинским архитектором. Но после нескольких лет совместной жизни Альма отвергла его, объяснив это тем, что боится быть слишком охваченной страстью. Он продолжал любить ее всю свою жизнь, и одна из его самых известных работ, Невеста ветра (Буря; 1913), выражает их отношения. Поэт Георг Тракл посетил мастерскую, когда Кокошка писал этот шедевр. Стихотворение Кокошки «Аллос Макар» было вдохновлено этими отношениями.
Он пошел добровольцем на службу кавалеристом в австрийскую армию в Первой мировой войне и в 1915 году. был тяжело ранен. В больнице врачи решили, что он психически неуравновешен. Тем не менее, он продолжал развивать свою карьеру как художник, путешествуя по Европе и рисуя пейзажи.
Он заказал женскую куклу в натуральную величину в 1918 году. Хотя он предназначался для имитации Альмы и получения его привязанность, «кукла Альма» не удовлетворила Кокошку, и он уничтожил ее во время вечеринки.
В 1919 году Кокошка начал преподавать в Kunstakademie Dresden. В открытом письме, адресованном жителям Дрездена от 1920 года, Кокошка утверждал, что сражения гражданской войны между революционными партиями следует перенести за пределы города, чтобы защитить искусство, которое не может избежать перекрестного огня. Это письмо было написано после инцидента 15 марта 1920 года, когда пуля повредила Вирсавию у Фонтана, картину Питера Пауля Рубенса. В результате своего письма Кокошка получил негативную реакцию от художников-коммунистов Джорджа Гроса и Джона Хартфилда в так называемых дебатах Kunstlump или Art Scoundrel. Дебаты. Однако многие другие художники продолжали поддерживать творчество Кокошки.
В мае 1922 года он посетил Международный конгресс прогрессивных художников и подписал «Учредительную декларацию Союза прогрессивных международных художников».
Кокошка вернулся в Вену осенью 1931 года, где провел шесть месяцев в доме, который он купил для своих родителей одиннадцатью годами ранее. Расположенный в 16-м районе Вены, известном как Либхарсталь, дом, в настоящее время функционирующий как студия художника, обеспечивает вид на замок Вильгельминенберг, который городским советом был преобразован в детский дом, или детский дом. В это время Кокошка принял заказ Социал-демократического городского совета «Красная Вена » на картину, которая будет повешена в ратуше. Кокошке, наряду с другими австрийскими художниками, было предложено создать произведение искусства, изображающее Вену, в качестве вклада в этот проект, которым руководит Исторический музей дер Штадт (Венский музей ). В честь гуманитарных усилий городского совета Кокошка решил изобразить детей, играющих за пределами дворца, на переднем плане композиции, которая в остальном представляла собой городской пейзаж. Другая идентифицируемая венская архитектура на картине включает ратушу и церковь Св. Собор Стефана.
Признанный вырожденным нацистами нацистами, Кокошка бежал из Австрии в 1934 году в Прагу. В Праге его имя было принято группой других эмигрантских художников, Oskar-Kokoschka-Bund (OKB), хотя Кокошка отказался от участия с их группой. В 1938 году, когда чехи начали мобилизоваться для ожидаемого вторжения вермахта, он бежал в Соединенное Королевство и оставался там во время войны. С помощью Британского комитета по делам беженцев из Чехословакии (позже Чешский трастовый фонд для беженцев) всем членам ОКБ удалось бежать через Польшу и Швецию.
Во время Второй мировой войны Кокошка писал антифашистские произведения, такие как аллегория «За что мы сражаемся» (1943). Кокошка покинул шумный центр Лондона и поселился в Польперро, в Корнуолле. Живя в этой приморской деревне, Кокошка писал картины, изображающие пейзажи гавани, вместе с крабом, который начал серию работ, содержащих политические аллегории противостояния нацистскому режиму. Картина Кокошки «Краб» была написана между 1939 и 1940 годами. На ней запечатлен вид на гавань из дома художника в Полперро. Работа представляет собой автопортрет художника, на котором Кокошка - пловец, представляющий Чехословакию. Большой краб символизирует Невилла Чемберлена, премьер-министра Великобритании во время создания картины. Объясняя эту картину, Кокошка сказал, что крабу «достаточно было бы выставить один коготь, чтобы спасти его от утопления, но он останется в стороне». Кроме того, эта картина демонстрирует нестабильность, которую он почувствовал в результате немецкой оккупации, вынудившей его искать убежища в других странах Европы. Этот пейзаж, в том числе картины Кокошки, были привезены с ним в Лондон в незавершенном виде, где они были преобразованы в политические аллегории. Находясь в Лондоне, Кокошка также написал «Красное яйцо», еще одну политическую картину, посвященную разрушению Чехословакии. В этой сатирической картине Кокошка комментирует Мюнхенское соглашение 1939 года гротескными карикатурами на Бенито Муссолини и Адольф Гитлер.
. В течение нескольких летних месяцев он и его молодая жена Олдриска «Олда» Палковска Кокошка (1915–2009) жил в Уллапуле, деревне в Вестер Росс, Шотландия. Там он рисовал цветным карандашом (техника, которую он разработал в Шотландии) и рисовал акварелью множество местных пейзажей. Находясь в Уллапуле, Кокошка написал портрет своего друга, богатого промышленника Фердинанда Блох-Бауэра, дядю Марии Альтманн. Картина находится в Музее Кунстхаус в Цюрихе. В период с 1941 по 1946 год он и Олда каждое лето проводили несколько недель у чешского профессора Эмиля Корнера в его доме Дом Эльрига в Вигтоуншире.
Кокошка натурализовалась как он был британским подданным 21 февраля 1947 года и вернул себе австрийское гражданство только в 1978 году. В 1947 году он ненадолго побывал в Соединенных Штатах, а в 1953 году поселился в Вильнев, Швейцария, где и прожил остаток своей жизни. Кокошка провел эти годы в качестве педагога в Международной зоммерской академии фюр Bildenden Künste (недавно скончавшийся Рикарда Якоби был одним из его учеников), одновременно работая над сценографией и издавая сборник своих произведений. Ретроспектива работ Кокошки была выставлена в галерее Тейт в Лондоне в 1962 году.
Кокошка умер 22 февраля 1980 года в Монтрё в возрасте 93 лет, за восемь дней до своего 94-летия. осложнения после заражения гриппом. Он был похоронен на Центральном кладбище Монтрё.
Кокошка имел много общего со своим современником Максом Бекманном. Оба сохранили свою независимость от немецкого экспрессионизма, но теперь считаются учебными примерами этого стиля. Тем не менее, их индивидуализм отличал оба от основных движений двадцатого века модернизма. Оба красноречиво писали о необходимости развития искусства «видения» (Кокошка подчеркивал восприятие глубины, в то время как Бекманн занимался мистическим постижением невидимого царства), и оба были мастерами новаторских техник масляной живописи, основанных на
Кокошка был назначен кавалером Ордена Британской Империи на Новогодних Почестях 1959 года.
Литературные произведения Кокошки столь же своеобразны и интересны, как и его искусство. В его мемуарах «Море, окруженное видениями» подробно излагаются его теории как телесного, так и висцерального зрения и того, как они формируют сознание, искусство и реальность. Его короткую пьесу Убийца, надежда женщин (1909, поставленная десятью годами позже Полом Хиндемитом как Мёрдером, Hoffnung der Frauen ) часто называют первым экспрессионистом. драма. Его Орфей и Эвридика (1918) стал оперой Эрнста Кренека, к которому впервые обратились за случайной музыкой.
Дополнительные источники
На сайте Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с Оскаром Кокошкой. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Оскаром Кокошкой |