Оскар Гюстав Рейландер (Стокгольм, 1813 - Клэпхэм, Лондон, 18 января 1875 года) был пионером викторианской арт-фотографом и экспертом в фотомонтаже. Его сотрудничество с Чарльзом Дарвином над Выражением эмоций у человека и животных обеспечило ему место в истории науки о поведении и психиатрии.
Согласно его документам о натурализации, Рейландер был родился в Стокгольме 19 октября 1813 года. Он был сыном Карла Густава Рейландера, каменщика и офицера шведской армии. В молодости его семья переехала в шведскоязычную общину в Рауме, Финляндия (тогда Россия). В 1830-х годах он переехал в Англию, сначала поселившись в Линкольне, Англия. В 1850-х годах он отказался от своей первоначальной профессии художника и портретиста миниатюриста, видимо, увидев, насколько хорошо фотография передает складку рукава.
Он работал портретистом в промышленном Мидлендсе городке Вулверхэмптон, вероятно, около 1846 года. В начале 1850-х он изучил мокрый коллодий и работал с вощеной бумагой на огромной скорости с Николасом Хеннеманом в Лондоне, а затем сменил свой бизнес на фотостудию. Занимался жанровой работой и портретной живописью. Рейландер также создавал этюды обнаженной натуры, в основном для использования в качестве этюдов художников, а позже выяснил, что его ранние работы были сделаны с помощью местной труппы театральных исполнителей.
Hard Times, c.1860Рейландер предпринял множество экспериментов, чтобы усовершенствовать свою фотографию, включая комбинированную печать, которую он не изобрел; однако он создавал более сложные и убедительные составные фотографии, чем любой предыдущий фотограф. У него были статьи, опубликованные в газете Wolverhampton Chronicle, 15 ноября 1854 года статья под названием «Улучшение калотипов, автор мистер О.Г. Рейландер из Вулверхэмптона» предполагает, что к 1854 году он экспериментировал с комбинированной печатью с нескольких негативов. Он был другом фотографа Чарльза Лютвиджа Доджсона (более известного под nom de plume Льюисом Кэрроллом), который собирал работы Рейландера и переписывался с ним по техническим вопросам. Позже Рейландер создал один из самых известных и ярких портретов Доджсона. Как и Доджсон, работа Рейландера включала множество изображений «обнаженных» детей:
Рейландер участвовал в Парижской выставке 1855 года. В 1856 году он написал свою самую известную аллегорическую работу «Два пути жизни». Это была бесшовная смонтированная комбинированная печать, сделанная из тридцати двух изображений (сродни использованию Photoshop сегодня, но тогда было гораздо труднее получить) примерно шесть недель. Впервые представленная на Манчестерской выставке художественных сокровищ в 1857 году, работа показывает человека, соблазняемого добрыми и злыми ангелами на пути порока или добродетели. Частичная нагота на изображении, на которой изображены настоящие женщины в том виде, в каком они на самом деле появляются, а не идеализированные формы, которые были тогда распространены в викторианском искусстве, некоторыми была сочтена «неприличной». Рейландер также обвиняли в использовании проституток в качестве моделей, хотя Рейландер категорически отрицал это, и никаких доказательств не было представлено. Сомнения по поводу работы утихли, когда королева Виктория приказала передать копию стоимостью 10 гинеев принцу Альберту. Виктория и Альберт купят три копии работы, и все они утеряны.
Несмотря на это королевское покровительство, разногласия о «Двух образах жизни в Шотландии в 1858 году привели к отделению большой группы от Фотографического общества Шотландии, сепаратистов, основавших Эдинбургское фотографическое общество в 1861 году. Они возражали против показа фотографии, когда половина ее была скрыта шторами. Картина также была показана в Фотографическом обществе Бирмингема без такого шума и цензуры. Однако фотографическое общество Шотландии позже внесло поправки и пригласило Рейландера на грандиозный обед в его честь в 1866 году, организованный для открытия выставки, в которую вошли многие из его картин.
Портрет Альфреда Теннисона, 1-го барона Теннисона, 1862Рейландер переместил свою студию на Малден-роуд, Лондон около 1862 года и в значительной степени отказался от своих ранних экспериментов с двойной экспозицией, фотомонтаж, фотографические манипуляции и ретушь. Вместо этого он стал одним из ведущих британских портретистов, создавая картины с психологическим зарядом. Он стал ведущим специалистом в области техники фотографии, читал лекции и издавал свои работы, продавал свои работы через книжные магазины и арт-дилеров. Он также нашел предмет в Лондоне, фотографируя бездомных лондонских уличных детей для создания популярных «социальных протестных» картин, таких как «Бедный Джо», также известный как «Бездомный».
Чарльз Латвидж Доджсон посетил студию Рейландера на Малден-роуд в 1863 году. Кэрролл переезжал в свою студию и попросил совета у Рейландера относительно ее дизайна. Примерно в 1863 году Рейландер посетил остров Уайт по просьбе Джулии Маргарет Кэмерон и помогал обучать ее фотографии.
Некоторые изображения Рейландера были приобретены в качестве вспомогательных средств для рисования известными викторианскими художниками, такими как сэр Лоуренс Альма-Тадема. В 1871 году он предоставил фотографии для классического трактата Дарвина о Выражении эмоций в человеке и животных.
Рейландер женился на Мэри Булл в 1862 году, которая была на двадцать четыре года младше его. Мэри была его фотомоделью в Вулверхэмптоне.
Рейландер серьезно заболел примерно в 1874 году. Он умер в 1875 году, имея несколько претензий на свое имущество и дорогостоящие расходы на похороны. Эдинбургское фотографическое общество собрало деньги для его вдовы после смерти Рейландера и помогло создать Мемориальный фонд Рейландера.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Оскаром Гюставом Рейландером. |