Корабль «Оса I» (проект 205) | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя: | Оса (Пр.205) |
Операторы: | см. Ниже |
Предшественник: | ракетный катер типа Комар |
Преемник: | корвет типа Тарантул |
Подклассы: | Оса I, Оса II |
Год постройки: | 1960–1973 |
В эксплуатации: | 1960 – настоящее время |
Выполнено: | 400+ |
Общие характеристики | |
Тип: | Быстроходный катер |
Водоизмещение: |
|
Длина: | 38,6 м (127 футов) |
Ширина: | 7,64 м (25,1 фута) |
Осадка: | 1,73 м (5,7 фута) (с M-504B - 1,84 м (6,0 фута)) |
Установленная мощность: |
|
Силовая установка: | 3 скорость валов |
: |
|
Дальность: |
|
Автономность: | 5 дней |
Состав: |
|
Датчики и. системы обработки: |
|
Электронная война. и ложные цели: | БМП / ЭСМ «Нихром-РРМ» |
Вооружение: |
|
The Проект 205 Москит (Москит), более известный по своим Обозначение НАТО Оса, представляет собой класс ракетных катеров, разработанных для ВМФ СССР в конце 1950-х годов. До 1962 года он классифицировался как большой торпедный катер.
Класс «Оса», вероятно, является самым многочисленным классом ракетных катеров из когда-либо построенных. В период с 1960 по 1973 годы было построено более 400 судов как для ВМФ СССР, так и для экспорта в союзные страны. страны. «Оса» в переводе с русского означает «оса», но это не официальное название. Лодки обозначались в ВМФ СССР как «большие ракетные катера ».
В то время как более ранние Komar class были дешевыми и эффективными лодками (и первыми потопить военный корабль управляемыми ракетами, уничтожив Эйлат ) ВМС Израиля, их выносливость, мореходность и обитаемость были в лучшем случае скромными, а ракетный блок был уязвим для повреждений от волн. Среди других их слабых мест - деревянный корпус, РЛС без блока управления огнем и неадекватное оборонительное вооружение, состоящее из двух 25-мм орудий с ручным управлением с простым оптическим прицелом в одной башне.
Наступательным оружием Комаров была пара ракет P-15 Termit (НАТО: SS-N-2 «Стикс»), и их было недостаточно, чтобы удерживать более современные ракеты дольше. - дальнобойные П-15М. Датчики были недостаточно эффективны, чтобы использовать максимальную дальность полета ракет, а экипаж из 17 человек был недостаточно большим, чтобы эффективно использовать все системы.
Было сочтено, что для устранения всех этих недостатков нужны были лодки большего размера, чтобы установить необходимое оборудование и предоставить больше места для большей команды.
Лодки проекта 205 больше, чем новаторские лодки проекта 183R (НАТО: класс Комар ), имеют массу в четыре раза больше и почти в два раза больше экипажа.. Они по-прежнему должны были быть «минимальными» кораблями для запланированных задач.
Корпус был стальным, с низкой и широкой надстройкой из более легких сплавов AMG, сплошной палубой и высоким надводным бортом. Края палубы были закругленными и гладкими, чтобы облегчить смывание радиоактивного загрязнения в случае ядерной войны. Корпус был довольно широким, но лодки проекта 205 могли развивать высокие скорости, так как у них были три радиальных дизельных двигателя Звезда М503, суммарная мощность которых составляла 12000 л.с. (15000 л.с. для проекта 205У и далее) с приводом на три вала.
Мощные двигатели позволяли развивать максимальную скорость около 40 узлов при разумной выносливости и надежности. Также было три дизель-генератора. Два главных двигателя и один генератор размещались в носовом машинном отделении, третий главный двигатель и два генератора - в кормовом машинном отделении. Между двумя машинными отделениями находился отсек управления.
Проблема, связанная со слабым зенитным вооружением более раннего проекта 183Р, была частично решена за счет использования двух башен АК-230 в носовой и кормовой части палубы. РЛС управления огнем MR-104 Rys (НАТО: «Drum Tilt») была размещена на высокой платформе и контролировала весь горизонт, несмотря на довольно широкие, но низкие надстройки. Даже будучи размещенным в кормовой части, этот радар имел хороший обзор со всех сторон.
Башни АК-230 были беспилотными, каждая была вооружена двумя 30-мм орудиями, способными стрелять 2000 об / мин (400 практических) с практической дальностью 2500 м. Использование против надводных целей было возможно, но, как и в случае с предыдущими кораблями Komar, после того, как все ракеты были израсходованы, планировалось убежать, а не сражаться. По-настоящему эффективное противолодочное артиллерийское вооружение отсутствовало до тех пор, пока не были представлены корветы класса проекта 12341.1 «Молния» (НАТО: «Тарантул ») с 76-мм пушками.
Ракетное вооружение состояло из четырех пусковых установок коробчатой формы (защищенных от неблагоприятных погодных условий) каждая с одной ракетой P-15 Termit (НАТО: SS-N-2 «Styx»). Это вдвое увеличивало доступное вооружение по сравнению с проектом 183Р, давая большую выносливость. Ракеты управлялись радаром MR-331 Rangout (НАТО: Square Tie) и Nikhrom-RRM ESM / IFF, что позволяло нацеливаться даже за горизонт, если цель радар был включен.
Со всеми этими улучшениями эти корабли стали значительно эффективнее. У них была одна из первых, если не первая система вооружения ближнего боя (CIWS). Рейтинг живучести был повышен до 50%, а требуемый залп из 12 ракет мог быть выпущен только тремя кораблями. Поэтому потопление эсминца считалось «гарантированным» с использованием только шести кораблей (две эскадрильи по три корабля), что облегчало координацию кораблей проекта 205 и делало их даже дешевле, чем необходимое количество лодок проекта 183R для достижения такой же эффективности.
В результате этих усовершенствований лодки проекта 205 не имели себе равных в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Более 400 штук было произведено в СССР, еще 120 - в Китае. Часть усовершенствованных ракет проекта 205У (Оса II) была оснащена ЗУР 9К32 Стрела-2 (НАТО: SA-N-5 «Грааль») зенитно-ракетными комплексами в МТУ. -4 четверных пусковых установки, в попытке улучшить ПВО. Эта новая модель также имела улучшенные, более мощные двигатели и новые цилиндрические ракетные коробки с улучшенными ракетами П-15У. Более поздние лодки 205М и 205мод имели более длинные трубы для усовершенствованных ракет П-15М.
Корпус проекта 205 оказался очень универсальным и на его базе была построена целая серия советских быстроходных катеров и патрульных катеров.
В дополнение к вышесказанному, семейство быстроходных ударных катеров проекта 206 (НАТО : Шершен, Турья и Матка класс) основаны на проекте 205 и имеют общий дизайн машинного отделения.
Эти ракетные катера участвовали в боях во время Войны на истощение, Войны Судного дня и Индо-пакистанской войны 1971.
Израильские ракетные катера «Саар» потопили сирийский ракетный катер класса «Оса» во время битвы при Латакии и три египетских ракетных катера класса «Оса» в битве при Балтиме. В этих боях израильские корабли не пострадали.
Напротив, ракетные катера Osa ВМС Индии были весьма успешны против пакистанских ВМС в их операции Trident.
Osas также использовались в ирано-иракской войне, с небольшими потерями, особенно в одном бою в 1980 году, когда несколько были уничтожены F-4 с AGM-65. Это сражение произошло 29 ноября 1980 года, и ВМС Ирака понесли некоторые повреждения. Ирак потерял только пять ракетных катеров за восемь лет войны.
Сирийские Оса II использовались в гражданской войне в Сирии. Было заснято, как Оса II стреляет из своих палубных орудий по городу Латакия.
Недостатки, которые были у Осаса, заключались в основном в низкой эффективности их ракет по малым и оснащенным ECM целям, как видно в битве при Латакии. В этом конфликте Осас и Комарс открыли огонь первыми, благодаря большей дальности ракет и благоприятным условиям распространения радиолокационного сигнала, но не попали в цель и не смогли убежать из-за неисправности двигателя. Отсутствие орудий среднего калибра затрудняло защиту от канонерских лодок, хотя в СССР имелись 37, 45 и 57-мм пушки, которые можно было установить вместо одной 30-мм пушки, как это было на некоторых других судах, таких как Poti ПЛО корветы. Эффективные противоракетные системы так и не были оснащены, хотя не было значительной разницы в размерах или весе между АК-230 и АК-630 CIWS.
Преемником стал корвет проекта 1241 типа «Тарантул » с вдвое большим водоизмещением и более высокой стоимостью, но изначально на вооружении которого было всего четыре П-15. Наконец-то у них был улучшенный электронный комплект и 76-мм пушка с высокой скорострельностью, а также новые сверхзвуковые ракеты П-270 Москит и Х-35, АК-630 CIWS и Радары Bass Tilt. Однако их было построено меньше, и поэтому Osas, заменив старые Komars, оставались в эксплуатации до начала XXI века.
Около 175 лодок «Оса I» и 114 «Оса II» были построены для ВМФ СССР, последние были списаны примерно в 1990 г. в составе основного флота СССР. Среди постсоветских стран одна лодка состоит на вооружении ВМС Азербайджана, а две - на ВМС Латвии.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с ракетными катерами класса Оса. |