Ракетный катер типа «Оса»

редактировать
Оса I (проект 205) крафт Корабль «Оса I» (проект 205)
Обзор класса
Имя:Оса (Пр.205)
Операторы:см. Ниже
Предшественник:ракетный катер типа Комар
Преемник:корвет типа Тарантул
Подклассы:Оса I, Оса II
Год постройки:1960–1973
В эксплуатации:1960 – настоящее время
Выполнено:400+
Общие характеристики
Тип:Быстроходный катер
Водоизмещение:
  • Osa I
  • 171,5 (с М-504Б - 184) тонны стандартное
  • 209 (с М- 504B - 226) тонн при полной нагрузке
  • Osa II
  • 192 тонны в стандартной комплектации
  • 235 тонн при полной нагрузке
Длина:38,6 м (127 футов)
Ширина:7,64 м (25,1 фута)
Осадка:1,73 м (5,7 фута) (с M-504B - 1,84 м (6,0 фута))
Установленная мощность:
  • 3 × 4000 л.с. M-503G дизельные двигатели (205)
  • 3 × 5000 л.с.Дизельные двигатели M-504B (начиная с 205U)
Силовая установка:3 скорость валов
:
Дальность:
  • 1800 морских миль (3300 км) при 14 узлах,
  • 800 морских миль (1500 км) при 30 узлах,
  • 500 морских миль (930 км) на скорости 35 узлов
Автономность:5 дней
Состав:
  • 28 (4 офицера) (Оса I)
  • 29 (4 офицера) (Osa II)
Датчики и. системы обработки:
  • РЛС MR-331 Rangout (Square Tie)
  • Система управления огнем Klyon для P-15 Termit
  • Никель IFF
  • РЛС управления огнем MR-104 Rys (Drum Tilt) для АК-230
  • Радиопеленгатор ARP-58SV
Электронная война. и ложные цели:БМП / ЭСМ «Нихром-РРМ»
Вооружение:

The Проект 205 Москит (Москит), более известный по своим Обозначение НАТО Оса, представляет собой класс ракетных катеров, разработанных для ВМФ СССР в конце 1950-х годов. До 1962 года он классифицировался как большой торпедный катер.

Класс «Оса», вероятно, является самым многочисленным классом ракетных катеров из когда-либо построенных. В период с 1960 по 1973 годы было построено более 400 судов как для ВМФ СССР, так и для экспорта в союзные страны. страны. «Оса» в переводе с русского означает «оса», но это не официальное название. Лодки обозначались в ВМФ СССР как «большие ракетные катера ».

Содержание

  • 1 Origins
  • 2 Project
  • 3 Варианты
  • 4 Боевая служба
  • 5 Операторы
    • 5.1 Osa I
    • 5.2 Osa II
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Истоки

В то время как более ранние Komar class были дешевыми и эффективными лодками (и первыми потопить военный корабль управляемыми ракетами, уничтожив Эйлат ) ВМС Израиля, их выносливость, мореходность и обитаемость были в лучшем случае скромными, а ракетный блок был уязвим для повреждений от волн. Среди других их слабых мест - деревянный корпус, РЛС без блока управления огнем и неадекватное оборонительное вооружение, состоящее из двух 25-мм орудий с ручным управлением с простым оптическим прицелом в одной башне.

Наступательным оружием Комаров была пара ракет P-15 Termit (НАТО: SS-N-2 «Стикс»), и их было недостаточно, чтобы удерживать более современные ракеты дольше. - дальнобойные П-15М. Датчики были недостаточно эффективны, чтобы использовать максимальную дальность полета ракет, а экипаж из 17 человек был недостаточно большим, чтобы эффективно использовать все системы.

Было сочтено, что для устранения всех этих недостатков нужны были лодки большего размера, чтобы установить необходимое оборудование и предоставить больше места для большей команды.

Проект

Лодки проекта 205 больше, чем новаторские лодки проекта 183R (НАТО: класс Комар ), имеют массу в четыре раза больше и почти в два раза больше экипажа.. Они по-прежнему должны были быть «минимальными» кораблями для запланированных задач.

Корпус был стальным, с низкой и широкой надстройкой из более легких сплавов AMG, сплошной палубой и высоким надводным бортом. Края палубы были закругленными и гладкими, чтобы облегчить смывание радиоактивного загрязнения в случае ядерной войны. Корпус был довольно широким, но лодки проекта 205 могли развивать высокие скорости, так как у них были три радиальных дизельных двигателя Звезда М503, суммарная мощность которых составляла 12000 л.с. (15000 л.с. для проекта 205У и далее) с приводом на три вала.

Мощные двигатели позволяли развивать максимальную скорость около 40 узлов при разумной выносливости и надежности. Также было три дизель-генератора. Два главных двигателя и один генератор размещались в носовом машинном отделении, третий главный двигатель и два генератора - в кормовом машинном отделении. Между двумя машинными отделениями находился отсек управления.

Проблема, связанная со слабым зенитным вооружением более раннего проекта 183Р, была частично решена за счет использования двух башен АК-230 в носовой и кормовой части палубы. РЛС управления огнем MR-104 Rys (НАТО: «Drum Tilt») была размещена на высокой платформе и контролировала весь горизонт, несмотря на довольно широкие, но низкие надстройки. Даже будучи размещенным в кормовой части, этот радар имел хороший обзор со всех сторон.

Башни АК-230 были беспилотными, каждая была вооружена двумя 30-мм орудиями, способными стрелять 2000 об / мин (400 практических) с практической дальностью 2500 м. Использование против надводных целей было возможно, но, как и в случае с предыдущими кораблями Komar, после того, как все ракеты были израсходованы, планировалось убежать, а не сражаться. По-настоящему эффективное противолодочное артиллерийское вооружение отсутствовало до тех пор, пока не были представлены корветы класса проекта 12341.1 «Молния» (НАТО: «Тарантул ») с 76-мм пушками.

Ракетное вооружение состояло из четырех пусковых установок коробчатой ​​формы (защищенных от неблагоприятных погодных условий) каждая с одной ракетой P-15 Termit (НАТО: SS-N-2 «Styx»). Это вдвое увеличивало доступное вооружение по сравнению с проектом 183Р, давая большую выносливость. Ракеты управлялись радаром MR-331 Rangout (НАТО: Square Tie) и Nikhrom-RRM ESM / IFF, что позволяло нацеливаться даже за горизонт, если цель радар был включен.

Со всеми этими улучшениями эти корабли стали значительно эффективнее. У них была одна из первых, если не первая система вооружения ближнего боя (CIWS). Рейтинг живучести был повышен до 50%, а требуемый залп из 12 ракет мог быть выпущен только тремя кораблями. Поэтому потопление эсминца считалось «гарантированным» с использованием только шести кораблей (две эскадрильи по три корабля), что облегчало координацию кораблей проекта 205 и делало их даже дешевле, чем необходимое количество лодок проекта 183R для достижения такой же эффективности.

В результате этих усовершенствований лодки проекта 205 не имели себе равных в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Более 400 штук было произведено в СССР, еще 120 - в Китае. Часть усовершенствованных ракет проекта 205У (Оса II) была оснащена ЗУР 9К32 Стрела-2 (НАТО: SA-N-5 «Грааль») зенитно-ракетными комплексами в МТУ. -4 четверных пусковых установки, в попытке улучшить ПВО. Эта новая модель также имела улучшенные, более мощные двигатели и новые цилиндрические ракетные коробки с улучшенными ракетами П-15У. Более поздние лодки 205М и 205мод имели более длинные трубы для усовершенствованных ракет П-15М.

Варианты

Корпус проекта 205 оказался очень универсальным и на его базе была построена целая серия советских быстроходных катеров и патрульных катеров.

  • Проект 205 («Оса I») : Оригинальный ракетный катер, узнаваемый по коробчатым пусковым установкам для ракет П-15 / П-15Т «Термит». 160 построено.
  • Проект 205E : Проект 205 с 4 пусковыми установками КТ-62К для ракет П-25 и передним гидросамолетом, что позволяет развивать скорость до 50 узлов (93 км / ч). 1.
  • Пр.205Ч : Пр.205 с электрооборудованием на 400 Гц. Построено 1.
  • Пр. 205У ("Оса II") : Модернизированный пр. 205 с трубчатыми пусковыми установками для улучшенной ракеты П-15У. Построено 32.
  • Пр.205ЭР : Основная экспортная версия проекта 205У. Удалены радиопеленгаторы Нихром-РРМ IFF / ESM, Nickel IFF и ARP-58SV.
  • Проект 205М : Удлиненные ракетные блоки для ракет П-15М с новым радиолокационным комплексом «Гравий» вместо комплекса «Рангаут / Рысь». Построено 1.
  • Пр.205мод : Ракета П-15М взамен П-15У. Построено 19.
  • Проект 205П «Тарантул» («Стенка ») : Версия противолодочного патрульного катера.

В дополнение к вышесказанному, семейство быстроходных ударных катеров проекта 206 (НАТО : Шершен, Турья и Матка класс) основаны на проекте 205 и имеют общий дизайн машинного отделения.

Боевая служба

Эти ракетные катера участвовали в боях во время Войны на истощение, Войны Судного дня и Индо-пакистанской войны 1971.

Израильские ракетные катера «Саар» потопили сирийский ракетный катер класса «Оса» во время битвы при Латакии и три египетских ракетных катера класса «Оса» в битве при Балтиме. В этих боях израильские корабли не пострадали.

Напротив, ракетные катера Osa ВМС Индии были весьма успешны против пакистанских ВМС в их операции Trident.

Osas также использовались в ирано-иракской войне, с небольшими потерями, особенно в одном бою в 1980 году, когда несколько были уничтожены F-4 с AGM-65. Это сражение произошло 29 ноября 1980 года, и ВМС Ирака понесли некоторые повреждения. Ирак потерял только пять ракетных катеров за восемь лет войны.

Сирийские Оса II использовались в гражданской войне в Сирии. Было заснято, как Оса II стреляет из своих палубных орудий по городу Латакия.

Недостатки, которые были у Осаса, заключались в основном в низкой эффективности их ракет по малым и оснащенным ECM целям, как видно в битве при Латакии. В этом конфликте Осас и Комарс открыли огонь первыми, благодаря большей дальности ракет и благоприятным условиям распространения радиолокационного сигнала, но не попали в цель и не смогли убежать из-за неисправности двигателя. Отсутствие орудий среднего калибра затрудняло защиту от канонерских лодок, хотя в СССР имелись 37, 45 и 57-мм пушки, которые можно было установить вместо одной 30-мм пушки, как это было на некоторых других судах, таких как Poti ПЛО корветы. Эффективные противоракетные системы так и не были оснащены, хотя не было значительной разницы в размерах или весе между АК-230 и АК-630 CIWS.

Преемником стал корвет проекта 1241 типа «Тарантул » с вдвое большим водоизмещением и более высокой стоимостью, но изначально на вооружении которого было всего четыре П-15. Наконец-то у них был улучшенный электронный комплект и 76-мм пушка с высокой скорострельностью, а также новые сверхзвуковые ракеты П-270 Москит и Х-35, АК-630 CIWS и Радары Bass Tilt. Однако их было построено меньше, и поэтому Osas, заменив старые Komars, оставались в эксплуатации до начала XXI века.

Операторы

Около 175 лодок «Оса I» и 114 «Оса II» были построены для ВМФ СССР, последние были списаны примерно в 1990 г. в составе основного флота СССР. Среди постсоветских стран одна лодка состоит на вооружении ВМС Азербайджана, а две - на ВМС Латвии.

Osa I

Osa I (проект 205)
Бенин
Военные Бенина - 2 лодки в 1979 г.
Бангладеш
ВМС Бангладеш - 5 лодок
Китай
ВМС Народно-освободительной армии - 4 лодки в начало 1960-х плюс более 130 лицензионных судов.
Египет
ВМС Египта - 3 лодки (плюс две в резерве) остаются по состоянию на 2007 год из 13, переданных из Советского Союза в 1966–68, некоторые из которые были потоплены во время войны Судного дня в 1973 году. Выжившие были переоборудованы в 1994 году и получили радарные системы перехвата Litton Triton. 5 бывших югославских лодок были куплены в 2004 году менее чем за 1 миллион долларов, переоборудованы в Черногории и поставлены в 2007 году.
Восточная Германия
ВМС Восточной Германии - 15 лодок передано в 1962–1971 гг. - списано в 1981–1990 гг.
Индия
ВМС Индии - 9 лодок передано 1968-1971 гг. - списано в 1983–1997 гг.
Латвия
ВМС Латвии - 6 бывших восточногерманских катеров, списанных в 1990-е годы.
Северная Корея
ВМС Северной Кореи - передано 12 лодок 1968–1973
Польша
ВМС Польши - 13 передано 1964–1975 гг. - выведено из эксплуатации 1984–2006 гг.
Румыния
ВМС Румынии - 6 лодок на вооружении 1964–2004
Советский Союз
Советский флот - Передан государствам-преемникам
Сирия
Сирийский флот - 8 лодок
Югославия
ВМС Югославии - 10 лодок
Хорватия
ВМС Хорватии - унаследовали 2 лодки, одна списана в 1990-х годах, вторая использовалась в качестве целевой лодки для RBS-15 ракеты.
Черногория
Военные Черногории - Сербия-Черногория o продано 5 Египту в 2004 г., поставлено в 2007 г.

Корабль Osa II

Корабль Osa II (проект 205U) Пусковая установка P-15M на быстроходном ударном корабле класса Osa II.
Алжир
ВМС Алжира - передано 8 лодок 1978
Ангола
ВМС Анголы - передано 6 катеров 1982–1983 гг.
Азербайджан
ВМС Азербайджана - 1 лодка
Болгария
ВМС Болгарии - 3 лодки
Куба
ВМС Кубы - 13 лодок
Египет
ВМС Египта - 4 лодки (см. Примечание из финской ракеты класса Tuima лодка )
Эритрея
ВМС Эритреи - 5 лодок
Финляндия
ВМС Финляндии - 4 лодки переданы в 1974–75. Известен как ракетные катера типа «Туима». Списан в 2003 году и продан ВМС Египта для использования в качестве минных катеров после модернизации.
Индия
ВМС Индии - 8 лодок передано в 1976–77, списано в 1999–2003 годах
Ирак
ВМС Ирака - использовались во время операции Морварид
Ливия
ВМС Ливии - Неизвестно
Ливия
Национально-освободительная армия - Неизвестно
Россия
Россия Военно-морской флот - Передан из ВМФ СССР
Сомали
ВМС Сомали - 2
Советский Союз
ВМС СССР - Передан государствам-преемникам
Сирия
Сирийский флот - 12 лодок
Вьетнам
Вьетнамский флот - 8 лодок
Йемен
Йеменский флот - 18 лодок

См. Также

Список литературы

Примечания

  1. ^Русский: Проект 205 «Москит»
  2. ^База данных Аравийского полуострова и Персидского залива
  3. ^Танкерная война
  4. ^Сирийский флот «обстреливает город Латакию» - Ближний Восток - Al Jazeera English
  5. ^ Вертхайм, Эрик (2007). Руководство военно-морского института по боевым флотам мира: их корабли, самолеты и системы. Издательство Военно-морского института. п. 174. ISBN 9781591149552.
  6. ^Джейн, Фредерик Томас. "Боевые корабли Джейн". Информационная группа Джейн: 575.

Библиография

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с ракетными катерами класса Оса.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 03:27:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте