Восточное православие в Эстонии

редактировать

Восточное православие в Эстонии исповедуют 16,5% населения, что делает его наиболее узнаваемым религия и христианское вероисповедание в этом светском государстве после превосходства лютера n христианство с 9,1% (что ранее было 13,6% по переписи 2000 г.) впервые в современной истории страны. Восточное православие, или более конкретно православное христианство, в основном исповедуется в Эстонии русским этническим меньшинством и меньшинством среди коренного населения. Согласно переписи населения Эстонии 2000 года, 72,9% тех, кто идентифицировал себя как православные, были русского происхождения.

Сегодня в Эстонии действуют два отделения Восточной Православной церкви: Эстонская Апостольская Православная Церковь., автономная церковь в составе Вселенского Патриархата Константинополя, и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, полуавтономная церковь Русская Православная Церковь.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Путь к автономии
    • 1.2 Советская оккупация
    • 1.3 Эстонская независимость и реформа собственности
    • 1.4 Церковь сегодня
  • 2 См. Также
  • 3 Источники

История

Собор Александра Невского в Таллинне, построенный в конце XIX века.

Православие, скорее всего, впервые было введено в X веке. через XII века миссионеры из Новгорода и Пскова действовали среди эстонцев в юго-восточных районах области, близкой к Пскову. Первое упоминание о православной общине в Эстонии датируется 1030 годом. Около 600 г. н.э. на восточной стороне холма Тооме (Toomemägi) эстонцы основали город Тарбату (современный Тарту ). В 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый совершил набег на Тарбату и построил свой форт под названием Юрьев, а также якобы прихожан в соборе, посвященном его покровителю св. Георгий. Конгрегация могла просуществовать до 1061 года, когда, согласно летописям, Юрьев был сожжен дотла, а православные изгнаны.

В результате Балтийских крестовых походов в начале 13 века северная Эстония была завоевана Данией, а южная часть страны - Тевтонский орден, а затем Ливонские братья по мечу, и, таким образом, вся нынешняя Эстония попала под контроль западного христианства. Однако русские купцы из Новгорода и Пскова позже смогли основать небольшие православные общины в нескольких городах Эстонии. Одна такая община была изгнана из города Дерпт (Тарту ) в 1472 году немцами, которые замучили своего священника Исидора вместе с несколькими православными верующими (группа поминается 8 января).

Мало что известно об истории церкви в этом районе до 17-18 веков, когда многие старообрядцы бежали туда из России, чтобы избежать литургические реформы, введенные Патриархом Русской Православной Церкви Никоном.

В XVIII и XIX веках Эстония была частью Российской Империи, имея уступила Шведской империи в 1721 году после ее поражения в Великой Северной войне. В течение 1800-х годов значительное число эстонских крестьян обратилось в православную веру императора в (нереализованной) надежде получить землю. Это привело к созданию епархии в Рижской (в современной Латвии ) Русской Православной Церковью в 1850 году. В 19 веке началась волна русификации, поддержанная русской иерархией, но не местным эстонским духовенством. Примерно в это же время были построены собор Святого Александра Невского в Таллинне и Пюхтицкий монастырь в Куремяэ.

Дорога к автономии

По мере того, как эстонский национализм неуклонно рос на протяжении 19 века, эстонское духовенство также стремилось к большей независимости, начиная с эстонской епархии, имеющей см. в Таллинне во главе с эстонским епископом. В 1917 г. пленум избрал Пауля Кульбуша, священника Св. Петербург Эстонская православная община, стать епископом Таллиннским Платоном. Убежденный сторонник независимости, он был казнен двумя годами позже Красной Армией во время Войны за независимость Эстонии.

Пюхтицкого монастыря в Куремяэ, восточная Эстония.

После признания Россией независимого Эстонского государства, Патриарх Русской Православной Церкви, Св. Тихон, в 1920 году признал Эстонскую Апостольскую Православную Церковь (ЭАПЦ) автономной в экономических, административных и образовательных вопросах и предоставил ей временную автокефалию. Архиепископ Александр Паулюс был избран и рукоположен главой ЕАПЦ.

До этого Советская Россия приняла марксистско-ленинскую идеологию, которая считалась идеологической целью устранение религии и ее замена государственным атеизмом. В ответ Патриарх Тихон отлучил советское руководство в 1918 году, что привело к периоду жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. В апреле 1922 года Тихон был заключен в тюрьму, и эстонское духовенство потеряло связь с Московским Патриархатом. В сентябре 1922 года Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с ходатайством о (1) передаче управления Эстонской церковью от Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриархату, и (2) прояснить канонический статус эстонской церкви. В 1923 году Константинопольский Патриархат издал томос (церковный указ), который ввел ЕАПЦ под юрисдикцию Константинополя и предоставил ему автономию, но не полную автокефалию.

. В 1935 году церковь официально зарегистрировала свой статут в государство под названием Эстонская Апостольская Православная Церковь. Позже это будет иметь важные юридические последствия.

Эстонская церковь оставалась подданной Константинопольского Патриархата до Второй мировой войны. К тому времени примерно пятая часть всего населения Эстонии составляла православные христиане, в том числе Константин Пятс, первый президент Эстонии. На богословском факультете Тартуского университета было более 210 000 последователей (в основном этнических эстонцев), три епископа, 156 приходов, 131 священник, 19 диаконов и кафедра православия. Известные православные учреждения включали Псково-Печерский монастырь в Петцери, два женских монастыря - в Нарве и Куремяэ, монастырь в Таллинне и семинария в Петцери.

Советская оккупация

В 1940 году Эстония стала составной частью Советской Союз, как часть секретного соглашения о разделе территории в германо-советском пакте о ненападении от августа 1939 года. В советское время решение эстонской церкви о разрыве с Москвой в пользу Константинополя было принято. незаконно. В результате церковь потеряла автономию и 28 февраля 1941 года была объединена с Русской Православной Церковью. Более половины эстонского православного духовенства подали в отставку в знак протеста.

Это соглашение оказалось недолговечным, поскольку Нацистская Германия вторглась в Эстонию в июле 1941 года. Это вызвало первый раскол в истории эстонского православия; в 1942 году церковь провозгласила свою автономию и возобновила отношения с Константинопольским патриархатом, но эстонская епархия в Нарве, в основном населенная этническими русскими, сохранила свою связь с Русской православной церковью. 4>

Со временем судьба Германии изменилась. К началу 1944 года Красная Армия России отбросила вторгшиеся немецкие войска к эстонской границе. В связи с неизбежностью повторной оккупации Советского Союза Эстонию покинули примерно 100 000 человек. Среди них были те, кто вместе с примерно 20 священниками основали Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в изгнании в Стокгольме. Там ЕАПЦ в изгнании обслужил около 10 000 эстонских православных христиан по всему миру.

Несмотря на жесткое сопротивление отступающих немецких войск и эстонских националистов, Советский Союз восстановил контроль над Эстонией к осени 1944 года. В 1945 году Московский Патриархат ликвидировал ЕАПЦ, распустив оставшееся духовенство и объединив все эстонские общины в единую епархию в рамках Русской Православной Церкви.

Эстонская Православная Церковь оставалась расколотой до тех пор, пока Эстония была членом состояние Советского Союза, почти полвека. Перед смертью в 1953 году митрополит Александр учредил свою паству как экзархат под Константинополем. синод был организован в Швеции в 1958 году для сохранения преемственности церкви в изгнании. В Эстонии церковь продолжала оставаться епархией Русской православной церкви. В 1978 году по просьбе Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат Константинополя объявил предоставленный автономией Томос 1923 года «недействующим», что означает, что Константинополь признал невозможность автономной православной церкви, действующей в пределах Эстонской Советской Социалистической Республики.

Эстонская независимость и реформа собственности

20 августа 1991 года Эстония провозгласила свою независимость от распадающегося Советского Союза, восстановив парламентское правительство до 1940 года .. Вскоре в православной общине возникли разногласия; одни хотели остаться под властью Московского Патриархата, другие - за восстановление автономной церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриархата.

В этом вопросе был также правовой аспект. После обретения независимости Эстония приступила к реализации программы реформы собственности, то есть восстановления собственности , экспроприированной Советским Союзом во время оккупации. Но какая церковь - в изгнании, в Константинополе, или в Эстонии, в Москве, - была законной Эстонской Православной Церковью?

В начале 1993 года эстонский парламент принял Закон о церквях и приходах, который требовал все религиозные учреждения перерегистрировать в МВД. В августе того же года церковь в изгнании зарегистрировала статут 1935 года, что означает, что она считала себя продолжением первоначальной Эстонской Апостольской Православной Церкви. В ноябре возглавляемая Москвой епархия попыталась зарегистрировать тот же статут 1935 года, но получила отказ. В ответ епархия подала в суд, пытаясь установить, что она, а не церковь в изгнании, поддерживала преемственность Эстонской Апостольской православной церкви во время советской оккупации. Суд отклонил это усилие, постановив, что церковь в изгнании действительно была законным преемником православной церкви в постсоветской Эстонии, что сделало ЕАПЦ единственным законным наследником всей православной церковной собственности в Эстонии до 1940 года.

Московский Патриархат категорически против этого постановления. Особую озабоченность вызвали около 20 церквей, построенных до 1940-х годов и, следовательно, юридически принадлежащих ЕАПЦ, находящихся в ведении московской епархии. В феврале 1996 года Константинопольский патриархат восстановил томос 1923 года, который предоставил Эстонской Апостольской православной церкви автономию и установил каноническое подчинение Вселенскому патриархату, заявив, что, хотя томос был объявлен недействительным в 1978 году, он «не считался недействительным, недействительным. или отозван ". Московский Патриархат, уроженец Эстонии Патриарх Алексей II считал родную Эстонию частью своей канонической территории, резко разорвал отношения с Константинополем, в том числе разрыв общения между церквями.

Отношения между конфликтующими Патриархатами были восстановлены три месяца спустя, после встреч в Цюрихе, была достигнута следующая договоренность: и автономная церковь, и Российская епархия могут действовать параллельно в рамках Эстония, отдельные приходы и духовенство смогут выбирать, какой юрисдикции им следовать. Был проведен референдум, и большинство приходов (54 из 84, в основном по этническому признаку) выбрали автономную Эстонскую Апостольскую Православную Церковь, хотя большинство прихожан поддерживали Московский Патриархат.

Российская епархия продолжала работать. его кампания по требованию правопреемства до 2001 года, когда он отказался от попыток зарегистрировать статут 1935 года и вместо этого обратился в Министерство внутренних дел с названием «Эстонская православная церковь Московского патриархата». ЕАПЦ выразил протест, заявив, что он слишком похож на «Эстонскую апостольскую православную церковь». Сначала правительство встало на сторону ЕАПЦ, предложив вместо этого такие названия, как «Русская православная церковь в Эстонии» или «епархия Русской православной церкви». Эстонская бизнес-ассоциация вскоре начала лоббировать интересы Московского Патриархата, поскольку заявления российских официальных лиц привели их к мысли, что благоприятная регистрация приведет к снижению таможенных пошлин на эстонско-российскую торговлю. Усилия увенчались успехом, и 17 апреля 2002 года Российская епархия была зарегистрирована как Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦМП). Однако это не привело к ожидаемому снижению тарифов.

Церковь сегодня

Православная община в Эстонии, которая составляет около 16,5% от общей численности населения по состоянию на 2011 год., которая стала крупнейшей христианской конфессией в стране за время лютеранства впервые в современной истории страны, остается разделенной, при этом большинство верующих (в основном этнических русских) остается под властью Москвы. Согласно отчету правительства за 2004 год, около 20 000 верующих (в основном этнических эстонцев) в 54 приходах являются частью Эстонской Апостольской Православной автономной церкви под Константинополем, а 150 000 верующих в 30 приходах, а также монашеская община Пюхтица, при Московском Патриархате.

Вопросы собственности в основном решены. В 2002 году EAOC согласился передать право собственности на церкви, используемые EOCMP, государству, которое, в свою очередь, предоставит EOCMP аренду на 50 лет. Взамен государство согласилось отремонтировать церкви EAOC.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 05:08:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте