Общее население | |
---|---|
8000 (оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай : Хэйлунцзян, Внутренняя Монголия | |
Языки | |
Орокэн | |
Религия | |
Шаманизм, Буддизм | |
Родственные этнические группы | |
Эвенки, другие тунгусские народы, монголы |
орокены (упрощенный китайский : 鄂伦春 族; традиционный китайский : 鄂倫春 族; пиньинь : Èlúnchūn zú; монгольский : орчун; также пишется орочен или орочон) - этническая группа в северном Китае. Они образуют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой. По данным переписи 2000 года, 44,54% орокенов проживали в Внутренней Монголии и 51,52% вдоль реки Хэйлунцзян (Амур ) в провинции Хэйлунцзян. Автономное знамя Орокен также находится во Внутренней Монголии.
Орокены в основном охотники и обычно используют мех и шкуры животных для одежды. Многие из них отказались от охоты и присоединились к законам, направленным на защиту дикой природы Китайской Народной Республики. Утверждается, что правительство предоставило современные жилища тем, кто отказался от традиционного образа жизни. Орокены представлены в Народном Конгрессе своим собственным делегатом и являются признанным этническим меньшинством.
язык орокен является северотунгусским языком. Их язык очень похож на эвенкийский язык, и считается, что носители этих двух языков могут понимать 70% другого языка. Их язык еще не написан; однако большинство орокенов способны читать и писать китайский, а некоторые могут также говорить на языке даур.
Орокен (монгольские гуручины) - одни из них. древнейших этнических групп северо-востока Китая. Эндоним орокен означает «люди, которые разводят оленей, оленеводы ». Предки орокенов первоначально жили на обширной территории к югу от гор Внешнего Хингана и к северу от Хэйлунцзян.
. Когда-то они составляли часть древних людей, известных как Шивэй. В 17 веке, после вторжений Российской Империи, некоторые орокены перебрались в район около гор Большого и Малого Хингана.
Во время японской оккупации Маньчжурии орокены претерпели значительную убыль населения. Японцы распространяли среди них опиум и подвергали некоторых членов общины экспериментам на людях, что в сочетании со случаями эпидемических заболеваний привело к сокращению их населения, пока не осталось только 1000 человек. Японцы запретили орокенам общаться с другими этническими группами и заставляли их охотиться для них на животных в обмен на рацион и одежду, которых иногда было недостаточно для выживания, что приводило к смерти от голода и разоблачения. Опиум распространялся среди взрослых орокенов старше 18 лет в качестве средства контроля. После того, как 2 японских солдата были убиты в Алихе охотником на орокенов, японцы насмерть отравили 40 орокенов. Японцы вынудили орокенов сражаться за них в войне, что привело к массовому сокращению населения орокенов. Даже те орокены, которые избегали прямого контроля со стороны японцев, оказались перед лицом конфликта с антияпонскими силами китайских коммунистов, что способствовало сокращению их населения в этот период.
После изгнания японцев из Маньчжурии, Орокен попал под подозрение китайских коммунистов как контрреволюционеры и подвергся преследованиям, особенно во время культурной революции 1966–1976 годов. Некоторые орокены были доведены до самоубийства из-за интенсивных допросов со стороны коммунистических властей Китая, а также из-за того, что им пришлось терпеть публичные унижения и побои.
Орокены экзогамны, разрешены только браки между членами разных кланов.
Традиционное жилище называется сиерранджу (кит. : 斜 仁 柱; пиньинь : xiérénzhù) и покрыто летом берестой, а зимой - корой. оленьи меха. Эти жилища имеют коническую форму и состоят из 20-30 сосновых прутьев. Жилища обычно составляют около шести метров в диаметре и пяти метров в высоту. В центре размещается камин, который служит кухней, а также источником освещения. Береста является важным сырьем в традиционной культуре наряду с мехами. Служит для изготовления контейнеров всех типов, от изготовления люлек до лодок. Относительно оленеводства эвенков, орокенов и нанайцев, которые все использовали бересту, можно сказать, что эти культуры являются частью культуры «бересты».
Орокен сейчас входит в число наиболее образованных этнических групп Китая. 23,3% этнической группы получили высшее образование, только меньше русских китайцев, китайских татар и нанайцев. 19,2% получили только начальное образование или меньше, после корейцев, русских китайцев и нанайцев.
До начала 1950-х гг. Основной религией кочевых орокенов был шаманизм. Летом 1952 года сотрудники коммунистической партии Китая вынудили лидеров орокенов отказаться от своих «суеверий» и отказаться от любых религиозных обрядов. Эти племенные лидеры, Чуоннасуань (Мэн Цзинь Фу) и Чжао Ли Бен, также были могущественными шаманами. Особый общинный ритуал «отослать духов» и умолять их не возвращаться проводился в течение трех ночей в Байинна и Шибажан.
Последний живой шаман орокенов, Чуоннасуан (кит. : 孟金福; пиньинь : Мэн Цзин Фу), умер в возрасте 73 лет 9 октября 2000 года. Его жизнь, первоначальная болезнь и обучение шамана подробно описаны в опубликованной статье, также доступной в Интернете.
Чуоннасуан был последним живым шаманом, который практиковал свое ремесло до коммунистического изгнания таких «суеверий» в этом регионе. в 1952 году. В течение трех ночей в июле 1952 года в нескольких отдельных общинах народы орокенов проводили ритуалы, в которых умоляли духов покинуть их навсегда. Свидетельства и усиление слуховых (духовных песен) и визуальных мысленных образов во время измененных состояний сознания можно найти в отчете Чуоннасуана о его практике шаманизма. Примечательно то, что он сообщил о совершении только одного ритуального путешествия в нижний мир, который он назвал Буни. Этот термин для обозначения нижнего мира или земли мертвых идентичен тому, который использовался нанайским народом Сибири в рассказах шаманов, собранных почти столетие назад. Жертвоприношения духам предков по-прежнему совершаются регулярно, и существует народная психологическая вера в анимизм.
Традиционно орокены с особым почтением относятся к животным, особенно к медведю и тигру, которых они считают своими кровными братьями. Тигр известен им как wutaqi, что означает «пожилой человек», а медведь - amaha, что означает «дядя».