Орнамент (искусство)

редактировать
Примеры орнаментов в различных стилях. Слева направо и сверху вниз: гирлянда, на которой стоит путто, лист аканта, пальметты, картуш, маскарон и трофей музыкальных инструментов

В архитектуре и декоративном искусстве, орнамент - украшение, используемое для украшения частей здания или объекта. Крупные изобразительные элементы, такие как монументальная скульптура и их эквиваленты в декоративном искусстве, исключаются из этого термина; в большинстве орнаментов нет человеческих фигур, и если они есть, то они малы по сравнению с общим масштабом. Архитектурный орнамент может быть вырезан из камня, дерева или драгоценных металлов, сформирован из гипса или глины, или нарисован или вдавлен на поверхность в качестве нанесенного орнамента ; в других прикладных искусствах может использоваться основной материал объекта или другой материал, такой как краска или стекловидная эмаль.

XVIII век рококо балкон, Бавария. Форма сама по себе является орнаментальной и дополнительно украшена расписной штукатуркой Удивительный интерьер в стиле рококо Аббатство Вильгеринг (Вильхеринг, Австрия ). В этом интерьере есть trompe-l'œil на потолке, окруженный богато украшенной штукатуркой Arabesque в будуаре, взятом из Hôtel de Crillon, в Музее Метрополитен (Нью-Йорк) Нео- Ренессанс орнаменты над дверью в DA Дом Стурдза, каждая дверь имеет одно и то же над ними, в Бухаресте (Румыния ) Рельеф Дианы в Амалиенбурге в Мюнхене (Германия)

Большое разнообразие декоративных стилей и мотивов было разработано для архитектуры и прикладного искусства, включая керамику, мебель, металлоконструкции. В текстильных изделиях, обоях и других объектах, где украшение может быть главным оправданием его существования, чаще используются термины узор или дизайн. Диапазон мотивов, используемых в орнаменте, основан на геометрических формах и узорах, растениях, фигурах людей и животных. По всей Евразии и по всему миру существует богатая и взаимосвязанная традиция растительного орнамента уже более трех тысяч лет. ; традиционный орнамент из других частей света обычно больше опирается на геометрические и животные мотивы.

В эссе 1941 года историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал его «поверхностная модуляция». Самые ранние украшения и орнамент часто сохранились от доисторических культур в виде простых знаков на керамике, где украшения из других материалов (включая татуировки ) были утеряны. Там, где использовался гончарный круг , технология упрощала некоторые виды украшения; ткачество - это еще одна технология, которая также очень легко поддается декорированию или узору и в некоторой степени определяет его форму. Орнамент был очевиден в цивилизациях с начала письменной истории, начиная от древнеегипетской архитектуры до очевидного отсутствия орнамента в 20 веке модернистской архитектуры.

Орнамент подразумевает, что украшенный объект имеет функцию, которую также может выполнять неукрашенный эквивалент. Если объект не имеет такой функции, но существует только как произведение искусства, например, скульптура или живопись, этот термин будет использоваться с меньшей вероятностью, за исключением периферийных элементов. В последние столетия стало применяться различие между изобразительным искусством и прикладным или декоративным искусством (кроме архитектуры), причем орнамент в основном рассматривался как особенность последнего класса.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Орнаменты и книги с выкройками
  • 3 Современный орнамент
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Сборники орнаментов XIX века
  • 7 Ссылки

История

Китайская фляга, украшенная драконом, облаками и волнами, пример фарфора Цзиндэчжэнь Иллюстрация женщины XVIII века из орнаментов и элементов классической архитектуры Различные неоклассические архитектурные орнаменты на фасадах Лувра Орнаменты на древнегреческом Кратере кхмерском перемычке в Преа Стиль Ко, конец IX века, напоминающий более поздние европейские завитки стили

История искусства во многих культурах показывает серию волнообразных тенденций, в которых уровень используемого орнамента увеличивается с течением времени., прежде чем резкая реакция вернется к более простым формам, после чего орнамент снова постепенно увеличивается. Эта закономерность особенно очевидна в постримском европейском искусстве, где сильно орнаментированное островное искусство из Келлской книги и другие манускрипты повлияли на континентальную Европу, но на классическое каролингское искусство. и Оттоновское искусство во многом его заменило. Орнамент увеличился в периоды романского и готического, но был значительно сокращен в стилях Раннего Возрождения, опять же под влиянием классики. Другой период роста, в северном маньеризме, барокко и рококо, был остановлен неоклассицизмом и романтическим периодом, прежде чем возобновить в конце 19 века викторианское декоративное искусство и его континентальные эквиваленты, которое будет решительно сокращено движением искусств и ремесел, а затем модернизмом.

Детальное изучение евразийских орнаментальных форм было начато Алоисом Риглем в его формалистском исследовании Stilfragen : Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik (Проблемы стиля: основы истории орнамента) 1893 года, который в процессе разработал свою влиятельную концепцию Kunstwollen. Ригль проследил формальную преемственность и развитие декоративных форм растений от древнеегипетского искусства и других древних ближневосточных цивилизаций через классический мир до арабеска исламского искусства. Хотя у концепции Kunstwollen сегодня мало последователей, его базовый анализ развития форм был подтвержден и уточнен более широким корпусом примеров, известных сегодня. Джессика Роусон недавно расширила анализ, чтобы охватить Китайское искусство, которое Ригль не освещал, поскольку многие элементы китайского декора восходят к той же традиции; общий фон помогает сделать ассимиляцию китайских мотивов в персидском искусстве после монгольского нашествия гармоничным и продуктивным.

Стили орнамента могут быть изучены применительно к специфическая культура, которая разработала уникальные формы украшения или видоизмененный орнамент из других культур. Древнеегипетская культура, возможно, первая цивилизация, которая добавила чистое украшение своим зданиям. Их орнамент принимает формы природного мира в этом климате, украшая капители колонн и стены изображениями папирусов и пальм. Ассирийская культура создала орнамент, в котором прослеживается влияние египетских источников и ряда оригинальных тем, включая изображения растений и животных этого региона.

Древнегреческая цивилизация создала множество новых форм орнаментов с региональными вариациями из дорических, ионических и коринфских групп. Римляне латинизировали чистые формы греческого орнамента и адаптировали их для любых целей.

Орнаментальные гравюры и выкройки

Орнаментальные гравюры Себальда Бехама, Кентавры сражаются с конными людьми Орнаменты в стиле рококо

Сохранилось несколько средневековых тетрадей, наиболее известная из которых - 140>Виллар де Оннекур (13 век) показывает, как художники и мастера записывали увиденные ими рисунки для будущего использования. С появлением принта, принт с орнаментом стал важной частью продукции граверов, особенно в Германии, и сыграл жизненно важную роль в быстром распространении новых стилей Возрождения среди мастеров. всевозможных объектов. Наряду с возрождением классического орнамента, как архитектурного, так и гротескного стиля, заимствованного из римского внутреннего убранства, они включали новые стили, такие как морск, европейскую адаптацию исламского арабеска (различие не всегда понятно в то время).

По мере удешевления печати единичный орнамент превратился в наборы, а затем, наконец, и книги. С 16 по 19 века в Европе издавались книги с выкройками, которые давали доступ к декоративным элементам, в конечном итоге включая те, которые были записаны в культурах всего мира. Книга Андреа Палладио I quattro libri dell'architettura (Четыре книги по архитектуре) (Венеция, 1570), которая включала в себя как рисунки классических римских зданий, так и изображения собственных проектов Палладио с использованием этих мотивов, стала самой влиятельной книгой в истории. написано по архитектуре. Наполеон описал великие пирамиды и храмы Египта в Description de l'Egypte (1809). Оуэн Джонс опубликовал Грамматику орнамента в 1856 году с цветными иллюстрациями украшений из Египта, Турции, Сицилии и Испании. Он поселился во дворце Альгамбра, чтобы делать там рисунки и гипсовые отливки декоративных деталей исламских орнаментов, включая арабески, каллиграфию и геометрические узоры. Интерес к классической архитектуре подогревался также традицией путешествий по Гранд-тур и переводом древней литературы об архитектуре в трудах Витрувия и Микеланджело.

В XIX веке приемлемое использование орнамента и его точное определение стали источником эстетических противоречий в академической западной архитектуре, поскольку архитекторы и их критики искали подходящий стиль. Томас Левертон Дональдсон задал себе вопрос в 1847 году: «Главный вопрос заключается в том, чтобы иметь архитектуру нашего периода, особый, индивидуальный, осязаемый стиль 19 века?». В 1849 году, когда Мэтью Дигби Вятт смотрел Французскую промышленную выставку, устроенную на Елисейских полях в Париже, он не одобрял в узнаваемых современных терминах гипсовые украшения. в искусственной бронзе и искусственном дереве:

Как внутри, так и снаружи есть много безвкусного и невыгодного орнамента... Если бы каждому простому материалу было позволено рассказать свою историю, а линии конструкции были бы расположены так, как чтобы способствовать ощущению величия, качества «силы» и «истины», которые должны были быть обязательно обеспечены его огромной степенью, едва ли не могли не вызывать восхищения, и это при очень значительной экономии средств.

Контакты с другими культурами через колониализм и новые открытия археологии расширили репертуар орнаментов, доступных возрожденцам. Примерно после 1880 года фотография сделала детали орнамента еще более доступными, чем гравюры.

Современный орнамент

Современные столярные изделия украшения изготавливаются из дерева, пластика, композитов и т. Д. Они бывают самых разных цветов и форм. Современная архитектура, задуманная как отказ от орнамента в пользу чисто функциональных структур, оставила архитекторам проблему того, как правильно украсить современные конструкции. Из этого предполагаемого кризиса можно было выйти двумя путями. Одна из них заключалась в попытке создать новый и по существу современный орнаментальный словарь. Этим путем пошли такие архитекторы, как Луи Салливан и его ученик Фрэнк Ллойд Райт, или уникальный Антонио Гауди. Модерн, популярный на рубеже 20-го века, отчасти был сознательной попыткой развить такой «естественный» словарь орнаментов.

Более радикальный путь полностью отказался от использования орнаментов, как в некоторых проектах для предметов Кристофера Дрессера. В то время такие незамеченные предметы могли быть найдены во многих неприглядных бытовых предметах промышленного дизайна, например, керамике, производимой на фабрике Arabia в Финляндии, или стеклянных изоляторах электрических линий.

Этот последний подход был описан архитектором Адольфом Лоосом в его манифесте 1908 года, переведенном на английский в 1913 году и полемически озаглавленном Орнамент и преступление, в котором он заявил, что недостаток украшения - признак развитого общества. Его аргумент состоял в том, что орнамент экономически неэффективен и «морально дегенерирует», и что уменьшающийся орнамент был признаком прогресса. Модернисты стремились указать на американского архитектора Луи Салливана как на своего крестного отца в целях эстетического упрощения, отбрасывая узлы замысловатого узора орнамента, который соединял кожу его структур.

Благодаря работам Ле Корбюзье и Баухауз в течение 1920-1930-х годов отсутствие декоративных деталей стало отличительной чертой современной архитектуры и приравнивается к моральным добродетелям честности, простоты и чистоты. В 1932 году Филип Джонсон и Генри-Рассел Хичкок окрестили это «международным стилем ». То, что начиналось с вкуса, превратилось в эстетический мандат. Модернисты объявили свой путь единственно приемлемым способом строительства. Когда этот стиль получил широкое распространение в высокоразвитых послевоенных работах Мис ван дер Роэ, принципы модернизма 1950-х годов стали настолько строгими, что даже опытные архитекторы, такие как Эдвард Даррелл Стоун и Ээро Сааринен можно было высмеивать и подвергать остракизму за отступление от эстетических правил.

В то же время неписаные законы, запрещающие орнамент, стали подвергаться серьезному сомнению. «Архитектура с некоторым трудом освободилась от орнамента, но не освободилась от страха перед орнаментом», Джон Саммерсон заметил в 1941 году.

Сама разница между орнаментом и структура тонкая и, возможно, произвольная. Заостренные арки и аркбутаны готической архитектуры являются декоративными, но структурно необходимыми; красочные ритмические полосы небоскреба в международном стиле Pietro Belluschi являются неотъемлемой частью, не применяются, но, безусловно, имеют декоративный эффект. Кроме того, архитектурный орнамент может служить практическим целям установления масштаба, обозначения входов и помощи в ориентировании, и эта полезная тактика проектирования была объявлена ​​вне закона. К середине 1950-х годов модернистские лидеры Ле Корбюзье и Марсель Брейер нарушали свои собственные правила, создавая очень выразительные скульптурные работы из бетона.

Аргументы против орнамента достигли пика в 1959 году при обсуждении Здания Сиграм, где Мис ван дер Роэ установил ряд конструктивно ненужных вертикальных двутавровых балок снаружи. здания, и к 1984 году, когда Филип Джонсон построил свое здание ATT на Манхэттене с орнаментальным неогоржианским фронтоном из розового гранита, спор был фактически окончен. Оглядываясь назад, критики увидели здание ATT как первое постмодернистское здание.

См. Также

Примечания

На Викискладе есть материалы, связанные с Орнаментами.
  1. ^Саммерсон, Джон (1941), напечатанными в Heavenly Особняки 1963 г., стр. 217
  2. ^Таббаа, 74-75
  3. ^Роусон, 24-25; см. также «Стиль» - или что угодно », Дж. Дункан Берри, Обзор проблем стиля Алоисом Риглем, Новый критерий, апрель 1993 г.
  4. ^Rawson, the предмет ее книги, см. Предисловие и главу 5 о влиянии Китая на персидское искусство.
  5. ^Центр палладианских исследований в Америке, Inc., «Палладио и его книги». Архивировано 5 июля 2018 г. на Wayback Machine
  6. ^цитируется Саммерсоном
  7. ^Выставка Второй Республики Архивировано 12 февраля 2006 г. в Wayback Machine
  8. ^Санкович, Энн-Мари (01.12.1998). «Структура / орнамент и современная форма архитектуры». Художественный бюллетень. Архивировано с оригинала 7 ноября 2007 г. Дата обращения 13 ноября 2007 г. Cite journal требует | journal =(); Проверьте значения дат в: | date =()
  9. ^James, Trilling. The Language of Ornament. Pp. 186–210. ISBN 0-500-20343-1.
  10. ^«Слоганы и боевые кличи | Пол Шепхард | Архитектор | Писатель». Www.paulshepheard.com. Проверено 12 мая 2018 г.

Компендиумы XIX века орнамент

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 03:01:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте