L-40 Мета Сокол | |
---|---|
Роль | Туристический самолет |
Производитель | |
Первый полет | 29 марта 1956 г. |
Статус | используется |
Основной пользователь | Чехословацкая авиация |
Произведено | 1957-1959 |
Построено | 106 |
L-40 Meta Sokol был чехословацким спортивно-туристическим четырехместным одномоторным низкопланом конца 1950-х годов.
Предшественником Л-40 был спортивно-туристический самолет М-1 Сокол деревянной конструкции. Далее был спортивный самолет с V-хвостом LD-40 конструкции Зденека Рублича. Его прототип XLD-40 был запущен 30 июля 1950, однако он не соответствовал требуемым характеристикам и был заброшен. В 1954 году снова началось проектирование усовершенствованного варианта, LD-40, с заменой хвостовой части на обычную. Самолет имел ряд недостатков, и дальнейшие работы продолжались. Со временем самолет был перепроектирован в четырехместный туристический самолет под обозначением L-40 Meta Sokol .
Прототип L-40, XL-40, совершил первый полет 29 сентября. Март 1956 года. Другой прототип поднялся в воздух в августе 1956 года, что привело к некоторому упрощению конструкции. В 1957 самолет поступил в производство, а к 1959 было построено 106 самолетов. Первая серия из 10 самолетов имела двигатель 77 кВт (103 л.с.), остальные - более мощные (103 кВт (138 л.с.)). Четыре человека сидели в два ряда с двойным управлением. Необычной особенностью является перевернутая трехопорная передача, с главной передачей около передней кромки крыла и относительно большим задним колесом около задней кромки крыла, в результате чего фюзеляж находился почти горизонтально на земле.
Основным пользователем была чехословацкая гражданская авиация. Более половины продукции экспортировалось в 16 стран, в том числе в Германию, Великобританию, Швейцарию и Австралию. На L-40 было установлено несколько мировых рекордов FAI.
Л-40 «Мета Сокол» - это одномоторный низкоплан свободнонесущий моноплан металлической конструкции. Он имеет фюзеляж, состоящий из шпангоута в передней части, из полу- монокока в задней части и обшит дюралюминием. Кроме того, он имеет обтянутое дюралюминием трапециевидное трехчастное крыло с разрезными закрылками. У него обычное хвостовое оперение, рулевые поверхности которого покрыты брезентом. Хвостовой плавник высокий, трапециевидный. В самолете четыре кресла в два ряда, с двумя органами управления спереди. Все они размещены под тонким, частично застекленным, сдвигающимся назад навесом. Сзади есть место для багажа. Спереди у него рядный двигатель, с двухлопастным тяговым винтом переменного шага В-410. Необычной особенностью является выдвижная перевернутая трехколесная передача. Колеса главной передачи только наполовину скрыты крыльями, что делает аварийную посадку более безопасной. Топливные баки самолета находятся в крыльях, а на законцовках крыла можно установить небольшие баки в форме капли.
Данные из
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Связанная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Orličan L-40 Meta Sokol. |