Орифламм (от латинского aurea flamma, «золотое пламя») был боевым знаменем короля Франции в средние века. Первоначально это было священное знамя аббатства Сен-Дени, монастыря недалеко от Парижа. Когда oriflamme был поднят в битве французской королевской семьей в средние века, особенно во время Столетней войны, нельзя было брать пленных, пока он не был спущен. С помощью этой тактики они надеялись вселить страх в сердца врагов, особенно знати, которые обычно могли рассчитывать, что их схватят живыми во время таких военных столкновений.
Во французском языке появился термин «oriflamme». означать любой баннер с заостренными концами, связанный с формой оригинала.
Орифламм упоминается в балладе XI века Шансон де Роланд (ст. 3093-5) как королевское знамя, сначала называвшееся Ромен, а затем Монжуа.. Согласно легенде, Карл Великий отнес его в Святую Землю в ответ на пророчество о рыцаре, обладающем золотым копьем, из которого пламя сгорит и изгонит сарацинов. Это говорит о том, что копье изначально было важным объектом, а знамя - просто украшением, но со временем это изменилось.
Орифламму впервые использовал Людовик VI в 1124 году и последний раз летал в битве при Азенкуре в 1415 году, хотя его версия оставалась в аббатстве Сен-Дени до 18 века.
Людовик VI заменил более раннее знамя Святого Мартина. с диафрагмой аббатства Сен-Дени, которая парила вокруг гробницы Сен-Дени и, как говорят, была подарена аббатству королем Дагобертом. До XII века знаменосцем был граф де Вексен, который, согласно клятве Сен-Дени, был временным защитником аббатства. Людовик VI, приобретя Вексин, стал знаменосцем; Как только началась война, Людовик VI причастился в Сен-Дени и взял знамя из гробницы святого, чтобы нести его в бой.
Зарегистрировано, что он использовался в следующих сражениях / кампаниях:
Орифламм терялся по крайней мере четыре раза за свою средневековую историю; Монс-ан-Певель, Креси, Пуатье и во время кампаний Седьмого крестового похода при короле Людовике IX.
. Хотя Орифламм часто изображали присутствующим в битве при Азенкуре, современные историки оспаривают это. Знамя было подарено Гийому де Мартелю Карлом VI 10 сентября 1415 года и перенесено Мартелем из Парижа в Руан. Вероятно, это была попытка поднять боевой дух французов и сплотить войска, однако нет никаких свидетельств того, что «Орифламм» был взят в кампанию и развернут в Азенкуре. Современные историки согласны с тем, что Орифламм не нес Мартель в Азенкуре, поскольку король лично не присутствовал в битве.
Знамя было красным или оранжево-красным шелком и развевалось из позолоченного копья. Согласно легенде, его цвет связан с тем, что его окунули в кровь недавно обезглавленного св. Дени.
Сохранившиеся описания Орифламма находятся в Гийоме ле Бретоне (XIII век), в «Хрониках Фландрии» (XIV век), в «Registra Delphinalia» (1456 г.) и в описи сокровищницы св. Денис (1536). Они показывают, что на смену примитивному Орифламму на протяжении веков пришли новые Орифламмы, мало похожие друг на друга, за исключением цвета.
Когда Орифламм был показан на поле битвы он указывал, что не следует давать пощады : его красный цвет символизирует жестокость и свирепость.
Хотя лазурная земля (от синего риса St Мартин Турский ), усыпанный золотом геральдическая лилия, оставался символом королевской власти до 15 века, Орифламм стал королевским боевым штандартом короля Франции, и его несли во главе королевских войск, когда они встретили в битве другую армию. В пятнадцатом веке геральдическая лилия на белом флаге Жанны д'Арк стала новым королевским штандартом, заменив как символ королевской власти, так и Орифламм на поле битвы.
Носителем штандарта, porte-oriflamme, стал офис (как и маршал или констебль ) и большая честь, так как это была важная и очень опасная работа - управлять таким видимым символом в бою. Если дела пойдут плохо, носитель должен был умереть, а не отказаться от своего подопечного.
В этом отрывке Фруассар ярко описывает порте-орифламм Жоффруа де Шарни на стороне своего короля в битве при Пуатье :
Вот, сэр Жоффруа де Шарни храбро сражался рядом с королем (примечание: и его четырнадцатилетним сыном). Вся пресса и боевой клич были на нем, потому что он нес королевское знамя [Орифламма]. Перед ним также было его собственное знамя, gules, три escutcheons argent. Так много англичан и гасконцев окружили его со всех сторон, что они взломали боевой порядок короля и разбили его; было так много англичан и гасконцев, что по крайней мере пятеро из них напали на одного [французского] джентльмена. Сэр Жоффруа де Шарни был убит со знаменем Франции в руке, так как другие французские знамена упали на землю.
В XXXI песне Парадизо Данте описывает Деву Марию в Эмпиреи как pacifica oriafiamma (перевод Мусы, «пламя мира»)
: так что там на высоте это пламя мира
Поэт XIX века Роберт Саути обращается к Орифламму и его репутация в его стихотворении "Жанна д'Арк"
::::: "Темный человек!"
Поэт и политик Мартиникэ 20-го века, Эме Сезер ( 1913-2008) обращается к Орифламму в своей поэме «Твои волосы» («Chevelure»). Призывая Орифламму, Сезер также призывает Французскую Колониальную Империю, войну и угнетение. Поэма включена в «Собрание стихов Эме Сезера». Отрывок гласит:
: Колыхание невинных
В телесериал «Викинги», серия 3, серия 8 («К воротам!»), Орифламм поднимается во время осады Парижа.
На Викискладе есть материалы, связанные с Oriflamme. |