Органон (греч.: Ὄργανον, что означает «инструмент, инструмент, орган») - стандартный сборник из шести работ Аристотеля по логике. Название Органон было дано последователями Аристотеля, перипатетиками. Это следующие:
Беккер. число | Работа | Латинское имя |
Логика | ||
Органон | ||
1a | Категории | Категории |
16a | Об интерпретации | De Interpretatione |
24a | Prior Analytics | Analytica Priora |
71a | Posterior Analytics | Analytica Posteriora |
100a | Темы | Topica |
164a | Софистические опровержения | De Sophisticis Elenchis |
Порядок работ не является хронологическим (который сейчас трудно определить), но был намеренно выбран Теофрастом, чтобы составить хорошо структурированный система. Действительно, некоторые из них кажутся схемой лекции по логике. Компоновка произведений была сделана Андроником Родосским около 40 г. до н.э.
Метафизика Аристотеля имеет некоторые точки пересечения с работами, составляющими Органон, но традиционно не считается его частью; кроме того, есть работы по логике, приписываемые с разной степенью правдоподобия Аристотелю, которые не были известны перипатетикам.
В то время как Органон латинского схоластического Традиция включает только шесть вышеперечисленных работ, ее независимое восприятие в арабском средневековом мире было добавлено к этому списку работ Аристотеля Риторика и Поэтика.
Использовался Органон в школе, основанной Аристотелем при лицее, и некоторые части работ кажутся схемой лекции по логике. Настолько, что после смерти Аристотеля его издатели (Андроник Родосский в 50 г. до н.э., например) собрали эти произведения.
После краха Западной Римской Империи в пятом веке большая часть работ Аристотеля была потеряна на Латинском Западе. Категории и Об интерпретации - единственные важные логические работы, которые были доступны в раннем средневековье. Они были переведены на латинский Боэцием. Другие логические труды не были доступны в западном христианском мире до тех пор, пока не были переведены на латынь в XII веке. Однако оригинальные греческие тексты сохранились в греко говорящих землях Восточной Римской империи (иначе Византия ). В середине XII века Иаков Венецианский перевел на латынь «Последнюю аналитику» из греческих рукописей, найденных в Константинополе.
Книги Аристотеля были доступны в ранней Арабской Империи, и после 750 г. н.э. у мусульман большинство из них, включая Органон, были переведены на арабский язык, обычно через более ранние сирийские переводы. Их изучали исламские и еврейские ученые, в том числе раввин Моисей Маймонид (1135–1204) и мусульманский судья Ибн Рушд, известный на Западе как Аверроэс (1126–1198); оба были родом из Кордовы, Испания, хотя первый покинул Иберию и к 1168 году жил в Египте.
Все основные философы-схоласты писали комментарии к "Органону". Фома Аквинский, Оккам и Скот написали комментарии к «Интерпретации». Оккам и Скот написали комментарии к категориям и софистическим опровержениям. Гроссетест написал влиятельный комментарий к Posterior Analytics.
В Просвещение произошло возрождение интереса к логике как основе рационального исследования, и ряд текстов, наиболее удачно Port-Royal Logic, отшлифованный аристотелевский термин «логика» для педагогики. В этот период, хотя логика, безусловно, была основана на логике Аристотеля, сами сочинения Аристотеля реже служили основой для изучения. В этот период существовала тенденция рассматривать логические системы того времени как завершенные, что, в свою очередь, без сомнения сдерживало инновации в этой области. Однако Фрэнсис Бэкон опубликовал свой Novum Organum («Новый Органон») как резкую атаку в 1620. Иммануил Кант думал, что там После работ Аристотеля больше нечего было изобретать, а известный историк логики Карл фон Прантль утверждал, что любой логик, который говорит что-то новое о логике, «запутан, глуп или извращен». Эти примеры иллюстрируют силу влияния работ Аристотеля на логику. На самом деле, он уже был известен схоластами (средневековыми христианскими учеными) как «Философ» из-за влияния, которое он оказал на средневековое богословие и философию. Его влияние продолжалось и в период раннего Нового времени, и «Органон» был основой школьной философии даже в начале 18 века. После логических нововведений XIX века, в частности, формулировки современной логики предикатов, аристотелевская логика на время потеряла популярность среди многих аналитических философов.
Однако историк логики Джон Коркоран и другие показали, что работы Джорджа Буля и Готтлоба Фреге, заложившие основу современной математической логики, представляют собой продолжение и расширение логики Аристотеля и никоим образом не противоречите и не замещайте его. Буль полностью принял и поддержал логику Аристотеля, и Фреге включил квадрат оппозиции Аристотеля в конце своей новаторской статьи Begriffsschrift, чтобы показать гармонию своей теории с аристотелевской традицией.
На Викискладе есть материалы, связанные с Органоном (Аристотель). |
Wikisource содержит исходный текст, связанный с этой статьей: Organon |
Wikisource содержит текст 1911 Encyclopædia Britannica статьи Organon. |