Organistrum - это ранняя форма шарманки. Обычно считающийся предком всех последующих шарманок, органиструм существенно отличается от более поздних инструментов тем, что на нем играли два человека: один повернул рукоятку, а другой потянул клавиши вверх, чтобы изменить музыкальную высоту звука струны мелодии.
Слово «органиструм» происходит от слова «органум» и «инструмент»; первый термин применялся к примитивным гармониям, состоящим из октав, сопровождаемых четвертями или квинтами, которые впервые практиковал Хукбальд в 10 веке. Это объяснение позволяет нам с достаточной уверенностью установить дату изобретения органистра - конец 10 или начало 11 века, а также понять конструкцию инструмента. струнный инструмент той эпохи, такой как гитарная скрипка, ротта или овал vielle, использовавшийся в качестве модели, пропорции были увеличены для удобства держать инструмент и разделить исполнение между двумя людьми. Внутри корпуса находилось колесо с покрытой кожей, хорошо пропитанной розолами, и легко работало через отверстие в деке. Три струны, опирающиеся на колесо и поддерживаемые, кроме того, на мосту той же высоты, все звучали одновременно, когда колесо вращалось, и в самых ранних примерах деревянные касательные занимали место пальцы на ладах шеи воздействовали на все три струны одновременно, создавая гармонию, известную как organum.
На Викискладе есть материалы, связанные с Органистра. |
Органиструм изображен на барельефе аббатства Сен-Жорж де Бошервиль (11 век), ныне хранящемся в музее Руан, где его играет королевская дама, ее горничная поворачивает рукоятку. Он занимает почетное место в центре оркестра музыкантов, представляющих двадцать четыре старейшины Апокалипсиса в тимпане Врат Славы собора Сантьяго-де-Компостела (12 век). Есть также прекрасный пример в миниатюре псалтыря английского мастерства (XII век), входящего в коллекцию Хантера в Университете Глазго ; это было показано на Выставке иллюминированных MSS. в Клубе изящных искусств Берлингтона в 1908 году.