В французской политике, ордонанс (французский: ( слушайте ), «приказ») является нормативным актом, изданным Советом министров в области права, обычно закрепленной за первичным законодательством, принятым парламентом Франции. Они действуют как временные статуты, ожидающие ратификации парламентом; в случае отсутствия ратификации они действуют как просто исполнительные постановления.
Распоряжения не следует путать с указами, изданными премьер-министром (приказом в совете ) или президентом, или министерскими приказами (arrêtés); они издаются либо в тех случаях, когда Конституция допускает принятие первичного законодательства Советом, либо в качестве вторичного законодательства, реализующего статут.
Иерархия французских правовых нормВ французской системе правосудия это слово может также относиться к суммарному решению, вынесенному единоличным судьей по простым делам.
Статья 34 Конституции Франции ограничивает некоторые правовые вопросы первичным законодательством, которое должно быть принято Парламентом. Все другие области права подпадают под действие делегированного законодательства в виде приказов в совете (OIC), издаваемых премьер-министром, или министерских приказов, издаваемых отдельными министрами кабинета.
Распоряжения совета и другие законодательные акты, изданные в областях, отведенных для первичного законодательства, являются незаконными, если они специально не разрешены законом. Такие приказы определяют меры по реализации и детали, которые не указаны в исходном законе.
По различным причинам, объясненным ниже, исполнительная власть может иногда захотеть принять основное законодательство в поле, зарезервированном законом. Постановления - конституционные средства для этого.
Делегированные законодательные акты могут быть отменены путем судебного разбирательства в Государственном совете (действующем в своей роли законодательного надзора), если они нарушают общие правовые принципы или конституционные права, тогда как основное законодательство может быть признано неконституционным только в судебном порядке в Конституционном Совете. Таким образом, статуты относительно более солидные.
Решения, принятые Президентом Франции в соответствии со ст. 16 Конституции Франции, позволяющие ему принимать чрезвычайные меры в периоды, когда на карту поставлено существование республики (форма резервных полномочий ), не называются постановлениями, а просто решениями.
Вводное предложение постановления, опубликованное в Journal Officiel de la République Française, гласит: «Президент Республики [...] после заслушивания Государственный совет, заслушав Совет министров, приказывает: ". Слово «порядок» происходит от того же корня, что и «порядок».
В Пятой Французской Республике большинство постановлений действует в соответствии со статьей 38 Конституции Франции.
Совет министров сначала вносит в парламент законопроект, разрешающий ему издавать постановления для выполнения своей программы. В законопроекте указывается ограниченный период времени, а также тема для предлагаемых постановлений. Если законопроект будет принят парламентом, Кабинет министров Франции может издавать постановления по данному правовому вопросу в течение указанного периода времени. Исполнительная власть должна консультироваться с Государственным советом по каждому постановлению; Совет Совета является обязательным, но необязательным.
Постановление должно быть подписано президентом Франции, премьер-министром и соответствующими министрами. Это оказалось источником напряженности в 1986 году в период сожительства, когда президент Франсуа Миттеран и премьер-министр Жак Ширак придерживались противоположных политических взглядов, и Президент отказался подписать ordonnances запрошенного премьера-министр, заставляя его пройти обычную парламентскую процедуру, но это было тогда спорным в то время имел ли он право отказаться подписывать их.
до времени По истечении срока Кабинет должен представить Парламенту законопроект о ратификации постановлений, в противном случае они утрачивают силу в конце периода. До тех пор, пока Парламент не проголосует за ратификационный закон, постановления, аналогичные постановлениям исполнительной власти, могут быть оспорены в Государственном совете.
. Если они ратифицированы, они становятся похожими на обычные законы. Однако нет никаких обязательств, что они должны быть ратифицированы, и тогда они представляют собой просто правила. Фактически, с 1960 по 1990 год из 158 постановлений ратифицировано лишь около 30. Это может произойти, потому что даже несмотря на то, что ратификационный закон был внесен в парламент, он не обязательно должен быть запланирован для рассмотрения и голосования. Если Парламент проголосует против ратификационного закона, он не вступит в силу.
Конституционный совет и Государственный совет решили, что ратификация может быть явной (голосование по закону о ратификации или поправка к ратификации, добавленная к другому законопроекту), но также может осуществляться неявно Парламентом, ссылаясь на постановление, как если бы оно были статутом. Однако подразумеваемая ратификация была запрещена поправкой к конституции 2008 года.
Иногда исполнительная власть не использует запрошенное и полученное разрешение.
Это Особое значение имеет своевременное голосование по бюджетным законопроектам, поскольку они разрешают налоги и расходы. По этой причине правительство может принимать бюджет постановлениями, если парламент не смог согласовать его в течение 70 дней после предложения бюджета (статья 47 Конституции). То же самое касается законопроектов о бюджете социального обеспечения, но с 50-дневным периодом (статья 47-1 Конституции).
Ни одна из этих процедур никогда не применялась.
Статья 74-1 Конституции позволяет правительству распространить действие законодательства на Метрополия Франции в заморские территории постановлениями. Эти постановления утрачивают силу, если они не были ратифицированы парламентом в течение 18 месяцев.
Использование постановлений не вызывает споров, когда они используются для технических текстов (например, постановлений, переводящих все суммы из французских франков в евро в различных законах, действующих во Франции). Ордерсменты также используются для принятия и адаптации Европейских директив во французское законодательство, чтобы избежать задержки принятия директивы, что часто случается, критикуется Комиссией ЕС и подвергает Францию штрафам.
Нормы также используются для кодификации законов в кодексы, чтобы изменить их для ясности без существенного изменения. Однако такое использование подвергалось критике из-за юридических рисков, которые оно представляет, если акт о ратификации никогда не будет принят на голосование.
Использование постановлений для спорных законов обычно критикуется оппозицией как антидемократическое и унизительное для парламента ( Guillaume, 2005) почти так же, как использование статьи 49-3 для принуждения к голосованию по законопроекту.
Широко использовались ордонанс как форма правления по указу в периоды, когда правительство действовало без действующего парламента: Виши Франция, когда исполнительная власть распустила парламент и другие демократические структуры, Временное правительство Французской Республики, пока оно не установит законодательный орган, и в последние дни Французской Четвертой республики и в первые дни Пятой Французской республики, пока новая конституция не вступила в силу и не были проведены выборы в законодательные органы (статья 92 Конституции, теперь повторяется алед).
Определенные юридические тексты, принятые королем в эпоху средневековья и ancien régime, назывались постановлениями, наиболее известным из которых сегодня является Постановление Виллера-Коттере.
Основная ссылка - статья 38 Конституции Франции.