Ordo salutis (лат. : «порядок спасения») относится к серии концептуальных шагов в рамках христианской доктрины спасения. Он был определен как «технический термин протестантской догматики для обозначения последовательных шагов в работе Святого Духа в присвоении спасения». Хотя в христианском богословии существует определенный смысл, в котором фазы спасения являются последовательными, некоторые элементы понимаются как происходящие постепенно, а другие - мгновенно. Кроме того, некоторые шаги в рамках «порядка спасения» рассматриваются как объективные (или монергические ), выполняемые исключительно Богом, в то время как другие считаются субъективными (или синергетическими ) с участием человечества. Христиане до протестантской Реформации, хотя и не использовали точное выражение, стремились упорядочить элементы спасения. Термин «Ordo salutis» впервые был использован лютеранскими теологами в середине 1720-х годов.
Кальвинист: | Амиральдизм («Модифицированный кальвинист»): | Классический арминианин /. Уэслианец / Традиционалист:
| Лютеранство:
| Римско-католический:
|
Некоторые недавние теологи, такие как Карл Барт, Г. Беркувер и Х. Риддербос критиковали идею «порядка спасения». Например, Барт считает, что ordo salutis рискует «психологизировать» спасение, а Беркууэр обеспокоен тем, что приказ не воздает должное «полноте» спасения. Другая критика исходит от Ричарда Гаффина, который утверждает, что «союз со Христом является для Павла всеобъемлющим фактором, в рамках которого должны рассматриваться различные элементы порядка Спасения».
Однако те, кто желает поддержать идею последовательный порядок обращения ко спасению к Римлянам 8: 29-30 (KJV );
Кого он предузнал, он также предопределил [быть] подобным образу своего Сына, чтобы тот был первенцем среди многих братьев. Более того, кого Он предопределил, тех он также призвал; и кого он призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
Концепция упорядоченной последовательности сотериологических доктрин также была важной частью строительство Вестминстерской исповеди. Кроме того, Хендрикус Беркхоф отмечает, что христиане не могут не думать «связно» о конкретных элементах спасения.