Династия Орбелянов

редактировать

Орбелян владыки провинции Сюник были знатной семьей Армения, с долгой историей политического влияния, задокументированной в надписях в провинциях Вайоц Дзор и Сюник и записанная семейным историком епископом Степаносом в его «Истории Сюника 1297 года».

Надгробия Смбата и Эликума III Орбеляна в часовне Святого Григория в монастыре Нораванк.

В XII веке Орбелианы были крупной феодальной семьей в Грузия, с их базой крепость Орбети на юге Грузии. В 1177/11 г. их лидер Иван возглавил весь свой расширенный клан на проигравшей стороне в борьбе за власть между молодым наследником умершего короля, протеже Ивана и зятем Деметром, и брат царя Георгий. Иване послал своего брата Липарита и племянников Эликума и Ивана к персам в Тебриз за помощью, но эта новая армия пришла слишком поздно, после того как Иване был ослеплен, его семья задушена, и Деметру ослепили и кастрировали.

Липарит умер в ссылке. Один сын, Иване, вернулся в Грузию, когда ситуация остыла; его потомки в своих уменьшившихся поместьях оставались выдающимися в Грузии и даже СССР. Почитаемый персидским атабеком, другой сын Эликум остался и стал важным чиновником, приняв ислам и погиб в одной из войн атабека. Он оставил после себя вдову, сестру армянского епископа Сюника, и маленького сына Липарита. Они быстро невольно стали женой и пасынком известного мусульманина в Нахчыване.

. В 1211 году объединенная армяно-грузинская армия под Закаре вырвала контроль над Сюником у государства Ильденизидских атабегов. Вспоминая Орбелианцев, чью доминирующую роль в Грузии с тех пор исполняли Мхаргрдзели, Иване провел поиск, обнаружил Липарита благодаря зятю епископа и установил его феодальным лордом Вайоц Дзора. Поддержанные брачными союзами с феодальными отношениями хахбаков, прошианцев и других, орбелианцы процветали, строя или поддерживая сеть прекрасных монастырей (наиболее примечательными из которых являются Нораванк, исторически важные рукописи и хачкары с надписями. на средневековом монастыре в Вайоц Дзоре есть надписи, свидетельствующие об их покровительстве.

Приход монголов потребовал быстрой ходьбы. В 1251 и 1256 годах предусмотрительный и многоязычный орбельский принц Смбат совершил тяжелые паломничества. в Каракорум, вооруженный великолепным драгоценным камнем и божественным благословением, и убедил Мункэ-хана, сына Чингиса, монгольского правителя, сделать Сюник и его церкви безналоговой вотчиной под властью Мангу. (или, по крайней мере, под прямым покровительством его матери-христианки). Семья расширила свое влияние, чему способствовали, по-видимому, искренняя и взаимная симпатия и уважение к монголам, по крайней мере, до тех пор, пока монголы не обратились в ислам. В 1286 году ученый семьи, историк Степанос совершил паломничество в Западно-Армянское царство в Киликии и был назначен митрополитом - председательствующим архиепископом - недавно расширенной Сюникской кафедры.

Феодосия была разделена на три части в 1290-1300 годах, а затем воссоединена Буртелем, который правил процветающим княжеством и в конечном итоге был назначен мэром / амиром монгольских столиц Султания и Тебриз. Это тесное сотрудничество с монгольскими правителями имело свою цену. Несколько орбелианцев погибли во время походов хана вдали от дома, а один провел 12 лет в плену в Египте, прежде чем был выкуплен. Орбелианцы пережили прибытие Тимура Ленка и его туркменских орд в 1380-х годах, но после распада империи Тимура на враждующие группировки Смбат, последний твердый орбельский правитель Сюника, выбрал перебрался с другой стороны и, захватив свою крепость Воротнаберд (к югу от Сисиана ) в 1410 году, сбежал в Грузию, где и умер. Орбелянам удавалось сохранять собственность в Вайоц Дзоре на протяжении 15 века, хотя многие из них эмигрировали к своим родственникам в Грузию.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:55:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте