Опон Ифа

редактировать
Примерно круглый деревянный поднос с приподнятым краем, на котором вырезаны фигуры людей и животных. Опон Ифа начала 20 века из коллекции Бруклинского музея

Ан ọpọ́н Ифа - это поднос для гадания, используемый в традиционных африканских и афро-американских религиях, особенно в системе, известной как Ифа и в Традиция йоруба в более широком смысле. Этимология слова opon, буквально означающее «льстить», объясняет художественный и украшенный характер подносов, поскольку они предназначены для восхваления и признания благородной работы babalowo (прорицателей). Этимология термина Ифа, однако, является предметом споров. Ифа может считаться ориша или богом йоруба, в частности богом гадания. И наоборот, некоторые ученые называют Ифа просто «великим советником-оракулом», в отличие от бога или божества, без какого-либо божественного подтекста.

Опон ифа обычно изготавливаются резчиками по дереву которые специализируются на подносах и изготавливаются по рисунку по заказу покровителя babalowo или по собственному желанию резчика. Акцент на дизайн лотков сделан не только из-за их «лестного» характера, но и из-за их функциональности во время консультации. Разные резчики используют разные эстетические стили в Западной Африке и в африканской диаспоре, но большинство резчиков прослеживают свое влияние до Ойо, в современной Нигерии.

Во время консультаций по гаданию бабалово использует опон Ифа для общения с Ифа, который способен определить причины и решения личных и коллективных проблем, а также восстановить гармонию с духами. Посредник ориша, Эсу, служит посланником между бабалово и Ифа, поскольку эти два духа являются близкими товарищами друг другу. В сочетании с другими божественными инструментами, такими как (заговорщик прорицателя), (священная пальма или орехи кола) или (цепочка прорицания) и (порошок прорицания), опон Ифа используется для определения стихов или стихов, связанных с особенностями покровителя. затруднительное положение. Как только оду раскрывается Ифа, babalowo затем разъясняет решение, которое встроено в архетипическую историю, описанную в конкретном оду.

Содержание

  • 1 Структура
    • 1.1 Резчики йоруба
    • 1.2 Варианты
  • 2 Верования йоруба
  • 3 В консультациях по гаданию
  • 4 Ссылки

Строение

Опон Ифа деревянные, обычно от 15 до 46 сантиметров (от 6 до 18 дюймов) в диаметре, плоские и обычно круговой; однако также наблюдались образцы прямоугольной, полукруглой и приблизительно квадратной формы. Подносы имеют приподнятый внешний периметр, часто украшенный резными фигурами, предметами и абстрактными геометрическими узорами. Художественная сложность периферийной резьбы является маркером статуса среди клиентов и указывает на их важность для клиентов. Верх подноса называется «головой» или одзю опон, а нижний, наоборот, «ногами» или эсе опон. Обычно голову украшает резное изображение Эсу, посланника Ифа. Некоторые подносы могут иметь дополнительные изображения Эсу, и подносы с двумя, четырьмя, восемью и даже шестнадцатью лицами были изучены. В таких случаях «верхушка» лотка может быть обозначена каури. Каури также используются для распространения священного порошка для предсказаний, иеросун.

Периферийные отметины опона Ифа являются функциональными и декоративными. Они служат для разделения периметра на девять различных участков, которые придают символическое значение во время консультаций. Каждый раздел назван в честь одного из девяти древних и влиятельных прорицателей. При чтении гадания бабалово сидит лицом на восток, а перед ним опон Ифа, так что «ножки» подноса находятся ближе всего к ним. В этой ориентации oju opon («лицо подноса»), ese opon («ноги подноса»), ona kanran («прямой путь») и ona murun («прямой путь») соответственно расположены на восточная, западная, южная и северная стороны периметра лотка. По диагоналям от этих сторон света расположены четыре дополнительных раздела или прорицателя: alaselosi («тот, кто выполняет левую руку») на северо-востоке, alabolotun («тот, кто делает предложение правой») на юго-востоке, afurukeresayo («тот, кто делает предложение правой»). тот, у кого есть венчик прорицателя, и он счастлив ») на северо-западе, и аджилетепово (« встающий рано, который садится и процветает ») на юго-западе. Последняя секция - это пространство в центре подноса, erilade opon («место встречи, венчающее все»), всего девять секций. Эти разделы вступают в игру во время консультаций, когда babalowo индивидуально вызывает присутствие Ифа и девяти древних прорицателей перед началом чтения подноса.

На окружности опона Ифа также могут быть вырезаны животные, значимые в Мифология йоруба. Практики считают, что такая маркировка позволяет бабалово использовать силы изображенного животного, увеличивая общую эффективность лотка или повышая эффективность определенного оду. О способностях животных иногда можно судить, исследуя их роли в любой из 256 архетипических историй, связанных с оду. Например, Опон Ифа может отображать изображения крыс-кустарников или окете, которые в мифологии йоруба могут принимать человеческую форму для совершения ночных озор. Также изображены птицы, которые символизируют колдовство. Наконец, согласно предсказателям из Ойо, Нигерия, змеи могут символизировать эффективность гадания Ифа в целом, так как считается, что змеи получили свои ядовитые способности от Ифа - как указано в оду окаран аса. Кроме того, змеи могут символизировать самого Ифа, возможно, ответственного за их преобладание в опон Ифа и в другом искусстве йоруба. Когда абстрактные или перекрещенные отметки объединены с зооморфными изображениями, они могут придать изображенным животным кинетические и чувственные качества, дополнительно усиливая божественную силу подноса.

Резчики йоруба

Исторически сложилось так, что йоруба резчики играли важную роль в своих сообществах - многие из них были специалистами, создавая множество предметов от банальных (например, табуреты, трости и т. д.) до божественных (например, скульптуры из святилищ, головные уборы и т. д.). Большинство резчиков, специализирующихся на опоне Ифа, ведут свои корни от дворцового резчика по дереву в старом Ойо в современной Нигерии. Его наследие продолжают резчики по опону Ифа, которых часто посещает babalowo, и они создают подносы с рисунками по своему усмотрению или по просьбе своих покровителей-прорицателей. Некоторыми источниками эстетического вдохновения являются басни легендарных прорицателей, духи и архетипические повседневные переживания, описываемые оду, и инструменты, используемые во время консультаций Ифа, такие как ироке Ифа.

Варианты

Поднос с искусно вырезанными краями, помещающий круг в прямоугольник. Дагомейец 17-го века opon Ifá с круглым erilade opon, описанным в прямоугольной рамке.

Существуют вариации в структуре opon Ifá, особенно в отношении количества и расположения изображенных лиц Esu и геометрической формы доски. Даже в пределах города формы подноса будут разными. Например, на одном подносе может быть изображен Эсу с подбородком, выступающим в центр подноса (эрилад опон), а на другом изображены два лица Эсу на противоположных сторонах подноса. Хотя система гадания Ифа уходит корнями в йоруба, ее практика распространилась среди африканской диаспоры и известна под разными названиями с небольшими или глубокими изменениями.

Помимо основных черт. Опона Ифа, описанного выше, функциональный характер структурных улучшений не может быть обобщен и, как правило, остается на усмотрение художника. Особенно примечателен экземпляр из Королевства 17 века Дагомея, в современном Бенине, который использовался для гадания Фа. На этой доске в центре лотка отображается стандартный круглый опон Ифа, но он окружен прямоугольным лотком большего размера. В Кубане Сантерия, находящейся под сильным влиянием Ифа, также можно использовать опон Ифа; это часто будет отображать широкую цветовую гамму и может отсутствовать изображение Эсу.

Верования йоруба

Лицо Эсу, посредника ориша между Ифа и бабалаво, обычно вырезано на опон Ифа, чтобы признать его критическую роль во время божественных консультаций и позволить бабалово напрямую противостоять ему. Отношения между двумя божествами изложены в каноне йоруба - в частности, среди 256 оду, или стихов, которые бабалаво интерпретирует из опона Ифа - и дает объяснение того, как Эсу занял свою роль. Ниже приводится описание мифа вождя Ифа из Ойо, Нигерия:

Ифа и Эсу - двое из четырехсот ориша, посланных на Землю Олодумаре, верховным существом в Религия йоруба. Каждое из четырехсот божеств обладает уникальными сверхъестественными способностями; Ифа знает предопределенную судьбу всех человеческих существ, а Эсу - хранитель асе (божественной силы или власти). Эсу, уверенный в своем статусе мудрейшего среди всех духов Олодумаре, провел испытание для 398 других божеств, все из которых проиграли. Только после этого Эсу проверил Ифа.

Эсу попросил Ифа присмотреть за своей обезьяной в течение одной недели, пока она отправляется в путешествие. Ифа согласился, но сначала попросил Эсу привязать обезьяну к дереву перед его домом. После того, как Эсу отправился в свое путешествие, Ифа посоветовался с оракулом, чтобы узнать, каковы намерения Эсу в своем путешествии. Оракул предписал Ифе жертвоприношение бананов, которое должно быть совершено глубоко в густом лесу. Ифа выполнил жертвоприношение и обнаружил, что обезьяна Эсу пропала, как только он вернулся к дереву перед своим домом. Эсу, внезапно решивший не продолжать свое путешествие, вернулся в дом Ифа, чтобы убедиться, что Ифа нарушил свое обязательство. Убитый горем, Эсу заплакал. Он сообщил Ифа, что если он не найдет обезьяну в течение семи дней, за которые его слезы упадут на землю, Ифа будет проклят без мира на всю оставшуюся жизнь. В поисках решения Ифа еще раз посоветовался с оракулом, который сказал ему вернуться в то самое место в лесу, где было совершено жертвоприношение бананов. Там он найдет обезьяну. Ифа принял указания оракула и нашел обезьяну Эсу в лесу. Вернув обезьяну Эсу до того, как его слезы упали на землю, Ифа завершил испытание и скрепил свое сотрудничество с Эсу. Чтобы выразить свою благодарность, Эсу поклялся быть товарищем и сообщником Ифа во всех его начинаниях. Таким образом, Эсу действует как рупор, через который Ифа передает свои ясновидческие знания.

В консультациях по гаданию

Бабалово пишет оду в иеросун. Справа от него находятся опеле и ирок Ифа.

Во время сеанса гадания бабалаво сначала правильно ориентирует поднос так, чтобы «ноги» опона Ифа были обращены к нему. Он сидит лицом на восток, направление, откуда, как считается, Ифа пришел с духовного плана, и позволяет свету освещать поднос, стараясь не допустить попадания теней на дерево. После правильной ориентации ироке Ифа, или гадательный тэппер, используется бабалово, чтобы вызвать присутствие Ифа посредством ритмичного барабанного боя тэппера по поверхности опона Ифа. Также вызываются девять прорицателей, символически изображенных по периметру подноса. Затем шестнадцать пальм или орехов кола, икин Ифа, бросаются на деревянную поверхность опона Ифа, и бабалово переходит к интерпретации, какой из 256 возможных наборов оду (стихов) отображается рядом с орехами. Оду - это, по сути, слово или знак из восьми знаков, нанесенный порошком iyerosun, разбросанным по лотку. Каждый из знаков имеет соответствующие стихи, которые необходимо повторять и выбирать в соответствии с конкретной ситуацией клиента.

Каждый оду строится путем индивидуального определения каждой «буквы» оду поэтапно, начиная с из нижнего правого деления границы, затем из нижнего левого угла. Работая снизу вверх, этот процесс повторяется еще шесть раз, пока весь оду не будет построен и записан на доске. Если используются священные пальмовые орехи, бабалаво держит в одной руке шестнадцать орехов. Другой рукой он выхватывает из ладони столько, сколько может. Если осталась одна, он рисует две вертикальные линии на порошке иеросун на доске. Если осталось два натса, он рисует только одну линию. Процесс продолжается до тех пор, пока не сформируются две фигуры по четыре сегмента каждая.

Другой способ использования опона Ифа включает цепочку предсказаний, известную как опеле Ифа, оставляя пальму или орехи кола для более серьезных вопросы. Опеле состоит из цепочки из восьми нанизанных вместе орехов полуколя, каждая из которых связана с одной из восьми букв оду и участком вдоль границы лотка. После вызова духов ироке Ифа бабалово бросает опеле; каждая из восьми полугаек приземлится вогнутой вверх или вогнутой вниз головой или хвостом. Одна линия представляет «головы», а две вертикальные линии символизируют «хвосты» - этот процесс зафиксирован в порошке iyerosun, как и в случае с пальмовыми орехами. Таким образом, эта бинарная система из одной и двух вертикальных линий дает 256 различных оду, каждая из которых связана с духом и определенной архетипической ситуацией. Некоторые оду положительные, а другие отрицательные. Кроме того, оду определяет, какие предложения babalowo предписывает клиенту для достижения желаемых целей.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:26:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте