Операция «Желтая лента» (французский : Opération ruban jaune) была начата Канадой для решения проблемы перенаправления рейсов гражданских авиалиний в ответ на 11 сентября нападения в 2001 году на США. Цель Канады состояла в том, чтобы как можно быстрее удалить потенциально опасное воздушное движение из воздушного пространства США и от потенциальных целей США, и вместо этого разместить эти самолеты на земле в Канаде, в военных и гражданских аэропортах. в основном в канадских провинциях Новой Шотландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре и Британской Колумбии. Юкон, Нью-Брансуик, Альберта, Манитоба, Онтарио, Северо-Западные территории, и Квебек также принимал самолеты, чтобы можно было лучше сдерживать и нейтрализовать любой вредоносный или разрушительный потенциал. Ни один из самолетов не представлял угрозы, и Канада приняла тысячи пассажиров, которые оказались в затруднительном положении до тех пор, пока воздушное пространство США не будет вновь открыто.
Канада приступила к эксплуатации после того, как Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) внедрило Контроль безопасности воздушного движения и аэронавигационные средства (SCATANA), заземлено все самолеты по США, беспрецедентная акция. Затем FAA работало с Transport Canada, чтобы перенаправить прибывающие международные рейсы в аэропорты Канады.
Во время операции вылетающие рейсы - за исключением полицейских, военных и гуманитарных полетов - были отменены, что ознаменовало собой первый раз, когда канадское воздушное пространство было закрыто. Всего в результате операции «Желтая лента» от 225 до 240 самолетов были перенаправлены в 17 различных аэропортов по всей стране.
Сразу после атак на Всемирный торговый центр, и Transport Canada, и Nav Canada, канадское аэронавигационное агентство, активировали свои чрезвычайные меры.
Transport Canada активировал свой ситуационный центр (SitCen) в Оттаве в 09:21 EDT (13:21 UTC ), через 35 минут после первого сбоя WTC.
SitCen - это центр аварийных операций (EOC) Министерства транспорта Канады, первоначально построенный для борьбы с землетрясениями на побережье Британской Колумбии. Он использовался несколько раз до 11 сентября 2001 г., включая январь 1998 г. североамериканский ледяной шторм и после того, как рейс 111 Swissair разбился у берега из Пегги-Коув, Новая Шотландия 2 сентября 1998 года. Поскольку персонал укомплектовал SitCen, ключевые организации, такие как NAV CANADA, Министерство национальной обороны, Королевская канадская конная полиция (RCMP), Канадская служба безопасности и разведки (CSIS), Служба гражданства и иммиграции Канады (CIC) и Канадское таможенное и налоговое агентство (CCRA) также участвовали в операциях SitCen. Одна из задач SitCen заключалась в поддержании контактов с другими членами канадского авиационного сообщества, такими как Ассоциация воздушного транспорта Канады и местные власти аэропортов. Их коллеги в FAA (США) и других международных органах гражданской авиации также были проинформированы.
Nav Canada создала два командных центра, Центр стратегического управления (SCC) и Центр тактического управления (TCC).
SCC, расположенный в головном офисе в Оттаве и возглавляемый Andy Vasarins, вице-президентом по операциям, курировал весь кризис и обеспечивал эффективный обмен информацией и ресурсами между TCC и другими сторонами.
TCC изначально был учебным заведением в Корнуолле, Онтарио, и его возглавляла Кэти Фокс, помощник вице-президента по обслуживанию воздушного движения. Его роль в кризисе заключалась в распространении информации среди аэропортов и диспетчерских пунктов. Чтобы облегчить это, присутствовали генеральные менеджеры со всей Канады. После того, как кризис прошел, TCC был переведен в головной офис, а его операции были объединены с SCC.
Официально операция началась в 09:45 по восточному времени (13:45 UTC), когда Бен Слини, работая в первый день в своей должности Национальный операционный менеджер FAA приказал закрыть все воздушное пространство США в результате атак.
Узнав, что FAA закрыло воздушное пространство США, Дэвид Колленетт, канадский министр транспорта, отдал приказы что канадские аэропорты будут открыты только для исходящих полицейских, военных и гуманитарных рейсов, а также для прибывающих международных рейсов в США. Это был первый случай, когда Канада закрыла свое воздушное пространство.
Во время атак в США направлялось около 500 рейсов. Транспортная служба Канады проинструктировала Nav Canada разрешить трансокеанские полеты, которые находились по крайней мере на полпути к месту назначения (т.е. уже миновали точку невозврата через Атлантический или Тихий океан) на посадку в ближайшем канадском аэропорту, в зависимости от пункта отправления и остатка топлива. Самолеты входили в воздушное пространство Канады со скоростью один-два самолета в минуту.
В ходе операции сотрудники SitCen сосредоточили внимание на двух вопросах: где посадить самолет и как проверять, вылетать и пропускать десятки тысяч пассажиров через иммиграционную и таможенную службу. CIC и CCRA привлекли дополнительный персонал с других постов для очистки пассажиров.
Первым аэропортом, который принял перенаправленные рейсы, был CFB Goose Bay, который принял семь самолетов; четырнадцать других аэропортов от побережья до побережья также будут принимать отклоненные рейсы. В ходе операции сотрудники SitCen поддерживали связь с пострадавшими аэропортами, Колленетт и его заместителем Маргарет Бладворт.
Операция была сложной задачей для аэропортов в Атлантической Канаде. Transport Canada попросила Nav Canada проинструктировать рейсы, прибывающие из Европы, избегать международного аэропорта Макдональд-Картье в Оттаве, а также международного аэропорта Лестера Б. Пирсона в Торонто и международного аэропорта Дорваль. Аэропорт в Монреале в качестве меры безопасности, поскольку они являются одними из основных и, следовательно, самых загруженных аэропортов в Центральной Канаде. Большинство рейсов, прибывающих из Европы, принимались аэропортами Атлантики, хотя некоторые отклоненные рейсы приземлялись в Дорвале и Пирсоне.
Международный аэропорт Гандер, который был первым североамериканским аэропортом на трансатлантическом маршруте, принял 38 широкофюзеляжных самолетов, в основном направляющихся в пункты назначения в США. Количество пассажиров и членов экипажа, размещенных на «Гандере», составляло около 6600 человек. Население Гандера в то время составляло менее 10 000 человек. Жан Кретьен, тогдашний канадский премьер-министр, заявил, что в аэропорту было больше людей, чем в городе.
Международный аэропорт Галифакса обработал 40 рейсов аналогичным образом. St. Международный аэропорт Джона, Международный аэропорт Грейтер Монктон, CFB Goose Bay и Международный аэропорт Стивенвилля обслужили оставшуюся часть трансатлантических рейсов.
Большинство рейсов, следующих из Азии в пункты назначения на западном побережье США и другие пункты, не имели иного выбора, кроме как приземляться в международном аэропорту Ванкувера, поскольку это был единственный крупный канадский аэропорт на Западном побережье, способный обслуживать большие самолеты, используемые для полетов через Тихий океан. Тридцать четыре рейса с 8 500 пассажирами завершили свои путешествия в Ванкувере.
Самый короткий маршрут для многочисленных полетов, следующий по расстоянию по дуге, проходит пассажирские самолеты над северными регионами Атлантического, Тихого и южного Северный Ледовитый океан, проходя через (широкое) сердце Канады по пути к пунктам назначения в Соединенных Штатах. В общей сложности 35 из этих рейсов были перенаправлены в Эдмонтон, Калгари, Виннипег и Йеллоунайф, вдали от океана.
Было также несколько инцидентов, когда военные сопровождали самолеты в воздушное пространство Канады. Совместное американско-канадское Североамериканское командование воздушно-космической обороны использовало Воздушное командование Канадских вооруженных сил и истребитель ВВС США для перехвата и сопровождения гражданских пассажирских рейсов в Международный аэропорт Уайтхорс.
Одним из перехваченных рейсов был рейс 85 Korean Air, предназначенный для международного аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди с остановкой в Анкоридже, Аляска, который, как предполагалось, был угнан. Опасения по поводу того, что самолет врезался в Анкоридж, вызвали эвакуацию нескольких зданий в городе. Несколько зданий были также эвакуированы в Уайтхорс в качестве меры предосторожности. В рейсе закончилось топливо, и, по словам представителя по связям с общественностью в аэропорту, также была проблема со связью с экипажем. Когда он приземлился в аэропорту, свидетели сообщили, что RCMP приказал экипажу покинуть самолет под прицелом. Инцидент был недоразумением, вызванным неисправностью транспондера и ошибкой перевода.
Global и National Post сообщили, что аналогичный инцидент произошел в международном аэропорту Ванкувера. Два американских F-15 сопровождали самолет Air China Boeing 747, следовавший из Пекина в Сан-Франциско на северную взлетно-посадочную полосу аэропорта. Официальные лица в аэропорту сообщили, что это была чисто проблема со связью.
Перед посадкой большинство пилотов не информировали пассажиров о ситуации или атаках, чтобы избежать страха и паники. На некоторых самолетах даже пилоты не знали о том, что произошло. Global процитировал одного пилота, который сказал репортерам: «Когда мы были в воздухе, мы действительно не знали, что происходит. Все, что мы слышали, это меры безопасности, и нас отвлекли. Это все, что мы знали…»
Только после приземления пилоты рассказывали пассажирам о случившемся, иногда обращаясь к пассажирам прямо в салоне самолета. Некоторые пассажиры рассказали о словах пилотов перед посадкой. The Washington Post процитировала женщину, чей рейс из Франкфурта в Даллас был перенаправлен на Пирсон, и сообщила, что за три часа до посадки пилот объявил, что самолет направляется через турбулентность. «Затем он сказал, что мы столкнулись с сильным встречным ветром и нам пришлось приземлиться в Канаде для дозаправки. Когда мы приземлились, он сказал:« Хорошо, произошел теракт ».
Пассажирам пришлось ждать несколько часов, чтобы высадиться, потому что Транспортная служба Канады была в режиме повышенной безопасности. RCMP направил дополнительный персонал в аэропорты, чтобы они могли провести досмотр каждого самолета, выстроенного на закрытых взлетно-посадочных полосах в большинстве аэропортов. Они также увеличили свое присутствие в терминалах аэропорта.
В некоторых аэропортах пассажиры, оказавшиеся в затруднительном положении, смотрели телевизионные передачи, в то время как другие разговаривали с капелланами аэропорта, как в Пирсоне. В аэропортах были команды кризисной поддержки, которые помогали им.
CBC сообщил, что операция получила благодарность из Вашингтона. Норман Минета, министр транспорта США, сказал на брифинге Белого дома, что «мы в долгу перед нашими канадскими соседями за то, что они помогли нам в этом деле. мы перенаправили... рейсы и их пассажиров в аэропорты Канады ". В десятую годовщину 11 сентября президент Барак Обама вспомнил о помощи Канады в тот день и выразил благодарность Канаде за дружбу и солидарность.
Фактическое количество перенаправленных самолетов и пассажиров зависит от источника. Транспортная служба Канады сообщила, что в Канаду прибыло более 33 000 пассажиров 224 рейсами, тогда как Nav Canada выполнила в общей сложности 239 рейсов. По словам премьер-министра Кретьена, количество рейсов составило от 225 до 250, а количество пассажиров - от 30 000 до 45 000.
Карта с указанием аэропортов, куда перенаправляются рейсы, следующие в США.Аэропорт | Код аэропорта | Количество самолетов |
---|---|---|
Международный аэропорт Галифакса | YHZ | 47 |
Международный аэропорт Гандер | YQX | 38 |
Международный аэропорт Ванкувера | YVR | 34 |
St. Международный аэропорт Джона | YYT | 21 |
Международный аэропорт Виннипег | YWG | 15 |
Международный аэропорт Торонто Пирсон | YYZ | 14 |
Международный аэропорт Калгари | YYC | 13 |
Международный аэропорт Большого Монктона | YQM | 10 |
Международный аэропорт Монреаль-Мирабель | YMX | 10 |
Международный аэропорт Стивенвилля | YJT | 8 |
База канадских вооруженных сил Гуз-Бэй | YYR | 7 |
Международный аэропорт Монреаль-Дорваль | YUL | 7 |
Международный аэропорт Эдмонтон | YEG | 6 |
Международный аэропорт Гамильтон | YHM | 4 |
Международный аэропорт Уайтхорс | YXY | 2 |
Аэропорт Дир-Лейк | YDF | 1 |
Аэропорт Йеллоунайф | YZF | 1 |
Всего | 238 |
Международный аэропорт Галифакса принял наибольшее количество рейсов, в то время как международный аэропорт Ванкувера принял наибольшее количество пассажиров.
Transport Canada и аэропорты, участвовавшие в операции, также сообщили о резком увеличении трафика на своих веб-сайтах для обновления и d текущая информация о выпусках новостей, часто задаваемых вопросах и информация о других рейсах. Транспортная служба Канады сообщила, что 12 сентября 2001 года, на следующий день после терактов, только их веб-сайт посетили более 47 000 человек. Международный аэропорт Галифакса сообщил, что только в сентябре их веб-сайт посетили 2,1 миллиона человек, а в октябре - полмиллиона. Оба числа намного превышают средний показатель от 40 000 до 50 000 посещений в месяц.
После того, как первоначальная задача по изменению рейсов была завершена, тысячи пассажиров и летных экипажей, оказавшихся в затруднительном положении, должны были быть размещены и накормлены до тех пор, пока кризис не закончился. Во время переключения рейсов некоторые аэропорты, в том числе международный аэропорт Ванкувера, были затоплены сотнями телефонных звонков от представителей общественности и корпоративного сообщества, предлагавших свою поддержку. В Оттаве персонал SitCen был также завален звонками из аэропортов, авиаперевозчиков, средств массовой информации и широкой общественности. Сотрудники SitCen получали около 5000 звонков в день.
На вопрос в интервью CNN, смог ли он доставить еду для пассажиров, Жан Кретьен, премьер-министр Канады, сказал, что смог, и что «многие из них были размещены в гостиницах, школах, спортзалах и т. д. И канадские власти и провинциальные власти работают… [чтобы сделать своих посетителей] в этих местах как можно более комфортными. "
Общественные усилия по оказанию помощи пострадавшим от операции «Желтая лента» привели к положительным отзывам по этому поводу таких людей, как Кретьен и его жена, Алин ; посол США в Канаде, Пол Селлуччи ; Колленетт; генерал-губернатор Эдриенн Кларксон и ее муж Джон Ральстон Сол ; а в провинциях премьер и вице-губернаторы. Аэропорты, участвовавшие в этом проекте, получили послания с благодарностью от пассажиров, авиакомпаний, жителей, принимавших пассажиров, и персонала США. иммиграционная служба и США таможня. Международный аэропорт Эдмонтон также получил рисунок ребенка-пассажира с изображением перенаправленных рейсов на земле, опубликованный на странице 12 их годового отчета за 2001 год. Некоторые аэропорты, в том числе Галифакс и Эдмонтон, также публиковали на своих веб-сайтах благодарственные письма и / или годовые отчеты. В результате этой операции появилось много историй о гостеприимстве, оказанном попавшим в беду пассажирам.
Некоторые аэропорты были награждены за то, как они справились с кризисом. Авиационный совет Британской Колумбии вручил Международному аэропорту Ванкувера премию 2001 года за управление аэропортом, сославшись на его профессиональное и сочувственное отношение к ситуации, а Канадское общество по связям с общественностью (Новая Шотландия) вручило Halifax International награду Amethyst Award в категории Crisis Communications в честь кризисная коммуникационная реакция властей на ситуацию.
11 сентября 2002 г. около 2500 человек собрались в международном аэропорту Гандера на поминальную службу, чтобы отметить первую годовщину терактов, во время которых Кретьен, Колленетт, Челлуччи и другие провинциальные и местные чиновники председательствовали. Кретьен обратился к ним: «11 сентября останется в памяти надолго как день ужаса и горя. Но благодаря бесчисленным актам доброты и сострадания, сделанным по отношению к застрявшим посетителям здесь, в Гандере и по всей Канаде, он навсегда останется в памяти, как день утешения и исцеления "и завершил свою речь похвалой операции" Желтая лента ":" Вы гордились собой, дамы и господа, и вы гордились Канадой ".
Операция «Желтая лента» неоднократно становилась предметом популяризации.
Он был драматизирован в минисериале CBC Diverted и является предметом бродвейского мюзикла Come from Away, в котором рассказывается о нескольких пассажиры, жители Ньюфаундленда и летные экипажи в дни после 11 сентября. Шоу, которое проходит на Бродвее в Театре Шенфельда (по состоянию на май 2019 года), получило семь номинаций на 71-й премии Тони 2017 года, включая лучший мюзикл. В конечном итоге он получил премию Тони за лучшую режиссуру мюзикла..
Усилия центра управления воздушным движением Гандера и Гандера во время операции «Желтая лента» были продемонстрированы в канале Discovery Документальный фильм 9/11: УДАЛЕНО ДЛЯ ХАОСА