Операция Уилфред

редактировать

Операция Уилфред была британской военно-морской операцией во время Второй мировой войны, в которой участвовали разработка канала между Норвегией и ее прибрежными островами, чтобы предотвратить транспортировку шведской железной руды через нейтральные норвежские воды для использования в военных действиях Германии. Союзники предположили, что Уилфред спровоцирует ответную реакцию Германии в Норвегии, и подготовили отдельную операцию, известную как План R 4, чтобы занять Нарвик и другие важные места.

8 апреля 1940 года операция была частично проведена, но была остановлена ​​событиями в результате немецкого вторжения на следующий день в Норвегию и Данию (Operation Weserübung ), начавшего Норвежская кампания.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Операция
  • 3 Последствия
  • 4 См. Также
  • 5 Сноски
  • 6 Дополнительная литература

История вопроса

С началом войны 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция начали военно-морскую блокаду, чтобы ослабить Германию, лишив ее жизненно важного импорта, необходимого для поддержания ее военных усилий. Одним из наиболее важных предметов импорта была железная руда, необходимая для производства стали, из которой строились корабли, танки и самолеты для вооруженных сил Германии. Основным источником этого товара была нейтральная Швеция, поставки которой Уинстон Черчилль, а затем Первый лорд Адмиралтейства стремились не допустить, чтобы ограничить способность Германии сражаться. Для этого он разработал план разработки норвежского коридора, защищенных морских путей вдоль скалистого западного побережья Норвегии, используемых немецкими кораблями для транспортировки руды в нейтральных водах обратно в свои порты. Поступая таким образом, Черчилль надеялся вытеснить рудные корабли в открытое море, где блокирующие корабли Контрбанды могли потопить или захватить их.

Великобритания и Франция были озабочены тем, чтобы предотвратить захват Скандинавии Германией, который значительно снизил бы эффективность блокады и обеспечил бы неограниченные поставки железной руды. Такой шаг также предоставил бы немцам намного больше морских портов и баз, с которых они могли бы выполнять бомбардировки и разведку над Британией. Чтобы этого не произошло, союзники считали себя оккупацией двух нейтральных стран, но план в конечном итоге ни к чему не привел.

К концу марта 1940 года план разработки норвежских вод, который Черчилль убеждал своих коллег разрешить, но по ряду причин все еще не был выполнен, был связан с отдельным планом по отправке морские мины вдоль Рейна, чтобы уничтожить немецкие понтонные мосты, баржи и суда дальше вниз по течению. Последний план, известный как Операция Royal Marine, рассматривался британцами как способ нанести ответный удар в связи с тяжелым ущербом и человеческими жертвами, которые немцы нанесли им с помощью магнитной мины, но французы наложили вето на этот план, опасаясь, что он вызовет более широкое немецкое возмездие против них.

3 апреля британцы начали получать сообщения о большом скоплении кораблей и войск в портах балтийской Германии на 19>Росток, Штеттин и Свинемюнде. Предполагалось, что это была часть сил, посланных для противодействия наступлению союзников против Скандинавии (немцы имели некоторую информацию о планах союзников в результате их собственной разведки), и поэтому в тот день британцы приняли решение продолжить наступление. добыча железной руды отдельно от операции Royal Marine, установление даты 8 апреля для Адмиралтейства, чтобы реализовать ее.

Предполагая, что операция «Уилфред» вызовет яростный ответ противника, несмотря на подготовку, уже ведущуюся в их балтийских портах, параллельная инициатива, План R4, была направлена ​​на предотвращение высадки немцев путем отправки сильных британских и французских сил для занятия ключевой Норвежские порты Нарвик, Ставангер, Берген и Тронхейм, прежде чем они двинулись к шведской границе и взяли под свой контроль месторождения железной руды.

Поскольку план казался относительно незначительным и невинным по своему охвату, план был назван «Операция Уилфред» в честь наивного персонажа из давно выходившего в свет газеты Daily Mirror комикса Пип, Писк и Уилфред.

Операция

3 апреля четыре крейсера (HMS Berwick, York, Devonshire и Glasgow ) отплыли в Росайт, чтобы погрузить подразделения Королевского Линкольнширского полка, войска, которые будут отправлены в Норвегию в рамках Плана R4, если сочтут это необходимым. Дополнительные войска погрузились на транспортные корабли в Клайде с другими войсками, которые были наготове до тех пор, пока признаки немецких намерений не оправдали их отправку в Норвегию.

5 апреля большой отряд военных кораблей в сопровождении боевого крейсера HMS Renown и крейсера HMS Birmingham, включающий элементы обеих операций Уилфред и план R4 отправились с главной британской военно-морской базы в Скапа-Флоу и направились к норвежскому побережью.

План состоял в том, чтобы установить два минных поля. Первый должен был быть чуть ниже Лофотенских островов в устье Вест-фьорда, канала, ведущего прямо в порт Нарвик, куда поступала железная руда. отгружено (операция WV). Второй должен был пройти примерно три четверти пути вниз по западному побережью Норвегии, непосредственно примыкая к полуострову Stadtlandet, на линии широты примерно на полпути между Фарерскими островами и Исландией ( Операция WS). В качестве отвлекающего маневра установка третьего минного поля будет смоделирована недалеко от мыса Bud к югу от Кристиансунда (операция WB). 7 апреля силы разделились: одни должны были продолжить путь к Нарвику, другие - провести операции на юге.

Британские корабли получили приказ на случай вмешательства Норвегии: если норвежцы заметят минные поля, англичане поставят поблизости новые. Если норвежцы бросили вызов британским кораблям, последние должны были сообщить им, что они были здесь для защиты торговых судов. Затем британцы отступили, оставив норвежцев охранять территорию. Корабли, выделенные для отдельных операций, были следующими:

Вестфьорд, с Лофотенами на западе и материком на востоке

Force WV (Устье Вестфьорда)

Force WB - (Мыс Бад)

  • Бирмингем - Город "-класс легкий крейсер
  • Гиперион - минный эсминец класса" H ". Первоначально часть экрана сопровождения Славы
  • Герой - минный эсминец класса "H". Первоначально часть экрана сопровождения Славы

Force WS (Off Stadtlandet)

  • Teviot Bank - вспомогательный минный заградитель на 5087 тонн.
  • Инглфилд - лидер минных эсминцев класса "I"
  • Имоджен - Минный эсминец класса "I"
  • Ilex - минный эсминец класса "I"
  • Isis - минный эсминец класса "I"

Фактически было заложено только одно минное поле. Когда 7 апреля силы WS отплыли к месту назначения, немецкие корабли были замечены в Гельголандской бухте на пути в Норвегию, и установка мин на Штадтландет была отменена. Рано утром следующего дня, 8 апреля, в назначенный день для проведения минирования, Великобритания сообщила норвежским властям о своем намерении установить мины в своих территориальных водах. Вскоре после этого Force WB смоделировала постановку мин у мыса Бад, используя бочки с нефтью, и патрулировала район, чтобы «предупредить» судоходство об опасности. Force WV должным образом выполнили поставленную задачу и заложили минное поле в устье Вестфьорда. В 05:15 того же утра союзники передали всему миру заявление, в котором обосновывали свои действия и определяли районы минных полей. Норвежское правительство выразило решительный протест и потребовало их немедленного удаления, но немецкий флот уже продвигался к их берегам. Затем события развивались так быстро, что вопрос о минных полях стал в значительной степени неактуальным.

Позже в тот же день железорудное судно (Рио-де-Жанейро, следовавшее из Штеттин на севере Германии) было потоплено в Скагеррак с польской подводной лодки Орзел. Корабль перевозил войска, лошадей и танки для немецкого вторжения в Норвегию в рамках операции Weserübung. Около половины из 300 человек на борту утонули, а выжившие сказали экипажам норвежских рыболовецких судов, которые их подобрали, что они направлялись в Берген, чтобы защитить его от британцев. Через несколько часов два других немецких корабля (Posidonia и Krete) также были потоплены в том же районе.

Последствия

Операция Wilfred была практически завершена, и южные силы WS и Корабли WB воссоединились с Флотом метрополии, чтобы взять на себя обязанности по проверке, военной поддержке и защите конвоев в рамках общего британского ответа на немецкое наступление на Норвегию, известное как операция «Руперт». Силы северных войск WV сразу же оказались втянутыми в первые действия британской попытки помешать высадке немецких войск.

HMS Glowworm, отделившаяся от основных сил 6 апреля в поисках человека, потерявшегося за бортом, столкнулась с немецким тяжелым крейсером Admiral Hipper и выполнила торпедная атака. Получив ответный огонь и получив тяжелые повреждения, она протаранила Admiral Hipper и вскоре затонула, убив 111 человек. Ее командир, лейтенант-командор Джерард Бродмид Руп был посмертно награжден Крестом Виктории. Тем временем Renown, направившийся на помощь Светлячку, вела боевые действия с немецкими линкорами Scharnhorst и Gneisenau 80 mi (70 nmi ; 130 км ) западнее Лофотенов. Хотя ущерб был нанесен обеими сторонами, немцы не воспользовались возможностью потопить более старый и медленный британский линейный крейсер.

Несмотря на известие об этих действиях и свидетельства из других источников, норвежцы все еще были пойманы в значительной степени неподготовленными к нападению в начале следующего дня. Собственно вторжение началось с высадки немецких войск в основных норвежских поселениях Ставангер, Осло, Тронхейм, Нарвик и Берген. В тот же день (9 апреля) Икарус потопил Европу, еще один немецкий перевозчик железной руды, который использовался для перевозки людей и оборудования в Норвегию, а 2-я флотилия эсминцев, принимавшая участие в минировании Вест-фьорда, позже сражалась с другие британские военно-морские подразделения в 1-й битве при Нарвике, потопив несколько немецких военных кораблей.

11 апреля, когда у норвежского побережья все еще продолжались ожесточенные морские сражения, Черчилль выступил в Палате общин с речью о текущей ситуации и оправдал операцию «Уилфред»:

Для этого нет большего препятствия. блокада Германии, чем этот норвежский коридор. Так было на прошлой войне, так было и на этой войне. Британский флот был вынужден наблюдать за бесконечной процессией немецких и нейтральных кораблей, перевозящих в Германию контрабанду всех видов, которую они в любой момент могли остановить, но к которой им было запрещено прикасаться.

Поэтому было решено, наконец, прервать это движение и заставить его выйти в открытое море. Были приняты все меры предосторожности, чтобы избежать малейшей опасности для нейтральных кораблей или любой гибели людей, даже для торговых судов противника, из-за установленных минных полей, и британские патрульные корабли были фактически размещены вокруг них, чтобы предупредить все корабли о выходе из этих опасных районов.

Нацистское правительство стремилось доказать, что их вторжение в Норвегию и Данию было следствием наших действий по закрытию норвежского коридора. Однако, несомненно, можно доказать, что не только их подготовка была проведена почти месяц назад, но и что фактические передвижения войск и кораблей начались до того, как были заложены британские и французские минные поля. Без сомнения, они подозревали, что они (мины) собирались установить. Им действительно должно было казаться непонятным, что они не были заложены задолго до этого. Поэтому в последнюю неделю марта они решили использовать норвежский коридор для отправки на север пустых рудных кораблей, заполненных военными запасами и спрятанными под палубами солдат, чтобы в данный момент захватить различные порты на норвежском побережье, которые, по их мнению, имели военное значение.

— Уинстон Черчилль

Британские и французские войска высадились в Нарвике 14 апреля, чтобы помочь норвежцам, вытеснив немцев из города и почти заставив их сдаться. Несмотря на то, что между 18 и 23 апреля состоялись дальнейшие высадки союзников, норвежцы сдались 9 июня 1940 года.

По иронии судьбы, хотя операция «Уилфред», по сути, провалилась, так как не помешала немцам получить доступ к железной руде. После того, как Норвегия стала прогерманской, она перестала быть нейтральной, и поэтому британские корабли и авиация могли свободно входить в ее территориальные воды и по своему желанию атаковать немецкие корабли.

См. Также

Сноски

Дополнительная литература

  • Дерри, Т.К. (2004) [1952]. Батлер, Дж. Р. М. (ред.). Кампания в Норвегии. История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (изд. Naval Military Press). Лондон: HMSO. ISBN 1-845740-57-2. Проверено 7 февраля 2016 г.
  • Роскилл, С. У. (1957) [1954]. Батлер, Дж. Р. М. (ред.). Оборона. История Второй мировой войны Соединенное Королевство Военная серия: Война на море 1939–1945 гг. I (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135. Дата обращения 7 февраля 2016 г.

Координаты : 61 ° N 8 ° E / 61 ° N 8 ° E / 61; 8

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:11:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте