Operation Vigorous

редактировать

Operation Vigorous
Часть Второй мировой войны
Relief Map of Mediterranean Sea.png . Карта рельефа Средиземного моря
Дата12–16 июня 1942 г.
МестоположениеВосточное Средиземноморье, в направлении Мальты 35 ° 53′N 14 ° 30′E / 35,883 ° N 14,500 ° E / 35,883; 14.500
РезультатПобеда Оси
Воюющие стороны
Соединенное Королевство Соединенное Королевство. Австралия Австралия Италия Италия. Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Филип Виан Анджело Ячино
Численность
8 легких крейсеров. 26 эсминцев. 9 подводных лодок. 2 тральщика. 4 корвета. 2 спасательных корабля. 4 торпедных катера. 11 торговых судов. 1 вспомогательный корабль2 линкора. 2 тяжелых крейсера. 2 легких крейсера. 12 эсминцев. 6 электронных катеров. 2 подводных лодок. c.220 самолеты
Потери и потери
1 легкий крейсер потоплен. 3 эсминца потоплены. 2 торговых корабля потоплены. 1 потоплен MTB. 3 крейсера повреждены. 2 торговых корабля повреждены. c.200 убито1 потоплен тяжелый крейсер. 1 линкор поврежден. 21 сбитый самолет. c.600 убитых

Operation Vigorous (Battaglia di mezzo giugno 1942 г. 1942) была британской операцией во время Второй мировой войны по сопровождению конвоя снабжения MW11 из восточного Средиземноморья в Мал. ta, который проходил с 11 по 16 июня 1942 года. Энергичный был частью операции Джулиус, одновременной операции с операцией Гарпун из Гибралтара и вспомогательными операциями. Подконвой MW11c отплыл из Порт-Саида 11 июня, чтобы побудить итальянский боевой флот выйти пораньше, израсходовать топливо и подвергнуться подводной лодке и воздушной атаке. MW11a и MW11b отплыли на следующий день из Хайфы, Порт-Саида и Александрии, причем одно судно было отправлено обратно из-за неисправности. Итальянские и немецкие (Axis ) самолеты атаковали MW11c 12 июня, и поврежденное судно было направлено в Тобрук, к востоку от Газалы. Торговые корабли и конвои встретились 13 июня. Британские планы были непреднамеренно раскрыты Оси военным атташе США в Египте полковником Боннером Феллерсом, который сообщил Вашингтону, округ Колумбия, в закодированных сообщениях по беспроводной связи. Позже Ультра выяснило, что Черный Код был взломан Servizio Informazioni Militare (итальянская военная разведка).

Конвой и эскорт прошли через «Аллею бомб» между Критом и Киренаикой под атакой со стороны Оси бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцы, электронные катера и подводные лодки, которым затем угрожало плавание итальянского боевого флота из Таранто. Британцы полагались на самолеты и подводные лодки для отражения итальянского флота в отсутствие линкоров и авианосцев, но только один тяжелый крейсер был потоплен. Когда итальянские линкоры находились в пределах 150 миль (170 миль; 280 км), британскому конвою и эскорту было приказано повернуть назад и дождаться, пока итальянцы понесут потери от торпедоносцев, бомбардировщиков и подводных лодок, но было нанесено немного больше повреждений и после нескольких больше поворотов в сторону Мальты и прочь, колонна и сопровождение вернулись в Александрию 16 июня. Битва при Газале (26 мая - 21 июня) происходила в Ливии во время операции Юлий, и начиная с 14 июня поражение британцев вынудило 8-ю армию отойти на восток, потеряв высадку. основания, с которых самолеты могли прикрыть MW11 с воздуха.

Операция «Юлий» потерпела поражение от Британии, всего два торговых корабля из «Операции Гарпун», одновременный конвой из Гибралтара, достигли Мальты для доставки припасов. Из-за отсутствия прикрытия с воздуха и подавления авиации Оси на пути на Мальту центральное Средиземноморье было закрыто для британских кораблей. Мальта не могла быть возрождена в качестве наступательной базы, и для обеспечения авиатоплива для обороняющихся истребителей британцы прибегли к способу доставки снабжения через блокаду с помощью подводных лодок. Конвои из восточного Средиземноморья больше не предпринимались, пока 8-я армия не захватила Ливию в октябре. Еще Spitfire было доставлено на Мальту в течение июля, и увеличивающиеся потери вынудили Люфтваффе и Regia Aeronautica снизить темп операций. Ограниченное возвращение к наступательным операциям было сделано против конвоев стран Оси в Ливию, и операция «Пьедестал» в августе доставила из Гибралтара четыре торговых судна и нефтяной танкер, что в дальнейшем возродило Мальту в качестве наступательной базы, несмотря на потерю большей части территории. конвой и многие военно-морские корабли.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Мальта
      • 1.1.1 Осада, 1942 год
      • 1.1.2 Наступательные операции
      • 1.1.3 Унтернемен Херкулес
    • 1.2 Кампания в Западной пустыне
  • 2 Prelude
    • 2.1 Operation Julius
      • 2.1.1 Operation Vigorous
      • 2.1.2 Operation Harpoon
    • 2.2 Regia Marina
  • 3 Convoy
    • 3.1 11 июня
    • 3,2 12 июня
    • 3.3 13 июня
    • 3,4 14 июня
    • 3,5 Ночь, 14/15 июня
    • 3,6 15 июня
      • 3.6.1 Утро
      • 3.6.2 После полудня
      • 3.6.3 Вечер
    • 3,7 Ночь, 15/16 и 16 июня
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
    • 4.2 Потери
    • 4.3 Последующие операции
  • 5 Боевой порядок
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Предыстория

Мальта

Осада, 1942 год

Бомбардировки Оси разрушили доки, корабли, самолеты и аэродромы к концу апреля 1942 года, а затем бомбардировки были переведены на цели, предшествующие вторжению: лагеря, казармы, склады и дорожные развязки. После 18 апреля немецкие бомбардировки внезапно прекратились, и их взяли на себя итальянские бомбардировщики, регулярно бомбили небольшие группы самолетов. В течение месяца самолеты Axis совершили более 9 500 самолето-вылетов против 388 британцев, причем все, кроме 30, были самолетами-истребителями. Британцы потеряли 50 самолетов, 20 сбиты в бою против 37 потерь стран Оси во время сброса 6700 длинных тонн (6808 т) бомб, что в три раза превышает мартовское значение, 3000 длинных тонн (3048 т) на доках, 2600 длинных тонн. (2642 т) на аэродромах. В результате бомбардировки было разрушено или повреждено 11 450 зданий, 300 мирных жителей были убиты и 350 тяжело ранены; хорошие укрытия существовали, но некоторые жертвы были вызваны бомбами замедленного действия. Рационы с мясом, жирами и сахаром были дополнительно сокращены, и 5 мая хлебный рацион был сокращен до 10,5 унций (298 г) в день, чего хватит, чтобы продержаться до конца июля; Пайки макаронных изделий уже были прекращены, и урожай озимого картофеля был плохим.

Три эсминца, три подводные лодки, три тральщика, пять буксиров, водовоз и плавкран были потоплены в порту, еще несколько судов были повреждены. Остров продолжал функционировать как плацдарм, но бомбардировки Оси нейтрализовали Мальту как наступательную базу. Две лодки 10-й флотилии подводных лодок были потоплены, две были повреждены в гавани, и 26 апреля флотилия получила приказ покинуть судно из-за минирования с помощью небольших быстроходных судов, которые не были обнаружены радаром и не были слышны во время бомбардировки; количество уцелевших тральщиков было слишком мало, чтобы расчищать подходы. Осталось три разведывательных самолета, и только 22 бомбардировщика было совершено, еще одиннадцать самолетами FAA в течение месяца, а к началу июня осталось только два Fairey Albacores и два Fairey Swordfish.

Наступательные операции

Операция «Энергичный» находится в Ливии Триполи Триполи Мерса Брега Мерса Брега Мартуба Мартуба Бенгази Бенгази Газала Газала Тобрук Тобрук Карта расположения Ливии

С декабря 1941 года бомбардировки Люфтваффе нейтрализовали Мальту расшифровка итальянских зашифрованных сообщений C 38m показала, что количество плаваний больше и меньше потерь, и 23 февраля 1942 года итальянский «конвой линкоров» достиг Триполи. К концу февраля 11 кораблей прошли без сопровождения, и отключение электричества, вызванное заменой машины C 38m в начале марта, мало что изменило для британцев из-за отсутствия средств. После того, как британцы сломали C 38m, к маю было совершено 26 рейсов снабжения, из которых только девять были замечены воздушной разведкой. 14 апреля были сбиты пять самолетов Мальты и потеряна подводная лодка HMS Upholder. 10 марта крейсер HMS Naiad был потоплен подводной лодкой, а 10 мая три из четырех эсминцев были потоплены люфтваффе. В феврале и марте потери Оси составили 9 процентов от поставок, в апреле - менее одного процента, а потери в мае - 7 процентов.

Оси смогли усилить Северную Африку, достаточное для того, чтобы Роммель попытался атаковать раньше. британский. В конце апреля британские начальники штабов постановили, что в мае на Мальту не будет конвоя, потому что можно было ожидать, что итальянский флот отплывет, а для конвоя потребуется прикрытие линкора и авианосца, чего не было. Операция по доставке "Спитфайров" на Мальту была успешной, и зенитные боеприпасы должны были быть доставлены с помощью быстрых минных заградителей, с которыми Мальта должна продержаться до середины июня, когда ситуация в Западной пустыне. Если Мартуба или Бенгази в Киренаике будут захвачены Восьмой армией, конвой, идущий на запад из Александрии, может выжить без прикрытия линкоров и авианосцев. Было бы также известно, если бы самолеты люфтваффе были перенаправлены на русский фронт и если бы кризис в Индийском океане утих, достаточно, чтобы корабли могли сопровождать быстроходный конвой из Александрии <. 389>

Unternehmen Herkules

Операция «Геркулес» (Operazione C3) была планом Оси по вторжению на Мальту, и в 1942 году подкрепление Люфтваффе на Сицилии и кампания бомбардировок острова привели к предположению, что это была операция прелюдия к вторжению. Материалы, полученные от военнопленных и из дипломатических источников, вызвали определенные опасения относительно значения передвижения войск на юге Италии. Отсутствие доказательств от радиоразведки и воздушной разведки привело к выводу, что вторжение не было неизбежным, но необходимость защиты источника информации означала, что это не было раскрыто британцами. О том, что ведутся приготовления, стало известно 7 февраля благодаря дешифровке сообщений Люфтваффе Enigma, но к 23 марта паника утихла, и ожидалось новых бомбардировок. К 31 марта прогресс бомбардировочной кампании Оси привел к предсказанию, что попытка будет предпринята в апреле, но вскоре это было сброшено со счетов, потому что, хотя наступление бомбардировок увеличилось с 750 длинных тонн (760 тонн) в феврале до 2000 длинных тонн (2000 тонн). t) в марте, 5500 длинных тонн (5600 тонн) в апреле, расшифровка Enigma показала, что на Сицилии все еще находилось 425 самолетов Люфтваффе, а не 650 самолетов, изначально предназначенных, потому что самолеты были задержаны в России во время советского зимнего наступления и 26 апреля, Enigma показала, что Fliegerkorps II выводится из игры. К 2 мая группа бомбардировщиков Люфтваффе и группа истребителей были выведены, и за ними последовали другие, что и объяснило затишье. Гитлер прохладно отнесся к операции, на тот случай, если итальянский флот оставит немецкие воздушно-десантные силы, но захват Тобрука в середине июня сделает вторжение ненужным. Гитлер и Муссолини согласились, что Panzerarmee Afrika будет преследовать британцев в Египте до конца июня и до июля, что означало отмену Геркулеса.

Западная кампания в пустыне

Ход войны в пустыне, показывающий потерю британцами Ливии и египетские аэродромы после битвы при Газале

После успеха операции «Крестоносец » (18 ноября - 30 декабря 1941 г.) 8-я армия продвинулась на 500 миль (800 км) на запад в Эль-Агейла в Ливии, захват аэродромов и посадочных площадок, используемых для прикрытия с воздуха конвоев Мальты. Британцы недооценили скорость подкреплений Оси и рассчитывали атаковать задолго до Оси, но Panzerarmee Afrika опередила 8-ю армию, начав наступление 21 января 1942 года. К 6 февраля британцы потерпели поражение и были вынуждены отступить к востоку от <378.>Джебель Ахдар назад к линии Газалы к западу от Тобрука, откуда танковая армия начала вывод на пенсию семью неделями ранее. В битве при Газале (26 мая - 21 июня) Panzerarmee Afrika снова атаковал первым, но, казалось, был близок к поражению до 11 июня. Операция «Юлий» началась в тот же день, когда вспыхнул Африканский корпус, и к 14 июня вынудила британцев отступить к Тобруку. Затем силы Оси преследовали британцев в Египте, и ВВС пустыни потеряли ливийские посадочные площадки, откуда они могли прикрывать конвои с Мальты.

Прелюдия

Операция Юлиус

Bristol Beaufighter Mk 1 из 252-й эскадрильи; Северная Африка

За две недели до конвоев авианосец HMS Eagle начал операции по доставке 63 «Спитфайров» на Мальту, в результате чего число исправных истребителей увеличилось до 95. Воздушные операции двух конвоев начались 24 мая, когда Vickers Wellington бомбардировщики 104-й эскадрильи с Мальты начали бомбить аэродромы и порты на Сицилии и на юге Италии. 11 июня «Веллингтоны» были отозваны для размещения шести торпедоносцев Wellington из 38-й эскадрильи, Bristol Beaufort торпедоносцев 217-й эскадрильи и Мартина Балтимора. самолет-разведчик 69-й эскадрильи. 11 июня самолеты из Гибралтара, Мальты и Египта также начали разведывательные полеты в поисках итальянского флота. Двенадцать Beauforts из 39-й эскадрильи базировались в Бир-Амуде в Египте недалеко от ливийской границы, пять B-24 Liberator бомбардировщиков 160-й эскадрильи и около 24 самолетов Также был предоставлен отряд Халверсона ВВС США (USAAF) в RAF Fayid. Истребители ближнего действия, базирующиеся в Палестине, Египте, Киренаике и Мальте, должны были сначала обеспечивать прикрытие с воздуха, и, когда конвой вышел из зоны досягаемости, защиту взял на себя Кертисс Киттихокс из 250-й эскадрильи. с дальнобойными топливными баками, Bristol Beaufighter из 252-й эскадрильи и 272-й эскадрильи и ночные истребители Beaufighter из 227-й эскадрильи. Воздушное прикрытие из Киренаики не могло пересекаться с прикрытием с Мальты, оставляя брешь, но веллингтоны 205-й группы и легкие бомбардировщики ВВС пустыни атаковали бы аэродромы Оси в Северной Африке. Береговая группа 201 будет обеспечивать разведку и вылазки против подводных лодок, а небольшая диверсионная группа должна приземлиться на Крите для атаки самолетов Оси на земле.

Operation Vigorous

Противолодочные эскадрильи. в действии. Юлий
ТипМальтаЕгипет
Альбакор830 FAA821, 826. FAA
Балтимор69
Бофорт21739
Бленхейм203. 13 Элленик
Хадсон459 RAAF
Мэриленд203
Спитфайр2 PRU
Сандерленд230
Swordfish. (ASV)815 FAA
Уэлсли47
Веллингтон. (торпеда)38
Веллингтон. (ASV)221 дет.221

«Энергичная» планировалась как совместная операция Королевского флота и ВВС Великобритании, которая будет проводиться из штаба 201 Группа военно-морского сотрудничества адмирала Генри Харвуда и маршала авиации Артура Теддера с контр-адмиралом Филипом Вианом под командованием конвоя и эскорта ( Сила А). 22 марта 1942 года в ходе операции MG 1, защищающей конвой MW 10 на Мальту, произошла Вторая битва при Сирте между итальянским флотом и британским эскортом. Британские эскорты сдерживали итальянский флот в течение 2 ⁄ 2 часов, но в более длинные дни июня сомневалось, что подвиг удастся повторить. Если более крупные итальянские силы атаковали бы конвой, Виан должен был защищать конвой дымом, а эскорты должны были отбить нападавших с помощью торпед и попытаться нанести ранние жертвы, используя огонь по двум итальянским кораблям. Успех конвоя будет зависеть от поражения итальянского флота воздушной и подводной атакой, прежде чем он сможет приблизиться к кораблям, а не от действий надводных кораблей, поскольку линкоры HMS Queen Elizabeth и Valiant все еще не действовали.

Было рассмотрено использование линкора HMS WarsPite и нескольких авианосцев из Восточного флота для подкрепления, но опасность воздушного нападения была так здорово, что его отвергли. Сила конвоя и эскорта была больше, чем в марте, с отрядом А, крейсером класса HMS Cleopatra в качестве флагмана и крейсерами HMS Dido, HMS Euryalus из 15-й крейсерской эскадры и HMS Hermione из Восточного флота обеспечили сопровождение конвоя с четырьмя 5,25-дюймовыми легкими крейсерами. и зенитный крейсер класса C HMS Coventry. Восточный флот послал 6-дюймовые крейсера типа Town-class HMS Newcastle, HMS Birmingham и HMS Arethusa из 4-й крейсерской эскадры. Операция должна была иметь 26 эсминцев, десять с Восточного флота, четыре корвета, два тральщика для очистки подходов к Мальте, четыре торпедных катера (МТБ) и два спасательных корабля. Бывший линкор HMS Centurion, который был разоружен между войнами и использовался для тренировок, был оснащен зенитными орудиями и введен в эксплуатацию, чтобы замаскироваться под боевой линкор. 1-я подводная лодка и 10-я флотилия подводных лодок должны были отправить девять лодок в качестве движущегося экрана параллельно конвою, проходящему между Критом и Киренаикой (Аллея бомб). В дни до и после этого подводные лодки должны были патрулировать районы, которые, вероятно, могли быть обнаружены итальянским флотом.

Операция «Гарпун»

Операция «Гарпун», конвой операции «Юлий» в восточном направлении из Гибралтара начался 4 апреля. Июнь, с отправлением из Шотландии пяти торговых судов в составе конвоя WS19z. Сообщалось, что корабли направлялись на Мальту через мыс, но обман раскрылся, когда Троилу было приказано совершить короткое плавание; морской офицер связи, пять офицеров связи и флотские артиллеристы на каждом торговом корабле также мало что оставили для воображения. С крейсерами HMS Kenya, HMS Liverpool и десятью эсминцами конвой прошел через Гибралтарский пролив в ночь с 11 на 12 июня и стал конвоем GM4., к которому присоединятся нефтяной танкер и его сопровождение. Force H состоял из линкора, двух авианосцев, трех крейсеров и восьми эсминцев. Непосредственное сопровождение осуществляли зенитный крейсер, девять эсминцев, шесть мотогонок (МГБ) и малые суда. HMS Welshman должен был сопровождать корабли, а затем помчаться на Мальту на скорости 28 узлов (32 мили в час; 52 км / ч) с боеприпасами для самолетов на Мальте. У итальянского побережья 13 подводных лодок должны были патрулировать, готовые устроить засаду на итальянские корабли.

Regia Marina

Карта центрального Средиземноморья

Нехватка нефти ограничивала итальянские военно-морские операции, но скопление кораблей в Александрия и расшифрованные беспроводные сообщения от полковника Боннер Феллерс, военного атташе США в Каире (die gute Quelle, хороший источник), предупредили Regia Marina о том, что конвои вот-вот начнутся. Александрия и Гибралтар на Мальту. Супермарина верховное командование флота планировало контроперацию против обоих конвоев, и девять подводных лодок были отправлены для патрулирования у побережья Алжира, пять между Лампедузой и Мальтой и пять к востоку от Мальты в Ионическом море. Две итальянские MAS-лодки и шесть E-boat застали в засаде между Критом и Киренаикой и 7-й крейсерской дивизией (это: Ammiraglio di Divisione [вице-адмирал ] Альберто Да Зара ) с Раймондо Монтекукколи и Эухенио ди Савойя в Палермо и эсминцами Аскари, Ориани Малочелло, Премуда и Вивальди в Кальяри ждали Гарпуна вместе с MAS-лодками и большим количеством самолетов, которые будут действовать в западном бассейне Средиземного моря. Главный боевой флот Италии был зарезервирован для конвоя, идущего на восток из Александрии.

Конвой

11 июня

Для подготовки к маскировке одиннадцать торговых судов были загружены в Александрии, Порт-Саид, Суэц., Хайфа и Бейрут, встречи в Порт-Саиде и Хайфе. Секретность привела к отсутствию практики у военных пассажиров, которые составляли аварийно-спасательные и пожарные группы, а некоторые дефекты корабельных орудий остались незамеченными. Корабли Порт-Саида «Агтекирк», Бутан, «Город Калькутта» и «Рембрандт» из MW11c отплыли 36 часов рано днем ​​11 июня в рамках операции «Рембрандт», каждый из которых буксирует МТБ. Сопровождаемый Ковентри и восемью эсминцами типа «Хант», MW11c должен был имитировать мальтийский конвой и проплыть до меридиана Тобрук и вернуться на рандеву с оставшимися. Была надежда, что операция приманки соблазнит итальянский флот, который подвергнется атаке и у него закончится топливо до того, как основной конвой отплывет. Ночью пять грузовых судов операции «Гарпун» встретились с танкером «Кентукки» у побережья Гибралтара; к утру GM4 двигался на скорости 12–13 узлов (14–15 миль в час; 22–24 км / ч) к востоку.

12 июня

RAF Мартин Балтимор

Конвой MW-11a из Аякса, Город Эдинбург, город Претория, город Линкольн и Элизабет Бакке отплыли из Хайфы и Порт-Саида 12 июня в сопровождении 7-й флотилии эсминцев Napier, Norman, Nizam, Inconstant и Hotspur с флотом тральщиков Boston и Seaham. Элизабет Бакке было приказано войти в порт с MW11a в сопровождении Зулу из-за перегрузки и загрязнения корпуса, из-за чего судно не выдерживало курса или достигало скорости конвоя 13 узлов (15 миль / ч; 24 км / ч). MW11b отплыл из Александрии с Potaro, танкером Bulkoil, списанным линкором Centurion, несущим припасы и действующим как приманка, спасательными кораблями Malines и Antwerp в сопровождении пяти эсминцев и четырех корветов. Вечером MW11c был атакован с Крита 15 бомбардировщиками Ju 88 из I Kampfgeschwader 54, и город Калькутта был поврежден в результате близкого промаха. Корабль остановился и занесен в список, но тронулся со скоростью 11 узлов (13 миль в час; 20 км / ч), чтобы заказать его в 23:00. направиться в Тобрук на буксируемом МТБ в сопровождении Эксмура и Крума. В течение короткой ночи MW11c вернулся к месту встречи у Александрии с остальной частью MW11 на следующий день, и Ханты отправились на дозаправку. Операция «Гарпун» прошла спокойно, потому что «Супермарина» заподозрила, что это была приманка.

13 июня

Три элемента конвоя встретились у Мерса-Матрух днем ​​и направились на Мальту в качестве приманки. 7-я флотилия эсминцев вошла в Александрию для дозаправки, остальные эсминцы плыли дальше, а остальные покинули Александрию с основными силами, семью крейсерами и экраном их эсминцев. Во второй половине дня погода испортилась, и буксируемые МТБ были брошены, чтобы вернуться в Александрию, но МТБ 259 был поврежден и затонул, а остальные прибыли в порт на следующий день. Ночью группа из пяти человек была высажена подводной лодкой на Крите и повредила или уничтожила около 20 самолетов Lehrgeschwader 1 на аэродроме Малеме. Об активности рейдерских групп в Вашингтон доложил Боннер Феллерс; три группы SBS приземлились неделей ранее, одна атаковала самолет, но не смогла проникнуть через систему безопасности аэродрома. После наступления темноты самолеты Оси постоянно освещали конвой осветительными ракетами и сбрасывали случайные бомбы, а затем в 4:30 утра люфтваффе атаковали основные силы сопровождения, догоняющие с востока, сбрасывая еще больше бомб и осветительных ракет, пока британские истребители не прибыли после рассвета. Бомбардировщики Дуглас Бостонс и Веллингтон атаковали аэродромы Оси около Дерны и другие места ночью, чтобы помешать воздушным операциям Оси против конвоя. На позиции Газала в Ливии британские танки потерпели поражение в боях 11–13 июня, и на следующий день 8-й армии было приказано отступить. Операция «Гарпун» продолжалась, и другие самолеты Regia Aeronautica были переброшены на Сардинию, но потеряли связь с конвоем. Два итальянских крейсера и три эсминца вышли из Кальяри вечером в Палермо, готовые остановить быстрое движение корабля на Мальту.

14 июня

Чертеж линкоров класса Littorio

Пыльные бури в Ливия приземлила дневные бомбардировщики до вечера, и большая часть самолетов, базировавшихся в Ливии, летела над Vigorous. Сопровождение конвоев было реорганизовано: четыре корвета, два тральщика и 5-я флотилия эсминцев с девятью эсминцами, к которым присоединились 17 эсминцев 2-й, 7-й, 12-й, 14-й и 22-й флотилий. У Агтекирка, Эрики и Примулы возникла проблема с двигателем, Эрика была отправлена ​​в Мерса-Матрух, а двое других - в Тобрук в сопровождении Теткотта. В 12:20, примерно в 12 морских милях (14 миль; 22 км) от Тобрука, корабли были атакованы, и Примула была потрясена возможными промахами. Около сорока пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka и средних бомбардировщиков Junkers Ju 88 бомбили Теткотт, остальные атаковали Aagtekirk, который был подбит и загорелся, когда были сбиты три бомбардировщика. Корабли и лодки были отправлены из Тобрука, но могли забрать выживших только к 14:30. и корабль сел на мель и сгорел. Остальная часть конвоя была прикрыта Hawker Hurricanes и Киттихауками, отклонившимися от битвы при Газале, которые защищали конвой от большой силы бомбардировщиков.

Днем Lehrgeschwader 1 был более осмотрительным, пока конвой не оказался за пределами прикрытия британских истребителей ближнего действия, затем с 4:30 утра около 60–70 бомбардировщиков совершили семь атак за пять часов, которым противостояли несколько дальнобойных Киттихауков и Бофайтеров.. Восемь торговых судов стояли четырьмя колоннами вокруг спасательных кораблей: крейсеры на расстоянии около 1200 ярдов (1100 м), эсминцы типа Hunt на расстоянии 1 мили (1,9 км) от них, а эсминцы флота находились на противолодочном патрулировании на расстоянии 2500 ярдов (1,9 км) от них. 2300 м) за пределами Хант. Строй был эффективен против торпедоносцев, но рисковал атаковать пикирующих бомбардировщиков в отсутствие британских истребителей. Немцы атаковали с высоты 10 000 футов (3 000 м) с тыла или с боков группами по 10–12 самолетов, разбиваясь на пары и тройки для бомбардировки. В 17:30. около 20 самолетов атаковали Булкойл и Бутан с фланга и почти не попали в зону действия Булкойла и Потаро, которые попали в воду. Бутан получил три удара и затонул в 18:05; Спасательные корабли и эсминец подобрали 153 члена экипажа и пассажиров, 16 человек погибли. После спасения Антверпен и Малин были направлены в Тобрук, где тяжелые больные были переведены на госпитальный корабль, а затем они отплыли в Александрию, Тобрук, подвергшийся артиллерийскому обстрелу орудий Оси, прибыл в 21:15. на следующий день.

Через два часа после того, как Бутан затонул, был замечен перископ U-77, когда немецкая подводная лодка атаковала Пакенхэм на внешнем экране. Торпеда не попала, но атака на субмарину была отменена, когда с северо-запада были видны торпедные катера. Британским истребителям было приказано вступить в бой, но их отбил Bf 109, сопровождавший E-лодки. Худшие из бомбардировок прекратились, когда стемнело, и беспорядочные бомбардировки и сброс факелов возобновились, как и прошлой ночью. Силы сопровождения перешли в ночной строй, эсминцы флота выстроились в линию перед конвоем, два крейсера и четыре эсминца на левом и правом борту, а также по эсминцу на каждом углу строя в 5 морских милях (9,3 км) от него. Освещение сигнальных ракет удерживало E-лодки от слишком близкого приближения, но экипажи конвоя и сопровождения были очень утомлены, и большая часть зенитных боеприпасов конвоя и сопровождения были израсходованы.

В 18:45. Команда Мальты Балтимор заметила итальянский флот и дала отчет о численности четырех крейсеров с четырьмя эсминцами, предшествовавших двум линкорам и четырем эсминцам, которые достигли Харвуда в 22:30. Рейс с фотографической разведкой (PR) над Таранто подтвердил отправку кораблей в 20:00. и еще одно наблюдение достигло Харвуда, что в 2:24 флот двигался на юг со скоростью 20 узлов (23 миль / ч; 37 км / ч). В 23:15 Харвуд сообщил Виану, что итальянский флот (адмирал Анджело Ячино ) с двумя линкорами, двумя тяжелыми и двумя легкими крейсерами и 12 эсминцами отплыл из Таранто и достигнет конвоя к 7:00. Утром Виан попросил разрешения повернуть назад, так как эскорт не сможет защитить торговых судов в течение еще одного долгого летнего дня, и Харвуд приказал Вигорсу идти в сторону Мальты до 2 часов ночи 15 июня, а затем повернуть на встречный курс. В Газале 8-я армия начала отход после поражения в боях 11–13 июня, оставив гарнизон внутри Тобрука; обе стороны послали самолеты на Вигор, что дало армиям передышку. Операция «Гарпун» была доступна 20 итальянским бомбардировщикам и 50 бомбардировщикам-торпедоносцам, базирующимся на Сардинии. Сначала атаковали истребители-бомбардировщики, затем одновременно бомбардировщики и бомбардировщики-торпедоносцы, которые потопили торговое судно и повредили крейсер. Когда конвой приблизился к Сицилии, к ним присоединились десять самолетов Ju 88 Люфтваффе, но первые атаки были разбиты, семь британских самолетов и 17 самолетов Оси были потеряны.

Ночь, 14/15 июня

Приказ о повороте был отдан в 1:45 утра, опасный маневр для большой группы кораблей, вышедших из позиции, полной усталых экипажей и которым угрожали торпедные катера и подводные лодки Оси. Когда был сделан поворот, крейсеры отступили и были атакованы 3-м шнельбутфлоттилом (Leutnant-zur-See Siegfried Wuppermann ); S 56 выстрелил первым в 3:50 утра и поразил Ньюкасл одной торпедой, которая была заблокирована эсминцами, поскольку группы контроля повреждений работали над повреждением, и Ньюкасл вскоре вернулся к 24 узлам (28 миль в час; 44 км / ч). Эсминец HMS Hasty был сбит S 55 в 5:25 утра, 12 человек погибли, а корабль был настолько сильно поврежден, что был потоплен «Хотспуром». Когда солнце взошло, MW11 направлялся на восток, и в 3:40 четыре торпедоносца Веллингтона с Мальты нашли итальянский флот, сбросили сигнальные ракеты и атаковали, но корабли издали дым, и только один Веллингтон сбросил торпеды. В то же время девять 217-й эскадрильи Beauforts вылетели с Мальты, достигли итальянцев на рассвете, и первые три Beauforts атаковали Тренто в 6:10 утра, добившись одного торпедного попадания, когда два бомбардировщика прорвались через эсминец и крейсер заслоняют линкоры, ошибочно заявляя о двух попаданиях. «Тренто» остановился после того, как торпеда попала в крейсер на миделе. Отряд W, прикрывающий операцию «Гарпун», ночью повернул назад, и конвой продолжил свой путь в сопровождении отряда X. Итальянские крейсеры и семь эсминцев в Палермо отплыли в сумерках.

15 июня

Утро

Британская торпедная атака произошла, когда итальянский боевой флот проходил через район 10-й подводной флотилии, после того, как план по формированию линии к северу от пути конвоя был нарушен событиями после итальянских линкоров. отплыл, и конвой повернул назад. HMS Umbra (лейтенант С. Л. К. Мейдон) подхватил итальянские корабли на гидрофоне и направился к флоту, когда торпедоносцы сбросили осветительные ракеты. Мейдон обнаружил, что Умбра

... находится в незавидном положении, находясь в центре фантастического цирка, состоящего из стремительно движущихся крупных кораблей, крейсеров и эсминцев... полос трассирующих снарядов и зенитных очередей... там не был сектором компаса, незанятым вражескими судами, курсирующими взад и вперед.... [все же] было важно оставаться на перископической глубине, поскольку возможность открыть огонь могла появиться в любой момент.

— Мейдон

Тренто был окружен линкорами, которые затем возобновили свой курс на юг, оставив его позади с эсминцем Antonio Pigafetta ; в 6:46 утра Майдон выпустил торпеды по Витторио Венето, но без попаданий. Итальянские корабли также были замечены в 6:15 утра HMS Ultimatum (лейтенант PRH Harrison), тяжелые крейсера к западу от линкоров, и в 6:22 утра Ultimatum атаковали через экран эсминца, только быть разочарованным крейсерами, зигзагообразными и пролетающими над головой. HMS Uproar (лейтенант Дж. Б. де Б. Кершоу) на короткое время заметил боевой флот, но был слишком далеко, чтобы атаковать. HMS Thrasher, HMS Taku и HMS Thorn (лейтенант-командир Р.Г. Норфолк) получили отчет о наблюдении и всплыли для капитального ремонта кораблей, но только Thorn в 7:00. я заметил их вне досягаемости. Umbra, Uproar и Ultimatum повернулись к обездвиженному Тренто, и в 10:06 Umbra поразила Тренто двумя торпедами, корабль затонул часом позже.

Флот продолжал движение на юг двумя группами: восемь американских и один британский B Бомбардировщик -24 атаковал в 9:00 с высоты 14 000 футов (4300 м) и точно бомбил Литторио бомбой массой 500 фунтов (230 кг), но без особого эффекта. Когда B-24 развернулись, пять 39-й эскадрильи Beauforts из Бир-Амуда прибыли на низком уровне, отправившись в 6:25 утра, чтобы синхронизировать свою атаку с B-24, без их сопровождения Beaufighter, которое было направлено на землю. боевой. Bf 109 и MC 202, базирующиеся недалеко от Газалы, перехватили 12 Beauforts, сбили два и повредили пять, которые повернули назад (один не вернулся). Рядом с итальянским боевым флотом еще два Бофорта были повреждены дальним зенитным огнем около 9:40 утра, но, повернув бортом, чтобы направить больше орудий, итальянские корабли представили более крупные цели, а экипажи Бофорта заявили о поражении линкор и экипажи США выше сообщают о попаданиях в крейсер и эсминец, хотя все торпеды не попали; Бофорты повернули на Мальту и приземлились в Луке, поврежденном лидере, совершив аварийную посадку.

Объединенная штаб-квартира в Александрии получила отчеты только после долгих задержек, и ночью Харвуд все больше опасался, что конвой скоро отплывет обратно. на Аллею бомб и приказал сделать еще один поворот в 7:00 утра. Затем Виан получил приказ избегать итальянцев до тех пор, пока самолет не атаковал около 10:30. Если атака не удалась, Виан должен был доставить конвой на Мальту, и если итальянские корабли перехватят торговые корабли должны были быть брошены на произвол судьбы, а эскорты уходили в любом направлении. В 8:30 отчеты разведки показали, что боевой флот все еще движется на юг, в 150 милях (170 миль; 280 км) от конвоя, а в 9:40 Харвуд приказал кораблям снова изменить курс. Лишь в 11:15 Харвуд и Теддер обнаружили, что самолеты с Мальты вступили в бой с итальянским боевым флотом и получили преувеличенные заявления о попаданиях торпед, в том числе на линкоры. Харвуд дал понять, что MW11 должен снова повернуть на Мальту, а затем в 12:45 эскорты покинуть грузовые суда, если возникнут проблемы. делегировал свободу действий Виану. На рассвете корабли операции «Гарпун» были перехвачены итальянскими крейсерскими силами, и пять эсминцев британского флота смело атаковали, в то время как меньшие эсминцы остались с конвоем, и в конце концов итальянские корабли прервали атаку в 10:00. Воздушные атаки на конвой. продолжалась, два корабля были повреждены и один затонул. Снова появились итальянские крейсеры, обстреляв ранее выведенный из строя эсминец, который был взят на буксир эскорт-десантник. Ройер; искалеченный корабль был брошен по течению, и в конечном итоге был торпедирован и потоплен самолетом. Поврежденные торговые суда были затоплены или брошены их эскортом. Остальная часть конвоя зашла на минное поле, эсминец подорвался на мине и затонул, два выживших торговых судна и оставшиеся эскорт достигли Мальты той ночью.

Полдень

Затопление HMAS Nestor, 16 июня 1942 г.

В 11:51 приказ Харвуда повернуть на Мальту поступил в Виан в 13:45. но бомбардировщики Оси атаковали с 11:50 утра, когда атаковали 20 Ju 87. Большинство «Штуков» атаковали эскорт, но города Эдинбург и Претория были почти пропущены и слегка повреждены, а город Эдинбург потребовал бомбардировщика и вероятного. В 13:00 на Аякс атаковали пять самолетов. и шесть Ju 87 разбомбили Бирмингем, один промах вывел из строя переднюю башню для одного сбитого «Штука». Сопровождающие конвоя получили отчет разведки о том, что линкоры подошли ближе, а конвой продолжил движение на восток, сигнал, дающий свободу действий, прибыл в 14:20. В 15:20 36 самолетов Оси вернулись и снова сосредоточились на боевых кораблях. HMS Airedale с правого борта был атакован 12 пикирующими бомбардировщиками Stuka (из StG 3 ) был выведен из строя, и HMS Aldenham получил приказ потопить корабль, а не задержаться на Аллее бомб. Остальные 24 Штука атаковали торговые суда безрезультатно, а Центурион, который выжил и сбил бомбардировщик.

Итальянские корабли были близки к контакту, но Супермарина приказала Ячино повернуть назад, когда только 110 миль (130 миль; 200 км) от конвоя, если британцы не вступили в бой до 16:00. В 3:15 боевой флот повернул на северо-запад, в сторону Наварино (Пилос), готовый наступать, если британцы попытаются снова. Британский самолет, следивший за боевым флотом, сообщил об повороте в 16.05. и в 16:25 Харвуд приказал Виану снова повернуть конвой, спросив, достаточно ли у Хантов и других кораблей топлива, чтобы заставить Мальту, крейсеры и эсминцы флота повернуть на Мальту после наступления темноты. MW11 был атакован, когда пришел сигнал, и после двухчасового ожидания ответа Харвуд приказал, чтобы только четыре самых быстрых торговца, Аретуса и два эсминца совершили рывок к Мальте. Колонна и сопровождение подверглись повторному нападению с 17.20 до 19.20. бомбардировкой с пикирования Ju 87 и бомбардировкой Ju 88 с высоты 16 000 футов (4900 м), когда десять SM 79 атаковали торпедами. Три корабля почти не попали в цель, но зенитный огонь, направленный с помощью радара, в сгущающейся темноте заставил атакующих осторожничать. В 18:00 Ju 88 атаковали в мелком пикировании, почти не попали в Аретузу и Центурион и сильно повредили Нестора. SM 79 атаковали после того, как один был сбит двумя истребителями Beaufighter и еще три были сбиты артиллеристами корабля, а также два бомбардировщика. Немецкие бомбардировщики в Ливии с 14 по 15 июня совершили 193 самолето-вылета против Vigorous, что дало некоторую передышку 8-й армии при отступлении к египетской границе, но оставило посадочные площадки британских ВВС около Гамбута уязвимыми для атаки. 222>Вечер

Когда SM 79 отбыли, Виан дал сигнал Харвуду, что у отряда А и конвоя осталось менее ⁄ 3 боеприпасов, и в 20:53 Харвуд приказал От операции «Энергичный» нужно отказаться, а корабли - вернуться в Александрию. Итальянский боевой флот продолжал отходить от конвоя, потеряв британский самолет-слежку в 16:40. и самолет помощи был перехвачен немецкими истребителями. 1-я и 10-я флотилии подводных лодок пытались достичь позиции для перехвата, но британские сигналы прибыли примерно за четыре часа; некоторые лодки всплыли, чтобы послушать сигналы движения и использовать информацию. HMS Porpoise отплыл на север в 15:35. был разбомблен в 19:35, потеряв шанс атаковать, и HMS P 222 на западе также был вынужден нырнуть в 20:00. Еще один самолет-разведчик с Мальты обнаружил флот в 22:55. и пять торпедоносцев 38-й эскадрильи Веллингтон атаковали в 0:30. Атаке помешали дымовые завесы и уклончивые маневры флота, за исключением попадания торпеды в Литторио, которое нанесло поверхностный ущерб.

Ночь, 15/16 и 16 июня

Другая воздушная атака Оси не дала результата, и ночью конвой зигзагом двинулся на восток со скоростью 13 узлов (15 миль в час; 24 км / час) вместе с Нестором. отставая на носу, буксируемая Джавелином и сопровождаемая Эриджем и Бофортом. В 01:27 U-205 (Korvettenkapitän Franz-Georg Reschke) прорвалась через противолодочный кордон вокруг MW11 и торпедировала Гермиону, которая накренилась и затонула, 88 человек убито и около 400 выживших. Были нанесены две воздушные атаки на Нестора и его конвой, в 4:30 утра буксир разошелся во второй раз; С наступлением рассвета и долгим летним днем ​​капитан австралийского эсминца Nestor решил, что риск для других эсминцев слишком велик, и потопил Nestor в 7:00 утра.Другие эсминцы догнали конвой во второй половине дня. Город Калькутта отплыл из Тобрука с Теткоттом и Примулой, и новые попытки подводных лодок атаковать MW11 потерпели неудачу, конвой достиг Александрии в тот вечер. Центурион был слишком глубоко в воде и ждал у Большого прохода, когда пять оставшихся торговых судов вошли в порт. Булкойла и Аякса сопровождали в Порт-Саид четыре эсминца.

Последствия

Анализ

В 1960 году I. SO Playfair, британский официальный историк писал, что связь «битвы за припасы» с сухопутной войной достигла апогея во второй половине 1942 года. Вдали от 8-й армии, захватившей аэродромы на западе в Киренаиканском выступе, он потерпел поражение в Газале во время операции «Юлий» и потерял посадочную площадку к востоку. Катастрофа в Газале привела к тому, что вооруженные силы на Мальте пытались спасти Египет, а не наоборот. MW11 оказался «неудачной операцией» и повернул вспять, потому что британские и американские воздушные атаки на итальянский боевой флот не принесли ожидаемого ущерба. Отряд А не мог надеяться победить его в бою на поверхности, что разделяли Грин и Массиньяни в 2003 году. К тому времени, когда итальянские линкоры получили приказ вернуться, у конвоя и эскортов не хватало боеприпасов для продолжения полета и семи истребителей дальнего действия. был потерян, лишив Vigorous прикрытия с воздуха, находясь вне досягаемости истребителей ближнего боя. Связь была неадекватной, некоторые сигналы приходили слишком долго, но Playfair писал, что без аэродромов на западе Киренаики даже быстрые и точные донесения не компенсировались бы. Шесть грузовых судов в Vigorous и Harpoon были потоплены, а девять вынуждены были вернуться в порт. Два корабля операции «Гарпун» достигли Мальты и доставили 15 000 длинных тонн (15 000 т) припасов, которые при приличном урожае могли бы обеспечить население Мальты пропитанием до сентября, но истощение авиатоплива привело к тому, что истребителям был отдан приоритет над наступательными силами. Транзитные полеты через Мальту, за исключением Бофорта, были приостановлены, разрешались только воздушные атаки с близкого расстояния по легким целям, а топливо для истребителей должно было доставляться на Мальту подводными лодками.

В 1962 году британский военно-морской историк Стивен Роскилл назвал успех Оси неоспоримым. Мальта не получила снабжения, и британцы потеряли крейсер, три эсминца и два торговых судна из-за затопления Тренто и незначительных повреждений Литторио. Не было предпринято никаких попыток провести другой конвой из Александрии до тех пор, пока 8-я армия не захватила Ливию. Роскилл писал, что в ретроспективе ход событий на суше сделал военно-морские операции в центральном Средиземноморье опасными по своей сути, и во время операции отход 8-й армии потерял один из аэродромов, используемых для прикрытия с воздуха. Харвуд был прав в том, что силы бомбардировщиков и бомбардировщиков-торпедоносцев были слишком малы и не компенсировали нехватку линкоров, а с самолетами Оси, базировавшимися вдоль маршрута на Мальту, авиация решила ход событий. На суше диверсия бомбардировщиков Оси против конвоев принесла некоторую пользу британцам, поскольку они вели «бегство» в Эль-Аламейн. В 1941 г. 30 из 31 торгового судна, направлявшегося на Мальту, прибыли, но в первые семь месяцев 1942 г. из 30 вышедших судов десять были потоплены, десять были повернуты назад поврежденными, три были потоплены по прибытии и семь доставили свои припасы.

В 2003 году Вудворд писал, что приказ Харвуда от 14 июня о том, чтобы конвой продолжал движение на запад, прежде чем повернуть назад, продемонстрировал нерешительность и отсутствие стратегического чутья, рискуя ценными торговыми судами в надежде, что британские подводные лодки и воздушные атаки могут позволить конвою продолжить движение. Энергичный был «имперским вздором» и отступлением в Александрию победой Оси, показывающей, что Британия потеряла контроль над центральным Средиземноморьем. 16 июня Харвуд сообщил, что

нас превосходит численность как в надводных кораблях, так и в ВВС, и очень храбрые усилия всех заинтересованных сторон не могут восполнить... недостаток.

— Харвуд

В более позднем отчете Харвуд обвинил RAF в неспособности предоставить достаточное количество самолетов, способных нанести поражение итальянскому боевому флоту. Единственным успехом операции «Юлиус» было прибытие на Мальту двух кораблей «Гарпун»; на суше Тобрук сдался через несколько дней после того, как MW11 вернулся в порт, и к концу июня Восьмая армия отступила к Эль-Аламейну.

Потери

Крейсер Гермиона, эсминцы Airedale, Hasty и Nestor и два торговых корабля были потоплены во время операции «Бодрый»; Были повреждены три крейсера, эсминец и корвет. Британские самолеты и подводные лодки потопили крейсер «Тренто» и повредили Литторио; Зенитчики конвоев и торговых судов сбили 21 из около 220 штурмовиков. Два эсминца были потоплены во время операции «Гарпун», крейсер, три эсминца и тральщик были повреждены, итальянский эсминец был слегка поврежден, ВВС потеряли пять самолетов, АВС - семь и заявили о 22 самолетах Оси.

Последующие операции

В течение июля HMS Parthian и HMS Clyde доставили авиационное топливо, боеприпасы и другие предметы снабжения, а еще 59 Spitfire были сброшены с орбиты во время боевых вылетов 15 и 21 июля. Валлиец совершил свой третий рейс и прибыл 16 июля, а незадолго до августа вернулась 10-я флотилия подводных лодок, и тральщики с «Гарпуном» снизили минную опасность на подходах к Мальте. В начале июля бомбардировщики Оси сбросили еще 700 длинных тонн (710 тонн) бомб, в основном на аэродромы, уничтожили 17 самолетов на земле и повредили многие другие. Истребители совершили около 1000 боевых вылетов и потеряли 36 «Спитфайров» из 135, силы Оси потеряли 65 самолетов. Потери вынудили Люфтваффе и Regia Aeronautica увеличить количество вылетов истребителей на бомбардировщик, а затем прибегнуть к атакам истребителей-бомбардировщиков. Позже в июле большее количество британских истребителей на Мальте оправдало возвращение к перехватывающим рейдам дальше в море, что имело большой успех.

Операция «Пьедестал» (13–15 августа) была еще одной британской операцией по доставке грузов на Мальта. Несмотря на многочисленные потери, британцы доставили достаточно припасов для сопротивления населения и вооруженных сил Мальты, хотя Мальта перестала быть наступательной базой. Пьедестал был дорогостоящим тактическим поражением союзников, последней средиземноморской победой стран Оси и одной из величайших стратегических побед Британии в войне. Только пять из 14 торговых судов в составе конвоя достигли Гранд-Харбора, но прибытие SS Ohio оправдало решение поставить под угрозу такое количество военных кораблей. Груз авиатоплива в Огайо оживил базировавшееся на Мальте воздушное наступление против судов Оси. После «Пьедестала» подводные лодки вернулись на Мальту, и Supermarine Spitfires, вылетевший с авианосца HMS Furious, позволили приложить максимум усилий против кораблей Оси. Итальянские конвои пришлось отводить подальше от острова, что удлиняло путь и увеличивало время, в течение которого можно было проводить воздушные и морские атаки. Осада Мальты была прервана Второй битвой при Эль-Аламейне (23 октября - 11 ноября) и операцией «Факел» (8–16 ноября) в западном Средиземноморье, которая позволила наземным базирующаяся авиация для сопровождения торговых судов на остров.

Боевой порядок

  • † - корабли потоплены
  • # - корабли повреждены, ## - сильно повреждены
  • Данные о кораблях взято у Вудмана 2003, если не указано иное.

Союзники

Крейсеры

Destroyers

Корветы (Цветочный класс )

Тральщики (Bangor class )

  • ,

Моторные торпедные катера

  • MTB-259 †, MTB-261, MTB-262, MTB-264

Спасательные корабли

  • Антверпен, Малин

Вспомогательное судно (списанный линкор)

Подводные лодки

Торговцы

  • MW-11A: Аякс, Эдинбург, город Линкольн, мв., Элизабет Бакке
  • MW-11B: танкеры Bulkoil, Potaro №
  • MW-11C: Aagtekirk †, Бутан †, город Калькутта №, Rembrandt

Итальянские

линкоры:

Тяжелые крейсеры:

Легкие крейсеры:

Разрушители:

  • Альпино, Антонио Пигафетта, Аскари, Авьер, Берсальер, Камисия Нера, Женьер, Фольгоре, Фреччиа, Легионарио, Митраглиер, Саэтта

См. Также

Примечания

Сноски

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:10:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте