Operation Vigorous | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
. Карта рельефа Средиземного моря | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенное Королевство. Австралия | Италия. Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Филип Виан | Анджело Ячино | ||||||
Численность | |||||||
8 легких крейсеров. 26 эсминцев. 9 подводных лодок. 2 тральщика. 4 корвета. 2 спасательных корабля. 4 торпедных катера. 11 торговых судов. 1 вспомогательный корабль | 2 линкора. 2 тяжелых крейсера. 2 легких крейсера. 12 эсминцев. 6 электронных катеров. 2 подводных лодок. c.220 самолеты | ||||||
Потери и потери | |||||||
1 легкий крейсер потоплен. 3 эсминца потоплены. 2 торговых корабля потоплены. 1 потоплен MTB. 3 крейсера повреждены. 2 торговых корабля повреждены. c.200 убито | 1 потоплен тяжелый крейсер. 1 линкор поврежден. 21 сбитый самолет. c.600 убитых |
Operation Vigorous (Battaglia di mezzo giugno 1942 г. 1942) была британской операцией во время Второй мировой войны по сопровождению конвоя снабжения MW11 из восточного Средиземноморья в Мал. ta, который проходил с 11 по 16 июня 1942 года. Энергичный был частью операции Джулиус, одновременной операции с операцией Гарпун из Гибралтара и вспомогательными операциями. Подконвой MW11c отплыл из Порт-Саида 11 июня, чтобы побудить итальянский боевой флот выйти пораньше, израсходовать топливо и подвергнуться подводной лодке и воздушной атаке. MW11a и MW11b отплыли на следующий день из Хайфы, Порт-Саида и Александрии, причем одно судно было отправлено обратно из-за неисправности. Итальянские и немецкие (Axis ) самолеты атаковали MW11c 12 июня, и поврежденное судно было направлено в Тобрук, к востоку от Газалы. Торговые корабли и конвои встретились 13 июня. Британские планы были непреднамеренно раскрыты Оси военным атташе США в Египте полковником Боннером Феллерсом, который сообщил Вашингтону, округ Колумбия, в закодированных сообщениях по беспроводной связи. Позже Ультра выяснило, что Черный Код был взломан Servizio Informazioni Militare (итальянская военная разведка).
Конвой и эскорт прошли через «Аллею бомб» между Критом и Киренаикой под атакой со стороны Оси бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцы, электронные катера и подводные лодки, которым затем угрожало плавание итальянского боевого флота из Таранто. Британцы полагались на самолеты и подводные лодки для отражения итальянского флота в отсутствие линкоров и авианосцев, но только один тяжелый крейсер был потоплен. Когда итальянские линкоры находились в пределах 150 миль (170 миль; 280 км), британскому конвою и эскорту было приказано повернуть назад и дождаться, пока итальянцы понесут потери от торпедоносцев, бомбардировщиков и подводных лодок, но было нанесено немного больше повреждений и после нескольких больше поворотов в сторону Мальты и прочь, колонна и сопровождение вернулись в Александрию 16 июня. Битва при Газале (26 мая - 21 июня) происходила в Ливии во время операции Юлий, и начиная с 14 июня поражение британцев вынудило 8-ю армию отойти на восток, потеряв высадку. основания, с которых самолеты могли прикрыть MW11 с воздуха.
Операция «Юлий» потерпела поражение от Британии, всего два торговых корабля из «Операции Гарпун», одновременный конвой из Гибралтара, достигли Мальты для доставки припасов. Из-за отсутствия прикрытия с воздуха и подавления авиации Оси на пути на Мальту центральное Средиземноморье было закрыто для британских кораблей. Мальта не могла быть возрождена в качестве наступательной базы, и для обеспечения авиатоплива для обороняющихся истребителей британцы прибегли к способу доставки снабжения через блокаду с помощью подводных лодок. Конвои из восточного Средиземноморья больше не предпринимались, пока 8-я армия не захватила Ливию в октябре. Еще Spitfire было доставлено на Мальту в течение июля, и увеличивающиеся потери вынудили Люфтваффе и Regia Aeronautica снизить темп операций. Ограниченное возвращение к наступательным операциям было сделано против конвоев стран Оси в Ливию, и операция «Пьедестал» в августе доставила из Гибралтара четыре торговых судна и нефтяной танкер, что в дальнейшем возродило Мальту в качестве наступательной базы, несмотря на потерю большей части территории. конвой и многие военно-морские корабли.
Бомбардировки Оси разрушили доки, корабли, самолеты и аэродромы к концу апреля 1942 года, а затем бомбардировки были переведены на цели, предшествующие вторжению: лагеря, казармы, склады и дорожные развязки. После 18 апреля немецкие бомбардировки внезапно прекратились, и их взяли на себя итальянские бомбардировщики, регулярно бомбили небольшие группы самолетов. В течение месяца самолеты Axis совершили более 9 500 самолето-вылетов против 388 британцев, причем все, кроме 30, были самолетами-истребителями. Британцы потеряли 50 самолетов, 20 сбиты в бою против 37 потерь стран Оси во время сброса 6700 длинных тонн (6808 т) бомб, что в три раза превышает мартовское значение, 3000 длинных тонн (3048 т) на доках, 2600 длинных тонн. (2642 т) на аэродромах. В результате бомбардировки было разрушено или повреждено 11 450 зданий, 300 мирных жителей были убиты и 350 тяжело ранены; хорошие укрытия существовали, но некоторые жертвы были вызваны бомбами замедленного действия. Рационы с мясом, жирами и сахаром были дополнительно сокращены, и 5 мая хлебный рацион был сокращен до 10,5 унций (298 г) в день, чего хватит, чтобы продержаться до конца июля; Пайки макаронных изделий уже были прекращены, и урожай озимого картофеля был плохим.
Три эсминца, три подводные лодки, три тральщика, пять буксиров, водовоз и плавкран были потоплены в порту, еще несколько судов были повреждены. Остров продолжал функционировать как плацдарм, но бомбардировки Оси нейтрализовали Мальту как наступательную базу. Две лодки 10-й флотилии подводных лодок были потоплены, две были повреждены в гавани, и 26 апреля флотилия получила приказ покинуть судно из-за минирования с помощью небольших быстроходных судов, которые не были обнаружены радаром и не были слышны во время бомбардировки; количество уцелевших тральщиков было слишком мало, чтобы расчищать подходы. Осталось три разведывательных самолета, и только 22 бомбардировщика было совершено, еще одиннадцать самолетами FAA в течение месяца, а к началу июня осталось только два Fairey Albacores и два Fairey Swordfish.
С декабря 1941 года бомбардировки Люфтваффе нейтрализовали Мальту расшифровка итальянских зашифрованных сообщений C 38m показала, что количество плаваний больше и меньше потерь, и 23 февраля 1942 года итальянский «конвой линкоров» достиг Триполи. К концу февраля 11 кораблей прошли без сопровождения, и отключение электричества, вызванное заменой машины C 38m в начале марта, мало что изменило для британцев из-за отсутствия средств. После того, как британцы сломали C 38m, к маю было совершено 26 рейсов снабжения, из которых только девять были замечены воздушной разведкой. 14 апреля были сбиты пять самолетов Мальты и потеряна подводная лодка HMS Upholder. 10 марта крейсер HMS Naiad был потоплен подводной лодкой, а 10 мая три из четырех эсминцев были потоплены люфтваффе. В феврале и марте потери Оси составили 9 процентов от поставок, в апреле - менее одного процента, а потери в мае - 7 процентов.
Оси смогли усилить Северную Африку, достаточное для того, чтобы Роммель попытался атаковать раньше. британский. В конце апреля британские начальники штабов постановили, что в мае на Мальту не будет конвоя, потому что можно было ожидать, что итальянский флот отплывет, а для конвоя потребуется прикрытие линкора и авианосца, чего не было. Операция по доставке "Спитфайров" на Мальту была успешной, и зенитные боеприпасы должны были быть доставлены с помощью быстрых минных заградителей, с которыми Мальта должна продержаться до середины июня, когда ситуация в Западной пустыне. Если Мартуба или Бенгази в Киренаике будут захвачены Восьмой армией, конвой, идущий на запад из Александрии, может выжить без прикрытия линкоров и авианосцев. Было бы также известно, если бы самолеты люфтваффе были перенаправлены на русский фронт и если бы кризис в Индийском океане утих, достаточно, чтобы корабли могли сопровождать быстроходный конвой из Александрии <. 389>
Операция «Геркулес» (Operazione C3) была планом Оси по вторжению на Мальту, и в 1942 году подкрепление Люфтваффе на Сицилии и кампания бомбардировок острова привели к предположению, что это была операция прелюдия к вторжению. Материалы, полученные от военнопленных и из дипломатических источников, вызвали определенные опасения относительно значения передвижения войск на юге Италии. Отсутствие доказательств от радиоразведки и воздушной разведки привело к выводу, что вторжение не было неизбежным, но необходимость защиты источника информации означала, что это не было раскрыто британцами. О том, что ведутся приготовления, стало известно 7 февраля благодаря дешифровке сообщений Люфтваффе Enigma, но к 23 марта паника утихла, и ожидалось новых бомбардировок. К 31 марта прогресс бомбардировочной кампании Оси привел к предсказанию, что попытка будет предпринята в апреле, но вскоре это было сброшено со счетов, потому что, хотя наступление бомбардировок увеличилось с 750 длинных тонн (760 тонн) в феврале до 2000 длинных тонн (2000 тонн). t) в марте, 5500 длинных тонн (5600 тонн) в апреле, расшифровка Enigma показала, что на Сицилии все еще находилось 425 самолетов Люфтваффе, а не 650 самолетов, изначально предназначенных, потому что самолеты были задержаны в России во время советского зимнего наступления и 26 апреля, Enigma показала, что Fliegerkorps II выводится из игры. К 2 мая группа бомбардировщиков Люфтваффе и группа истребителей были выведены, и за ними последовали другие, что и объяснило затишье. Гитлер прохладно отнесся к операции, на тот случай, если итальянский флот оставит немецкие воздушно-десантные силы, но захват Тобрука в середине июня сделает вторжение ненужным. Гитлер и Муссолини согласились, что Panzerarmee Afrika будет преследовать британцев в Египте до конца июня и до июля, что означало отмену Геркулеса.
После успеха операции «Крестоносец » (18 ноября - 30 декабря 1941 г.) 8-я армия продвинулась на 500 миль (800 км) на запад в Эль-Агейла в Ливии, захват аэродромов и посадочных площадок, используемых для прикрытия с воздуха конвоев Мальты. Британцы недооценили скорость подкреплений Оси и рассчитывали атаковать задолго до Оси, но Panzerarmee Afrika опередила 8-ю армию, начав наступление 21 января 1942 года. К 6 февраля британцы потерпели поражение и были вынуждены отступить к востоку от <378.>Джебель Ахдар назад к линии Газалы к западу от Тобрука, откуда танковая армия начала вывод на пенсию семью неделями ранее. В битве при Газале (26 мая - 21 июня) Panzerarmee Afrika снова атаковал первым, но, казалось, был близок к поражению до 11 июня. Операция «Юлий» началась в тот же день, когда вспыхнул Африканский корпус, и к 14 июня вынудила британцев отступить к Тобруку. Затем силы Оси преследовали британцев в Египте, и ВВС пустыни потеряли ливийские посадочные площадки, откуда они могли прикрывать конвои с Мальты.
За две недели до конвоев авианосец HMS Eagle начал операции по доставке 63 «Спитфайров» на Мальту, в результате чего число исправных истребителей увеличилось до 95. Воздушные операции двух конвоев начались 24 мая, когда Vickers Wellington бомбардировщики 104-й эскадрильи с Мальты начали бомбить аэродромы и порты на Сицилии и на юге Италии. 11 июня «Веллингтоны» были отозваны для размещения шести торпедоносцев Wellington из 38-й эскадрильи, Bristol Beaufort торпедоносцев 217-й эскадрильи и Мартина Балтимора. самолет-разведчик 69-й эскадрильи. 11 июня самолеты из Гибралтара, Мальты и Египта также начали разведывательные полеты в поисках итальянского флота. Двенадцать Beauforts из 39-й эскадрильи базировались в Бир-Амуде в Египте недалеко от ливийской границы, пять B-24 Liberator бомбардировщиков 160-й эскадрильи и около 24 самолетов Также был предоставлен отряд Халверсона ВВС США (USAAF) в RAF Fayid. Истребители ближнего действия, базирующиеся в Палестине, Египте, Киренаике и Мальте, должны были сначала обеспечивать прикрытие с воздуха, и, когда конвой вышел из зоны досягаемости, защиту взял на себя Кертисс Киттихокс из 250-й эскадрильи. с дальнобойными топливными баками, Bristol Beaufighter из 252-й эскадрильи и 272-й эскадрильи и ночные истребители Beaufighter из 227-й эскадрильи. Воздушное прикрытие из Киренаики не могло пересекаться с прикрытием с Мальты, оставляя брешь, но веллингтоны 205-й группы и легкие бомбардировщики ВВС пустыни атаковали бы аэродромы Оси в Северной Африке. Береговая группа 201 будет обеспечивать разведку и вылазки против подводных лодок, а небольшая диверсионная группа должна приземлиться на Крите для атаки самолетов Оси на земле.
Тип | Мальта | Египет |
---|---|---|
Альбакор | 830 FAA | 821, 826. FAA |
Балтимор | 69 | – |
Бофорт | 217 | 39 |
Бленхейм | – | 203. 13 Элленик |
Хадсон | – | 459 RAAF |
Мэриленд | – | 203 |
Спитфайр | 2 PRU | – |
Сандерленд | – | 230 |
Swordfish. (ASV) | – | 815 FAA |
Уэлсли | – | 47 |
Веллингтон. (торпеда) | 38 | – |
Веллингтон. (ASV) | 221 дет. | 221 |
«Энергичная» планировалась как совместная операция Королевского флота и ВВС Великобритании, которая будет проводиться из штаба 201 Группа военно-морского сотрудничества адмирала Генри Харвуда и маршала авиации Артура Теддера с контр-адмиралом Филипом Вианом под командованием конвоя и эскорта ( Сила А). 22 марта 1942 года в ходе операции MG 1, защищающей конвой MW 10 на Мальту, произошла Вторая битва при Сирте между итальянским флотом и британским эскортом. Британские эскорты сдерживали итальянский флот в течение 2 ⁄ 2 часов, но в более длинные дни июня сомневалось, что подвиг удастся повторить. Если более крупные итальянские силы атаковали бы конвой, Виан должен был защищать конвой дымом, а эскорты должны были отбить нападавших с помощью торпед и попытаться нанести ранние жертвы, используя огонь по двум итальянским кораблям. Успех конвоя будет зависеть от поражения итальянского флота воздушной и подводной атакой, прежде чем он сможет приблизиться к кораблям, а не от действий надводных кораблей, поскольку линкоры HMS Queen Elizabeth и Valiant все еще не действовали.
Было рассмотрено использование линкора HMS WarsPite и нескольких авианосцев из Восточного флота для подкрепления, но опасность воздушного нападения была так здорово, что его отвергли. Сила конвоя и эскорта была больше, чем в марте, с отрядом А, крейсером класса HMS Cleopatra в качестве флагмана и крейсерами HMS Dido, HMS Euryalus из 15-й крейсерской эскадры и HMS Hermione из Восточного флота обеспечили сопровождение конвоя с четырьмя 5,25-дюймовыми легкими крейсерами. и зенитный крейсер класса C HMS Coventry. Восточный флот послал 6-дюймовые крейсера типа Town-class HMS Newcastle, HMS Birmingham и HMS Arethusa из 4-й крейсерской эскадры. Операция должна была иметь 26 эсминцев, десять с Восточного флота, четыре корвета, два тральщика для очистки подходов к Мальте, четыре торпедных катера (МТБ) и два спасательных корабля. Бывший линкор HMS Centurion, который был разоружен между войнами и использовался для тренировок, был оснащен зенитными орудиями и введен в эксплуатацию, чтобы замаскироваться под боевой линкор. 1-я подводная лодка и 10-я флотилия подводных лодок должны были отправить девять лодок в качестве движущегося экрана параллельно конвою, проходящему между Критом и Киренаикой (Аллея бомб). В дни до и после этого подводные лодки должны были патрулировать районы, которые, вероятно, могли быть обнаружены итальянским флотом.
Операция «Гарпун», конвой операции «Юлий» в восточном направлении из Гибралтара начался 4 апреля. Июнь, с отправлением из Шотландии пяти торговых судов в составе конвоя WS19z. Сообщалось, что корабли направлялись на Мальту через мыс, но обман раскрылся, когда Троилу было приказано совершить короткое плавание; морской офицер связи, пять офицеров связи и флотские артиллеристы на каждом торговом корабле также мало что оставили для воображения. С крейсерами HMS Kenya, HMS Liverpool и десятью эсминцами конвой прошел через Гибралтарский пролив в ночь с 11 на 12 июня и стал конвоем GM4., к которому присоединятся нефтяной танкер и его сопровождение. Force H состоял из линкора, двух авианосцев, трех крейсеров и восьми эсминцев. Непосредственное сопровождение осуществляли зенитный крейсер, девять эсминцев, шесть мотогонок (МГБ) и малые суда. HMS Welshman должен был сопровождать корабли, а затем помчаться на Мальту на скорости 28 узлов (32 мили в час; 52 км / ч) с боеприпасами для самолетов на Мальте. У итальянского побережья 13 подводных лодок должны были патрулировать, готовые устроить засаду на итальянские корабли.
Нехватка нефти ограничивала итальянские военно-морские операции, но скопление кораблей в Александрия и расшифрованные беспроводные сообщения от полковника Боннер Феллерс, военного атташе США в Каире (die gute Quelle, хороший источник), предупредили Regia Marina о том, что конвои вот-вот начнутся. Александрия и Гибралтар на Мальту. Супермарина верховное командование флота планировало контроперацию против обоих конвоев, и девять подводных лодок были отправлены для патрулирования у побережья Алжира, пять между Лампедузой и Мальтой и пять к востоку от Мальты в Ионическом море. Две итальянские MAS-лодки и шесть E-boat застали в засаде между Критом и Киренаикой и 7-й крейсерской дивизией (это: Ammiraglio di Divisione [вице-адмирал ] Альберто Да Зара ) с Раймондо Монтекукколи и Эухенио ди Савойя в Палермо и эсминцами Аскари, Ориани Малочелло, Премуда и Вивальди в Кальяри ждали Гарпуна вместе с MAS-лодками и большим количеством самолетов, которые будут действовать в западном бассейне Средиземного моря. Главный боевой флот Италии был зарезервирован для конвоя, идущего на восток из Александрии.
Для подготовки к маскировке одиннадцать торговых судов были загружены в Александрии, Порт-Саид, Суэц., Хайфа и Бейрут, встречи в Порт-Саиде и Хайфе. Секретность привела к отсутствию практики у военных пассажиров, которые составляли аварийно-спасательные и пожарные группы, а некоторые дефекты корабельных орудий остались незамеченными. Корабли Порт-Саида «Агтекирк», Бутан, «Город Калькутта» и «Рембрандт» из MW11c отплыли 36 часов рано днем 11 июня в рамках операции «Рембрандт», каждый из которых буксирует МТБ. Сопровождаемый Ковентри и восемью эсминцами типа «Хант», MW11c должен был имитировать мальтийский конвой и проплыть до меридиана Тобрук и вернуться на рандеву с оставшимися. Была надежда, что операция приманки соблазнит итальянский флот, который подвергнется атаке и у него закончится топливо до того, как основной конвой отплывет. Ночью пять грузовых судов операции «Гарпун» встретились с танкером «Кентукки» у побережья Гибралтара; к утру GM4 двигался на скорости 12–13 узлов (14–15 миль в час; 22–24 км / ч) к востоку.
Конвой MW-11a из Аякса, Город Эдинбург, город Претория, город Линкольн и Элизабет Бакке отплыли из Хайфы и Порт-Саида 12 июня в сопровождении 7-й флотилии эсминцев Napier, Norman, Nizam, Inconstant и Hotspur с флотом тральщиков Boston и Seaham. Элизабет Бакке было приказано войти в порт с MW11a в сопровождении Зулу из-за перегрузки и загрязнения корпуса, из-за чего судно не выдерживало курса или достигало скорости конвоя 13 узлов (15 миль / ч; 24 км / ч). MW11b отплыл из Александрии с Potaro, танкером Bulkoil, списанным линкором Centurion, несущим припасы и действующим как приманка, спасательными кораблями Malines и Antwerp в сопровождении пяти эсминцев и четырех корветов. Вечером MW11c был атакован с Крита 15 бомбардировщиками Ju 88 из I Kampfgeschwader 54, и город Калькутта был поврежден в результате близкого промаха. Корабль остановился и занесен в список, но тронулся со скоростью 11 узлов (13 миль в час; 20 км / ч), чтобы заказать его в 23:00. направиться в Тобрук на буксируемом МТБ в сопровождении Эксмура и Крума. В течение короткой ночи MW11c вернулся к месту встречи у Александрии с остальной частью MW11 на следующий день, и Ханты отправились на дозаправку. Операция «Гарпун» прошла спокойно, потому что «Супермарина» заподозрила, что это была приманка.
Три элемента конвоя встретились у Мерса-Матрух днем и направились на Мальту в качестве приманки. 7-я флотилия эсминцев вошла в Александрию для дозаправки, остальные эсминцы плыли дальше, а остальные покинули Александрию с основными силами, семью крейсерами и экраном их эсминцев. Во второй половине дня погода испортилась, и буксируемые МТБ были брошены, чтобы вернуться в Александрию, но МТБ 259 был поврежден и затонул, а остальные прибыли в порт на следующий день. Ночью группа из пяти человек была высажена подводной лодкой на Крите и повредила или уничтожила около 20 самолетов Lehrgeschwader 1 на аэродроме Малеме. Об активности рейдерских групп в Вашингтон доложил Боннер Феллерс; три группы SBS приземлились неделей ранее, одна атаковала самолет, но не смогла проникнуть через систему безопасности аэродрома. После наступления темноты самолеты Оси постоянно освещали конвой осветительными ракетами и сбрасывали случайные бомбы, а затем в 4:30 утра люфтваффе атаковали основные силы сопровождения, догоняющие с востока, сбрасывая еще больше бомб и осветительных ракет, пока британские истребители не прибыли после рассвета. Бомбардировщики Дуглас Бостонс и Веллингтон атаковали аэродромы Оси около Дерны и другие места ночью, чтобы помешать воздушным операциям Оси против конвоя. На позиции Газала в Ливии британские танки потерпели поражение в боях 11–13 июня, и на следующий день 8-й армии было приказано отступить. Операция «Гарпун» продолжалась, и другие самолеты Regia Aeronautica были переброшены на Сардинию, но потеряли связь с конвоем. Два итальянских крейсера и три эсминца вышли из Кальяри вечером в Палермо, готовые остановить быстрое движение корабля на Мальту.
Пыльные бури в Ливия приземлила дневные бомбардировщики до вечера, и большая часть самолетов, базировавшихся в Ливии, летела над Vigorous. Сопровождение конвоев было реорганизовано: четыре корвета, два тральщика и 5-я флотилия эсминцев с девятью эсминцами, к которым присоединились 17 эсминцев 2-й, 7-й, 12-й, 14-й и 22-й флотилий. У Агтекирка, Эрики и Примулы возникла проблема с двигателем, Эрика была отправлена в Мерса-Матрух, а двое других - в Тобрук в сопровождении Теткотта. В 12:20, примерно в 12 морских милях (14 миль; 22 км) от Тобрука, корабли были атакованы, и Примула была потрясена возможными промахами. Около сорока пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka и средних бомбардировщиков Junkers Ju 88 бомбили Теткотт, остальные атаковали Aagtekirk, который был подбит и загорелся, когда были сбиты три бомбардировщика. Корабли и лодки были отправлены из Тобрука, но могли забрать выживших только к 14:30. и корабль сел на мель и сгорел. Остальная часть конвоя была прикрыта Hawker Hurricanes и Киттихауками, отклонившимися от битвы при Газале, которые защищали конвой от большой силы бомбардировщиков.
Днем Lehrgeschwader 1 был более осмотрительным, пока конвой не оказался за пределами прикрытия британских истребителей ближнего действия, затем с 4:30 утра около 60–70 бомбардировщиков совершили семь атак за пять часов, которым противостояли несколько дальнобойных Киттихауков и Бофайтеров.. Восемь торговых судов стояли четырьмя колоннами вокруг спасательных кораблей: крейсеры на расстоянии около 1200 ярдов (1100 м), эсминцы типа Hunt на расстоянии 1 мили (1,9 км) от них, а эсминцы флота находились на противолодочном патрулировании на расстоянии 2500 ярдов (1,9 км) от них. 2300 м) за пределами Хант. Строй был эффективен против торпедоносцев, но рисковал атаковать пикирующих бомбардировщиков в отсутствие британских истребителей. Немцы атаковали с высоты 10 000 футов (3 000 м) с тыла или с боков группами по 10–12 самолетов, разбиваясь на пары и тройки для бомбардировки. В 17:30. около 20 самолетов атаковали Булкойл и Бутан с фланга и почти не попали в зону действия Булкойла и Потаро, которые попали в воду. Бутан получил три удара и затонул в 18:05; Спасательные корабли и эсминец подобрали 153 члена экипажа и пассажиров, 16 человек погибли. После спасения Антверпен и Малин были направлены в Тобрук, где тяжелые больные были переведены на госпитальный корабль, а затем они отплыли в Александрию, Тобрук, подвергшийся артиллерийскому обстрелу орудий Оси, прибыл в 21:15. на следующий день.
Через два часа после того, как Бутан затонул, был замечен перископ U-77, когда немецкая подводная лодка атаковала Пакенхэм на внешнем экране. Торпеда не попала, но атака на субмарину была отменена, когда с северо-запада были видны торпедные катера. Британским истребителям было приказано вступить в бой, но их отбил Bf 109, сопровождавший E-лодки. Худшие из бомбардировок прекратились, когда стемнело, и беспорядочные бомбардировки и сброс факелов возобновились, как и прошлой ночью. Силы сопровождения перешли в ночной строй, эсминцы флота выстроились в линию перед конвоем, два крейсера и четыре эсминца на левом и правом борту, а также по эсминцу на каждом углу строя в 5 морских милях (9,3 км) от него. Освещение сигнальных ракет удерживало E-лодки от слишком близкого приближения, но экипажи конвоя и сопровождения были очень утомлены, и большая часть зенитных боеприпасов конвоя и сопровождения были израсходованы.
В 18:45. Команда Мальты Балтимор заметила итальянский флот и дала отчет о численности четырех крейсеров с четырьмя эсминцами, предшествовавших двум линкорам и четырем эсминцам, которые достигли Харвуда в 22:30. Рейс с фотографической разведкой (PR) над Таранто подтвердил отправку кораблей в 20:00. и еще одно наблюдение достигло Харвуда, что в 2:24 флот двигался на юг со скоростью 20 узлов (23 миль / ч; 37 км / ч). В 23:15 Харвуд сообщил Виану, что итальянский флот (адмирал Анджело Ячино ) с двумя линкорами, двумя тяжелыми и двумя легкими крейсерами и 12 эсминцами отплыл из Таранто и достигнет конвоя к 7:00. Утром Виан попросил разрешения повернуть назад, так как эскорт не сможет защитить торговых судов в течение еще одного долгого летнего дня, и Харвуд приказал Вигорсу идти в сторону Мальты до 2 часов ночи 15 июня, а затем повернуть на встречный курс. В Газале 8-я армия начала отход после поражения в боях 11–13 июня, оставив гарнизон внутри Тобрука; обе стороны послали самолеты на Вигор, что дало армиям передышку. Операция «Гарпун» была доступна 20 итальянским бомбардировщикам и 50 бомбардировщикам-торпедоносцам, базирующимся на Сардинии. Сначала атаковали истребители-бомбардировщики, затем одновременно бомбардировщики и бомбардировщики-торпедоносцы, которые потопили торговое судно и повредили крейсер. Когда конвой приблизился к Сицилии, к ним присоединились десять самолетов Ju 88 Люфтваффе, но первые атаки были разбиты, семь британских самолетов и 17 самолетов Оси были потеряны.
Приказ о повороте был отдан в 1:45 утра, опасный маневр для большой группы кораблей, вышедших из позиции, полной усталых экипажей и которым угрожали торпедные катера и подводные лодки Оси. Когда был сделан поворот, крейсеры отступили и были атакованы 3-м шнельбутфлоттилом (Leutnant-zur-See Siegfried Wuppermann ); S 56 выстрелил первым в 3:50 утра и поразил Ньюкасл одной торпедой, которая была заблокирована эсминцами, поскольку группы контроля повреждений работали над повреждением, и Ньюкасл вскоре вернулся к 24 узлам (28 миль в час; 44 км / ч). Эсминец HMS Hasty был сбит S 55 в 5:25 утра, 12 человек погибли, а корабль был настолько сильно поврежден, что был потоплен «Хотспуром». Когда солнце взошло, MW11 направлялся на восток, и в 3:40 четыре торпедоносца Веллингтона с Мальты нашли итальянский флот, сбросили сигнальные ракеты и атаковали, но корабли издали дым, и только один Веллингтон сбросил торпеды. В то же время девять 217-й эскадрильи Beauforts вылетели с Мальты, достигли итальянцев на рассвете, и первые три Beauforts атаковали Тренто в 6:10 утра, добившись одного торпедного попадания, когда два бомбардировщика прорвались через эсминец и крейсер заслоняют линкоры, ошибочно заявляя о двух попаданиях. «Тренто» остановился после того, как торпеда попала в крейсер на миделе. Отряд W, прикрывающий операцию «Гарпун», ночью повернул назад, и конвой продолжил свой путь в сопровождении отряда X. Итальянские крейсеры и семь эсминцев в Палермо отплыли в сумерках.
Британская торпедная атака произошла, когда итальянский боевой флот проходил через район 10-й подводной флотилии, после того, как план по формированию линии к северу от пути конвоя был нарушен событиями после итальянских линкоров. отплыл, и конвой повернул назад. HMS Umbra (лейтенант С. Л. К. Мейдон) подхватил итальянские корабли на гидрофоне и направился к флоту, когда торпедоносцы сбросили осветительные ракеты. Мейдон обнаружил, что Умбра
... находится в незавидном положении, находясь в центре фантастического цирка, состоящего из стремительно движущихся крупных кораблей, крейсеров и эсминцев... полос трассирующих снарядов и зенитных очередей... там не был сектором компаса, незанятым вражескими судами, курсирующими взад и вперед.... [все же] было важно оставаться на перископической глубине, поскольку возможность открыть огонь могла появиться в любой момент.
— МейдонТренто был окружен линкорами, которые затем возобновили свой курс на юг, оставив его позади с эсминцем Antonio Pigafetta ; в 6:46 утра Майдон выпустил торпеды по Витторио Венето, но без попаданий. Итальянские корабли также были замечены в 6:15 утра HMS Ultimatum (лейтенант PRH Harrison), тяжелые крейсера к западу от линкоров, и в 6:22 утра Ultimatum атаковали через экран эсминца, только быть разочарованным крейсерами, зигзагообразными и пролетающими над головой. HMS Uproar (лейтенант Дж. Б. де Б. Кершоу) на короткое время заметил боевой флот, но был слишком далеко, чтобы атаковать. HMS Thrasher, HMS Taku и HMS Thorn (лейтенант-командир Р.Г. Норфолк) получили отчет о наблюдении и всплыли для капитального ремонта кораблей, но только Thorn в 7:00. я заметил их вне досягаемости. Umbra, Uproar и Ultimatum повернулись к обездвиженному Тренто, и в 10:06 Umbra поразила Тренто двумя торпедами, корабль затонул часом позже.
Флот продолжал движение на юг двумя группами: восемь американских и один британский B Бомбардировщик -24 атаковал в 9:00 с высоты 14 000 футов (4300 м) и точно бомбил Литторио бомбой массой 500 фунтов (230 кг), но без особого эффекта. Когда B-24 развернулись, пять 39-й эскадрильи Beauforts из Бир-Амуда прибыли на низком уровне, отправившись в 6:25 утра, чтобы синхронизировать свою атаку с B-24, без их сопровождения Beaufighter, которое было направлено на землю. боевой. Bf 109 и MC 202, базирующиеся недалеко от Газалы, перехватили 12 Beauforts, сбили два и повредили пять, которые повернули назад (один не вернулся). Рядом с итальянским боевым флотом еще два Бофорта были повреждены дальним зенитным огнем около 9:40 утра, но, повернув бортом, чтобы направить больше орудий, итальянские корабли представили более крупные цели, а экипажи Бофорта заявили о поражении линкор и экипажи США выше сообщают о попаданиях в крейсер и эсминец, хотя все торпеды не попали; Бофорты повернули на Мальту и приземлились в Луке, поврежденном лидере, совершив аварийную посадку.
Объединенная штаб-квартира в Александрии получила отчеты только после долгих задержек, и ночью Харвуд все больше опасался, что конвой скоро отплывет обратно. на Аллею бомб и приказал сделать еще один поворот в 7:00 утра. Затем Виан получил приказ избегать итальянцев до тех пор, пока самолет не атаковал около 10:30. Если атака не удалась, Виан должен был доставить конвой на Мальту, и если итальянские корабли перехватят торговые корабли должны были быть брошены на произвол судьбы, а эскорты уходили в любом направлении. В 8:30 отчеты разведки показали, что боевой флот все еще движется на юг, в 150 милях (170 миль; 280 км) от конвоя, а в 9:40 Харвуд приказал кораблям снова изменить курс. Лишь в 11:15 Харвуд и Теддер обнаружили, что самолеты с Мальты вступили в бой с итальянским боевым флотом и получили преувеличенные заявления о попаданиях торпед, в том числе на линкоры. Харвуд дал понять, что MW11 должен снова повернуть на Мальту, а затем в 12:45 эскорты покинуть грузовые суда, если возникнут проблемы. делегировал свободу действий Виану. На рассвете корабли операции «Гарпун» были перехвачены итальянскими крейсерскими силами, и пять эсминцев британского флота смело атаковали, в то время как меньшие эсминцы остались с конвоем, и в конце концов итальянские корабли прервали атаку в 10:00. Воздушные атаки на конвой. продолжалась, два корабля были повреждены и один затонул. Снова появились итальянские крейсеры, обстреляв ранее выведенный из строя эсминец, который был взят на буксир эскорт-десантник. Ройер; искалеченный корабль был брошен по течению, и в конечном итоге был торпедирован и потоплен самолетом. Поврежденные торговые суда были затоплены или брошены их эскортом. Остальная часть конвоя зашла на минное поле, эсминец подорвался на мине и затонул, два выживших торговых судна и оставшиеся эскорт достигли Мальты той ночью.
В 11:51 приказ Харвуда повернуть на Мальту поступил в Виан в 13:45. но бомбардировщики Оси атаковали с 11:50 утра, когда атаковали 20 Ju 87. Большинство «Штуков» атаковали эскорт, но города Эдинбург и Претория были почти пропущены и слегка повреждены, а город Эдинбург потребовал бомбардировщика и вероятного. В 13:00 на Аякс атаковали пять самолетов. и шесть Ju 87 разбомбили Бирмингем, один промах вывел из строя переднюю башню для одного сбитого «Штука». Сопровождающие конвоя получили отчет разведки о том, что линкоры подошли ближе, а конвой продолжил движение на восток, сигнал, дающий свободу действий, прибыл в 14:20. В 15:20 36 самолетов Оси вернулись и снова сосредоточились на боевых кораблях. HMS Airedale с правого борта был атакован 12 пикирующими бомбардировщиками Stuka (из StG 3 ) был выведен из строя, и HMS Aldenham получил приказ потопить корабль, а не задержаться на Аллее бомб. Остальные 24 Штука атаковали торговые суда безрезультатно, а Центурион, который выжил и сбил бомбардировщик.
Итальянские корабли были близки к контакту, но Супермарина приказала Ячино повернуть назад, когда только 110 миль (130 миль; 200 км) от конвоя, если британцы не вступили в бой до 16:00. В 3:15 боевой флот повернул на северо-запад, в сторону Наварино (Пилос), готовый наступать, если британцы попытаются снова. Британский самолет, следивший за боевым флотом, сообщил об повороте в 16.05. и в 16:25 Харвуд приказал Виану снова повернуть конвой, спросив, достаточно ли у Хантов и других кораблей топлива, чтобы заставить Мальту, крейсеры и эсминцы флота повернуть на Мальту после наступления темноты. MW11 был атакован, когда пришел сигнал, и после двухчасового ожидания ответа Харвуд приказал, чтобы только четыре самых быстрых торговца, Аретуса и два эсминца совершили рывок к Мальте. Колонна и сопровождение подверглись повторному нападению с 17.20 до 19.20. бомбардировкой с пикирования Ju 87 и бомбардировкой Ju 88 с высоты 16 000 футов (4900 м), когда десять SM 79 атаковали торпедами. Три корабля почти не попали в цель, но зенитный огонь, направленный с помощью радара, в сгущающейся темноте заставил атакующих осторожничать. В 18:00 Ju 88 атаковали в мелком пикировании, почти не попали в Аретузу и Центурион и сильно повредили Нестора. SM 79 атаковали после того, как один был сбит двумя истребителями Beaufighter и еще три были сбиты артиллеристами корабля, а также два бомбардировщика. Немецкие бомбардировщики в Ливии с 14 по 15 июня совершили 193 самолето-вылета против Vigorous, что дало некоторую передышку 8-й армии при отступлении к египетской границе, но оставило посадочные площадки британских ВВС около Гамбута уязвимыми для атаки. 222>Вечер
Когда SM 79 отбыли, Виан дал сигнал Харвуду, что у отряда А и конвоя осталось менее ⁄ 3 боеприпасов, и в 20:53 Харвуд приказал От операции «Энергичный» нужно отказаться, а корабли - вернуться в Александрию. Итальянский боевой флот продолжал отходить от конвоя, потеряв британский самолет-слежку в 16:40. и самолет помощи был перехвачен немецкими истребителями. 1-я и 10-я флотилии подводных лодок пытались достичь позиции для перехвата, но британские сигналы прибыли примерно за четыре часа; некоторые лодки всплыли, чтобы послушать сигналы движения и использовать информацию. HMS Porpoise отплыл на север в 15:35. был разбомблен в 19:35, потеряв шанс атаковать, и HMS P 222 на западе также был вынужден нырнуть в 20:00. Еще один самолет-разведчик с Мальты обнаружил флот в 22:55. и пять торпедоносцев 38-й эскадрильи Веллингтон атаковали в 0:30. Атаке помешали дымовые завесы и уклончивые маневры флота, за исключением попадания торпеды в Литторио, которое нанесло поверхностный ущерб.
Другая воздушная атака Оси не дала результата, и ночью конвой зигзагом двинулся на восток со скоростью 13 узлов (15 миль в час; 24 км / час) вместе с Нестором. отставая на носу, буксируемая Джавелином и сопровождаемая Эриджем и Бофортом. В 01:27 U-205 (Korvettenkapitän Franz-Georg Reschke) прорвалась через противолодочный кордон вокруг MW11 и торпедировала Гермиону, которая накренилась и затонула, 88 человек убито и около 400 выживших. Были нанесены две воздушные атаки на Нестора и его конвой, в 4:30 утра буксир разошелся во второй раз; С наступлением рассвета и долгим летним днем капитан австралийского эсминца Nestor решил, что риск для других эсминцев слишком велик, и потопил Nestor в 7:00 утра.Другие эсминцы догнали конвой во второй половине дня. Город Калькутта отплыл из Тобрука с Теткоттом и Примулой, и новые попытки подводных лодок атаковать MW11 потерпели неудачу, конвой достиг Александрии в тот вечер. Центурион был слишком глубоко в воде и ждал у Большого прохода, когда пять оставшихся торговых судов вошли в порт. Булкойла и Аякса сопровождали в Порт-Саид четыре эсминца.
В 1960 году I. SO Playfair, британский официальный историк писал, что связь «битвы за припасы» с сухопутной войной достигла апогея во второй половине 1942 года. Вдали от 8-й армии, захватившей аэродромы на западе в Киренаиканском выступе, он потерпел поражение в Газале во время операции «Юлий» и потерял посадочную площадку к востоку. Катастрофа в Газале привела к тому, что вооруженные силы на Мальте пытались спасти Египет, а не наоборот. MW11 оказался «неудачной операцией» и повернул вспять, потому что британские и американские воздушные атаки на итальянский боевой флот не принесли ожидаемого ущерба. Отряд А не мог надеяться победить его в бою на поверхности, что разделяли Грин и Массиньяни в 2003 году. К тому времени, когда итальянские линкоры получили приказ вернуться, у конвоя и эскортов не хватало боеприпасов для продолжения полета и семи истребителей дальнего действия. был потерян, лишив Vigorous прикрытия с воздуха, находясь вне досягаемости истребителей ближнего боя. Связь была неадекватной, некоторые сигналы приходили слишком долго, но Playfair писал, что без аэродромов на западе Киренаики даже быстрые и точные донесения не компенсировались бы. Шесть грузовых судов в Vigorous и Harpoon были потоплены, а девять вынуждены были вернуться в порт. Два корабля операции «Гарпун» достигли Мальты и доставили 15 000 длинных тонн (15 000 т) припасов, которые при приличном урожае могли бы обеспечить население Мальты пропитанием до сентября, но истощение авиатоплива привело к тому, что истребителям был отдан приоритет над наступательными силами. Транзитные полеты через Мальту, за исключением Бофорта, были приостановлены, разрешались только воздушные атаки с близкого расстояния по легким целям, а топливо для истребителей должно было доставляться на Мальту подводными лодками.
В 1962 году британский военно-морской историк Стивен Роскилл назвал успех Оси неоспоримым. Мальта не получила снабжения, и британцы потеряли крейсер, три эсминца и два торговых судна из-за затопления Тренто и незначительных повреждений Литторио. Не было предпринято никаких попыток провести другой конвой из Александрии до тех пор, пока 8-я армия не захватила Ливию. Роскилл писал, что в ретроспективе ход событий на суше сделал военно-морские операции в центральном Средиземноморье опасными по своей сути, и во время операции отход 8-й армии потерял один из аэродромов, используемых для прикрытия с воздуха. Харвуд был прав в том, что силы бомбардировщиков и бомбардировщиков-торпедоносцев были слишком малы и не компенсировали нехватку линкоров, а с самолетами Оси, базировавшимися вдоль маршрута на Мальту, авиация решила ход событий. На суше диверсия бомбардировщиков Оси против конвоев принесла некоторую пользу британцам, поскольку они вели «бегство» в Эль-Аламейн. В 1941 г. 30 из 31 торгового судна, направлявшегося на Мальту, прибыли, но в первые семь месяцев 1942 г. из 30 вышедших судов десять были потоплены, десять были повернуты назад поврежденными, три были потоплены по прибытии и семь доставили свои припасы.
В 2003 году Вудворд писал, что приказ Харвуда от 14 июня о том, чтобы конвой продолжал движение на запад, прежде чем повернуть назад, продемонстрировал нерешительность и отсутствие стратегического чутья, рискуя ценными торговыми судами в надежде, что британские подводные лодки и воздушные атаки могут позволить конвою продолжить движение. Энергичный был «имперским вздором» и отступлением в Александрию победой Оси, показывающей, что Британия потеряла контроль над центральным Средиземноморьем. 16 июня Харвуд сообщил, что
нас превосходит численность как в надводных кораблях, так и в ВВС, и очень храбрые усилия всех заинтересованных сторон не могут восполнить... недостаток.
— ХарвудВ более позднем отчете Харвуд обвинил RAF в неспособности предоставить достаточное количество самолетов, способных нанести поражение итальянскому боевому флоту. Единственным успехом операции «Юлиус» было прибытие на Мальту двух кораблей «Гарпун»; на суше Тобрук сдался через несколько дней после того, как MW11 вернулся в порт, и к концу июня Восьмая армия отступила к Эль-Аламейну.
Крейсер Гермиона, эсминцы Airedale, Hasty и Nestor и два торговых корабля были потоплены во время операции «Бодрый»; Были повреждены три крейсера, эсминец и корвет. Британские самолеты и подводные лодки потопили крейсер «Тренто» и повредили Литторио; Зенитчики конвоев и торговых судов сбили 21 из около 220 штурмовиков. Два эсминца были потоплены во время операции «Гарпун», крейсер, три эсминца и тральщик были повреждены, итальянский эсминец был слегка поврежден, ВВС потеряли пять самолетов, АВС - семь и заявили о 22 самолетах Оси.
В течение июля HMS Parthian и HMS Clyde доставили авиационное топливо, боеприпасы и другие предметы снабжения, а еще 59 Spitfire были сброшены с орбиты во время боевых вылетов 15 и 21 июля. Валлиец совершил свой третий рейс и прибыл 16 июля, а незадолго до августа вернулась 10-я флотилия подводных лодок, и тральщики с «Гарпуном» снизили минную опасность на подходах к Мальте. В начале июля бомбардировщики Оси сбросили еще 700 длинных тонн (710 тонн) бомб, в основном на аэродромы, уничтожили 17 самолетов на земле и повредили многие другие. Истребители совершили около 1000 боевых вылетов и потеряли 36 «Спитфайров» из 135, силы Оси потеряли 65 самолетов. Потери вынудили Люфтваффе и Regia Aeronautica увеличить количество вылетов истребителей на бомбардировщик, а затем прибегнуть к атакам истребителей-бомбардировщиков. Позже в июле большее количество британских истребителей на Мальте оправдало возвращение к перехватывающим рейдам дальше в море, что имело большой успех.
Операция «Пьедестал» (13–15 августа) была еще одной британской операцией по доставке грузов на Мальта. Несмотря на многочисленные потери, британцы доставили достаточно припасов для сопротивления населения и вооруженных сил Мальты, хотя Мальта перестала быть наступательной базой. Пьедестал был дорогостоящим тактическим поражением союзников, последней средиземноморской победой стран Оси и одной из величайших стратегических побед Британии в войне. Только пять из 14 торговых судов в составе конвоя достигли Гранд-Харбора, но прибытие SS Ohio оправдало решение поставить под угрозу такое количество военных кораблей. Груз авиатоплива в Огайо оживил базировавшееся на Мальте воздушное наступление против судов Оси. После «Пьедестала» подводные лодки вернулись на Мальту, и Supermarine Spitfires, вылетевший с авианосца HMS Furious, позволили приложить максимум усилий против кораблей Оси. Итальянские конвои пришлось отводить подальше от острова, что удлиняло путь и увеличивало время, в течение которого можно было проводить воздушные и морские атаки. Осада Мальты была прервана Второй битвой при Эль-Аламейне (23 октября - 11 ноября) и операцией «Факел» (8–16 ноября) в западном Средиземноморье, которая позволила наземным базирующаяся авиация для сопровождения торговых судов на остров.
Союзники
Крейсеры
Destroyers
Корветы (Цветочный класс )
Тральщики (Bangor class )
Моторные торпедные катера
Спасательные корабли
Вспомогательное судно (списанный линкор)
Подводные лодки
Торговцы
Итальянские
линкоры:
Тяжелые крейсеры:
Легкие крейсеры:
Разрушители: