Операция «Приливная волна»

редактировать

Операция «Приливная волна»
Часть Нефтяной кампании и Восточного фронта Вторая мировая война
Operation Tidal Wave in 1943.jpg . A B-24 Liberator по прозвищу «Песочный человек» во время взрыва бомбы на нефтеперерабатывающем заводе Ploiești Astra Română во время операции «Приливная волна»
Дата1 августа 1943 г.
МестоположениеРумынские нефтеперерабатывающие заводы: Кампина, Плоешти, Брази 44 ° 56′N 26 ° 1′E / 44,933 ° с.ш., 26,017 ° в.д. / 44,933; 26.017
РезультатПобеда Оси
Воюющие стороны
США Румыния. Германия. Болгария
Командиры и лидеры
США Льюис Х. Бреретон. США Узал Г. Энт Нацистская Германия Альфред Герстенберг. Королевство Румыния [ro ]
Сила
177 B-24s. (162 над целью)1 немецко-румынская зенитная дивизия. 1 румынская бригада ПВО. 52 истребителя
Потери и потери
Уничтожено 53 B-24. (35 заявлены румынами). Повреждено 55 B-24. 310 убитых и 190 захваченных или интернированных7 истребителей уничтожено. (2 румынских и 5 немецких)

Операция «Приливная волна» была воздушной атакой бомбардировщиков ВВС США (USAAF) базировалась в Ливии и Южной Италии на девяти нефтеперерабатывающих заводах около Плоешти, Румынии 1 августа 1943 года, во время Второй мировой войны. Это была стратегическая бомбардировка и часть «нефтяной кампании » по отказу в топливе на основе нефти для держав Оси. Миссия не привела к «сокращению общего выпуска продукции».

Эта миссия была одной из самых дорогостоящих для USAAF на Европейском театре, когда было потеряно 53 самолета и 660 членов экипажа. Это был самый дорогостоящий налет союзников за всю войну, и его дата позже была названа «Черным воскресеньем». Пять Почетных медалей и 56 Крестов за выдающиеся заслуги вместе с множеством других наград достались членам экипажа операции «Приливная волна». В отчете об исследовании 1999 года, подготовленном для Военно-воздушной академии на базе ВВС Максвелл в Алабаме, сделан вывод, что миссия на Плоешти была «одной из самых кровавых и героических миссий всех времен».

Содержание

  • 1 Подготовка
    • 1.1 ПВО Оси
    • 1.2 План миссии
  • 2 Полет в Румынию
  • 3 Атаки
    • 3.1 Конкордия Вега и первые атаки Стяуа Романа
    • 3.2 Атаки Астра Романа и Колумбия Аквила
    • 3.3 Вторая атака Стяуа Романа
    • 3.4 Болгарские ВВС
  • 4 Результат
  • 5 Последствия
  • 6 Боевой порядок девятых и Восьмых ВВС
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки

Подготовка

Румыния была крупной державой в нефтяной промышленности с 1800-х годов. Это был один из крупнейших производителей в Европе, и Плоешти составлял основную часть этого производства. Нефтеперерабатывающие заводы Плоешти обеспечивали около 30% всей добычи нефти Оси.

ПВО Оси

Предполагаемая оборона района Плоешти 1 августа 1943 г.

В июне 1942 г. 13 Б-24 Освободители из «проекта Халверсона» (HALPRO ) напали на Плоешти. Хотя ущерб был небольшим, Германия и Румыния ответили, установив сильную противовоздушную оборону вокруг Плоешти. Люфтваффе Генерал Альфред Герстенберг построил одну из самых тяжелых и наиболее интегрированных сетей ПВО в Европе. Защита включала несколько сотен крупнокалиберных 88-мм орудий и 10,5-см зенитных орудий FlaK 38, а также много других малокалиберных орудий. Последние были скрыты в стогах сена, железнодорожных вагонах и имитациях зданий. Немецкая и румынская зенитная артиллерия в Плоешти состояла из 52 тяжелых (88 мм), 9 средних (37 мм) и 17 легких (20 мм) зенитных батарей. Они были разделены между 5-й немецкой зенитной дивизией (30 тяжелых, 5 средних и 7 легких батарей) и 4-й румынской бригадой ПВО (22 тяжелых, 2 средних и 10 легких батарей). Половина личного состава 5-й немецкой зенитной дивизии была румынской. У Оси было 52 истребителя в пределах досягаемости Плоешти (истребители Bf 109 и Bf 110 ночные истребители, а также различные типы румынских IAR 80 бойцы). Для защиты Плоешти Королевские военно-воздушные силы Румынии имели самолеты из пяти эскадрилий (эскадрилий): 61 (IAR 80A ), 62 (IAR 80B ), 45 (IAR 80C), 53 (Bf 109G ) и 68 (Bf 110 ). Эта оборона сделала Плоешти третьей или четвертой по величине защищаемой целью в Европе оси после Берлина и Вены или Рура, и, таким образом, наиболее сильно защищаемой целью Оси. за пределами Третьего рейха.

План миссии

Примерный маршрут полета в Плоешти 1 августа 1943 года

Девятые воздушные силы (98-я и 376-я бомбардировочные группы ) отвечал за общее проведение налета, а частично сформированные Восьмые воздушные силы предоставили три дополнительные бомбовые группы (44-я, 93-я и 389-я). Все использованные бомбардировщики были B-24 Liberators.

Полковник Джейкоб Э. Смарт спланировал операцию, основываясь на опыте HALPRO. HALPRO столкнулся с минимальной системой ПВО во время своего налета, поэтому планировщики решили, что приливная волна будет выполняться днем, и что атакующие бомбардировщики будут приближаться на малой высоте, чтобы избежать обнаружения немецким радаром. Тренинг включал в себя обширный обзор подробных моделей песчаного стола, практические налеты на макет цели в Ливийской пустыне и практические упражнения по ряду второстепенных целей в июле, чтобы доказать жизнеспособность такой низкой забастовки. Используемые бомбардировщики были переоснащены топливными баками с бомбовым отсеком, чтобы увеличить их запас топлива до 3100 галлонов.

Операция должна была состоять из 178 бомбардировщиков и 1751 экипажа, что было одним из самых больших обязательств американских тяжелых бомбардировщиков и членов экипажей до того времени. Самолеты должны были лететь с аэродромов около Бенгази, Ливия. Им предстояло пересечь Средиземное и Адриатическое море, пройти около острова Корфу, перейти Пиндские горы в Албании, пересечь южную Югославию, войти в юго-западную Румынию и повернуть на восток в сторону Плоешти. Достигнув Плоешти, они должны были найти заранее определенные контрольно-пропускные пункты, подойти к своим целям с севера и поразить все цели одновременно.

По политическим причинам планировщики союзников решили избегать города Плоешти, чтобы его не бомбили случайно.

Бегство в Румынию

Рано утром 1 августа 1943 года пять групп, составляющих ударную группу, начали стартовать со своих аэродромов около Бенгази. Большое количество пыли, поднимавшейся во время взлета, привело к ограниченной видимости и перегрузке двигателей, которые уже несли на себе бремя больших бомбовых нагрузок и дополнительного топлива. Эти условия способствовали потере одного самолета при взлете, но 177 из запланированных 178 самолетов благополучно улетели.

Войска достигли Адриатического моря без дальнейших инцидентов; однако самолет № 28, Wongo Wongo, принадлежащий 376-й бомбардировочной группе (головная группа, около 40 B-24) и пилотируемый лейтенантом Брайаном Флавеллом, начал беспорядочно летать, прежде чем упасть в море по неизвестной причине. причины. Лейтенант Гай Айовин - личный друг Флавелля и пилот самолета № 23 Дезерт Лилли - спустился из строя, чтобы искать выживших, едва не пропавший самолет Brewery Wagon, пилотируемый лейтенантом Джоном Палмом. Выживших не было видно, и из-за дополнительного веса топлива Иовин не смог набрать высоту, чтобы присоединиться к строю и продолжить курс на Плоешти.

B-24 Liberators на малой высоте при приближении к нефтеперерабатывающим заводам в Плоешти

Получившаяся путаница усугублялась неспособностью восстановить сплоченность из-за приказа поддерживать строгое радиомолчание. Десять других экипажей вернулись на свои аэродромы после инцидента, а оставшимся самолетам пришлось преодолевать высоту 9000 футов (2700 м) над горами Пинд, которые были окутаны облачным покровом. Хотя все пять групп совершили набор высоты около 11000 футов (3400 м), 376-я и 93-я, используя настройки высокой мощности, вырвались вперед за отстающими формациями, вызывая колебания скорости и времени, которые нарушили тщательную синхронизацию групповых атак, которые считались столь важными. Умная.

Руководители миссий считали эти опасения менее важными, чем поддержание безопасности посредством радиомолчания. Американские лидеры не знали, что немцы знали об их присутствии, но не об их цели. Хотя приказы американцев позволили бы им нарушить радиомолчание, чтобы восстановить свои порядки, удар прошел без исправлений, и это оказалось дорогостоящим.

Несмотря на то, что теперь они хорошо натянуты на подходе к Питешти, все пять групп прошли контрольно-пропускной пункт в 65 милях (105 км) от Плоешти. В Кампине 389-я бомбардировочная группа отправилась, как и планировалось, для своего отдельного синхронного подхода к цели миссии. Продолжая Питешти, полковник Кейт К. Комптон и генерал Энт допустили дорогостоящую навигационную ошибку. В Тырговиште, на полпути к следующему контрольно-пропускному пункту в Флорешти, Комптон свернул по неправильной железнодорожной ветке в сторону Плоешти, поставив свою группу и 93-ю бомбардировочную группу подполковника Эддисона Бейкера. курс для Бухарест. При этом Энт и Комптон пошли наперекор совету штурмана своего самолета и ветерану проекта Halverson (HALPRO) капитану. Гарольд Виклунд. Перед лицом катастрофы многие экипажи предпочли нарушить радиомолчание и обратить внимание на навигационную ошибку. Тем временем обеим группировкам пришлось столкнуться с обширной системой ПВО Герстенберга вокруг Бухареста в дополнение к тем, которые ждали их вокруг Плоешти.

Атаки

Файл: Liberators атакуют нефтяные месторождения оси в Румынии, Ploieşti.ogv Воспроизвести Кинохроника рейда

Самолет «Адская девка», управляемый подполковником Бейкером и его вторым пилотом майором Джоном Л. Джерстад, который уже летел на полном боевом дежурстве, находясь в Англии, теперь был поражен зенитной артиллерией. Они сбросили свои бомбы, чтобы сохранить лидирующую позицию соединения над своей целью на нефтеперерабатывающем заводе Колумбия Аквила. Несмотря на тяжелые потери 93-го, Бейкер и Джерстад сохранили курс и, очистившись, начали уходить. Понимая, что самолет больше не управляем, они продолжали набирать высоту, чтобы экипаж покинул самолет. Хотя ни один из них не выжил, Бейкер и Джерстад были посмертно награждены Почетной медалью за эти действия.

Слева: легкое румынское зенитное орудие, сбившее три американских бомбардировщика. Справа: интерьер бомбардировщика, разбившегося при атаке.

Майор. Рамзи Д. Поттс, пилотирующий герцогиню и майора Джордж С. Браун на борту Куини, столкнувшись с густым дымом над Колумбией Аквилой, возглавил дополнительный самолет 93-го и успешно сбросил свои бомбы над Astra Romana, Unirea Orion и НПЗ Columbia Aquila. Всего 93-й потерял над своими целями в Плоешти 11 самолетов. Один из бомбардировщиков, Хосе Кариока, был сбит румынским истребителем IAR 80, который развернулся и стремительно прошел под В-24 вверх ногами, пронзив его живот пулями. Бомбардировщик врезался в женскую тюрьму Плоешти. Из 100 мирных жителей, погибших и 200 раненых в ходе этого рейда, примерно половина произошла в результате взрыва этого трехэтажного здания. Сорок женщин выжили, но из экипажа Хосе Кариока не осталось выживших.

Конкордия Вега и первые атаки Стяуа Романа

ПВО была сильна над целью 376-го (Романа Американа) и генерала. Энт приказал Комптону атаковать «благоприятные цели ». Большая часть 376-го B-24 бомбила нефтеперерабатывающий завод Steaua Română в Кампина с востока, а пять направились прямо в уже тлеющий пожар над нефтеперерабатывающим заводом Concordia Vega. В Кампине противовоздушная оборона на возвышающихся холмах смогла обстрелять строй.

Атака Astra Română и Columbia Aquila

Нефтеперерабатывающий завод Columbia Aquila после бомбежки, воронки от бомб, в основном нетронутые

93-й и 376-й нанесли удар по целевой области, полковник Джон Р. Кейн из 98-й бомбардировочной группы и полковник Леон В. Джонсон из 44-й бомбардировочной группы совершили предписанный поворот во Флорешти и направились к своим целям на нефтеперерабатывающих заводах Astra Romana и Columbia Aquila. Обе группы обнаружат, что немецкая и румынская оборона находится в полной боевой готовности, и столкнутся со всеми последствиями бушующих нефтяных пожаров, густого дыма, вторичных взрывов и бомб с замедленным взрывателем, сброшенных 93-й бомбардировочной группой Бейкера во время их предыдущего похода. Подход Кейна и Джонсона, параллельный железной дороге Флорешти-Плоешти, имел досадную особенность - столкнуться с замаскированным зенитным обозом Герстенберга. На уровне верхушек деревьев, на высоте около 50 футов (15 м) над землей, 98-й окажется слева, а 44-й - справа. Однако преимущество осталось за 98-м и 44-м полками, артиллеристы которых быстро отреагировали на угрозу, вывести из строя локомотив и убив несколько экипажей ПВО.

Нефтеперерабатывающий завод Columbia Aquila сгорел после налета

Из-за воздействия 93-го и 376-го заходов, вызвавших трудности с обнаружением и бомбардировкой их основных целей, и Кейн, и Джонсон не отклонились от намеченных целей, понеся при этом большие потери. Их низкий подход даже позволял артиллеристам вести непрерывное наземное подавление расчетов ПВО непосредственно над их целями. За свое руководство и героизм оба были награждены Почетной медалью. Подполковник Джеймс Т. Поузи взял 21 самолет из 44-го во время отдельной атаки на нефтеперерабатывающий завод Creditul Minier к югу от Плоешти. Хотя батареи ПВО уже активно атаковали 93-ю, Пози был полностью встречен теми же огневыми точками. При поддержании продолжающегося захода на посадку на малой высоте к целевой области часть все еще сильно загруженных самолетов проходила через высокую траву, а повреждения были вызваны препятствиями на низкой высоте. Поузи и его самолет, оснащенный более тяжелыми бомбами массой 1000 фунтов (450 кг), сумели успешно найти свои цели в Creditul Minier без потерь для боевого строя.

Вторая атака Стяуа Романа

Последняя атака Приливной волны нанесла удар по нефтеперерабатывающему заводу Стяуа Романэ (8 миль (13 км) к северо-западу от Плоешти) в Кампине. 389-я атака во главе с полковником Джеком Вудом была репетирована в Бенгази. Ущерб, нанесенный 376-й и 389-й атаками, серьезно повредил нефтеперерабатывающий завод, который не возобновлял производство на время войны. 389-й потерял четыре самолета над целевой областью, включая B-24 «Оле Кикапу», которым управлял 2-й лейтенант Ллойд Герберт Хьюз. После попадания в Оле Кикапу всего в 30 футах над целевой областью в результате взрыва ранее сброшенных бомб воспламенилась утечка топлива из B-24. Хьюз сохранил курс на бомбардировщика 2-го лейтенанта Джона А. Маклафлина, который должен был взорвать, и впоследствии B-24 совершил аварийную посадку в русле реки, взорвав колесо телеги. Хьюз (посмертно получивший Почетную медаль) и пять членов экипажа погибли, четверо выжили в аварии, но скончались от ран, а двое артиллеристов стали военнопленными.

ВВС Болгарии

На пути над Болгарией B-24 были перехвачены тремя группами истребителей: 10 Bf 109 из Карлово, четыре Авиа B-534 из Божуриште и 10 Авиа B-534 из Врашдебна (аэропорт Софии). Пилоты, младший лейтенант Петр Бочев (пять побед), капитан Чудомир Топлодольский (четыре победы), лейтенант Стоян Стоянов (пять побед) и младший лейтенант Христо Крастев (одна победа) одержали свои первые убийства за Болгарские ВВС войны. Впоследствии Царь Борис III Болгарии лично наградил новых боевых асов Орденом Храбрости впервые за 25 лет. Железные кресты были вручены через месяц посольством Германии.

Результат

Только 88 B-24 вернулись в Ливию, из которых 55 имели боевые повреждения. Потери включали 44 в средства ПВО и дополнительные B-24, которые бросили в Средиземном море или были интернированы после приземления в нейтральной Турции. Некоторые были переведены на аэродром RAF на Кипр. Один B-24 с 365 пулевыми отверстиями приземлился в Ливии через 14 часов после вылета; его выживаемость была обеспечена за счет легкого вооружения болгарского Avia B-534 (всего четыре пулемета винтовочного калибра (7,92 мм)).

По мнению американцев, 310 членов экипажа были убиты, 108 были захвачены странами Оси, 78 были интернированы в Турции и четверо были захвачены партизанами Тито в Югославии.. Три из пяти Почетных медалей (наибольшее количество за любое воздушное действие в истории) были вручены посмертно. Союзники оценили потерю 40% перерабатывающих мощностей НПЗ в Плоешти, хотя некоторые НПЗ остались в основном нетронутыми. Большая часть повреждений была устранена в течение нескольких недель, после чего чистый объем выработки топлива был больше, чем до рейда. Приблизительно в сентябре оценка Вражеским нефтяным комитетом ущерба, нанесенного бомбой в Плоешти, показала, что «... нет сокращения общего выпуска продукции...», поскольку многие нефтеперерабатывающие заводы ранее работали ниже максимальной мощности.

Королевские военно-воздушные силы Румынии выполнили 59 боевых вылетов во время Tidal Wave, а Люфтваффе - 89. Американцы потеряли 53 освободителя (в том числе 8 приземлились в Турции и были интернированы), еще 55 были повреждены. Румыны заявили о 20 подтвержденных или вероятных воздушных победах в связи с потерей одного IAR 80B и одного Bf 110, а также еще 15 заявленных румынскими зенитными орудиями. Даже несмотря на оптимизм, румынские заявления выгодно отличались от американских в семь раз плюс преувеличения во время приливной волны и последующих рейдов. Система подтверждения воздушной победы Королевских ВВС Румынии была строже, чем система Люфтваффе на момент налета. Потери люфтваффе составили пять самолетов. Девятые американские воздушные силы были изгнаны из театра военных действий.

В результате аварийных сбросов бомб на второстепенные цели были жертвы в Дренте, Елена, Бяла, Русе, Бойчиновцы, Велико Тырново, Пловдив, Лом и Дуб-Тулово.

Учитывая большие и несбалансированные потери самолетов и ограниченный урон целям, операция «Приливная волна» считается стратегическим провалом американской стороны.

Последствия

Западные союзники осуществили несколько воздушных атак на территорию Румынии. До августа 1944 года Королевские ВВС Румынии и румынская зенитная артиллерия сбили 223 американских и британских бомбардировщика, а также 36 истребителей. Потери румын составили 80 самолетов. Люфтваффе летчики сбили еще 66 самолетов западных союзников. Общие потери западных союзников составили 1706 убитыми и 1123 пленными.

Боевой порядок Девятых ВВС и Восьмых ВВС

° Награжден Почетной медалью
°° Награжден Крестом за выдающиеся заслуги

См. Также

Ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с операцией Tidal Wave.
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:09:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте