Операция Почтмейстер

редактировать
Операция Почтмейстер
Часть операций SOE и Битвы за Атлантику
Дата14 января 1942 г.
МестоположениеФернандо По, Испанская Гвинея
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Соединенное Королевство
Командиры и лидеры
Гас Марч-ФиллиппсКапитан Шпехт
Сила
Малый рейдовый отряд 11 человек. Руководитель специальных операций 4 человека. местные добровольцы 17 человекГерцогиня д'Аоста экипаж корабля 46. Экипаж корабля Бибунди неизвестен. Экипаж корабля Ликомба неизвестен
Жертвы и потери
НетКоманда из 29 человек и одно торговое судно с 2 захваченными лодками

Операция Postmaster была британской специальной операцией, проводившейся на испанском острове Фернандо По, ныне известном как Биоко, у берегов Западной Африки в Гвинейском заливе, во время Второй мировой войны. Миссия была выполнена маломасштабными диверсионными войсками (SSRF) и Special Operations Executive (SOE) в январе 1942 года. Их цель состояла в захвате Итальянские и немецкие корабли в гавани и плывут в Лагос. ССРФ под командованием майора Гаса Марч-Филлиппса покинули Великобританию в августе 1941 года и отправились на траулере Brixham Maid Honor, чтобы испанская колония.

Британские власти в этом районе отказались поддержать рейд, который они сочли нарушением испанского нейтралитета. Разрешение на проведение операции в конечном итоге было получено от Министерства иностранных дел в Лондоне. 14 января 1942 года, когда офицеры кораблей присутствовали на вечеринке, организованной агентом SOE, коммандос вошли в порт на двух буксирах, пересилили экипажи кораблей и ушли с кораблями, включая итальянское торговое судно Герцогиня д'Аоста. Рейд повысил репутацию SOE в критический момент и продемонстрировал его способность планировать и проводить секретные операции независимо от политических последствий.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Миссия
  • 3 Последствия
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
Общие сведения

В 1941 году британское Адмиралтейство начало получать сообщения о том, что немецкие подводные лодки использовали реки в Виши французские части Африки как базы для дозаправки. Подразделением, выбранным для расследования сообщений, была Маломасштабная дивизия (SSRF), также известная как Коммандос № 62. ССРФ была сформирована в 1941 году и состояла из небольшой группы из 55 человек, обученных коммандос, работающих с Управлением специальных операций (SOE). Находясь под оперативным управлением штаба объединенных операций, сам коммандос № 62 находился под командованием майора Гаса Марч-Филлиппс.

Maid Honor, 65-тонного Brixham яхтенный траулер, оставленный гаванью Пул 9 августа 1941 года, направлялся в Западную Африку. Экипаж из пяти человек находился под командованием Марч-Филлипс. Остальные части SSRF под командованием капитана Джеффри Апплеярда ушли ранее на борту военно-транспортного корабля. 20 сентября 1941 года, после шести недель плавания, Maid Honor прибыла в Фритаун, Сьерра-Леоне. Фритаун был согласованным местом встречи для обеих групп, группа Апплеярда прибыла в конце августа. После прибытия фрейлины во Фритаун начались поиски немецких баз подводных лодок. Плывя по многочисленным рекам и дельтам в этом районе, они не смогли обнаружить ни подводных лодок, ни доказательств наличия базы подводных лодок.

Зелено-синяя карта Гвинейского залива, несколько небольших островов выходят с материка в Атлантический океан. Гвинейский залив. Фернандо По, теперь называемый Биоко, является ближайшим к материку островом.

SOE сохраняла присутствие в Западной Африке, где могла наблюдать за французскими, испанскими и португальскими территориями Виши с намерением выявлять и препятствовать любой деятельности, угрожающей британским колониальным владениям.. Пока коммандос искали немецкие базы подводных лодок, агентам SOE стало известно о трех судах в порту Санта-Исабель на испанском острове Фернандо По в 30 километрах (19 миль). у берегов Африки у границ Нигерии и Гвинеи.

Три корабля были итальянским 8 500-тонным торговым судном Duchessa d'Aosta, большим немецким буксир Ликомба и дизель с двигателем баржа Бибунди. У герцогини д'Аоста была работающая рация, которая считалась угрозой, которая могла предоставить подробную информацию о перемещениях союзников военно-морских сил. Ее заявленный груз составлял 3 миллиона фунтов шерсти, 316 610 фунтов шкур и кож, 1,3 миллиона фунтов дубильных материалов, 4 миллиона фунтов копры, 544 660 фунтов сырого асбеста волокна и более. 1,1 миллиона слитков из электролитической меди. Первая страница судового грузового манифеста не была представлена ​​властям порта, и капитан капитан отказался предоставить им какие-либо подробности, что привело к предположению, что он также имел при себе оружие или боеприпасы. Во время своих визитов на остров агент ЗОЕ Леонард Гиз держал корабли под наблюдением и в августе 1941 года представил план захвата Ликомбы и выведения из строя герцогини д'Аоста. Разрешение на военную операцию в нейтральном порту было дано Адмиралтейством 20 ноября 1941 года.

Для перевозки рейдеров на остров два буксира Vulcan и Nuneaton были предоставлены Губернатор Нигерии, сэр Бернард Бурдиллон. Рейдовые силы будут состоять из 32 человек, четырех агентов ЗОЕ, 11 спецназовцев из ССРФ и 17 человек, набранных из местного населения для управления двумя буксирами. Миссии был нанесен удар, когда британский генерал-офицер (GOC) Западноафриканское командование, генерал сэр Джордж Джиффард отказался поддержать миссия. Он отказался освободить требуемых 17 человек, заявив, что это поставит под угрозу некоторые неназванные планы, которые он имел в виду, и что этот акт будет рассматриваться как пиратство и может привести к последствиям. В ответ на опасения ГОК Западной Африки Адмиралтейство приостановило операцию. Министерство иностранных дел также не поддержало операцию, равно как и посольство Великобритании в Мадриде, которое было обеспокоено возможной реакцией испанского правительства. Окончательное одобрение, в конечном итоге поддержанное Министерством иностранных дел, было дано только 6 января 1942 года на том основании, что, хотя подозрения в причастности Великобритании к рейду были неизбежны, в расчет принималось лишь уклонение от каких-либо материальных доказательств. В качестве меры безопасности Адмиралтейство также направило корвет Цветочного класса для перехвата судов в море, что послужит прикрытием, что они были перехвачены при попытке прорваться.

Миссия
Вдали видны покрытые облаками горы, а на переднем плане - дома, ведущие к гавань с двумя выходами к морю Модерн (2007) фотография Санта-Исабель с воздуха

Агент SOE Ричард Липпет получил работу в судоходной компании Джон Холт Co (Ливерпуль), у которой на острове были офисы. Заняв пост, он начал подготовку к рейду. Ему стало известно, что экипаж герцогини д'Аоста имел обыкновение принимать приглашения на вечеринки на берегу и 6 января 1942 года провел свой собственный праздник на борту корабля. Под видом тусовщика Липпетт сумел получить информацию о готовности.

Рейдеры покинули Лагос на своих двух буксирах утром 11 января 1942 года, и в пути они практиковали спуск Фолботы и высадка на корабли в море под командованием капитана Грэма Хейса. Они подошли к гавани Санта-Исабель и в 23:15 и 23:30 14 января 1942 года; оба буксира стояли в 180 метрах (590 футов) от гавани. На берегу Липпет организовал приглашение офицеров из герцогини д'Аоста на званый обед; Присутствовали 12 итальянских офицеров, а также два немецких офицера из Ликомбы.

Абордажные группы собрались на палубах двух буксиров, когда они вошли в гавань. Вулкан с Марч-Филиппсом и его заместителем Апплярдом на борту направился к герцогине д'Аоста. Когда они приблизились, на задней палубе торгового судна было видно несколько человек, но они, казалось, не обращали внимания на буксир, кроме как направить на него факел. В то же время Folbots под командованием Hayes из Nuneaton направлялись к Ликомбе и Бурунди, которые были пришвартованы вместе. На вопрос сторожа в Бурунди они убедили его своим ответом, что это капитан корабля возвращается на борт. Люди с каноэ поднялись на борт Бурунди, а дежурный экипаж из двух человек прыгнул за борт. Установив заряды взрывчатки на якорную цепь, коммандос направили Нунитон вместе с Ликомбой, чтобы взять ее и Бурунди на буксире.

Корабль в море движется слева направо, его орудия беспилотны, видна команда на мостике Корвет типа «Цветок»

Как только они были готовы, заряды были взорваны и Нунеитон начал буксировать Ликомбу из гавани. Одиннадцати мужчинам с Вулкана удалось подняться на борт герцогини д'Аоста; пока одна группа закладывала заряды на якорные цепи, другая обыскивала под палубами, собирая пленных. Взорвав якорные цепи, Вулкан начал буксировать герцогиню д'Аосту из гавани. Взрывы насторожили население города, которое начало собираться на пристани, но попыток остановить отход судов предпринято не было. Несколько зенитных установок открыли огонь по воображаемым целям, полагая, что взрывы были вызваны воздушной атакой, но шестидюймовые орудия, защищавшие саму гавань, молчали. От входа в гавань до выхода из гавани с буксируемыми судами операция заняла 30 минут без каких-либо потерь для рейдерской группы.

Выйдя в море 15 января 1942 года, Марч-Филлипс установил режим вахты и поставили охрану на 29 взятых ими заключенных. Вечером у них начались проблемы с двигателями буксиров и буксировочными тросами к захваченным судам. На следующий день Вулкан достиг места встречи и был «захвачен» в море кораблем HMS Violet. Нунеатон, страдающий от неисправности двигателя, сумел связаться с нигерийским угольщиком Илорином с помощью семафора, который, в свою очередь, связался с Лагосом, и было отправлено судно, чтобы отбуксировать их в порт.

Последствия

Управление специальных операций теперь продемонстрировало свою способность проводить операции, независимо от политических последствий. Хью Далтон, правительственный министр, отвечающий за SOE, проинформировал британского премьер-министра Уинстона Черчилля о результатах рейда. Он также заявил, что считает, что... «другие нейтральные правительства будут впечатлены тем, что Британия в случае необходимости проигнорирует юридические формальности войны в своих усилиях по достижению успеха». Агент, отвечающий за станцию ​​SOE Africa, представил главе SOE Колину Губбинсу отчет, в котором размышлял об успехах Postmaster: «Возможно, в следующий раз не будет необходимости в длительных переговорах перед проведением 30-минутной операции.

Испанское правительство было взбешено рейдом, который был воспринят как нарушение нейтралитета страны. Министр иностранных дел Серрано Сунер охарактеризовал операцию как:

недопустимое нападение на наш суверенитет, ни один испанец не может не поддаться этому пиратскому акту, совершенному в нарушение всех прав и в пределах нашей юрисдикции.. Не удивляйтесь, если мы вернем ответ, которого требует дело - оружие.

В Германии радиостанции сообщили, что... "Британский эсминец вошел в гавань и сбросил глубинные бомбы для взрыва якорных тросов и экипажа корабля были расстреляны », а в выпуске журнала Völkischer Beobachter от 21 января 1942 г. была опубликована статья с заголовком« Британские опровержения - Адмиралтейство обвиняется в пиратстве ». Британская военно-морская разведка выпустила собственное коммюнике:

Ввиду утверждений Германии о том, что военно-морские силы союзников провели операцию по уничтожению кораблей Оси в испанском порту Санта-Исабель, Фернандо По, британцы Адмиралтейство считает необходимым заявить, что поблизости не было ни одного британского или союзного корабля... В результате... Немецкой радиовещательной передачи британский главнокомандующий направил разведывательные патрули для прикрытия района. Теперь получено сообщение о том, что было замечено большое неопознанное судно, и британские военно-морские корабли направляются к месту для проведения расследования ".

Итальянский грузовой лайнер Duchessa d'Aosta

Подробности рейда были держится в секрете даже от британских начальников штабов, которым только 18 января 1942 года сообщили, что герцогиня д'Аоста была перехвачена в 230 милях (370 км) от берега и была доставлена ​​в Лагос.

На Фернандо По Ричард Липпет, оставшийся на острове, был доставлен на допрос испанским властям 17 января 1942 года. Ему удалось убедить их, что он не имеет никакого отношения к отправке кораблей и не тратил никаких денег. на вечеринке для офицеров кораблей. Он был освобожден из-под стражи 27 января 1942 года, но ему было отказано в разрешении покинуть остров. В конце концов он тайно покинул остров на каноэ, прибыв на британскую территорию 1 марта 1942 года., Горничная была оставлена ​​в Лагосе и, возможно, Он был продан правительству Сьерра-Леоне как переоборудованный траулер. Герцогиня д'Аоста отплыла в Гринок, а затем управлялась Canadian Pacific в качестве Empire Yukon для Министерства военного транспорта. Лимкомба находилась под управлением Elder Dempster Lines, которые в 1947 году переименовали ее в Малакель, а в 1948 году продали ее Либерии.

После рейда был награжден March-Phillipps Орденом «За выдающиеся заслуги», Хейс был награжден Военным крестом, а Апплярд Баром к его Военному кресту; Липпет и Гиз были назначены членом Ордена Британской империи. Другой спецназовец и единственный профессиональный моряк в рейде, Рядовой Андерс Лассен, был первым человеком, взошедшим на абордаж герцогини д'Аоста. За заметную эффективность при запуске корабля Лассен получил комиссию в полевых условиях и немедленное награждение Военным крестом.

Марч-Филлипс был убит во время операции . Акватинта в сентябре 1942 г. Во время той же миссии Хейс избежал ареста и пересек испанскую границу, но был передан немцам, которые держали его в одиночной камере в течение девяти месяцев, прежде чем он был казнен расстрелян 13 июля 1943 года. Апплеярд позже присоединился к Специальной воздушной службе, и в тот же день, когда был казнен Хейс, Апплеярд пропал без вести, когда его самолет не вернулся с задания. Лассен также присоединился к Специальной воздушной службе; он был награжден двумя чертами своего MC и повышен до майора, прежде чем получил посмертный Крест Виктории в Италии в 1945 году.

Примечания
Ссылки
  • Бинни, Маркус (2006). Секретные герои войны. Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-340-82910-3.
  • Браун, Гордон (2008). Мужество военного времени: рассказы о необычайном мужестве простых людей во Второй мировой войне. Лондон: Bloomsbury Publishing Plc. ISBN 0-7475-9607-7.
  • Чаппелл, Майк (1996). Армейские коммандос 1940–1945 гг. Элитный выпуск № 64. Лондон: Osprey Publishing. ISBN 1-85532-579-9.
  • Фут, Майкл (2004). SOE во Франции: отчет о работе британских специальных операций. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-7146-5528-7.
  • Посланник, Чарльз (1985). Коммандос 1940–1946 гг. Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0553-1.
  • Ричардс, Брукс; Фут, М. Р. Д (2002). Тайные морские операции в Бретани: 1940–1944. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-7146-5316-0.
  • Томас, Найджел; Маккуэйг, Саймон (1991). Иностранные добровольцы союзных войск 1939–45. Лондон: Osprey Publishing. ISBN 1-85532-136-X.
Дополнительная литература
  • Lett, Brian (2012). Ян Флеминг и почтмейстер SOE: Совершенно секретная история, стоящая за агентом 007. ISBN 9781781590003

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:06:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте