Операция Марафон (Вторая мировая война)

редактировать
Спасение сбитых летчиков во время Второй мировой войны

Координаты : 47 ° 53 ′ 19 ″ N 1 ° 12′38 ″ E / 47,8886 ° N 1,2106 ° E / 47,8886; 1.2106

Операция «Марафон» (Вторая мировая война) проводится во Франции Операция «Марафон» (Вторая мировая война) Расположение леса Фретеваль в центре-Валь-де-Луар

Операция «Марафон» во время Второй мировой войны помогла союзным летчикам, которые были сбиты или совершили аварийную посадку в нацистской Оккупированная Европа уклоняется от захвата немцами. Британская разведывательная организация MI9 организовала операцию по сбору сбитых летчиков в изолированные лесные лагеря, где они будут ждать своего спасения союзными вооруженными силами, наступающими после вторжения в Нормандию 6 июня 1944 года. Кометная линия, бельгийская / французская линия эвакуации, управляла лесными лагерями при финансовой и материально-технической помощи МИ9.

Самый важный из лесных лагерей под кодовым названием Шервуд, находился в Фретваль лесу Франции и укрывался 152 британцами. и американские летчики в период с мая по август 1944 г. Летчики были освобождены руководителем МИ9 Эйри Нив и небольшими силами союзников 14 августа 1944 г. Другие лесные лагеря во Франции и в Арденнах в Бельгии находилось еще 150 или более летчиков, которые были освобождены Нивом и линией комет с наступлением союзных армий.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Шервуд
  • 3 Другие лагеря
  • 4 Память
  • 5 Источники
Предыстория

Десятки тысяч самолетов союзников были сбиты или совершил аварийную посадку в оккупированной нацистами Европе во время Второй мировой войны. Линии побега и уклонения, управляемые гражданскими добровольцами во Франции, Бельгии, Нидерландах и Дании, помогли примерно 5000 сбитым союзным летчикам избежать захвата немцами и сбежать в нейтральную страну, такую ​​как Испания. Однако в 1944 году из-за массированных бомбардировок союзниками железных дорог и другой транспортной инфраструктуры в преддверии Нормандского вторжения во Францию ​​Соединенное Королевство стало все труднее бежать в нейтральные страны. Организация военной разведки МИ9 решила, что вместо эксфильтрации сбитых летчиков собрать летчиков в изолированные лесные лагеря, где они могут ждать прибытия союзных армий. Чиновник МИ9 Эйри Нив задумал операцию «Марафон» осенью 1943 года и начал планировать операцию вместе с тремя бельгийцами: Жаном де Бломмартом, Жоржем д'Ультремонтом и Альбертом Ансиа. Все они были или были связаны с линией кометы. Они выбрали три места для лесных лагерей: лес Фретеваль в 150 км (93 миль) к юго-западу от Парижа, лес около Ренна в Бретани и Арденны лес в Бельгии. Лесу Фретеваль было присвоено кодовое название Шервуд. Нив начал обучать персонал и тайно спускаться с парашютом или приземляться во Франции, чтобы подготовиться к внедрению марафона. Трое бельгийцев определили поля для приземления самолетов и десантирования припасов и определили людей, которые жили недалеко от предполагаемых лесных лагерей и были готовы помочь летчикам.

В начале 1944 года линия кометы была уничтожена в результате арестов немецкой полицией безопасности, но Нив надеялся на нее, чтобы провести операцию. Для координации британские власти встретились в Мадриде, Испания, в феврале 1944 года с тремя выжившими лидерами Комет Линии: Эльвиром де Греф (тетя Го), Марселем Роджером (Макс) и Мишель Дамон (Мишу или Лили), 22 года, но с поддельной тележкой, на которой указан возраст 16.

Операция «Марафон» почти закончилась катастрофическим началом. Человек, который называл себя Пьером Буленом, помог де Бломмару и Ансиа. Они назначили встречу с ним на 7 мая в Париже, чтобы дать ему 500 000 франков (около 2 500 британских фунтов в валюте 1944 г.) для помощи в операции. Однако Мишель Думон узнала, что «Булен» на самом деле был немецким агентом, настоящее имя которого было Жак Десубри. Она предупредила де Бломмара и Анцию, разоблачила Десубри как немецкого агента, и все трое избежали захвата немцами, хотя Дюмону пришлось бежать в Англию.

Шервуд
Боец французского Сопротивления в Шатодане, недалеко от Фретевальского леса., 1944.

В апреле и мае 1944 года де Бломмарт и другой бельгиец, офицер Королевских ВВС Люсьен Бусса, открыли штаб в городке Клуа-сюр-ле-Луар недалеко от Фретевальского леса. Де Бломмарт убедил местную вооруженную группу Сопротивления избегать любых действий в этом районе, поскольку это привлечет внимание немцев и подвергнет опасности летчиков в лагере. Он вел переговоры с фермерами, пекарями и торговцами о доставке еды в Шервудский лагерь, и он договорился с Филиппом д'Альбер-Лейком, главой компании Comet Line в Париже, и его женой-американкой Вирджинией д'Альбер-Лейк, создать систему проводников, чтобы доставить летчиков из безопасных домов в Париже в лесной лагерь. Компания Comet Line ревностно оберегала свою независимость от MI9, и ее сотрудничество требовало убеждения и вливания денежных средств для покрытия расходов на участие в операции. Припасы, такие как палатки, сбрасывались с парашютом в поля возле леса.

Первые летчики, направлявшиеся в лагерь Шервуд, 20 мая сели на поезд из Парижа в Шатоден. Это было нелегкое путешествие, поскольку самолеты союзников часто бомбили железные дороги. Из Шатодана летчиков провели еще 15 километров (9,3 мили) в Клоуз и поместили в безопасные дома, пока лагерь не был готов к занятию. В день «Д» 6 июня 1944 года во время вторжения в Нормандию в лагере находилось тридцать летчиков. Это число постоянно увеличивалось до 152 американских и британских летчиков в лагере Шервуд в начале августа. Единственной жертвой среди летчиков и их проводников была Вирджиния Д'Алберт-Лейк, которая была захвачена 12 июня, когда она проводила одиннадцать летчиков в лагерь. Она пережила войну в немецком концлагере. Десять местных жителей были арестованы немцами во время операции в Фретевальском лесу, и шестеро не вернулись из лагерей.

В августе Эйри Нив поехал во Францию ​​из Англии, чтобы забрать летчиков в лесные лагеря. Нив отправился в Ле-Ман, который находился под контролем американской армии и примерно в 75 километрах (47 миль) от лагеря Шервуд. Считалось, что немцы ушли из лесной зоны, но это было неясно. Американская армия, с подозрением относясь к Ниву и «экзотической толпе вооруженных патриотов», которую он собрал для спасения, отказалась предоставить ему транспорт. С трудом он наконец собрал 16 автобусов и грузовиков, «украшенных цветами и французскими флагами и охраняемых гражданскими лицами с винтовками», плюс несколько британских SAS солдат. Они вылетели из Ле-Мана 14 августа в Фретевальский лес, вернувшись в тот же день со 132 летчиками. На следующий день были обнаружены еще 20 человек.

Нив сказал, что большинство из 152 летчиков, спасенных в лесу Фретеваль, вернулись к своим обязанностям и к концу войны 38 из них были убиты.

Другие лагеря
Отель Метрополь, Брюссель.

Из Ле-Мана, Нива, де Бломмарт, капитан Питер Бейкер и толпа вооруженных людей «на джипах, груженных цветами и шампанским» двинулись в сторону Парижа. Кометная линия скрывала летчиков в нескольких городах, и Нив собирал их по дороге, встречая по пути автора Эрнеста Хемингуэя. Нев и его «армия» вошли в Париж и создали штаб для связи с французским Сопротивлением. Как только наступление союзных армий сделало это возможным, Нив отправился из Парижа в Бельгию, чтобы собрать союзных летчиков, которых он надеялся найти спрятавшимися там, в Арденнском лесу. Он прибыл в Брюссель в начале сентября, когда немцы уходили, а союзные армии входили в город. Однако «Линия кометы», «в духе неистовой независимости Бельгии», не следовала сценарию, составленному MI9. Вместо того, чтобы держать летчиков в лесных лагерях, Нив нашел их вместе с большой группой помощников Comet Line в отеле Metropole. Последовала бурная вечеринка, и крупный счет партии был отправлен в штаб генерала Дуайта Эйзенхауэра, командующего союзными армиями. Счет был впоследствии оплачен командованием Эйзенхауэра после долгих споров.

Нив освободил более 100 летчиков в Бельгии, в результате чего общее число сбитых летчиков, укрытых и спасенных операцией «Марафон», превысило 300. Из Бельгии, Нив продолжил свой путь в Нидерланды, чтобы спасти еще больше агентов МИ9, летчиков и солдат, оказавшихся в затруднительном положении в результате неудавшейся операции «Маркет-гарден» наступления союзных армий.

Воспоминания

11 июня 1967 года Жан де Бломмарт и Эйри Нив вернулись в лес Фретеваль, чтобы освятить каменную колонну в память о спасении союзных летчиков. Люсьен Бусса умер тремя месяцами ранее в Клойсе, том же городе, в котором он и Бломмарт основали свою штаб-квартиру в 1944 году.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:04:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте