Операция «Мост жизни для Судана» (OLS ) был консорциумом агентств Организации Объединенных Наций (в основном ЮНИСЕФ и Мировая продовольственная программа ) и примерно 35 неправительственных организаций, действующих в южных регионах. Судан для оказания гуманитарной помощи во всех пострадавших от войны и засухи регионах Юга. Операция «Мост жизни для Судана» была учреждена в апреле 1989 года в ответ на разрушительный голод, вызванный войной, и другие гуманитарные последствия Второй суданской гражданской войны между суданским правительством и повстанцами Южного Судана. Это стало результатом переговоров между ООН, правительством Судана и Народно-освободительным движением / армией Судана (SPLM / A ) о доставке гуманитарной помощи всем нуждающимся гражданским лицам, независимо от их местонахождения или политической принадлежности. Это включало более 100 000 репатриантов из Итанг в Эфиопии в 1991 году. Локичогио был основным центром передовых операций для OLS.
Эта миссия продолжалась до завершения Второй суданской гражданской войны с подписанием в 2005 году Всеобъемлющего мирного соглашения. Он уникален тем, что является первым случаем, когда ООН имеет дело с негосударственным субъектом, таким как SPLM / A, чтобы договориться о распределении гуманитарной помощи в зоне конфликта.
В результате нарушения различных положений Аддис-Абебского соглашения 1972 года, положившего конец Первой суданской гражданской войне. вниз, Вторая суданская гражданская война разразилась между суданским правительством и НОДС / А. Этот конфликт, наряду с массовым голодом и социально-экономической нестабильностью, унес жизни более 2 миллионов человек. Еще 5 миллионов человек стали внутренне перемещенными лицами, а еще более 500 000 человек бежали в соседние страны в качестве беженцев. Впоследствии то, что было охарактеризовано ООН как сложная чрезвычайная ситуация, возникло из-за большого количества жертв среди гражданского населения, краха государства и экономики, а также увеличения угроз безопасности при любых возможных гуманитарных вмешательствах. Растущее распространение конфликта на другие страны в виде беженцев, а также усиление освещения в СМИ растущего кризиса привело к призыву к таким организациям, как ООН, вмешаться и предоставить гуманитарную помощь.
Первая из этих интервенций ООН, получившая название Operation Rainbow, была начата в 1986 году при поддержке нескольких правительств-доноров и под управлением Мировой продовольственной программы (WFP). Его цель заключалась в том, чтобы использовать самолеты для доставки посылок с гуманитарной помощью в районы, особенно пострадавшие от конфликта. Должностные лица ООН полагали, что «продовольственно нейтральная программа», при которой продовольственная помощь будет в равной степени предоставляться как правительству Судана, так и НОДС / А, будет наиболее эффективной для смягчения последствий кризиса. Одним из первых испытаний этой нейтральной модели была попытка одновременного распределения помощи городу Йирол, удерживаемому НОДС / А, и городу Вау, удерживаемому правительством. Но правительство Судана, опасаясь негативного внимания международных СМИ из-за ужасного положения дел в Вау, отклонило план, в результате чего официальные лица ООН отказались от распределения помощи Йиролу из-за опасений потерять доверие к себе как к нейтральному гуманитарному субъекту. Эта неудача была усугублена тем, что правительство Судана под руководством Садика аль-Махди заявило, что не сможет гарантировать безопасность аэропортов на юге Судана, куда ООН и неправительственные организации должны будут прилететь. распределить помощь. Правительство Садика, сославшись на озабоченность на фоне разочарования по поводу предполагаемого властного отношения должностных лиц ООН и ВПП, участвовавших в усилиях, заявило, что они больше не будут поддерживать равное распределение продуктов питания как для него, так и для НОДС / А. НОДС / А стало аналогичным образом выступать против принципа продовольственно нейтральной помощи и сформировало свою собственную гуманитарную организацию, известную как Южная ассоциация помощи и реабилитации (SRRA). На фоне этого отказа обеих сторон международные субъекты потеряли интерес и рассматривали операцию как рекламный ход, в котором не учитывался суверенитет.
Операция «Мост жизни для Судана» была создана в 1989 году при уникальном стечении обстоятельств, которые привели к сближению международного внимания наряду с открытостью к сотрудничеству как правительства Судана, так и НОДС / А. В 1988 году сильное наводнение и голод в Хартуме привели к массовому освещению в международных СМИ продолжающегося кризиса в регионе. Кроме того, к этому моменту как правительство Судана, так и НОДС / А начали предпринимать шаги к миру. Это движение было поддержано недавно поддержавшим его Соединенными Штатами под руководством Джорджа Х.В. Буш. Это совпадение интересов было усилено международным разочарованием по поводу продолжающихся страданий, а также дипломатической враждебностью, проявленной к международным сторонам в рамках операции «Радуга». Следовательно, конференция 1989 года, посвященная операциям по оказанию помощи, была проведена в Хартуме, что привело к соглашению о том, что операция «Мост жизни для Судана» будет «зонтичной организацией» ООН, которая предоставит как дипломатическую легитимность, так и оперативный потенциал гуманитарной помощи, распределяемой по обе стороны Второй суданской гражданской Война. Центральным в этом соглашении был принцип, согласно которому «коридоры спокойствия» позволят обеспечить безопасную транспортировку и беспристрастное распределение основной продовольственной помощи либо по воздуху, либо по дорогам. Это новое гуманитарное вмешательство, совершенное с согласия как Судана, так и повстанческих группировок на юге, примечательно тем, что оно гарантировало проходы, через которые гуманитарная помощь могла бы доставляться нейтральным образом, не прерываясь вооруженными комбатантами
Операция «Мост жизни для Судана» содержала три четких положения, на которых ей было поручено сосредоточить внимание в соответствии с ее соглашением:
Наряду с этими положениями, OLS был логистически разделен на северный и южный секторы, которые, соответственно, будут сосредоточены на северной и южной частях конфликта. egion в Судане. Было отмечено, что северный сектор операции «Мост жизни для Судана» активно координировался с правительством Судана в Хартуме. Это сотрудничество привело к тому, что этот сектор уделяет приоритетное внимание доставке помощи внутренне перемещенным лицам, которые собрались вокруг столицы Хартума. Это также привело к тому, что этот сектор начал операции, которые были в значительной степени согласованы с приоритетами развития правительства Судана. Следовательно, северный сектор OLS был значительно больше переплетен с интересами и постановлениями правительства, что сделало его менее независимым и более застойным. И наоборот, южный сектор операции «Мост жизни для Судана» определялся ее сотрудничеством с Народно-освободительным движением / армией Судана. Поскольку НОДС / А и его региональные союзники были негосударственными субъектами, OLS не ограничивался международными нормами, касающимися суверенитета, которые требовали, чтобы вмешательство, как и оно, обычно действовало из уважения к внутренним правительство. Это привело к тому, что южный сектор стал более независимым, что позволило ему больше сосредоточиться на распределении гуманитарной помощи. Южный сектор OLS также смог использовать свое положение в качестве переговорщика, чтобы действовать в качестве посредника в конфликте.
Операция «Мост жизни для Судана» оказалась весьма успешной в доставке гуманитарной помощи в регион конфликта. Это особенно важно, учитывая, что это был первый случай, когда ООН вела переговоры с негосударственным субъектом, таким как НОДС / А, вместе с государственным субъектом, таким как правительство Судана, о нейтральном распределении помощи. Эти переговоры положили начало созданию основанного на правилах гуманитарного пространства, в котором помощь могла бы распределяться, не опасаясь вмешательства сторон по обе стороны конфликта. Было также отмечено, что OLS сыграло решающую роль в создании условий, в которых НОДС / А и правительство Судана могли начать предварительные мирные переговоры. Это связано с тем, что она создала общую гуманитарную основу, которая позволила обеим сторонам постепенно укреплять доверие.
Однако операция «Мост жизни для Судана» также столкнулась с трудностями в обеспечении доставки гуманитарной помощи, когда стороны не соблюдали ее мандат. Эта трудность усугублялась непостоянством Второй суданской гражданской войны, поскольку приоритеты как правительства, так и южных повстанческих группировок менялись по мере развития конфликта, создавая среду, в которой OLS была уязвима для интересов сторон. переговоры с. Кроме того, многие предполагали, что операция «Мост жизни для Судана» продлила конфликт, узаконив НОДС / А и другие повстанческие группировки путем переговоров с ними и оказания им помощи. Это вызвано опасением, что помощь может быть направлена на поддержку вооруженных сил.