Операция Керслиг | |
---|---|
Часть Южноафриканской пограничной войны | |
Местоположение | Ангола. Луанда Операция Kerslig (Ангола) |
Цель | Рейд на нефтеперерабатывающий завод в Луанде. |
Дата | 30 ноября 1981 г. |
Операция Kerslig (Операция Candle Light) был рейдом сил обороны ЮАР спецназа на нефтеперерабатывающий завод за пределами Луанды, Анголы. Рейд состоялся 30 ноября 1981 г. бойцами 1-го и 4-го разведывательных полков.
Петрангол НПЗ был построен в 1958 году и поставлял в Анголу бензин, дизельное и реактивное топливо и находился под управлением бельгийской компании Petrofina SA. Нефтеперерабатывающий завод должен был подвергнуться нападению около часа ночи 30 ноября с намерением повредить или разрушить дистилляционные башни, топливные баки и трубопроводы внутри нефтеперерабатывающего комплекса. Члены 1-го разведывательного полка (1RR) будут осуществлять начальное наблюдение за нефтеперерабатывающим заводом и фактическую атаку, в то время как 4-й разведывательный полк (4RR) будет укомплектовывать лодки специального назначения Barracuda и снабжать водолазов. с транспортом в столицу Анголы Луанду и обратно, доставленным ударными кораблями ВМС ЮАР. Миссия должна была быть скрытой, и ответственность за нее возложить на УНИТА, а не на Силы обороны Южной Африки. 16 ноября 1 RR прошел обучение на 4 RR, чтобы освежить свои знания о лодках, а к 18 ноября - о двух ударных кораблях ВМС ЮАР. К 20 ноября два ударных корабля, SAS Oswald Pirow и SAS Jim Fouche, покинули Saldanha Bay с экипажами катеров 4RR и разведчиком 1RR из двух человек. Команда прибыла на дозаправку 22 ноября в Уолфиш-Бей, а затем направилась на север, в Анголу. Исследовательское судно SAS Protea (A324) прибудет 24 ноября в Уолфиш-Бей из Саймонс-тауна и подберет членов 1-й ударной группы, прежде чем отправиться на север.
Ночью 25 ноября два ударных корабля заняли позицию у Луанды, в 9 км к северо-западу от маяка в Понто-дас-Лагостас. Два катера спецназа были спущены на воду и взяли курс на точку у берега. Затем два водолаза 4RR вошли в воду и поплыли к пляжу, чтобы убедиться в пригодности точки посадки и ее безопасности, а затем вызвали лодки, чтобы они высадили разведывательную группу из двух человек. Лодки вернулись к ударному катеру, отошедшему на 80 км от берега. С приближением рассвета разведывательная группа оказалась в центре зоны хранения военного транспорта, но в дневное время смогла уйти и найти более безопасное укрытие. В тот же вечер они вернулись, чтобы провести разведку в районе транспортных складов, прежде чем отправиться на нефтеперерабатывающий завод, обследовать и сфотографировать цель перед тем, как вернуться в свое убежище, установив маршрут входа и выхода для атакующих групп. Проведя еще один день в убежище, вечером 27 ноября ударный корабль вернулся, и лодки собрали разведывательную группу. Затем два ударных корабля отправились на встречу с SAS Protea рано утром 28 ноября для дозаправки, а также окончательного планирования и инструктажа предстоящего налета и переброски ударных групп.
К вечеру 29 ноября два ударных корабля были в 16 км от Луанды. Четыре лодки были спущены на воду к месту высадки на берег и снова высадились с двух водолазов разведывательной группы для исследования места приземления. Затем четырем лодкам был дан сигнал приземлиться. Группа связи была оставлена на скалах для поддержания радиосвязи между командами и ударным кораблем. Затем штаб и ударные группы проследовали к ограде по внешнему периметру нефтеперерабатывающего завода. Казалось, что ни одна из сторожевых башен не занята, а внутреннее ограждение не обслуживается. К 23:57 четыре группы нападения прорвались на территорию нефтеперерабатывающего завода, в то время как группы поддержки и штаб-квартира обеспечивали безопасность пути выхода. Команда 5 охраняла срезанный забор.
Команда 1 двинулась к своей цели, трем дистилляционным башням, но не смогла установить взрывчатку в нужном месте, так как конструкция первой башни и пилотируемой станции управления не соответствовала разведывательным данным, поэтому была заложена взрывчатка. по трубам в башню. Подав сигнал остальным командам начать вооружение, они направились ко второй башне, которая показалась необитаемой и вышедшей из строя. При попытке проникнуть в башню они были прерваны преждевременным взрывом внутри нефтеперерабатывающего завода на территории группы 4. Затем они вооружились, оставили заряды у основания башен и вернулись к месту входа.
Целями команды 2 были двенадцать топливных баков. Им удалось установить шесть зарядов до того, как их прервал преждевременный взрыв внутри нефтеперерабатывающего завода. Следуя приказу, если план изменился, они оставили оставшиеся заряды против танка и, прежде чем попытаться активировать один из зарядов, произошел второй преждевременный взрыв на нефтеперерабатывающем заводе, поэтому они оставили взрывчатку без оружия и вернулись к точке входа на заборе. Встретившись с Командой 1, они присоединились к поискам Команды 4.
Команде 3 удалось заложить заряды на два сферических газовых резервуара и перейти к двум горизонтальным резервуарам, когда на нефтеперерабатывающем заводе произошел первый преждевременный взрыв. Теперь приказано было вернуться к точке входа, но обнаружив, что их маршрут заблокирован охранниками, они перешли к другой части ограждения по периметру и вышли, оставив оставшиеся два заряда на трубопроводах, ведущих к гавани, прежде чем вернуться к месту встречи, следуя за ограждением.
Команде 4 нужно было разместить заряды на двенадцати резервуарах с сырой нефтью, и они начали размещать их, как только Команда 1 дала команду на старт. Примерно через семь минут после начала один из их зарядов преждевременно взорвался, и они решили сложить оставшиеся заряды вместе, и капитан де Кок вооружил один, но он взорвался, и два других члена команды были ранены. Один неудачливый член команды вернулся к точке входа, и поэтому команды 1 и 2 снова вошли на нефтеперерабатывающий завод, чтобы найти двух пропавших без вести мужчин, обнаружив, что еще один член команды сильно обгорел и ослеп, вернул его к точке входа и возобновил поиск Де Кока, но после третьего преждевременного взрыва это стало слишком опасным, и стало понятно, что он не мог выжить.
Мужчины вернулись к точке входа в заборе и связались с командой штаб-квартиры, вернувшись к пляж через зону для перевозки автомобилей, чтобы сэкономить время, поскольку на нефтеперерабатывающем заводе произошло больше преждевременных взрывов. Лодки уже стояли на берегу в ожидании, а ударный катер был ближе к берегу, чтобы ускорить пикап. Двое раненых были переведены на отдельные ударные катера для оказания медицинской помощи медицинскими бригадами, и как только лодки были загружены, они направились в море, поскольку на нефтеперерабатывающем заводе произошло еще несколько взрывов. Эти два ударных корабля позже встретятся с SAS Protea и доставят двух раненых, а последние затем направятся в Уолфиш-Бей, прибыв туда 2 декабря, где они были доставлены в Преторию для лечения. Два ударных корабля покинули воды Анголы и 4 декабря с группами 1 и 4 разведывательных полков вернутся в Лангебан, а затем в тот же день отплывут в Саймонс-Таун для дозаправки, пополнения запасов и возвращения на свои базы.
Пожарным удалось подавить пожар к 1 декабря, а все пожары были потушены к 3 декабря. Ангольские и западные нефтяные чиновники заявили, что, если бы атака была успешной, город Луанда бы пострадал от взрыва и выброса отравляющих химикатов. Отважным рабочим завода удалось удалить тетрахлорид свинца, о котором южноафриканцы не знали, из резервуаров до того, как пламя добралось до них.
Кунди Пайама, министр государственной безопасности Анголы, был понижен в должности после рейда из-за нарушений безопасности. Несколько пехотных подразделений были вызваны для охраны комплекса, пока инфраструктура безопасности на нефтеперерабатывающем заводе была модернизирована.
Оператор нефтеперерабатывающего завода в Бельгии рассчитывал, что повреждение завода будет устранено в течение двух месяцев. Прошло около трех месяцев, прежде чем возобновилось частичное производство. Было уничтожено семнадцать резервуаров, но газовые шары не взорвались, хотя их содержимое горело близко к точке взрыва. Южноафриканская разведка подсчитала, что было потеряно 60 миллионов долларов различных топливных продуктов и что ущерб составил 36,5 миллиона долларов.
Жонас Савимби, лидер УНИТА, первоначально взял на себя ответственность за нападение небольшая штурмовая группа, стреляющая из РПГ. Но его версия событий не соответствовала доказательствам, оставленным нападавшими.
К 1 декабря ангольские официальные лица представили западным дипломатам доказательства того, что нападение было совершено южноафриканскими "наемниками". Оказалось, что член спецназа SADF, капитан А.Дж.П. де Кок, был убит мгновенно, когда заложенная им взрывчатка взорвалась преждевременно. Его останки, мины, оружие и другое диверсионное оборудование, которое было оставлено, были представлены мировым СМИ.
Рейд был признан операцией южноафриканского спецназа в заключительном отчете Правда и Комиссия по примирению.