Операция "Частый ветер"

редактировать
Военная операция США в 1975 г. по эвакуации из Сайгона, Южный Вьетнам

Операция "Частый ветер"
Часть Падение Сайгона, Война во Вьетнаме
Южно-вьетнамский вертолет сброшен через борт военного корабля США Окинава во время операции Частый ветер, апрель 1975.jpg . Южновьетнамский вертолет выброшен за борт с USS Okinawa, чтобы освободить место на палубе для прибывающих вертолетов
Дата29–30 апреля 1975 г.
МестоположениеСайгон, в 17 морских милях (31 км) от полуострова Вонгтау
Результат

Оперативный успех американцев

  • 7000 американцев и вьетнамцев, эвакуированных американскими войсками;. США Посольство эвакуировано
  • Начало падения Сайгона
Воюющие стороны
США. Южный Вьетнам Северный Вьетнам. Вьетконг
Командиры и лидеры
Вице-адмирал Джордж П. Стил. Генерал Ричард Э. Кэри Генерал Ван Тьен Дунг
Жертвы и потери
2 убитых в бою. 2 пропал без вести в мореНеизвестно

Операция Частый Ветер была заключительный этап эвакуации американского гражданского населения и "подверженных риску" вьетнамцев из Сайгона, Южного Вьетнама перед захватом города северовьетнамцами Народная армия Вьетнама (PAVN) в падении Сайгона. Он проводился 29–30 апреля 1975 г., в последние дни войны во Вьетнаме. Более 7000 человек были эвакуированы вертолетом из разных точек Сайгона. Воздушный транспорт привел к появлению ряда устойчивых изображений.

Планы эвакуации уже существовали как стандартная процедура для американских посольств. В начале марта самолеты с неподвижным крылом начали эвакуацию мирных жителей из аэропорта Таншоннят через соседние страны. К середине апреля были составлены планы действий в чрезвычайных обстоятельствах и велась подготовка к возможной вертолетной эвакуации. Когда стало очевидным неизбежное крушение Сайгона, оперативная группа 76 была собрана у побережья около Вонг Тау для поддержки эвакуации с вертолета и поддержки с воздуха, если потребуется. В этом случае поддержка с воздуха не потребовалась, поскольку северные вьетнамцы остановились на неделю на окраинах Сайгона, возможно, ожидая, пока правительство Южного Вьетнама рухнет, и избегая возможной конфронтации с США, разрешив почти не встречавшую сопротивления эвакуацию американцев из Сайгон.

28 апреля авиабаза Таншон Нхут (расположенная рядом с аэропортом) подверглась артиллерийскому обстрелу и атаке с самолетов ВВС Вьетнама. Эвакуация самолетов была прекращена и началась операция «Частый ветер». Во время эвакуации с самолетов из Таншоннхута было эвакуировано 50 493 человека (в том числе 2 678 вьетнамских сирот). Эвакуация происходила в основном из комплекса Офиса атташе обороны и началась около 14:00 во второй половине дня 29 апреля и закончилась той ночью, когда вертолеты были повреждены лишь небольшим оружием. США Посольство в Сайгоне было задумано как вторичный пункт эвакуации сотрудников посольства, но вскоре оно было переполнено эвакуированными и отчаявшимися южновьетнамцами. Эвакуация посольства была завершена в 07:53 30 апреля, но некоторые американцы предпочли остаться или остались дома, а около 400 граждан третьих стран остались в посольстве.

Десятки тысяч вьетнамцев эвакуировались морем или воздухом. С крахом Южного Вьетнама многочисленные лодки и корабли, вертолеты ВВС Вьетнама (RVNAF) и некоторые самолеты с неподвижным крылом отправились или вылетели в эвакуационный флот. Вертолеты начали забивать палубы кораблей, и в конечном итоге некоторые из них были выброшены за борт, чтобы позволить другим приземлиться. Пилотам других вертолетов было приказано высадить пассажиров, а затем взлететь и броситься в море, откуда они будут спасены. В ходе операции «Частый ветер» 1373 американца и 5 595 граждан Вьетнама и третьих стран были эвакуированы вертолетом. Общее число вьетнамцев, эвакуированных с помощью Frequent Wind или самоэвакуированных и оказавшихся под стражей в Соединенных Штатах для обработки в качестве беженцев для въезда в Соединенные Штаты, составило 138 869 человек. Эта операция стала дебютным боевым применением самолета F-14 Tomcat.

Содержание

  • 1 Планирование
  • 2 Подготовка на земле
  • 3 Варианты 1 и 2 - эвакуация с неподвижного крыла
  • 4 Оперативная группа 76
  • 5 Тан Сон Нхут под атакой
  • 6 Вариант 4 - Белое Рождество в апреле
  • 7 Безопасность и поддержка с воздуха
  • 8 Air America
  • 9 Комплекс DAO
  • 10 Посольство
  • 11 Хаос на море
  • 12 Результаты эвакуации
  • 13 Пострадавшие
  • 14 Мемориалы
  • 15 В массовой культуре
  • 16 См. Также
  • 17 Ссылки
  • 18 Дополнительная литература
  • 19 Внешние ссылки
    • 19.1 Архивные коллекции
    • 19.2 Другое

Планирование

Протокол заседания Совета национальной безопасности президента Джеральда Форда 9 апреля 1975 года, когда широко обсуждались планы эвакуации

Планирование эвакуации американцев и их южновьетнамских союзников из Южного Вьетнама началось до апреля. 1975. Когда президент США Джеральд Форд встретился с Советом национальной безопасности 9 апреля 1975 года, Генри Киссинджер сказал ему, что не более 1,6 миллиона человек были идентифицированы как возможные эвакуированные, и в их число входили: американские граждане и их родственники, дипломатический корпус, Международная комиссия по контролю и надзору (ICCS), граждане третьих стран по контракту с правительством США и сотрудники США и их иждивенцы (примерно 200 000 человек). Кроме того, вьетнамские родственники американских граждан и высокопоставленных правительств. должностных лиц Вьетнама и их иждивенцев (примерно 600 000 человек) также были определены как потенциальные эвакуированные, наряду с вьетнамцами, ранее работавшими в США, и их иждивенцами.

Хотя американские официальные лица на самых высоких уровнях разведывательного сообщества (например, Директор ЦРУ Уильям Колби ) были уверены, что правительство Южного Вьетнама рухнет, все в правительстве США недооценили скорость наступления Северного Вьетнама во время Весеннего наступления 1975 года и то, как быстро Армия Республики Вьетнам (ARVN) рухнет.

Планы эвакуации являются стандартными для американских посольств. План Talon Vise / Frequent Wind разрабатывался несколько лет. Первоначально получившая кодовое название «Talon Vise», операция была переименована в «Frequent Wind», когда исходное кодовое название было скомпрометировано.

К 1975 году план Frequent Wind предполагал эвакуацию примерно 8000 граждан США и третьих стран. но он так и не смог оценить количество включенных южновьетнамцев. В списках посольств числилось около 17 000 вьетнамцев, находящихся в группе риска, что, в среднем, из семи иждивенцев на семью, означает, что число нуждающихся в эвакуации составляло 119 000. Вместе с другими категориями вьетнамцев их число быстро увеличилось до более чем 200 000. План частых ветров предусматривает четыре возможных варианта эвакуации, а именно:

  • Вариант 1: Эвакуация коммерческим воздушным транспортом из Таншон Нхут и других аэропортов Южного Вьетнама по мере необходимости
  • Вариант 2: Эвакуация военным самолетом из Таншоннят и других аэропортов Южного Вьетнама по мере необходимости
  • Вариант 3: Эвакуация морским подъемником из порта Сайгон
  • Вариант 4: Эвакуация вертолетом на корабли ВМС США в Южно-Китайское море

В случае варианта 4 эвакуация с вертолета должна быть аналогична операции «Орлиный приток» - американской эвакуации по воздуху Пномпеня, Камбоджа, на 12 апреля 1975 г.

Подготовка на месте

1 апреля центр управления эвакуацией, укомплектованный США. Армия, США ВМС, США ВВС (USAF) и США Персонал Корпуса морской пехоты (USMC) начал работать в составе Офиса атташе обороны (DAO) в 12-часовые смены, а на следующий день они увеличились до 24-часовых смен. Также 1 апреля был реализован план Аламо по использованию и защите комплекса DAO и его пристройки в качестве зоны ожидания для эвакуированных, предназначенной для обслуживания 1500 эвакуированных в течение пяти дней. К 16 апреля Аламо был готов: вода, пайки, нефть, масло и смазочные материалы были складированы, были установлены резервные генераторы электроэнергии, завершено строительство санитарных узлов и проволока-гармошка охраняли периметр.

7 апреля пилот Air America Никки А. Филипи вместе с лейтенантом морской пехоты Робертом Твиггером, назначенным в DAO офицером связи ВМС США, обследовали 37 зданий в Сайгоне. возможные зоны приземления (LZ), выбрав 13 из них как пригодные для использования. Рабочие Pacific Architects and Engineers посетили каждый из 13 LZ, чтобы удалить препятствия, и нарисовали буквы H (точные размеры салазок вертолета UH-1 Huey ) на каждом из LZ. Президент Форд в обращении к американской общественности 11 апреля пообещал эвакуировать вьетнамских гражданских лиц различных категорий. (9-й МАБ), который должен был предоставить вертолеты и силы безопасности для эвакуации, 12 апреля направил делегацию для консультации с послом Грэмом Мартином по текущим планам. Посол Мартин сказал им, что не потерпит никаких внешних признаков того, что Соединенные Штаты намерены покинуть Южный Вьетнам. Все планирование должно проводиться с максимальной осмотрительностью. Бригадный генерал Ричард Э. Кэри, командующий 9-м МАБ, на следующий день вылетел в Сайгон, чтобы увидеться с послом Мартином; Позже он сказал, что «визит был холодным, непродуктивным и раздражал посла». Тринадцать морских пехотинцев из отряда морской охраны (MSG) были переброшены на территорию DAO 13 апреля для замены восьми морских пехотинцев, выведенных из закрытых Дананга и Нячанга. консульства, которые обеспечивали безопасность до этого момента.

К концу апреля вертолеты Air America совершали несколько ежедневных рейсов из TF76 в комплекс DAO, чтобы 9-й MAB мог провести подготовку к эвакуации в DAO. без превышения предела Парижских мирных соглашений 'максимум в 50 американских военнослужащих в Южном Вьетнаме. Правительство США продолжало соблюдать свои обязательства по Соглашению, несмотря на вторжение Северного Вьетнама. В конце апреля морским пехотинцам MSG было приказано покинуть Marshall Hall / Marine House, их участок по адресу 204 Hong Thap Tu Street (ныне 204 Nguyen Thi Minh Khai Street), и перебраться в зону отдыха на территории посольства..

Двумя основными точками эвакуации, выбранными для операции «Частый ветер», были комплекс DAO рядом с аэропортом Таншоннят для эвакуированных американских и вьетнамских гражданских лиц и посольство США в Сайгоне для сотрудников посольства. План эвакуации включал автобусы, расположенные у 28 зданий по всему столичному Сайгону, обозначенных как пункты посадки, а у этих зданий стояли американские гражданские водители автобусов. Автобусы будут следовать по одному из четырех запланированных маршрутов эвакуации из центра Сайгона до комплекса DAO, каждый маршрут будет назван в честь Западной тропы: Санта-Фе, Орегон, Техас и т. Д.

Варианты 1 и 2 - эвакуация с неподвижного крыла

К концу марта посольство начало сокращать количество граждан США во Вьетнаме, поощряя иждивенцев и второстепенный персонал покидать страну коммерческими рейсами и по Военному командованию по воздушным перевозкам (MAC) Самолеты C-141 и C-5, которые все еще доставляли чрезвычайные военные грузы. В конце марта два или три таких самолета МАК прибывали каждый день и использовались для эвакуации мирных жителей и вьетнамских сирот. 4 апреля самолет C-5A, на борту которого находилось 250 вьетнамских сирот и сопровождающих их лиц, испытал взрывную декомпрессию над морем возле Вонг-Тау и совершил аварийную посадку при попытке вернуться в Таншоннят ; В результате крушения погибли 153 человека на борту.

После крушения C-5 по неизвестной причине флот C-5 был остановлен, а воздушные перевозки MAC были сокращены до использования самолетов C-141 и С-130 ; вместо того, чтобы загружать как можно больше эвакуированных, каждому эвакуируемому требовалось место и ремень безопасности, что уменьшало количество пассажиров, которых можно было перевозить на каждом рейсе. Каждый C-141 будет перевозить 94 пассажира, а каждый C-130 - 75, хотя эти ограничения были смягчены, а затем полностью проигнорированы, поскольку темп эвакуации ускорился. Вооруженная охрана также присутствовала на каждом рейсе, чтобы предотвратить возможность угона. Американские коммерческие и контрактные перевозчики продолжали выполнять рейсы из Таншоннят, но все реже. Кроме того, военные самолеты из Австралии, Индонезии, Ирана, Польши, Великобритании, Франции и других стран прилетели для эвакуации персонала их посольств.

В течение апреля «прореживание» происходило медленно, в основном из-за возникших трудностей. американцами при получении необходимых документов от правительства Южного Вьетнама, чтобы позволить им взять с собой вьетнамских иждивенцев, в результате чего самолеты MAC часто вылетали пустыми. Наконец, 19 апреля была внедрена простая процедура, которая устранила заторы с документами, и с 20 апреля количество эвакуированных резко увеличилось. Падение Сюан Лока 21 апреля и отставка президента Нгуен Ван Тиу 21 апреля привели к тому, что больше людей, желающих эвакуироваться, в комплекс DAO, стало очевидно, что дни Южного Вьетнама сочтены.. К 22 апреля 20 рейсов C-141 и 20 C-130 в день доставляли эвакуированных из Таншоннхута на авиабазу Кларк, примерно в 1000 миль на Филиппинах. 23 апреля президент Фердинанд Маркос из Филиппин объявил, что не более 2500 вьетнамских эвакуированных будут допущены на Филиппины одновременно, что еще больше увеличило нагрузку на MAC, который теперь должен был переместить эвакуированных из Сайгона и переместить около 5000 эвакуированных с авиабазы ​​Кларк на Гуам, остров Уэйк и авиабазу Йокота. Президент Тхиу и его семья покинули Тан Сон Нхут 25 апреля на самолете ВВС США C-118 и отправились в изгнание на Тайвань. Также 25 апреля Федеральное управление гражданской авиации запретило коммерческие полеты в Южный Вьетнам. Впоследствии эта директива была отменена; некоторые операторы все равно проигнорировали это. В любом случае это фактически означало конец коммерческой воздушной перевозки из Таншон Нхута.

27 апреля ракеты ПАВН поразили Сайгон и Чолон впервые с момента прекращения огня 1973 года. Было решено, что с этого времени для эвакуации будут использоваться только C-130 из-за их большей маневренности. Разница между грузовыми грузами двух самолетов была относительно небольшой: C-141 были загружены до 316 эвакуированных, а C-130 взлетали с более чем 240.

Оперативная группа 76

Вертолеты ВВС США HH-53 на палубе USS Midway во время операции Frequent Wind, апрель 1975 г. Карта, показывающая расположение кораблей ВМС США в начале операции Frequent Wind Корабли TF 76 ждут у Vng Tàu начала операции

В связи с неизбежным падением Сайгона между 18 и 24 апреля ВМС США сосредоточили большую группу кораблей у Vng Тау под командованием командира оперативной группы 76 в составе:

оперативная группа 76 USS Blue Ridge (командирский корабль) USS Oklahoma City (седьмой Флагман флота)

Целевая группа 76.4 (Транспортная группа движения Альфа)

Целевая группа 76.5 (Транспортная группа движения Bravo)

Task Group 76.9 (Movement Transport Group Charlie)

К оперативной группе присоединились:

, на каждом из которых находится морской пехотинец и ВВС (восемь 21-й эскадрильи специальных операций CH-53 и две 40-й аэрокосмической спасательной эскадрильи HH-53s ) вертолеты.

Десантные корабли:

Фрегат с управляемыми ракетами:

и восемь типов эсминцев для морской артиллерийской стрельбы, эскорт и защита территории, включая:

USS Enterprise и USS Coral Sea авианосные ударные группы оперативной группы 77 в Южно-Китайском море обеспечивали прикрытие с воздуха, а оперативная группа 73 обеспечивала логистическая поддержка.

Эвакуационный контингент морской пехоты, 9-я десантная бригада (целевая группа 79.1), состоял из трех батальонных десантных групп (BLT); 2-й батальон 4-й морской пехоты (2/4), 1-й батальон 9-й морской пехоты (1/9), 3-й батальон 9-й морской пехоты (3/9) и три эскадрильи вертолетов HMH-462, HMH-463, HMM-165 вместе с другими вспомогательными подразделениями из морской авиагруппы 39 (MAG- 39).

Кроме того, была собрана флотилия кораблей Военного командования морских перевозок (MSC), которые выполнили морскую эвакуацию из порта Сайгон, в этот флот вошли: Буксиры:

  • Азиатская выносливость
  • Титосэ Мару
  • Харума
  • Оцеола
  • Шибаура Мару

и следующие большие транспортные суда:

Тан Сон Нхут подвергся нападению

RVNAF C-130A горит в Тан Сон Нхут после ракетной атаки 29 апреля

28 апреля в 18:06 три Стрекозы А-37 пилотируемые бывшими пилотами RVNAF, которые перешли на сторону Вьетнамских народных ВВС при падении Дананга, сбросили шесть Mk81 250-фунтовых бомб на авиабазу Таншон Нхут уничтожить несколько самолетов. RVNAF F-5 бросились в погоню, но не смогли перехватить A-37. Самолеты C-130, вылетевшие из Таншон Нхута, сообщили, что подверглись обстрелу из зенитных орудий калибра 0,51 калибра и 37 мм, в то время как спорадические ракетные и артиллерийские обстрелы PAVN также начали наносить удары по аэропорту и авиабазе. Полеты C-130 были временно приостановлены после авиаудара, но возобновились в 20:00 28 апреля. В 21:00 28 апреля генерал-майор Гомер Д. Смит, атташе по вопросам обороны, сообщил центру управления эвакуацией, что 29 апреля прибудут 60 самолетов C-130 для эвакуации 10 000 человек.

В 03:30 29 апреля ракета PAVN ударила по Сторожевому посту 1 на территории DAO, мгновенно убив капралов морской пехоты МакМэхона и Джаджа. Это были последние наземные потери американцев во Вьетнаме.

В 03:58 самолет C-130E № 72-1297, которым управлял экипаж из ВВС, был уничтожен 122-мм ракетой во время выруливания за беженцами. после выгрузки BLU-82 на авиабазе Таншоннят. Экипаж эвакуировал горящий самолет на рулежной дорожке и покинул аэродром на другом ранее приземливавшемся С-130. Это был последний самолет ВВС США, покинувший Таншоннят. Между 04:30 и 08:00 до 40 артиллерийских снарядов и ракет упало вокруг комплекса DAO.

На рассвете RVNAF начали беспорядочно покидать авиабазу Таншон Нхут как A-37, F-5, C-7, C-119s и C-130 вылетели в Таиланд, а UH-1 взлетели на поиски кораблей TF-76. Некоторые самолеты RVNAF остались, чтобы продолжить борьбу с наступающей PAVN. Один боевой корабль AC-119 провел ночь 28/29 апреля, сбрасывая осветительные ракеты и стреляя по приближающемуся PAVN. На рассвете 29 апреля два A-1 Skyraiders начали патрулирование периметра Таншон Нхута на высоте 2500 футов (760 м), пока один из них не был сбит, предположительно, ракетой SA-7.. В 07:00 AC-119 стрелял по PAVN к востоку от Таншон Нхут, когда он также был поражен SA-7 и упал на землю пламенем.

В 07:00 29 апреля. Генерал-майор Смит посоветовал послу Мартину прекратить эвакуацию с самолетов и начать операцию «Частый ветер» - вертолетная эвакуация американского персонала и находящихся в опасности вьетнамцев. Посол Мартин отказался принять рекомендацию генерала Смита и вместо этого настоял на том, чтобы посетить Тан Сон Нхут, чтобы самому изучить ситуацию. В 10:00 посол Мартин подтвердил оценку генерала Смита, а в 10:48 он связался с Вашингтоном, чтобы рекомендовать вариант 4 - эвакуацию вертолетом. Наконец, в 10:51 CINCPAC отдал приказ начать Вариант 4; из-за неразберихи в подчинении генерал Кэри не получил приказа о казни до 12:15. В 08:00 генерал-лейтенант Минь, командующий RVNAF, и 30 его сотрудников прибыли на территорию DAO, требуя эвакуации, что означает полную потерю командования и управления RVNAF.

Вариант 4 - Белое Рождество в апреле

В рамках подготовки к эвакуации американское посольство распространило 15-страничный буклет под названием «БЕЗОПАСНОСТЬ», сокращение от «Стандартные инструкции и советы гражданским лицам в чрезвычайной ситуации». В буклет была включена карта Сайгона с указанием «мест сбора, откуда вас заедет вертолет». Там была вставная страница, которая гласила: «Обратите внимание на сигнал об эвакуации. Не сообщайте другому персоналу. Когда будет отдан приказ об эвакуации, код будет считан на Радио Вооруженных Сил. Код: Температура в В Сайгоне 105 градусов, он поднимается. За этим последует игра Я мечтаю о белом Рождестве ». Фрэнк Снепп позже вспомнил прибытие вертолетов в посольство, когда Песня крутилась по радио в «причудливое кафкианское время». Японские журналисты, обеспокоенные тем, что они не узнают мелодию, были вынуждены попросить кого-нибудь спеть ее.

После сигнала об эвакуации автобусы начали забирать пассажиров и направляться к комплексу DAO. Система работала настолько эффективно, что автобусы смогли совершить три обратных рейса вместо ожидаемого. Самая большая проблема возникла, когда отряд ARVN, охранявший главные ворота в Таншон Нхут, отказался пропустить последний конвой автобусов на территорию DAO около 17:45. Когда это происходило, произошла перестрелка между двумя подразделениями АРВН, в результате которой задние автобусы попали в перекрестный огонь, в результате чего два автомобиля были выведены из строя. В конце концов, командир АРВН, контролирующий ворота, согласился пропустить оставшиеся автобусы на территорию. Угроза генерала Кэри использовать боевые вертолеты AH-1J SeaCobra, летящие над головой, могла сыграть роль в решении командующего ARVN.

Охрана и поддержка с воздуха

Это не было известно, попытается ли PAVN и / или ARVN помешать эвакуации, поэтому планировщикам пришлось принять во внимание все возможные непредвиденные обстоятельства, чтобы обеспечить безопасность и успех эвакуации. Персонал 9-го МАБ установил для операции высоты, маршруты и контрольно-пропускные пункты для обеспечения безопасности полетов. Чтобы предотвратить столкновения в воздухе, планировщики выбрали такие высоты, которые обеспечат разделение движения, а также возможность видеть и избегать ракетных угроз противника AAA, SA-2 и SA-7 (6500 футов (2000 м) для полетов в направлении Сайгона и 5 500 футов (1700 м) для полетов из Сайгона на корабли ВМФ). Эти высоты также были достаточно высокими, чтобы избежать огня из стрелкового оружия и артиллерии.

В случае, если ПАВН или АРВН сбили вертолет или механическая неисправность вынудила одного совершить вынужденную посадку на вражеской территории, двое - на орбите CH-46 из MAG-39 на каждом из 15 человек быстро реагирующие группы морской пехоты из 1-го взвода, роты A, 1-го батальона 9-го морского пехотинца, из USS Blue Ridge, были готовы к посадке и обеспечивали безопасность, позволяя поисково-спасательному вертолету подобрать экипаж. Кроме того, два CH-46 будут обеспечивать возможности для медицинской эвакуации, а AH-1J SeaCobras будет прикрывать транспортные вертолеты и любые наземные подразделения, которые запрашивают поддержку. SeaCobras также может служить в качестве авиадиспетчеров.

F-14 Tomcat с VF-2 запущен с USS Enterprise, 29 апреля 1975 г.

Воздушные крылья USS Enterprise и USS Coral Sea были готовы обеспечить близкое расположение. воздушная поддержка и подавление ПВО, если потребуется, с их штурмовиками A-6 и A-7, и будут обеспечивать непрерывное прикрытие истребителями маршрута эвакуации, в том числе с помощью VF-1 и VF-2, вылетевшие с Энтерпрайза с первым боевым развертыванием нового F-14 Tomcat. Самолеты ВВС США, выполнявшие рейсы с авиабазы ​​Накхонпханом, авиабазы ​​Корат и авиабазы ​​У-Тапао в Таиланде, также находились на высоте во время эвакуации вертолета. C-130 Airborne Command and Control контролировал все воздушные операции США над сушей. ВВС США F-4, F-111 и A-7 обеспечивали прикрытие с воздуха в дневное время, их заменили AC-130 из 16-й спецоперации Эскадрилья ночью. Стратегическое авиационное командование KC-135 танкеры обеспечивали дозаправку в воздухе.

Эвакуация проходила без вмешательства со стороны PAVN. Самолет, выполнявший воздушное прикрытие для эвакуации, сообщил, что его отслеживали с помощью радара «земля-воздух» в районе авиабазы ​​Биен Хоа (которая упала в зону действия PAVN 25 апреля), но пусков ракет не было. Руководство Ханоя, рассчитывая, что завершение эвакуации снизит риск американского вмешательства, очевидно, проинструктировало генерала Дунга не атаковать сам воздушный транспорт. Сотрудникам полиции Сайгона была обещана эвакуация в обмен на защиту американских эвакуационных автобусов и контроль над толпой в городе во время эвакуации. Недовольные бойцы АРВН неоднократно поражали американские вертолеты огнем из стрелкового оружия на протяжении всей эвакуации, не причинив серьезного ущерба. Несмотря на то, что во время эвакуации происходил спорадический огонь со стороны PAVN AAA, самолеты USAF и USN не атаковали объекты AAA или SAM.

Несмотря на всю озабоченность этими военными угрозами, погода представляла серьезную опасность. В начале операции пилоты первой волны сообщили о погоде в разбросе на 2 000 футов (610 м), при облачности 20 000 футов (6 100 м) с видимостью 15 миль (24 км), за исключением тумана над Сайгоном, где видимость снизилась до одна миля. Это означало, что рассыпанные облака существовали ниже их траектории полета, в то время как сплошной слой облаков более чем в двух милях над их головами заслонял солнце. Завеса тумана над Сайгоном настолько изменила приглушенный дневной свет, что видимость составляла всего милю. Погодные условия ухудшились по мере продолжения операции.

Air America

Южновьетнамские беженцы прибывают на корабле ВМС США во время операции Frequent Wind.

В рамках плана эвакуации, согласованного с DAO Air America выделила 24 из 28 имеющихся вертолетов для поддержки эвакуации, а 31 пилот согласился остаться в Сайгоне для поддержки эвакуации; это означало, что у большинства вертолетов будет только один пилот, а не два обычных. В 08:30 29 апреля, когда обстрел аэропорта Таншоннят утих, Air America начала переправлять своих пилотов вертолетов и самолетов из их домов в Сайгоне на территорию комплекса Air America в Таншоннят, через дорогу от DAO. Соединение. Вертолеты Air America начали летать к ЛЗ на крышах в Сайгоне и либо доставляли эвакуированных обратно в комплекс DAO, либо вылетали на корабли TF76. К 10:30 все самолеты Air America покинули Таншон Нхут, эвакуировав весь второстепенный персонал и столько вьетнамских эвакуированных, сколько они могли унести, и направились в Таиланд. В какой-то момент утром сотрудники RVNAF взяли пять самолетов ICCS UH-1H Hueys и один Air America Bell 204 с трапа Air America.

Вице-маршал авиации Кай прибывает на USS Midway.

В 11 : 00 ситуация с безопасностью на территории комплекса Air America ухудшалась, поскольку генерал Кэри не хотел рисковать своими морскими пехотинцами, расширяя свой периметр, чтобы прикрыть комплекс Air America (LZ 40), поэтому все вертолеты Air America с этого времени работали вне зоны тенниса. суды в Приложении DAO (LZ 35). Этот шаг создал проблемы с топливом для Air America, поскольку у них больше не было доступа к запасам топлива в их составе, и, по крайней мере, первоначально им отказали в топливе корабли TF76. Согласно военно-морским архивам США, в 12:30 самолет Air America Bell 205 совершил посадку вице-маршала авиации Нгуен Цао Ко, мадам Ко, Дороти Мартин (жена посла Мартина) и других на USS Denver; однако в современных отчетах говорится, а фотографии показывают, что маршал Коу пилотировал свой собственный UH-1H Huey на USS Midway.

Примерно в 14:30 серийный номер Air America Bell 205 «N47004» приземлился на крыше «Питтмана». Жилой дом на улице Гиа Лонг, 22 для сбора высокопоставленного источника вьетнамской разведки и его семьи. Здание Pittman Building не было одобренным LZ, но когда согласованный пункт посадки в отеле Lee на 6 Chien Si Circle был объявлен непригодным для использования, начальник отделения ЦРУ Том Полгар попросил Орена Б. Харнаджа, заместителя начальника воздушного отделения посольства, изменить место посадки. к зданию Питтмана, где жил помощник начальника станции и где была шахта лифта, которая, как полагают, могла выдержать вес Хьюи. Харнадж сел в самолет Air America Huey с вертолетной площадки на крыше посольства и пролетел небольшое расстояние до Pittman Building. Харнадж высунулся из «Хьюи» и помог примерно 15 эвакуированным подняться на борт «Хьюи» с узкой вертолетной площадки. Эта сцена была запечатлена на пленку Хьюбертом ван Эс.

Вертолеты Air America продолжали делать пикапы на крышах до наступления темноты, когда навигация становилась все труднее. Вертолеты пролетели над обозначенной LZ, чтобы убедиться, что американцы не остались позади, а затем последние вертолеты (многие с низким уровнем топлива) направились к TF76, обнаруженному военно-морским флотом США Midway или USS Hancock и остановились. Все рейсы Air America прекратились к 21:00. Имея в своем распоряжении всего 20 хуэй (3 из которых были арестованы, брошены или повреждены на TF76), Air America перевезла более 1000 эвакуированных на территорию DAO, посольство или на корабли TF76.

Подразделение DAO

В 14:06 два вертолета UH-1E Huey с генералом Кэри и полковником Альфредом М. Греем-младшим (командир полковой десантной группы 4 (RLT4)) приземлились в Соединение DAO. Приближаясь к территории, Кэри и Грей воочию увидели огневую мощь PAVN, когда они обстреливали близлежащий аэропорт Таншоннят наземным, ракетным и артиллерийским огнем. Они быстро установили строгий командный пункт в рамках подготовки к прибытию морских CH-53 и наземных сил безопасности.

Первая волна из 12 CH-53 из HMH-462, загруженных командными группами BLT 2/4 «Альфа» и «Браво», рота F и усиленная рота H прибыли в комплекс DAO в 15:06, и морские пехотинцы быстро двинулись, чтобы усилить оборону периметра. Когда они приблизились, вертолеты приняли на себя огонь из винтовки и М-79 гранат от войск АРВН, но без видимых повреждений. Вторая волна из 12 CH-53 из HMH-463 приземлилась в DAO Compound в 15:15, привлекая остальных участников BLT. Вскоре после этого прибыла третья волна из двух CH-53 из HMH-463 и восьми USAF CH-53C и двух USAF HH-53 из 40-й аэрокосмической спасательной эскадрильи (все они работают с USS Midway).

" Группа командования «Альфа», две стрелковые роты и взвод 81-мм минометов были размещены вокруг здания штаба ДАО (Аламо) и прилегающих к нему зон высадки. Компании E и F занимали соответственно северную и южную части между штаб-квартирой DAO и Приложением DAO. Командная группа «Браво», состоящая из двух стрелковых рот и взводов 106-мм безоткатных орудий, взяла на себя ответственность за безопасность Пристройки ДАО и прилегающих к нему зон высадки. Компания G заняла восточную часть пристройки, в то время как компания H взяла на себя управление западной частью.

HMH-462 CH-53, загруженные эвакуированными, покинули комплекс, они выгрузили первых эвакуированных, доставленных операцией Frequent Ветер 15:40. Примерно в 17:30 генерал Кэри приказал эвакуировать 3-й взвод роты C из BLT 1/9, который 25 апреля высадился на территории DAO для оказания помощи морской охране. Между 19:00 и 21:00 генерал Кэри перебросил 3 взвода (130 человек) BLT 2/4 на территорию посольства, чтобы обеспечить дополнительную безопасность и помощь посольству.

В 19:30 генерал Кэри приказал это оставшиеся элементы, охраняющие Приложение, должны быть выведены в штаб-квартиру DAO (Аламо), где последний из эвакуированных будет ждать своего полета. После завершения новый оборонительный периметр охватывал только LZ 36 и Аламо. К 20:30 последних эвакуированных погрузили на вертолеты. После завершения эвакуации команд управления посадкой из пристройки и Аламо генерал Кэри приказал вывести наземные силы безопасности из комплекса DAO около 22:50. В 23:40 морпехи уничтожили спутниковый терминал, последнее средство связи DAO Compound с внешним миром. В 00:30 30 апреля термитные гранаты, ранее размещенные в выбранных зданиях, загорелись, когда два CH-53 покинули стоянку DAO с последними элементами BLT 2/4.

Посольство

Вид на посольство США с воздуха, Сайгон, показаны здание канцелярии (слева), автостоянка (в центре), комплекс консульства и посольство Франции (вверху) Последние военнослужащие морской безопасности высадились на USS Okinawa

25 апреля 40 морских пехотинцев 9-го MAB на USS Hancock были доставлены вертолетами Air America в гражданской одежде на территорию DAO для увеличения 18 морских охранников, которым поручено охранять посольство; еще шесть морских пехотинцев были назначены для защиты посла Мартина. Мартин сохранял оптимизм в отношении того, что может быть достигнуто урегулирование путем переговоров, по которому США не придется уходить из Южного Вьетнама, и, пытаясь предотвратить пораженчество и панику, он проинструктировал майора Джеймса Кина, командующего батальоном морской охраны и наземной поддержки. Командующий Силами посольство США, что он может начать удаление тамариндового дерева и других деревьев и кустарников, которые мешали использовать стоянку посольства в качестве зоны посадки вертолетов.

К утру 29 апреля это было По оценкам, около 10 000 человек собрались вокруг посольства, в то время как около 2 500 эвакуированных находились в посольстве и консульских учреждениях. Толпы препятствовали использованию автобусов для перевозки эвакуированных из посольства в комплекс DAO для эвакуации, а ворота посольства были закрыты, чтобы толпа не могла насквозь. Подходящие для эвакуации лица теперь должны были заявить о себе охранникам морской пехоты или сотрудникам посольства, укомплектованным стенами, и затем их перебросили через стены на территорию посольства. Среди прибывших в посольство были доктор Фан Куанг Шан, бывший заместитель премьер-министра и министр, ответственный за социальное обеспечение и расселение беженцев, и генерал-лейтенант Шан Ван Куанг.

с 10:00 до 12:00 Майор Кин и его морские пехотинцы вырубили тамаринд и другие деревья и переместили машины, чтобы создать зону зоны действия на стоянке посольства за зданием канцелярии. Два LZ теперь были доступны на территории посольства, крыша для UH-1 и CH-46 и новая парковка LZ для более тяжелых CH-53. Самолеты Air America UH-1 начали переправлять эвакуированных из других небольших сборных пунктов по всему городу и сбрасывать их на LZ на крыше посольства. В 15:00 были замечены первые CH-53, направлявшиеся к комплексу DAO в Таншоннят. Майор Кин связался с Седьмым флотом, чтобы сообщить им о своих требованиях к воздушным перевозкам, до этого времени флот считал, что все эвакуированные были доставлены автобусами из посольства в комплекс DAO и что для эвакуации посла потребуются только два вертолета. Мартин и морские пехотинцы из посольства.

Внутри посольства эвакуированные нашли все свободное пространство внутри посольства и эвакуированных, а некоторые сотрудники принялись брать алкоголь из магазинов посольства. Из вздымающейся мусоросжигательной печи на крыше посольства поплыли разведывательные документы и американская валюта, в большинстве своем обугленные; некоторые нет. Представитель посольства сообщил, что было сожжено более пяти миллионов долларов.

В 17:00 первый CH-46 приземлился у посольства. С 19:00 до 21:00 29 апреля около 130 дополнительных морских пехотинцев из 2-го батальона 4-го морского пехотинца были выведены из комплекса DAO для усиления охраны периметра посольства, в результате чего общее количество морских пехотинцев в посольстве достигло 175. Эвакуация из Строительство DAO Compound было завершено примерно к 19:00, после чего все вертолеты должны были быть доставлены в посольство; Майору Кину сообщили, что операции будут прекращены с наступлением темноты. Майор Кин сообщил, что LZ будет хорошо освещена, и чтобы машины передвигались по стоянке LZ с работающими двигателями и включенными фарами, чтобы освещать LZ. В 21:30 пилот CH-53 сообщил майору Кину, что адмирал Уитмайр, командующий оперативной группой 76, приказал прекратить операции в 23:00. Майор Кин встретился с послом Мартином, чтобы попросить его связаться с Овальным кабинетом, чтобы убедиться, что воздушные перевозки продолжаются. Посол Мартин вскоре сообщил майору Кину, что полеты будут продолжаться. В то же время генерал Кэри встретился с адмиралом Уитмайром, чтобы убедить его возобновить полеты в посольство, несмотря на усталость пилота и плохую видимость из-за темноты, пожаров и плохой погоды.

К 02:15 30 апреля один CH- 46 и один CH-53 приземлялись у посольства каждые 10 минут. В это время посольство сообщило, что еще 19 лифтов завершат эвакуацию. В то время майор Кин подсчитал, что в стране еще осталось около 850 эвакуированных неамериканцев и 225 американцев (включая морских пехотинцев), и посол Мартин сказал майору Кину сделать все, что в его силах. В 03:00 посол Мартин приказал майору Кину переместить всех оставшихся эвакуированных на стоянку LZ, которая была последним периметром морских пехотинцев. В 03:27 президент Джеральд Форд приказал разрешить не более 19 дополнительных лифтов для завершения эвакуации. В 04:30, когда уже было превышено ограничение в 19 подъемников, майор Кин отправился на крышу LZ и поговорил по радио с вертолета с генералом Кэри, который сообщил, что президент Форд приказал ограничить воздушную транспортировку американским персоналом. Затем майору Кину было приказано вывести своих людей в здание канцелярии и отойти на верхний LZ для эвакуации.

Майор Кин вернулся на первый этаж канцелярии и приказал своим людям отойти большим полукругом к зданию. главный вход в канцелярию. Большинство морских пехотинцев находились внутри канцелярии, когда толпа у посольства ворвалась через ворота на территорию. Морские пехотинцы закрыли и заперли дверь канцелярии, лифты были заперты Сиби на шестом этаже, а морпехи отошли на лестничные клетки, заперев за собой решетчатые ворота. На первом этаже цистерна с водой въехала в дверь канцелярии, и толпа начала хлынуть через здание к крыше. Морские пехотинцы на крыше запечатали двери и использовали Булаву, чтобы отговорить толпу от попыток прорваться. Спорадическая стрельба из окрестностей посольства прошла через крышу.

В 04:58 посол Мартин сел на борт USMC CH-46 Sea Knight, позывной Lady Ace 09 из HMM-165, и был доставлен на USS Blue Ridge. Когда леди Эйс-09 передала сообщение «Тигр отсутствует», экипажи вертолетов, которые все еще летали, думали, что миссия выполнена, и задерживали эвакуацию морских пехотинцев с крыши посольства. CH-46 эвакуировали десантную группу батальона к 07:00, и после тревожного ожидания прибыл одинокий CH-46 Swift 2-2 из HMM-164, чтобы эвакуировать майора Кина и десять оставшихся военнослужащих морской безопасности. Охранники, этот последний вертолет вылетел в 07:53 30 апреля и приземлился на USS Okinawa в 08:30.

В 11:30 танки PAVN ворвались в ворота Президентского дворца менее чем в 1 км от посольства и поднял флаг Вьетконга над зданием; Вьетнамская война закончилась.

Хаос на море

В ходе операции неизвестное количество вертолетов RVNAF вылетело из того, что осталось от Южного Вьетнама, к флоту. Около 12:00 пять или шесть RVNAF UH-1H и один из украденных ICCS UH-1H кружили вокруг Блю-Ридж. Пилоты RVNAF были проинструктированы после высадки своих пассажиров бросить свои вертолеты, а затем они будут подобраны одним из корабельных тендеров. Пилоту украденного ICCS Хьюи было приказано покинуть левую четверть корабля, но он, похоже, не хотел этого делать. Облетая корабль по правому борту, он спрыгнул со своего вертолета на высоте 40 футов (12 м).. Его вертолет развернулся и врезался в сторону Голубого хребта, прежде чем упасть в море. Хвостовой винт оторвался и врезался в двигатель самолета Air America Bell 205, который выполнял горячую дозаправку на вертолетной площадке в хвостовой части корабля. Пилот Air America выключил свой вертолет и покинул его, а через несколько мгновений RVNAF UH-1H попытался приземлиться на вертолетной площадке, заблокировал роторы Air America Bell, почти вытолкнув его за борт. Украденный Air America Bell 204 приземлился на Кирке, откуда пилоты ВМС США доставили его на Окинаву.

На корабли TF76 приземлилось так много вертолетов RVNAF, что около 45 UH-1 Hueys и как минимум один CH-47 "Чинук" были отброшены за борт, чтобы освободить место для посадки еще нескольких вертолетов. Другие вертолеты высадили своих пассажиров, а затем их пилоты бросили их в море рядом с кораблями, их пилоты выскочили в последний момент, чтобы их подобрали спасательные шлюпки.

Одно из наиболее заметных событий произошло на Midway, когда пилот RVNAF Cessna O-1 уронил записку на палубу корабля. перевозчик. В записке говорилось: «Можете ли вы переместить этот вертолет на другую сторону, я могу приземлиться на вашу взлетно-посадочную полосу, я могу лететь еще 1 час, у нас достаточно времени, чтобы двигаться. Пожалуйста, спасите меня. Майор Буанг, жена и пятеро детей». Командир Мидуэя, капитан Л.С. Чемберс приказал экипажу кабины экипажа освободить площадку для посадки; В ходе этого процесса вертолеты UH-1 Huey на сумму около 10 миллионов долларов были выброшены за борт в Южно-Китайское море. Как только палуба очистилась, майор Буанг подошел к палубе, подпрыгнул один раз, затем приземлился и вырулил, чтобы оставить свободное место. Майор Буанг стал первым пилотом RVNAF с неподвижным крылом, который когда-либо приземлился на авианосец. Вторая Cessna O-1 была также обнаружена USS Midway в тот же день.

В то же время Во время воздушной эвакуации десятки тысяч южновьетнамцев бежали в сторону TF-76 на джонках, сампанах и небольших судах. Буксиры MSC тянули баржи с людьми из порта Сайгон на TF-76. Флотилия из 26 ВМС Республики Вьетнам и других судов сконцентрировалась у острова Лонг Сон к юго-западу от Вангтау с 30 000 моряков, их семьями и другими гражданскими лицами на борту. Днем 30 апреля TF-76 отошел от побережья, забирая по пути еще больше беженцев. 2 мая оперативная группа 76, на борту которой находились эвакуированные из операции «Частый ветер» и 44 000 человек, эвакуированных морским путем, и группа ВМС RVN отправились в приемные пункты на Филиппинах и Гуаме.

Результаты эвакуации

Во время эвакуации с самолетов из Таншоннхута было эвакуировано 50 493 человека (в том числе 2 678 вьетнамских сирот). Пилоты морской пехоты налетали 1054 часа и совершили 682 боевых вылета в ходе операции Frequent Wind. Эвакуация персонала из комплекса DAO длилась девять часов и задействовала более 50 вертолетов морской пехоты и ВВС. В ходе вертолетной эвакуации из посольства были эвакуированы в общей сложности 395 американцев и 4475 граждан Вьетнама и третьих стран, а также 978 граждан США и 1120 граждан Вьетнама и третьих стран из посольства, в общей сложности 1373 американца, 5595 вьетнамцев и граждане третьих стран. Кроме того, вертолеты Air America и самолеты RVNAF доставили на корабли TF76 дополнительных эвакуированных. Многим из вьетнамских эвакуированных было разрешено въехать в Соединенные Штаты в соответствии с Законом о миграции и помощи беженцам из Индокитая.

. Около 400 эвакуированных остались в посольстве, в том числе более 100 южнокорейских граждан, среди которых был бригадный генерал, разведка шеф посольства Южной Кореи в Сайгоне. Южнокорейское гражданское население было эвакуировано в 1976 году, в то время как генерал Ри и два других дипломата находились в плену до апреля 1980 года. Сорок девять американцев, включая их иждивенцев, также остались или предпочли остаться в Сайгоне. Они были эвакуированы в Бангкок 1 августа 1976 года.

Хотя операция была успешной, изображения эвакуации символизировали расточительность и окончательную тщетность американского вмешательства во Вьетнам. Позже президент Форд назвал это «печальным и трагическим периодом в истории Америки», но заявил, что «нельзя не гордиться теми пилотами и другими людьми, которые проводили эвакуацию». Обещание Никсона мира с честью во Вьетнаме стало унизительным поражением, которое вместе с Уотергейтом способствовало кризису доверия, охватившему Америку на протяжении 1970-х годов.

Жертвы

Для операции такого размера и сложности, как Частый Ветер, потери были относительно небольшими. Капралы морской пехоты МакМахон и Джадж, убитые на территории DAO, были единственными военнослужащими США, погибшими во время операции, и последними жертвами наземных войск США во Вьетнаме. У морской пехоты AH-1J SeaCobra закончилось топливо во время поиска военного корабля США Окинава, и он бросил воду в море, два члена экипажа были спасены лодкой военного корабля США Кирк. CH-46F Swift 1-4 из HMM-164 с USS Hancock, которым управляли капитан Уильям К. Нистул и старший лейтенант Майкл Дж. Ши, потерпел крушение в море на подходе к кораблю после выполнения ночной спасательной операции на море и в воздухе. Двое зачисленных членов экипажа выжили, но тела пилотов не нашли. Причина крушения так и не была определена.

Мемориалы

Во время сноса посольства металлическая лестница, ведущая с крыши на вертолетную площадку, была удалена и отправлена ​​обратно в США, где сейчас он экспонируется в Президентском музее Джеральда Р. Форда.

. Cessna O-1 Bird Dog, которую майор Буанг приземлил на военном корабле «Мидуэй», теперь выставлен в Национальном музее военно-морской авиации в военно-морской авиабазе Пенсакола, Флорида. USS Midway - это корабль-музей в Сан-Диего. Lady Ace 09, серийный номер 154803 CH-46, теперь экспонируется в Музее авиации Flying Leatherneck в Сан-Диего, Калифорния.

В популярной культуре

Rooftop of 22 Gia Long Street в 2002 году

Днем 29 апреля 1975 года Хуберт ван Эс, фотограф из Сайгона для United Press International, сделал культовую фотографию операции «Частый ветер». Air America UH-1 на крыше забирает вьетнамских эвакуированных. Здание на фотографии представляло собой многоквартирный дом Pittman по адресу: 22 Gia Long Street (ныне 22 Lý Tự Trọng Street), который использовался в качестве резиденции для различных посольств, ЦРУ и сотрудников USAID. Его часто ошибочно принимают за посольство США. Фотография Хьюберта ван Эса часто используется в политических карикатурах, комментирующих внешнюю политику США.

Второй акт сценического мюзикла Мисс Сайгон изображает события, предшествовавшие и во время операции Frequent Ветер, главные герои (Крис и Ким) разделяются в результате эвакуации. Писатель Клод-Мишель Шенберг признал, что мюзикл был вдохновлен фотографиями эвакуации. Хью ван Эс считал, что мисс Сайгон незаконно присвоил его фотографию и рассматривал возможность судебного иска против шоу, но отказался от этого.

В 1996 году Эй, Арнольд! Специальное рождественское предложение, мистер Хён, арендатор который живет в здании, принадлежащем бабушке и дедушке Арнольда, рассказывает Арнольду историю своей пропавшей дочери, с которой он был разлучен с тех пор, как отдал ее американским солдатам, эвакуирующимся из его разрушенного войной города на вертолете. Хотя в эпизоде ​​прямо не говорится, что эта история основана на операции «Частый ветер», это ясно из контекста.

В Симпсонах в конце 16-го эпизода 6-го сезона «Барт против Австралии » Симпсоны эвакуируются из американского посольства, когда собираются разъяренные австралийцы. снаружи в сцене, напоминающей знаменитую фотографию Хьюберта ван Эса. Гомер спрашивает пилота вертолета, доставляют ли их на авианосец, и ему говорят, что «ближайшим судном является USS Walter Mondale. Это судно-прачечная».

Операция была тема документального фильма PBS 2014 г. Последние дни во Вьетнаме.

См. также

Ссылки

Эта статья включает общественности материалы домена с веб-сайтов или документов Корпуса морской пехоты США.

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Архивные коллекции

Other

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Operation Frequent Wind.
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:02:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте