Операция «Циклон»

редактировать
1979–1989 гг. Программа ЦРУ по финансированию исламских джихадистов в советско-афганской войне

Операция «Циклон»
Часть Советско-афганская война
Оперативный охватПродажа оружия, финансирование афганских моджахедов сил
МестоположениеАфганистан
ЗапланированоМежведомственной разведкой (ISI), Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Секретная разведывательная служба (MI6)
ЦельПравительство Афганистана и СССР силы вторжения
Дата1979–1989
Результат

Операция «Циклон» была кодовым названием для США Центрального разведывательного управления ( ЦРУ) программа по вооружению и финансированию моджахедов (афганских антисоветских боевиков) в Афганистан с 1979 по 1989 год, до и во время военной интервенции со стороны СССР в поддержку его клиента, Демократической Республика Афганистан. Моджахедов также поддержала британская MI6, которая проводила отдельные тайные акции. Программа в значительной степени была направлена ​​на поддержку воинствующих исламских групп, в том числе групп с джихадистскими связями, которые поддерживались режимом Мухаммада Зия-уль-Хака в соседнем Пакистане, а не другие, менее идеологические афганские группы сопротивления, которые также боролись с марксистски ориентированным режимом Демократической Республики Афганистан еще до советской интервенции.

Операция «Циклон» была одной из самых продолжительных и самая дорогая из когда-либо проводившихся секретных операций ЦРУ. Финансирование официально началось с 695 000 долларов в 1979 году, было резко увеличено до 20–30 миллионов долларов в год в 1980 году и выросло до 630 миллионов долларов в год в 1987 году, что было названо «крупнейшим наследством любого повстанческого движения третьего мира». Финансирование продолжалось (хотя и сокращалось) после вывода советских войск в 1989 году, поскольку моджахеды продолжали сражаться с войсками президента Мохаммада Наджибуллы во время гражданской войны в Афганистане (1989–1992).

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Программа
    • 2.1 Финансирование
  • 3 Последствия
  • 4 Критика
  • 5 Предполагаемые связи ЦРУ с бен Ладеном
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки

Предыстория

Коммунисты под руководством Нур Мухаммад Тараки захватили власть в Афганистане 27 апреля 1978 года. Новый режим, который был разделен между экстремистским Халком Тараки фракция и более умеренная Парчам - подписали договор о дружбе с Советским Союзом в декабре того же года. Усилия Тараки по улучшению светского образования и перераспределению земель сопровождались массовыми казнями (в том числе многих консервативных религиозных лидеров) и беспрецедентным в истории Афганистана политическим угнетением, вызвавшим восстание муджахидов мятежников.

После Во время всеобщего восстания в апреле 1979 года Тараки был свергнут соперником халька Хафизуллой Амином в сентябре. Иностранные наблюдатели считали Амина «жестоким психопатом»; Советы были особенно встревожены жестокостью покойного режима Халка и подозревали Амина в том, что он является агентом США Центрального разведывательного управления (ЦРУ), хотя это было не так.

В середине 1970-х годов сотрудники пакистанской разведки начали в частном порядке лоббировать США и их союзников с целью оказания материальной помощи исламистским повстанцам. Связи президента Пакистана Мухаммада Зия-уль-Хака с США были натянутыми во время президентства Джимми Картера из-за ядерной программы Пакистана и выполнения Зульфикар Али Бхутто в апреле 1979 года, но Картер еще в январе 1979 года сказал советнику по национальной безопасности Збигневу Бжезинскому и государственному секретарю Сайрусу Вэнсу, что жизненно важно " восстановить наши отношения с Пакистаном «в свете волнений в Иране.

По словам бывшего сотрудника ЦРУ Роберта Гейтса,« администрация Картера обратилась к ЦРУ... чтобы противостоять советской и кубинской агрессии в третий мир, особенно с середины 1979 года ". В марте 1979 года «ЦРУ направило несколько вариантов секретных действий, касающихся Афганистана, в SCC [Специальный координационный комитетСовета национальной безопасности США. На встрече 30 марта представитель Министерства обороны США Уолтер Б. Слокомб «спросил, есть ли смысл в том, чтобы продолжать афганское повстанческое движение,« затягивая Советы во вьетнамское болото »? «Когда его попросили прояснить это замечание, Слокомб объяснил:« Ну, вся идея заключалась в том, что если Советы решат нанести удар по этому ребенку дегтя [Афганистан], мы были бы заинтересованы в том, чтобы они застряли ». Но в меморандуме от 5 апреля сотрудника национальной разведки Арнольда Хорелика предупреждалось: «Тайные действия повысят издержки для Советов и воспламенит мусульманское мнение против них во многих странах. Риск заключался в том, что существенная программа тайной помощи США может поднять ставки и побудить Советы должны вмешиваться более прямо и энергично, чем предполагалось ».

В мае 1979 года официальные лица США начали тайно встречаться с лидерами повстанцев через контакты с правительством Пакистана. Бывший пакистанский военный чиновник утверждал, что он лично представил сотрудника ЦРУ Гулбуддину Хекматияру в том же месяце (запросы Закона о свободе информации о записях, описывающих эти встречи, были отклонены). Дополнительные встречи были проведены 6 апреля и 3 июля, и в тот же день, что и вторая встреча, Картер подписал «президентское« заключение », которое« разрешало ЦРУ потратить чуть более 500 000 долларов »на нелетальную помощь моджахедам. что «казалось в то время маленьким началом».

К декабрю 1979 года правительство Амина потеряло контроль над большей частью Афганистана, что побудило Советский Союз вторгнуться в страну, казнить Амина, и назначить лидера Парчама Бабрака Кармаля президентом.

Позже Бжезинский утверждал, что «мы не заставляли русских вмешиваться, но мы сознательно увеличили вероятность того, что они это сделают». По словам Бжезинского, к середине 1979 года он убедился, что Советы собираются вторгнуться в Афганистан независимо от политики США из-за неспособности администрации Картера агрессивно отреагировать на советскую деятельность в Африке, но - несмотря на риск непредвиденные последствия - поддержка моджахедов могла бы стать эффективным способом предотвращения советской агрессии за пределами Афганистана (особенно в родной Польше Бжезинского). Ученые обсуждают полное значение того, что США отправили помощь моджахедам перед вторжением. Некоторые утверждают, что это прямо и даже преднамеренно спровоцировало Советский Союз на ввод войск.

Брюс Ридель, однако, считает, что помощь США была предназначена прежде всего для улучшения отношений США с Пакистаном, в то время как Стив Колл утверждает: «Современные меморандумы - особенно те, что были написаны в первые дни после советского вторжения - ясно показывают, что, хотя Бжезинский был полон решимости противостоять Советскому Союзу в Афганистане путем тайных действий, он также очень волновался, что Советы победят.... Учитывая эти доказательства, а также огромные политические издержки и расходы на безопасность, которые вторжение наложило на администрацию Картера, любое утверждение о том, что Бжезинский заманил Советы в Афганистан, вызывает глубокий скептицизм ». Сам Картер заявил, что поощрение советского вторжения «не было моим намерением». Гейтс вспоминал: «Никто в администрации Картера не хотел, чтобы Советский Союз вторгся в Афганистан, и никто, насколько я могу по крайней мере припомнить, никогда не выступал за попытки склонить их к вторжению... Только после советского вторжения некоторые выступали за то, чтобы Советский Союз сделал это. кровоточат в их собственном Вьетнаме ».

Картер выразил удивление по поводу вторжения в декабре 1979 года. По словам Риделя, в 1978 и 1979 годах в разведывательном сообществе США было единодушное мнение, подтвержденное лишь 29 сентября 1979 года, что «Москва не будет вмешиваться в силу, даже если казалось вероятным, что правительство Халка вот-вот рухнет». Действительно, дневниковые записи Картера с ноября 1979 года до советского вторжения в конце декабря содержат только два коротких упоминания об Афганистане и вместо этого озабочены продолжающимся кризисом с заложниками в Иране.

На Западе - советское вторжение в Афганистан. считалось угрозой глобальной безопасности и запасам нефти Персидского залива. Более того, неспособность точно предсказать намерения СССР заставила американских официальных лиц переоценить советскую угрозу как для Ирана, так и для Пакистана, хотя теперь известно, что эти опасения были преувеличены. Например, американская разведка внимательно следила за советскими учениями по вторжению в Иран в течение 1980 года, в то время как более раннее предупреждение Бжезинского о том, что «если Советы придут к господству в Афганистане, они могут продвинуть отдельный Белуджистан... [таким образом ] расчленение Пакистана и Ирана "приобрело новую актуальность.

После вторжения Картер был полон решимости отреагировать решительно. В телевизионном выступлении он объявил о санкциях против Советского Союза, пообещал возобновить помощь Пакистану и обязал США защищать Персидский залив. Картер также призвал к бойкоту летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, что вызвало ожесточенные споры. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер с энтузиазмом поддержала жесткую позицию Картера, хотя британская разведка полагала, что «ЦРУ слишком панически настроено по поводу советской угрозы Пакистану».

Хотя Гейтс описал директора Центральная разведка (DCI) Стэнсфилд Тернер и Оперативное управление (DO) ЦРУ рассматривают «несколько вариантов усовершенствования», включая прямую поставку оружия из США к моджахедам через ISI - еще в конце августа 1979 г., и неназванный помощник Бжезинского признал в беседе с Селигом С. Харрисоном, что номинально «несмертельная» помощь США моджахедам включала способствовавшие поставкам оружия третьими сторонами, Колл, Харрисон, Ридель и тогдашний руководитель отдела Ближнего Востока и Южной Азии Министерства обороны США - Чарльз Коган - все заявляют, что никакое поставляемое США оружие не предназначено для моджахеды прибыли в Пакистан до января 1980 г., после того как Картер внес поправки в свои идентичный вывод, включающий положения о летальном исходе в конце декабря 1979 года.

Направление политики США на время войны было определено Картером в начале 1980 года: Картер инициировал программу вооружения моджахедов через пакистанскую ISI. и заручился обещанием Саудовской Аравии, чтобы соответствовать финансированию США для этой цели. Поддержка моджахедов со стороны США усилилась при преемнике Картера Рональде Рейгане, что обошлось налогоплательщикам США примерно в 3 миллиарда долларов. Решение направить помощь США через Пакистан привело к массовому мошенничеству, поскольку оружие, отправленное в Карачи, часто продавалось на местном рынке, а не доставлялось афганским повстанцам; Вскоре Карачи «стал одним из самых жестоких городов мира». Пакистан также контролировал, какие повстанцы получали помощь: из семи групп моджахедов, поддерживаемых правительством Зии, четыре исповедовали исламские фундаменталистские убеждения - и эти фундаменталисты получили большую часть финансирования. Несмотря на это, Картер не выразил сожаления по поводу своего решения поддержать то, что он все еще считает «борцами за свободу» в Афганистане.

Программа

Боец сопротивления моджахедов стреляет из SA-7, 1988.

Основными сторонниками первоначальной программы были конгрессмен из Техаса Чарли Уилсон ; Майкл Г. Викерс, молодой военизированный офицер ЦРУ; и Густ Авракотос, региональный глава ЦРУ, который установил тесные отношения с Уилсоном. Их стратегия заключалась в обеспечении широкого сочетания оружия, тактики и логистики, а также программ обучения, чтобы повысить способность повстанцев вести партизанскую войну против Советского Союза. Первоначально, чтобы избежать обнаружения причастности США, программа поставляла повстанцам только вооружение советского производства. Этот план стал возможен благодаря молчаливой поддержке Израиля, который захватил большие запасы оружия советского производства во время войны Судного дня и согласился тайно продать его ЦРУ, а также Египту, которая недавно модернизировала свою армию за счет оружия, закупленного у западных стран, передавая моджахедам старое оружие советского производства. После 1985 года, когда администрация Рейгана объявила, что будет поддерживать антисоветские движения сопротивления во всем мире (в том, что теперь известно как доктрина Рейгана ), отпала необходимость скрывать происхождение оружия; Высокопоставленный чиновник Пентагона Майкл Пиллсбери успешно выступил за предоставление афганскому сопротивлению оружия американского производства, в том числе большого количества ракет Stinger.

Распределение вооружения в значительной степени полагался на пакистанского президента Мохаммада Зия уль-Хака, который имел личные отношения с конгрессменом Вильсоном. Его Межведомственная разведка (ISI) была посредником в распределении средств, передаче оружия, военной подготовке и финансовой поддержке афганских групп сопротивления. Наряду с финансированием аналогичных программ от британской MI6 и SAS, Саудовской Аравии и Китайской Народной Республики, ISI вооружила и обучила более 100000 повстанцев в период с 1978 года. и 1992. Они призвали добровольцев из арабских государств присоединиться к афганскому сопротивлению в его борьбе против советских войск, базирующихся в Афганистане.

МИ-6 поддержала одну из жестких исламских группировок, которыми командует Ахмад Шах Масуд, которого они считали эффективным бойцом. Несмотря на сомнения ЦРУ в отношении Масуда, он стал ключевым союзником МИ-6; МИ-6 ежегодно отправляла к Масуду и его бойцам миссию из двух своих офицеров, а также военных инструкторов. Из оружия, переданного тайно, большинство из них было старой британской армией Ли Энфилдс, часть которого была закуплена на складе индийской армии, которая оказалась популярной среди афганских групп сопротивления. Лимпетские мины, взрывчатые вещества, радио, разведка и около пятидесяти пусковых установок Blowpipe Missile с 300 ракетами были отправлены афганскому сопротивлению. Специальная воздушная служба тем временем проводила жизненно важную подготовку сопротивления внутри и за пределами Афганистана.

Вся поддержка суннитских моджахедов направлялась через правительство Пакистана, учитывая, что шиитские моджахеды имели тесные связи в Иран в то время. Учитывая американо-иранскую напряженность в этот период, правительство США оказывало помощь исключительно суннитским моджахедам в Афганистане.

По сообщениям, гражданский персонал из США Государственный департамент и ЦРУ в это время часто посещали афгано-пакистанский пограничный район, и США щедро помогали афганским беженцам. Директор ЦРУ Уильям Кейси тайно посещал Пакистан много раз, чтобы встретиться с офицерами ISI, управляющими моджахедами, и лично наблюдал за тренировками партизан по крайней мере один раз. Колл сообщает, что

Кейси поразил своих пакистанских хозяев, предложив им перенести афганскую войну на вражескую территорию - в сам Советский Союз. Кейси хотел направить через Афганистан подрывную пропаганду в южные республики Советского Союза, где преобладали мусульмане. Пакистанцы согласились, и ЦРУ вскоре предоставило тысячи Коранов, а также книги о советских зверствах в Узбекистане и трактаты об исторических героях узбекского национализма, по словам пакистанских и западных официальных лиц.

Другие прямые контакты между правительством США и моджахеды, в том числе ЦРУ, отправляли Хекматияра в Соединенные Штаты, где его принимал чиновник Госдепартамента Залмай Хализад. Хекматияра пригласили на встречу с президентом Рейганом, но он отказался и был заменен на конференции в Белом доме в октябре 1985 года моджахедами Юнисом Халисом, который публично пригласил Рейгана принять ислам. Агент ЦРУ Ховард Харт установил личные отношения с Абдул Хаком, что привело к афганской встрече с Рейганом и Маргарет Тэтчер. Помощник министра обороны Ричард Армитедж регулярно встречался с моджахедами, в частности, Бурхануддином Раббани. Также известно, что агенты ЦРУ выплачивали прямые денежные выплаты Джалалуддину Хаккани.

Зенитная ракета Stinger американского производства, поставленная моджахедам в очень больших количествах начиная с 1986 года, нанесла решающий удар. к советским военным усилиям, поскольку они позволяли легко вооруженным афганцам эффективно защищаться от посадки советских вертолетов в стратегических районах. Стингеры были настолько известны и смертоносны, что в 1990-х годах США провели программу выкупа, чтобы неиспользованные ракеты не попали в руки антиамериканских террористов. Эта программа могла быть тайно возобновлена ​​после вторжения США в Афганистан в конце 2001 года из-за опасений, что оставшиеся «Стингеры» могут быть использованы против американских сил в стране.

Программа Рейгана помогла положить конец советской оккупации Афганистана, когда Советы не смогли подавить мятеж. 20 июля 1987 года о выводе советских войск из страны было объявлено в соответствии с переговорами, приведшими к Женевским соглашениям 1988, причем последние советские войска ушли 15 февраля 1989 года. Советские войска потеряли более 14 000 человек убитыми и пропавшими без вести и более 50 000 ранеными. Вывод помог ускорить распад самого Советского Союза.

Финансирование

Встреча президента Рейгана с лидерами афганских моджахедов в Овальном кабинете в 1983 г.

США предложили два пакета экономической помощи и военных продаж, чтобы поддержать роль Пакистана в войне против советских войск в Афганистане. Первый шестилетний пакет помощи (1981–1987 гг.) Составил 3,2 миллиарда долларов США, поровну разделенных между экономической помощью и военными продажами. США также продали Пакистану 40 самолетов F-16 в период с 1983 по 1987 годы на сумму 1,2 миллиарда долларов, не входящую в пакет помощи. Второй шестилетний пакет помощи (1987–1993 гг.) Составил 4,2 миллиарда долларов. Из них 2,28 миллиарда долларов были выделены на экономическую помощь в форме грантов или займов с процентной ставкой 2–3%. Остальная часть ассигнований (1,74 миллиарда долларов) была предоставлена ​​в виде кредита на военные закупки. Более 20 миллиардов долларов США было направлено в страну для обучения и вооружения афганских групп сопротивления.

Финансирование программы ежегодно увеличивалось из-за лоббирования со стороны видных американских политиков и правительственных чиновников, таких как Чарльз Уилсон, Гордон Хамфри, Фред Икл и Уильям Кейси. При администрации Рейгана поддержка со стороны США афганских моджахедов превратилась в центральный элемент внешней политики США, получивший название Доктрина Рейгана, в которой США оказывали военную и другую поддержку антикоммунистическим партиям. движения сопротивления в Афганистане, Анголе и Никарагуа.

Моджахеды получили расширенную военную поддержку со стороны США, Саудовской Аравии, Пакистана, Соединенное Королевство и другие мусульманские страны. Саудовская Аравия, в частности, согласилась сопоставить доллар с деньгами, которые ЦРУ отправляло моджахедам. Когда выплаты Саудовской Аравии задерживались, Вильсон и Авракотос летели в Саудовскую Аравию, чтобы убедить монархию выполнить свои обязательства.

Уровни поддержки различных афганских фракций были разными. ISI имела тенденцию поддерживать энергичных исламистов, таких как Хекматияра Хезб-и-Ислами и Хаккани. Некоторые американцы согласились. Однако другие поддерживали относительных умеренных, таких как Ахмед Шах Масуд. Среди них были два внешнеполитических аналитика Heritage Foundation, Майкл Джонс и Джеймс А. Филлипс, которые защищали Масуда как лидера афганского сопротивления, наиболее достойного поддержки США в соответствии с доктриной Рейгана. 50>

Последствия

После вывода советских войск США переместили свои интересы с Афганистана. Американское финансирование Хекматияра и его партии "Хезб-и-Ислами" было немедленно прекращено. США также сократили помощь афганским беженцам в Пакистане.

В октябре 1990 года президент США Джордж Буш отказался подтвердить, что Пакистан не обладает ядерным взрывным устройством, что повлекло за собой введение санкции против Пакистана в соответствии с Поправкой Пресслера (1985) к Закону о внешней помощи (1961). Это привело к срыву второго пакета помощи, предложенного в 1987 году, и прекращению экономической помощи и военных продаж Пакистану, за исключением экономической помощи, которая уже направлялась в Пакистан. Также были прекращены военные продажи и программы обучения, и некоторых пакистанских офицеров, проходивших обучение в США, попросили вернуться домой.

Еще в 1991 году Чарли Уилсон убедил Комитет по разведке Палаты представителей продолжил финансирование моджахедов, предоставив им 200 миллионов долларов на 1992 финансовый год. С соответствующими фондами из Саудовской Аравии это составило 400 миллионов долларов на тот год. Афганским племенам также было доставлено оружие, захваченное США в Ираке во время войны в Персидском заливе.

Критика

Критики утверждают, что финансирование моджахедов сыграло роль в совершении атак 11 сентября..

Правительство США подверглось критике за то, что оно позволило Пакистану направить непропорционально большую сумму своего финансирования скандальному Хекматияру, которого пакистанские официальные лица считали «своим человеком». Хекматияра критиковали за убийство других моджахедов и нападения на гражданское население, включая обстрел Кабула из оружия, поставленного американцами, в результате чего пострадали 2000 человек. Хекматияр был дружен с Усамой бен Ладеном, основателем Аль-Каиды, который проводил операцию по оказанию помощи «афганским арабам » добровольцам, сражавшимся в Афганистане., называемый Мактаб аль-Хадамат. Встревоженный его поведением, лидер Пакистана генерал Зия предупредил Хекматияра: «Именно Пакистан сделал его афганским лидером, и именно Пакистан может в равной степени уничтожить его, если он продолжит вести себя плохо». ЦРУ и Госдепартамент подвергались критике за публикацию учебников, направленных на воспитание детей с расизмом и ненавистью к иностранцам и немусульманским афганцам. ЦРУ и Госдепартамент подвергались критике за их прямые отношения с Хекматиаром, помимо контактов с ISI, несмотря на то, что он был одним из ведущих контрабандистов героина в регионе.

В конце 1980-х премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, обеспокоенная растущей силой исламистского движения, сказала президенту Джорджу Х.В. Бушу : «Вы создаете Франкенштейна."

. Критики утверждают, что финансирование моджахедов сыграло роль в организации атак 11 сентября, и ряд политических обозревателей охарактеризовали атаки Аль-Каиды как «ответный удар "или непреднамеренным последствием американской помощи моджахедам.

Предполагаемые связи с помощью ЦРУ Бен Ладену

Некоторые утверждали, что бен Ладен и Аль-Каида были бенефициарами помощи ЦРУ. Это оспаривается такими экспертами, как Coll, который отмечает, что рассекреченные записи ЦРУ и интервью с ЦРУ офицеры не поддерживают такие утверждения - и Питер Берген, который утверждает: «Теория о том, что бен Ладен был создан ЦРУ, неизменно выдвигается как аксиома без каких-либо подтверждающих доказательств». Берген настаивает на том, что финансирование США пошло. афганским моджахедам, а не арабским добровольцам, прибывшим для оказания им помощи.

Однако сэр Мартин Эван отметил, что афганские арабы " косвенно извлекали выгоду из финансирования ЦРУ через ISI и организации сопротивления », и что« было подсчитано, что до 35000 «арабов-афганцев», возможно, прошли военную подготовку в Пакистане по ориентировочной стоимости 800 миллионов долларов до 1988 года включительно ». Некоторыми из самых крупных афганских бенефициаров ЦРУ были арабские командиры, такие как Хаккани и Хекматияр, которые были ключевыми союзниками бен Ладена на протяжении многих лет. Хаккани - один из ближайших соратников бен Ладена в 1980-х годах - получал прямые денежные выплаты от агентов ЦРУ без посредничества ISI. Этот независимый источник финансирования дал Хаккани непропорционально большое влияние на моджахедов. Хаккани и его сеть сыграли важную роль в формировании и росте Аль-Каиды: Джалалхуддин Хаккани позволил бен Ладену обучать добровольцев моджахедов на территории Хаккани и построить там обширную инфраструктуру.

См. также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:00:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте