Открытый онлайн-каталог

редактировать

онлайн-каталог общего доступа, часто сокращенно OPAC и часто синонамный библиотечный каталог, представляет собой онлайн-базу данных материалов, находящихся в библиотеке или группе библиотек. Онлайн-каталоги произошли от аналоговых карточных каталогов и аналогичным образом позволяют осуществлять поиск в библиотечной коллекции книг и других материалов.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранний доступ к сети
    • 1.2 Застой и недовольство
    • 1.3 Каталоги нового поколения
  • 2 Объединенные каталоги
  • 3 Связанные системы
  • 4 См. Также
  • 5 Источники
История

Ранний доступ к сети

Скриншот меню Dynix. Впервые представленная в 1983 году, Dynix была одной из первых и самых популярных систем автоматизации коммерческих библиотек, когда-либо выпущенных, и почти двадцать лет доминировала в библиотеках по всему миру.

Хотя несколько экспериментальных систем существовало еще в 1960-х годах, первые крупные системы были Интернет-каталоги в масштабе были разработаны в Государственном университете Огайо в 1975 году и в Публичной библиотеке Далласа в 1978 году.

Эти и другие ранние системы онлайн-каталогов, как правило, точно отражали карточные каталоги, которые они должны были заменить. Используя специальный терминал или клиент telnet, пользователи могли выполнять поиск по нескольким предварительно скоординированным индексам и просматривать полученный результат почти так же, как они ранее перемещались по каталогу карточек.

На протяжении 1980-х годов количество и изощренность онлайн-каталогов росли. Появились первые коммерческие системы, которые к концу десятилетия в значительной степени заменят системы, созданные самими библиотеками. Библиотечные каталоги начали предоставлять улучшенные механизмы поиска, в том числе логический поиск и поиск по ключевым словам, а также вспомогательные функции, такие как возможность удерживать элементы, которые были извлечены.

В то же время библиотеки начали разрабатывать приложения для автоматизации покупки, каталогизации и распространения книг и других библиотечных материалов. Эти приложения, известные под общим названием интегрированная библиотечная система (ILS) или система управления библиотекой, включали онлайн-каталог в качестве общедоступного интерфейса для инвентаризации системы. Большинство библиотечных каталогов тесно связаны с лежащей в их основе системой ILS.

Застой и неудовлетворенность

В 1990-е годы в развитии онлайн-каталогов наблюдался относительный застой. Хотя более ранние символьные интерфейсы были заменены интерфейсами для Интернета, дизайн и лежащая в основе технология поиска большинства систем не продвинулись далеко вперед по сравнению с тем, что было разработано в конце 1980-х. вне библиотек начали разрабатывать более сложные системы поиска информации. Системы веб-поиска, такие как Google и популярные сайты электронной коммерции, такие как Amazon.com, предоставляли более простые в использовании (но более мощные) системы, которые могли предоставлять результаты поиска с ранжированием по релевантности с использованием вероятностных и векторных запросы на основе.

До того, как Интернет стал широко использоваться, онлайн-каталог часто был первой библиотекой информационно-поисковой системы, с которой когда-либо сталкивались пользователи. Теперь, привыкшие к поисковым машинам в Интернете, новые поколения пользователей библиотек все больше недовольны сложными (и часто загадочными) механизмами поиска старых систем онлайн-каталогов.

Это, в свою очередь, привело к громкой критике этих систем в самом библиотечном сообществе, а в последние годы к разработке новых (часто называемых «следующего поколения») каталогов.

Каталоги нового поколения

Новое поколение систем библиотечных каталогов отличается от более ранних OPAC тем, что в них используются более сложные технологии поиска, включая ранжирование по релевантности и фасеточный поиск, а также функции, предназначенные для при более активном взаимодействии пользователей с системой, включая добавление тегов и обзоров. Эти новые функции сильно зависят от существующих метаданных, которые могут быть плохими или несовместимыми, особенно для старых записей.

Новые платформы каталогов могут быть независимыми от интегрированной библиотечной системы (ILS) организации, вместо этого предоставляя драйверы, которые позволяют синхронизировать данные между двумя системами. В то время как исходные интерфейсы онлайн-каталогов создавались почти исключительно поставщиками ILS, библиотеки все чаще искали каталоги следующего поколения, созданные поисковыми компаниями компаниями и проектами программного обеспечения с открытым исходным кодом, часто возглавляемыми библиотеками. самих себя. Однако затраты, связанные с этими новыми системами, замедлили их внедрение, особенно в небольших учреждениях.

Объединенные каталоги

Хотя библиотечные каталоги обычно отражают фонды одной библиотеки, они также могут содержать фонды группы или консорциума библиотек. Эти системы, известные как объединенные каталоги, обычно предназначены для помощи в получении книг и других материалов среди организаций-членов через межбиблиотечный абонемент. Примеры каталогов этого типа включают COPAC, SUNCAT, NLA Trove, City of Cape Town library OPAC и WorldCat, отражающие коллекции библиотек по всему миру.

Связанные системы

Существует ряд систем, которые имеют много общего с библиотечными каталогами, но традиционно отличаются от них. Библиотеки используют эти системы для поиска предметов, которые традиционно не входят в каталог библиотеки.

К ним относятся библиографические базы данных, такие как Medline, ERIC, PsycINFO и многие другие, которые индексируют журнал статьи и другие данные исследований. Существует также ряд приложений, предназначенных для управления документами, фотографиями и другими оцифрованными или цифровыми элементами, такими как Digital Commons и DSpace. В частности, в академических библиотеках эти системы (часто известные как системы цифровых библиотек или институциональных репозиториев ) помогают сохранять документы, созданные преподавателями и студентами.

См. Также
Ссылки
  1. ^Borgman C (1996). «Почему по-прежнему трудно использовать онлайн-каталоги?» (PDF). Журнал Американского общества информационных наук. 47 (7): 499. doi : 10.1002 / (sici) 1097-4571 (199607) 47: 7 <493::aid-asi3>3.3.co; 2-y.
  2. ^Хусейн Р., Алам Ансари М. (2006). «От каталога карт к веб-OPAC». Бюллетень информационных технологий DESIDOC. 26 (2): 41–7. doi : 10.14429 / dbit.26.2.3679.
  3. ^Боргман C (1996), 493-503.
  4. ^Антельман К., Лайнема Э., Пейс А.К. (2006). "На пути к библиотечному каталогу XXI века". Информационные технологии и библиотеки. 25 (3): 128–139. doi : 10.6017 / ital.v25i3.3342.
  5. ^Breeding M (2008). «Автоматизация открытых библиотек». Отчеты по библиотечной технологии. 44 (8): 5–10.
  6. ^Гансеман Дж. (2015). Реорганизация устаревшего каталога библиотеки: пример из практики (PDF). IAML 2015. Нью-Йорк, США.
  7. ^«Факты и статистика WorldCat». Интернет-центр компьютерной библиотеки. 2009. Проверено 4 ноября 2009 г.
Последняя правка сделана 2021-06-01 12:11:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте